,,Знай и люби свой город."
методическая разработка (старшая группа) по теме
Проблема.
Большое значение для познавательного и социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, прославившими Великий Новгород. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Великого Новгорода.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих мою группу, я выяснила, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний освоём городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для моей группы, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
Дошкольное детство- время становления личности. Осозновая своё ,, я ", ребёнок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого- родственники, дом, город, родные места.
К.Д. Ушинский говорил: ,,Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством ... , а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится."
,, Знать- значит любить" говорится в русской поговорке. Поэтому я и начинаю знакмить детей с Великим Новгородом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ, помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целеноправленном систематичном участие в образоватильном процессе педагогов, сотрудников МАДОУ, родителей, воспитанников.
Таким образом, я сформулировала цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта ,,Знай и люби свой город."
Проект расчитан на два года для детей старшей и подготовительной групп.
Цель.
Сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, увство уваженя к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Великого Новгорода через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.
Целивая группа.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.
Задачи.
- Разработать и апробировать модифицированную программу ознакомления детей с родным городом.
- Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познокомить детей с историей города и его культурными ценностями.
- Пополнить методическое и дидактитечское сопровождение по разделу ,, Ребёнок входит в мир социальных отношений", дополнить его региональным компонентом.
- Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников повышать родительскую компетентность в облости истории и культуры родного города.
Прогнозируемый результат.
- Разработанная и апробированная модифицированная программа ,,Ознакомление детей с родным городом".
- Обогащённые и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождене по данному разделу.
Критерии.
- Диагностика уровня сформированности знаний и представлений детей.
- Анкета для родителей.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую компитентность в вопросах истории, культуры Великого Новгорода, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя новгородцем. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Я считаю данный проект универсальным. Его возможно реализовывать в условиях большинства дошкольных учереждений. Сведения о городе, знаменитых жителях новгородчины доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Первый этап- подготовительный.
- Анкетирование родителей, их знаний и представлений о родном городе, его истории, достопремечательностях.
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
- Повышение компетентности педагогов группы по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и представлений о родном городе.
Второй этап- основной.
- Еженедельные беседы с детьми в соответствии с перспективным планом модифицированной программы ,,Знай и люби свой город".
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Совместные мероприятия с детьми младшего возроста.
- Экскурсии по району, городу.
- Пополнение развивающей среды.
- Выставка детских работ семейных коллекций.
- Участие в городском конкурсе ,,Новгородский лес- наше богадство".
- Выпуск газеты ,,И это всё о нас".
Третий этап- итоговый.
- Итоговое диагностирование детей.
- Повторное анкетирование родителей.
- Круглый стол ,,Взаимодействие детского сада и семьи в развитии познавательного интереса у детей к истории и культуре Великого Новгорода.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)
| ||
тения |
Неделя | Образовательная деятельность | Формы работы |
| СЕНТЯБРЬ |
|
I н. | Диагностика |
|
II н. | «Мой дом» Закреплять знания детей о жилище человека, интерьере горницы, предметах народного быта. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству. | Развлечение «Новгородская горница» |
III н. | «Улица на которой я живу» Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улицы. Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города. | Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц» |
IV н. | «Первые улицы города» Формировать элементарные предоставления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. | Знакомство с картой Великого Новгорода |
| ОКТЯБРЬ |
|
I н. | «Здания Великого Новгорода» Обобщать и систематизировать знания данные о разнообразии зданий родного города. | Викторина «Сюда идут и стар и млад» |
II н. | «Традиции города» Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиции своего края. | Совместный осенний праздник с родителями |
