Развивающие и дидактические игры по цветоведению
методическая разработка по теме
Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, исключение лишнего и т.д.
Игры, о которых пойдет речь, предназначены для знакомства дошкольников с основами цветоведения. Мы решили придумать новые (авторские) игры, адаптировать старые, выбрать свою форму подачи этих игр, и поделиться результатом с коллегами. Всего представлено 7 серий (37 игр по цветоведению) и это еще не предел...
Каждая серия представлена одним игровым полем, где воспитатель решает разные педагогические задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развивающие и дидактические игры по цветоведению в детском саду как средство познавательной активности воспитанников.
«Нам необходимо добиваться того,
чтобы дидактическая игра была не только формой
усвоения отдельных знаний и умений,
но и способствовала бы общему развитию ребенка,
служила формированию его способностей»
А.В. Запорожец
Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер.
В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.
Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д. Мы решили остановиться на играх по цветоведению, придумать новые, адаптировать старые, выбрать свою форму подачи этих игр, и поделиться результатом с коллегами! Всего представлено 7 серий (37 игр по цветоведению) и это еще не предел…
Игры, о которых пойдет речь, предназначены для знакомства дошкольников с основами цветоведения. Цвет, форма и размер являются для ребенка некими эталонами, усвоив которые, он базирует на них знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить ребенок, тем лучше он будет развиваться в целом.
Игры по цветоведению развивают способности детей осознанно выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, оттенок и т.д. Кроме того, умение различать цвета и оттенки, называть их, прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.
Игры по цветоведению помогут детям узнать о цветовом круге, о том, что цветовое колесо делится на теплые и холодные цвета; о том, что название любого цвета, будь он светлым, темным или нейтральным – это его оттенок; о том, что цвета, расположенные друг напротив друга на цветовом круге, называются дополнительными.
Таким образом, дошкольник прочно войдет в мир цветов и оттенков, разовьются цветовое зрение, образное мышление, собственный чувственный опыт.
Казалось бы, игры по цветоведению содержат узко специфическую направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности (НОД) по разным направлениям. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности дошкольника. Игры по цветоведению направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников.
Педагоги могут адаптировать предложенные игры в соответствии с возможностями и уровнем развития детей.
Все игры по цветоведению разделены на серии. Каждая серия представлена одним игровым полем, где воспитатель решает разные педагогические задачи.
Игровое поле выполнено на прочной тканевой основе размером 50см / 50см. Такая «мягкая» форма привлекла нас своей мобильностью. Это – и коврик на стене или на полу; это и своеобразная страничка из книги на столе; она не бьется и не ломается, она мягкая на ощупь (что очень приятно). Но самое главное, они выполнены вручную в сотворчестве педагога с родителями с теплом и любовью для всех детей одновременно и для каждого в отдельности. Предложенные стихи, загадки, песенки (копилка педагога) можно использовать в предварительных беседах с детьми, непосредственно во время игры, а также как физкультурные минутки и паузы, как пальчиковые игры.
СЕРИЯ ИГР «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
- Игра «Цветик – семицветик»
- Игра «Семицветик и Радуга»
- Игра «Какого лепестка не хватает»
- Игра «Найди предмет по лепестку цветка»
- Игра «Где же Чудо-красота?»
СЕРИЯ ИГР «СОБЕРИ БУКЕТ»
- Игра «Собери букет»
- Игра «Наведи порядок в вазах»
- Игра «Какого цвета – назови…»
СЕРИЯ ИГР «ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА ЧАЙ»
- Игра «Мы ходили в магазин»
- Игра «Поставь, как было…»
- Игра «Кто поможет»
- Игра «Чего не хватает?»
