Проект "Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В проекте представлен материал по ознакомлению дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения.
Содержание.
Информационная карта проекта…………………………..3
План проведения мероприятий……………………………6
План проведения бесед……………………………………12
Перспективный план сюжетно-ролевых игр…………......13
Структура взаимодействия педагогов в рамках ……........14
реализации проекта.
Функции участников образовательного процесса……......15
Структура взаимодействия с организациями
сельского поселения «Солнечный»………………………16
Материал, используемый для осуществления проекта…18
Используемая литература…………………………………19
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Сургутский район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белоснежка»
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Проект
Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения.
Социальный педагог Хмарская Л.Н.
Содержание.
Информационная карта проекта…………………………..3
План проведения мероприятий……………………………6
План проведения бесед……………………………………12
Перспективный план сюжетно-ролевых игр…………......13
Структура взаимодействия педагогов в рамках ……........14
реализации проекта.
Функции участников образовательного процесса……......15
Структура взаимодействия с организациями
сельского поселения «Солнечный»………………………16
Материал, используемый для осуществления проекта…18
Используемая литература…………………………………19
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».
- Автор: Хмарская Лидия Нажатовна
- Кадры: социальный педагог
- Район, город представивший проект: с.п.Солнечный Сургутского района.
- Адрес организации: 628452 с.п.Солнечный, переулок Трассовый 7А.
- Телефон: (8-3462)742097.
- Вид, тип проекта: комплексный, образовательный проект
- Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.
- Задачи проекта:
- знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью, с его достопримечательностями;
- знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка;
- социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;
- создание положительного образа школы, воспитание желания учиться.
- Место проведения: Сургутский район.
- Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.
- Возраст детей: 4-7 лет
- Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения)
- Ожидаемые результаты:
Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.
Актуальность темы.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Югра.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.
Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.
Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.
План проведения мероприятий
(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)
по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.
Месяц | Социальная сфера | Объект, цель, группы участники | Ответствен- ные |
Сентябрь | Посёлок и его жители, детский сад | Детский сад: Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. ( кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.) (дети средних групп) «Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности. (старшие группы) «Мой посёлок» Экскурсии по посёлку: формирование знаний детей о родном посёлке, его истории (подготовительные группы) Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк посёлка. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего посёлка. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что посёлок наш общий дом. Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (подготовительные группы) | соц.педагог, воспитатели, методист соц.педагог, воспитатели, родители соц.педагог, воспитатели, родители психолог, методист, соц.педагог, воспитатели |
Октябрь ок т ябрь | Достопримечательности и природа | Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду :знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы) Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу( презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с поликлиникой в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог) (старшие группы) Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста.(подготовительные группы) Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы.(средние группы) | соц.педагог, воспитатели соц.педагог, воспитатели, родители соц. педагог, психолог, методист, воспитатели соц. педагог, эколог, |
Ноябрь. | Органы власти и управления. Армия | Знакомство с помещениями детского сада: Методический кабинет: знакомство с профессиональной деятельностью заместителя заведующего, методиста и старшего воспитателя. ( старшие группы) Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (подготовительные группы) Посёлок: Экскурсия в администрацию сельского поселения Солнечный. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка в процессе экскурсий (подготовительные группы) | методист, соц.педагог методист, соц. педагог |
Культура и искусство | Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культур.(средний и старший дошкольный возраст в течение года) Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.(старшие группы) Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей о музыкальном искусстве.(подготовительные группы) Экскурсия в музыкальную школу посёлка: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (старшие и подготовительные группы) | соц.педагог, методист, музыканты, хореограф соц. педагог, воспитатели музыкальные руководители, соц. педагог, воспитатели | |
Декабрь | Библиотека | Книжный мир в детском саду: Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы) Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (старшие группы) | методист, соц. педагог, воспитатели |
Январь | Сфера услуг | Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду (кабинет заместителя по АХЧ, кухня) Знакомство с трудом работников прачечной и кухни (средняя группа) Общение: показ видеоролика о работниках отделения связи.(если не возможна экскурсия) Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, ателье, мастерской по ремонту обуви; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика) (старший дошкольный возраст) | соц.педагог, воспитатели соц.педагог, воспитатели соц. педагог, воспитатели |
