,,Знай и люби свой город."
методическая разработка (старшая группа) по теме

Проблема.

Большое значение для познавательного и социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, прославившими Великий Новгород. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Великого Новгорода. 

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих мою группу, я выяснила, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют  недостаточно знаний освоём городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. 

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для моей группы, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

Дошкольное детство- время становления личности. Осозновая своё ,, я ", ребёнок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются  постепенно с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого- родственники, дом, город, родные места.

К.Д. Ушинский говорил: ,,Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек  более знаком со своим Отечеством ... , а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится."

,, Знать- значит любить" говорится в русской поговорке. Поэтому я и начинаю знакмить детей с Великим Новгородом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ, помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. 

Освоение этих знаний возможно при целеноправленном систематичном участие в образоватильном процессе педагогов, сотрудников МАДОУ, родителей, воспитанников.

Таким образом, я сформулировала цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта ,,Знай и люби свой город."

Проект расчитан на два года для детей старшей и подготовительной групп.

Цель.

Сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к  культурным ценностям города, увство уваженя к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Великого Новгорода через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.

Целивая группа.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.

Задачи.

  1.  Разработать и апробировать модифицированную программу ознакомления детей с родным городом.
  2.  Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познокомить детей с историей города и его культурными ценностями.
  3. Пополнить методическое и дидактитечское сопровождение по разделу ,, Ребёнок входит в мир социальных отношений", дополнить его региональным компонентом.
  4. Вовлекать в  учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников повышать родительскую компетентность в облости истории и культуры родного города.

Прогнозируемый результат.

  1. Разработанная и апробированная модифицированная программа ,,Ознакомление детей с родным городом".
  2. Обогащённые и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  3. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  4. Разработанное методическое  и дидактическое сопровождене по данному разделу.

          Критерии.

  1. Диагностика уровня сформированности знаний и представлений детей.
  2. Анкета для родителей.

​Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую компитентность в вопросах истории, культуры Великого Новгорода, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя новгородцем. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Я считаю данный проект универсальным. Его возможно реализовывать в условиях большинства дошкольных учереждений. Сведения о городе, знаменитых жителях новгородчины доступны и  интересны не только детям, но и взрослым.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей. 

Первый этап- подготовительный.

  1. Анкетирование родителей, их знаний и представлений о родном городе, его истории, достопремечательностях.
  2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  3. Повышение компетентности педагогов группы по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и представлений о родном городе.

Второй этап- основной.

  1. Еженедельные беседы с детьми в соответствии с перспективным планом модифицированной программы ,,Знай и люби свой город".
  2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  3. Совместные мероприятия с детьми младшего возроста.
  4. Экскурсии по району, городу.
  5. Пополнение развивающей среды.
  6. Выставка детских работ семейных коллекций.
  7. Участие в городском конкурсе ,,Новгородский лес- наше богадство".
  8. Выпуск газеты ,,И это всё о нас".

Третий этап- итоговый.

  1. Итоговое диагностирование детей.
  2. Повторное анкетирование родителей.
  3. Круглый стол ,,Взаимодействие детского сада и семьи в развитии познавательного интереса у детей к истории и культуре Великого Новгорода.

 

                                          КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)


 

  
  

тения

  Неделя

Образовательная деятельность

Формы работы

 

СЕНТЯБРЬ

 

I н.

Диагностика

 

II н.

«Мой дом»

Закреплять знания детей о жилище человека, интерьере горницы, предметах народного быта. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.

Развлечение «Новгородская горница»

III н.

«Улица на которой я живу»

Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улицы. Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города.

Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц»

IV н.

«Первые улицы города»

Формировать элементарные предоставления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой.

Знакомство с картой Великого Новгорода

 

ОКТЯБРЬ

 

I н.

«Здания Великого Новгорода»

Обобщать и систематизировать знания данные о разнообразии зданий родного города.

Викторина «Сюда идут и стар и млад»

 II н.

«Традиции города»

Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиции своего края.

Совместный осенний праздник с родителями

III н.

«История возникновения Великого Новгорода»

Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города.

Клубное мероприятие «Город на Волхове»

IV н.

«Геральдика Новгорода»

Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни.

Рассказ «символика Новгорода»

 

НОЯБРЬ

 

I н.

«Река Волхов»

Обогатить знания детей о реке Волхов.

Клубное мероприятие «Течет река Волхов»

II н.

«Памятники архитектуры»

Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города. Формировать представление о прошлом и настоящем зданий. Воспитывать гордость за культуру своего края.