СЕРИЯ ИГР «ЦВЕТНОЕ ЛОТО»
- Игра «Цветные дорожки»
- Игра «Мячики для медвежат»
- Игра «Кто быстрее…»
- Игра «В гости к медвежатам»
СЕРИЯ ИГР «МОРЕ, МОРЕ-ОКЕАН»
- Игра «На рыбалку мы пойдем»
- Игра «Рыбки весело резвятся»
- Игра «Хороший улов»
- Игра «Наш аквариум»
- Игра «Куда плывешь рыбка?»
- Игра «Найди пару»
СЕРИЯ ИГР «ЗДРАВСТВУЙ ЕЖИК»
- Игра «Еж колючий, но не злой»
- Игра «Помоги ежику собрать урожай»
- Игра «Разноцветные грибочки для ежика»
- Игра «К ежику в гости»
СЕРИЯ ИГР «СОБЕРЕМ ЛУКОШКО»
- Игра «Соберем лукошко»
- Игра «Мы в лесочек пойдем, мы грибок найдем»
- Игра «Чудо-Фрукты»
- Игра «Собери яблочки»
- Игра «Варим компот»
- Игра «Чудо-Овощи»
- Игра «Готовим салат»
- Игра «Собери все зеленое, все красное, все желтое…»
- Игра «Что изменилось?»
- Игра «Что лишнее?»
- Игра «Больше или меньше?»
Безусловно, работа продолжается, и хотелось бы узнать мнение коллег. Конструктивная критика принимается. Спасибо за сотрудничество!
СЕРИЯ ИГР «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе. Крупное изображение цветика – семицветика, серединка цветка выпуклая с веселым лицом. Ротик съемный, если лепестка нет, то рот переворачивается и улыбка становится грустной.
Игровой материал: лепестки цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все лепестки съемные и крепятся к основе на липкую ленту.
Игра «Цветик – семицветик»
Цель: знакомство с цветами спектра; закрепление знаний цветов спектра по порядку. Знакомство с радугой.
Содержание: Воспитатель предлагает детям посмотреть на цветочек: белые лепестки и огорченное лицо. Что случилось? Разнообразные варианты ответов детей (не ограничивать в их фантазиях). Сопровождая свой рассказ, воспитатель постепенно выкладывает по одному цветному лепестку.
В помощь педагогу:
Сказка о том, как на свете появились краски и сказки (Л.Б. Дерягина)
Может, фея подарила
Сон волшебный, с чудесами,
Может, так оно и было
Наяву. Судите сами.
Мир окутан пеленою –
Клочья пыли носит ветер,
Даже солнышко с луною
Из-за плотных туч не светят.
Небо, горы и равнины
Будто в серой паутине.
Неуютно и пустынно,
Ярких красок нет в помине.
Ну. А где же эти краски?
Высоко, в краю небесном,
В тишине, закрывши глазки,
В замке спят они чудесном,
Замок звездами украшен.
Полон разных тайн заветных.
Там стоят в одной их башен
Семь кроваток разноцветных.
Облака подушкой служат,
И из воздуха перинка.
Из прозрачных лунных кружев
Серебристая простынка.
Видят краски сны цветные.
Сны на сказки так похожи,
И все бедствия земные
Их пока что не тревожат.
КРАСНОЙ краске среди прочих
Снов красивых, бесконечных
Снится аленький цветочек
С красной шапочкой беспечной.
А ОРАНЖЕВОЙ что снится?
Три волшебных апельсина,
В шубке рыженькой лисица
И в веснушках Чипполино.
ЖЕЛТОЙ краске, спящей крепко,
Снится Тим – утенок смелый
И еще, конечно, репка,
Что в земле уже поспела.
У ЗЕЛЕНОЙ, беспробудной,
Сны про девушку – лягушку,
Чудный город Изумрудный
И кикимору – болтушку.
ГОЛУБАЯ дремлет краска
На лазоревой перине.
Ей во сне приснилась сказка
О красавице Мальвине
СИНЕЙ краске сладко спится,
Сны мелькают чередою:
Вслед за дивной синей птицей –
Некто с синей бородою.
ФИОЛЕТОВАЯ ясно
Видит нежную фиалку.