Февраль | Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств.(старший дошкольный возраст) | соц. педагог, методист, родители | |
Март | Органы правопорядка и ГИБДД | Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, (старший дошкольный возраст) Наши встречи: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних ПОМ п. Солнечный Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка (старший дошкольный возраст) | методист, соц. педагог, соц.педагог |
Апрель | Физкультура и спорт. | Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья. (средний возраст) Экскурсия в спортивный комплекс «Атлант»: знакомство с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст) | соц.педагог, инструктор физ. воспита-ния соц.педагог, инструктор физ.воспита- ния, методист |
Май | Пожарная часть чачасть | Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (средний дошкольный возраст) Экскурсия в пожарную часть посёлка: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части.(старший дошкольный возраст) | соц.педагог, методист, воспитатели, |
План проведения бесед
по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения
Беседы по ознакомлению с профессиями. | Цель: | месяцы |
1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
| ||
1. | Воспитатель Учитель Повар Швея - кастелянша | Сентябрь |
2. | Прачка Медсестра детского сада Врач в поликлинике Фармацевт | октябрь |
3. | Актёр Режиссер | ноябрь |
4. | Библиотекарь | Декабрь |
5. | Повар в детском саду
| январь |
6. | Военнослужащий | февраль |
7. | Спасатель | март |
8. | Тренер | апрель |
9. | Пожарный | май |
Перспективный план сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевая игра | Основные задачи | |
Сентябрь | Школа детский сад Салон красоты | Старший дошкольный возраст
|
октябрь | Больница(Поликлиника) Аптека | |
ноябрь | Театр Телевиденье (журналист, фотокорреспондент) | |
декабрь | Библиотекарь | |
январь | Столовая Кафе | |
февраль | Игры на военную тематику: Пограничники, солдаты и т.п. | |
март | Спасатели | |
апрель | Детский сад Физкультурный руководитель | |
май | Пожарные Спасатели |
Структура взаимодействия педагогов
в рамках реализации проекта
«Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».
Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.
-социальный педагог – организует образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения в процессе ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения;
-методист - руководит процессом ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения, обеспечивает методическими пособиями;
-воспитатель – проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;
-педагог психолог – создание условий для формирования учебной мотивации, путём ознакомления детей со школьными принадлежностями, помещением школы;
-инструктор по физическому воспитанию – знакомит с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада и спортивный комплекс посёлка;
-хореограф, музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;
-родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;
Приложение 10
Модель взаимодействия МДОУ д/с «Белоснежка» с социальными партнерами
Материал используемый для осуществления проекта.
I раздел. Информационно-методический материал.
- Консультации для педагогов и родителей
«Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество»
- Конспекты занятий «Социальный мир»
- Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
- Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»
II раздел. Презентации.
- «Презентация о профессиях
– представителей социальных сфер п.Солнечный»
- «Все профессии важны»
- «Кто работает в поликлинике»
- «Все профессии»
- «Чем пахнут ремёсла?»
- «О профессиях»
- «Профессии»
- «Огонь друг или враг?»
- «Клип о ветеранах»
- «Кто служит в армии?»
Используемая литература.
- Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»
- Т.А.Шорыгина «Беседы о профессиях»
- Азбука краеведения «Край родной»
- «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
- «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
- Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.
- Н.С. Голицина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
- Е.К. Ривина, В.К. Толстых, Е.Ю. Башлай Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- О.В. Солодянкина Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
- В.В.Абашина, С.Г.Шайбакова «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»
Социальный педагог
Воспитатели
Педагог-психолог
Инструктор по физ.воспитанию.
Хореограф
Методист
Музыкальный
руководитель
Дети, родители
Библиотека семейного чтения
п.Солнечный
ЦДиТ
п.Солнечный
Пожарная часть
п.Солнечный
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белоснежка»
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
МОУ «Солнечная средняя
школа №1»
Аптека
п.Солнечный
МОУ ДОД
«Солнечная ДШИ»
МУ ЦСП
«Атлант»
Социальный центр «Содействие»
МУЗ
«Поликлиника
п.Солнечный»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план мероприятий по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения
Тематика экскурсий, встреч, мультимедийных презентаций по ознакомлению дошкольников с социальными сферами ближайшего окружения ....
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....
Проектная деятельность «Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения».
Знакомство дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения....
Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.
Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, помогут расширить кругозор малыше...
Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.
Цикл бесед для детей 4-7 лет Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, помогу...
Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения (Достопримечательности и природа)
В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, ...
Комплекс бесед "Профессии социальной сферы близлежащего окружения"
Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, помогут расширить кругозор малышей, обогатить их жизнен...