Беседа «Какой красивый дом»

III н.

«Памятники архитектуры»

Уточнить и систематизировать сведения детей об особенностях архитектуры. Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Рассказ воспитателя о железнодорожном вокзале

IV н.

«КВН»

Обобщить знания детей о Великом Новгороде. Воспитать умение работать в команде.

 

 

ДЕКАБРЬ

 

I н.

«Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства. Воспитать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего края.

Мини-музей «Александр Невский, Рахманинов, Арсений кочетов и т.д.

II н.

«Знаменитые люди города»

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой родной город.

Литературная викторина

 

III н.

«Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

(продолжение)

 

 

ЯНВАРЬ

 

II н.

«Дорога к храму»

Уточнить и систематизировать сведения детей об особенностях архитектуры Софийского собора. Воспитать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Рассказ воспитателя о Софийском соборе

III н.

«Новгород театральный»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Расширять знания детей о театре им. Достоевского и Малого. Формировать познавательный интерес, желание посещать театр.

Беседа «Театр начинается с вешалки»

IV н.

«Новгород театральный»

(продолжение)

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

I н.

«Новгород театральный»

(продолжение)

Игра «Самый умный театрал»

II н.

Новгородский краеведческий музей

Расширить и дополнить знания детей о музее. Формировать познавательный интерес к музею. Активизировать потребность в обмене информацией о родном крае.

Рассказ о музее

Занятие в музее

III н.

«Новгородский музей Изобразительного искусства»

Расширить и дополнить знания детей.

Беседа о музее

Целевая прогулка к музею

IV н.

«Новгородский зал воинской славы»

Познакомить детей с экспозицией выставочного зала. Подвести к осознанию миротворческих функции российской армии в годы ВОВ.

Рассказ воспитателя «Чтим память»

Экскурсия в зал Воинской славы

 

МАРТ

 

I н.

«Библиотеки города»

Формировать знания о библиотеках, как источники добывания знаний.

Экскурсия в библиотеку «Читай город»

II н.

«Дино- Лэнд»

Упражнять детей в составлении описательных загадок.

Составление рассказа из опыта фотовыставки «Я в Дино- Лэнде»

III н.

Детская комната «НЕПОСЕДЫ»

Формировать правила поведения в общественных местах.

 День рождения в комнате   «Непоседы», ТЦ «Гранд»

IV н.

Путешествие по выставке «Удивительные животные» («Дом Молодежи»)

Воспитывать экологически грамотное отношение к животным.

Игра – путешествие

 

АПРЕЛЬ

 

I н.

«Парк города»

Обобщать и систематизировать знания детей о Кремлевском парке.

Прогулка в парке

II н.

«Скульптуры города»

Познакомить детей с скульптурами города.

Рассказ «Давайте познакомимся»

III н.

«Памятники города»

Познакомить детей с историческими памятниками Великого Новгорода.

Выступление детей и родителей с рассказами о памятниках

IV н.

«Памятники города»

(продолжение)

 

 

МАЙ

 

I н.

«Искусство»

Воспитывать интерес к народно- прикладному искусству новгородчины.

Мастер –класс «Красота вокруг нас»

II н.

«Композиторы Новгорода»

Познакомить с композиторами Рахманинов, Аренский.

Рассказ музыкального руководителя

III н.

«Художники Новгорода»

Познакомить с новгородскими художниками.

ИЗО

IV н.

«Поэты и писатели Новгорода»

Познакомить с творчеством известных людей.

Литературные ч

 

 

 

 


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Знай и люби свой город" (Эне-Сай - великая река Сибири).

В данной работе рассказывается о великой сибирской реке Енисей (Эне-Сай). Наш город Кызыл (столица Республики Тыва) был основан в 1914г у слияния двух притоков Енисея - Большой Енисей и Малый Енисей. ...

,,Знай и люби свой город."

Проблема.Большое значение для познавательного и социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на кот...

,,Знай и люби свой город."

Проблема.Большое значение для познавательного и социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на кот...

Проект «Знай и люби свой город»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Знай и люби свой город".

Закрепление знаний детей о достопримечательностях Санкт- Петербурга, городе- музее под открытым небом....

Викторина "Знай и люби свой город"

Итоговая форма работы с детьми по петербурговедению...

Викторина для педагогов ДОУ (родителей) "Знай и люби свой город".

Систематизировать знания педагогов (родителей) об истории  родного города....