Словом, так все спят прекрасно,
Что будить их просто жалко.
На Земле же в это время
Шли дожди, гроза шумела
И была такая темень…
Тут уж Солнце не стерпело!
Заострив лучи, как стрелы,
В краски сонные метало,
И тогда над миром целым
Арка радужная встала.
Бесподобными цветами
Все вокруг переливалось,
Разлетелись тучи сами,
Солнце звонко рассмеялось.
Загорелись алым цветом
Маки, розы и гранаты,
Созревают жарким летом
Краснощекие томаты.
Цвет оранжевый впитали
Абрикосы, мандарины –
Украшеньем ярким стали
Новой радостной картины.
До чего же желтокожи
И лимончик, и бананчик!
И на солнышко похожий
Расцветает одуванчик.
Сочной зеленью оделись
Все леса, сады, лужайки,
Разыгрались, расшумелись
Лягушат веселых стайки.
В голубую ткань озера
Нарядились и сверкают.
Берега сплошным узором
Незабудки покрывают.
Синий цвет окрасил море
В сто оттенков небывалых.
И резвится на просторе
Синий кит с китенком малым.
Баклажан на солнце греет
Фиолетовую спину
Словно радуга пестреет
Многоцветный хвост павлина.
Вместе с этим разноцветьем
На земле возникли сказки
Стали жить на белом свете
Чародеи без опаски.
С той поры по всей планете
Нам не счесть красот и красок
И цветет, на радость детям,
Мир волшебных мудрых сказок.
Игра «Семицветик и Радуга»
Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку. Формирование активного словаря ребенка.
Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть радугу. Как хочется Семицветику такие же лепесточки. Поможем разыскать все краски для цветика и поставить их по порядку. Закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
В помощь педагогу:
Г.Лагздынь «Радуга»
В радуге – семь дужек,
Семь цветных подружек!
КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка
ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!
ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!
ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!
ЗАГАДКИ ПРО РАДУГУ
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло
Ребятишек радует
Цветная… (радуга)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Крашеное коромысло
Через реку повисло!
Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути:
В них ни въехать, ни войти.
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
Игра «Какого лепестка не хватает»
Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку. Развитие внимания. Формирование умения выбирать определенный цвет по словесному обозначению.
Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть цветик - семицветик. Одного лепестка не хватает, какого? В дальнейшем можно убрать и 2-3 лепестка. Когда дети включаются в игру, они сами по своему желанию убирают лепесток и предлагают назвать не достающий! В помощь (на первых этапах) всегда доступно изображение радуги, чтобы дети зрительно видели подсказку порядка расположения цветов.
В помощь педагогу:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко –
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри!
Г. Лагздынь
Как зовется, скажи,
Коромысло, что в небе дугой
Семицветной повисло?
Игра «Найди предмет по лепестку цветка»
Цель: развивать цветовое зрение при действии с предметами всех цветов спектра
Содержание: Воспитатель предлагает найти предметы в группе такого же цвета, что и предложенный лепесток.
… Лети – лети лепесток
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты Земли
Быть по-моему вели…
- вели, чтобы…..
В помощь педагогу:
А.Венгер «Цветные стихи»
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали,
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики зеленые.
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий – синий василек.
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Игра «Где же Чудо – красота?»
Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку. Формирование активного словаря ребенка.
Содержание: Воспитатель предлагает обратить внимание, что лепестки в Цветике-Семицветике перепутались, необходимо восстановить порядок – навести красоту! Закреплять, что сначала Красный лепесток, за ним ОРАНЖЕВЫЙ, Желтый и т.д. Варианты задания для старших групп: оставьте лепестки только теплых тонов, аналогично холодных тонов, возможно задания с основными и составными тонами.
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова «Цветные картинки»
Беленькое платьице,
Синенький сачок,
Желтенькое креслице,
Черненький жучок.
Серенький мышонок,
Рыженький котенок,
Зелененький листок,
Голубенький цветок.