III н. | «История возникновения Великого Новгорода» Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города. | Клубное мероприятие «Город на Волхове» |
IV н. | «Геральдика Новгорода» Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. | Рассказ «символика Новгорода» |
| НОЯБРЬ |
|
I н. | «Река Волхов» Обогатить знания детей о реке Волхов. | Клубное мероприятие «Течет река Волхов» |
II н. | «Памятники архитектуры» Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города. Формировать представление о прошлом и настоящем зданий. Воспитывать гордость за культуру своего края. | Беседа «Какой красивый дом» |
III н. | «Памятники архитектуры» Уточнить и систематизировать сведения детей об особенностях архитектуры. Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий. | Рассказ воспитателя о железнодорожном вокзале |
IV н. | «КВН» Обобщить знания детей о Великом Новгороде. Воспитать умение работать в команде. |
|
| ДЕКАБРЬ |
|
I н. | «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства. Воспитать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего края. | Мини-музей «Александр Невский, Рахманинов, Арсений кочетов и т.д. |
II н. | «Знаменитые люди города» Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой родной город. | Литературная викторина
|
III н. | «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» (продолжение) |
|
| ЯНВАРЬ |
|
II н. | «Дорога к храму» Уточнить и систематизировать сведения детей об особенностях архитектуры Софийского собора. Воспитать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. | Рассказ воспитателя о Софийском соборе |
III н. | «Новгород театральный» Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Расширять знания детей о театре им. Достоевского и Малого. Формировать познавательный интерес, желание посещать театр. | Беседа «Театр начинается с вешалки» |
IV н. | «Новгород театральный» (продолжение) |
|
| ФЕВРАЛЬ |
|
I н. | «Новгород театральный» (продолжение) | Игра «Самый умный театрал» |
II н. | Новгородский краеведческий музей Расширить и дополнить знания детей о музее. Формировать познавательный интерес к музею. Активизировать потребность в обмене информацией о родном крае. | Рассказ о музее Занятие в музее |
III н. | «Новгородский музей Изобразительного искусства» Расширить и дополнить знания детей. | Беседа о музее Целевая прогулка к музею |
IV н. | «Новгородский зал воинской славы» Познакомить детей с экспозицией выставочного зала. Подвести к осознанию миротворческих функции российской армии в годы ВОВ. | Рассказ воспитателя «Чтим память» Экскурсия в зал Воинской славы |
| МАРТ |
|
I н. | «Библиотеки города» Формировать знания о библиотеках, как источники добывания знаний. | Экскурсия в библиотеку «Читай город» |
II н. | «Дино- Лэнд» Упражнять детей в составлении описательных загадок. | Составление рассказа из опыта фотовыставки «Я в Дино- Лэнде» |
III н. | Детская комната «НЕПОСЕДЫ» Формировать правила поведения в общественных местах. | День рождения в комнате «Непоседы», ТЦ «Гранд» |
IV н. | Путешествие по выставке «Удивительные животные» («Дом Молодежи») Воспитывать экологически грамотное отношение к животным. | Игра – путешествие |
| АПРЕЛЬ |
|
I н. | «Парк города» Обобщать и систематизировать знания детей о Кремлевском парке. | Прогулка в парке |
II н. | «Скульптуры города» Познакомить детей с скульптурами города. | Рассказ «Давайте познакомимся» |
III н. | «Памятники города» Познакомить детей с историческими памятниками Великого Новгорода. | Выступление детей и родителей с рассказами о памятниках |
IV н. | «Памятники города» (продолжение) |
|
| МАЙ |
|
I н. | «Искусство» Воспитывать интерес к народно- прикладному искусству новгородчины. | Мастер –класс «Красота вокруг нас» |
II н. | «Композиторы Новгорода» Познакомить с композиторами Рахманинов, Аренский. | Рассказ музыкального руководителя |
III н. | «Художники Новгорода» Познакомить с новгородскими художниками. | ИЗО |
IV н. | «Поэты и писатели Новгорода» Познакомить с творчеством известных людей. | Литературные ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Знай и люби свой город" (Эне-Сай - великая река Сибири).
В данной работе рассказывается о великой сибирской реке Енисей (Эне-Сай). Наш город Кызыл (столица Республики Тыва) был основан в 1914г у слияния двух притоков Енисея - Большой Енисей и Малый Енисей. ...
,,Знай и люби свой город."
Проблема.Большое значение для познавательного и социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на кот...
,,Знай и люби свой город."
Проблема.Большое значение для познавательного и социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на кот...
Проект «Знай и люби свой город»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Знай и люби свой город".
Закрепление знаний детей о достопримечательностях Санкт- Петербурга, городе- музее под открытым небом....
Викторина "Знай и люби свой город"
Итоговая форма работы с детьми по петербурговедению...
Викторина для педагогов ДОУ (родителей) "Знай и люби свой город".
Систематизировать знания педагогов (родителей) об истории родного города....