СЕРИЯ ИГР «СОБЕРИ БУКЕТ»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе, поле разделено на две части одинаковыми вазами по форме, но разных по цвету : красная и синяя. В вазах зеленые силуэты листьев, на которых настрочены кружочки зеленой липкой ленты для крепления цветов.
Игровой материал: цветы разных оттенков красного и синего цветов. Материал для цветов разной фактуры. Размеры цветов одинаковые.
Игра «Собери букет»
Цель: развивать умение различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре название цвета. Развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам.
Содержание: Воспитатель предлагает собрать два букета. В красной вазе должны стоять цветы теплого цвета, а в синей холодного цвета.
В помощь педагогу:
А.Шлыгина
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки.
Незабудки и жарки.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
У ромашки – белый цвет.
У гвоздики – красный,
Цвет зеленый у листвы,
Это так прекрасно!
Игра «Наведи порядок в вазах»
Цель: закрепить умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме, развивать умение ориентироваться в теплых и холодных тонах.
Содержание: Цветы в вазах «перепутались», воспитатель предлагает детям расставить цветы по вазам верно: в красную вазу – теплые оттенки, а в синюю вазу – холодные оттенки.
Теплые тона и их оттенки: красный, желтый, оранжевый, розовый, малиновый, алый, вишневый и т.д.
Холодные тона и их оттенки: голубой, синий, фиолетовый, сиреневый, лиловый, изумрудный и т.д.
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова
Мне нравятся очень Цветы –
Тюльпаны, ромашки и лилии.
Надеюсь, их любишь и ты,
Они очень нежные, милые.
А вспомни-ка ландыш, жасмин,
Сирень и черемуху белую.
В траве колокольчик один
Вдруг поднял головку несмелую…
Любые цветы хороши
И даже простые подснежники.
Их рвать, никогда не спеши –
Они очень хрупкие, нежные!
Г.Лагздынь «Запах лугов»
Мчался ветер стороной,
Тронул запах луговой!
Колокольчик вдруг запел,
Мак с гвоздикой заалел,
Клевер шапочкой махнул,
Зверобой легко вздохнул!
Подсинили васильки
Свои глазки – огоньки…
Две глазастые букашки
Собирая мед на кашке,
Хоботками закрутили,
В небо глазки закатили.
А ромашки полевые,
А ромашки луговые
Желтым мотылькам кивают,
Улыбаясь, напевают…
Игра «Какого цвета – назови…»
Цель: закрепить умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме, развивать умение ориентироваться в теплых и холодных тонах. Развивать монологическую речь детей: какие цветы встречаются в природе, и какого они цвета.
Содержание: Набор картинок с изображением цветов, назвать его и соотнести с группой холодных или теплых оттенков.
В помощь педагогу:
ЗАГАДКИ И СТИХИ О ЦВЕТАХ
Цветы холодных тонов
Синенький звонок висит.
Никогда он не звенит (КОЛОКОЛЬЧИК)
Под тенью сосновой
Цветок есть лиловый (ФИАЛКА)
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету (ИРИС)
Колокольчики.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Василек.
Колосится в поле рожь
Там во ржи, цветок найдешь
Ярко – синий и пушистый
Только жаль, что не душистый.
А.Майков «Подснежник»
Голубенький, чистый,
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок..
П.С.Соловьев «Подснежник»
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих
Маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
А.К.Толстой «Колокольчики мои»
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня, темно – голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы,
Головой кивая?
В помощь педагогу:
ЗАГАДКИ И СТИХИ О ЦВЕТАХ
Цветы теплых тонов
«Одуванчик»
В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки
Все дремал он у дорожки.
А проснулся – улыбнулся:
-Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
Тише, ветер луговой!
Желтые цветочки, синие листочки (ИВАН – да - МАРЬЯ)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух (ОДУВАНЧИК)
Был рыжий Ванек,
Кудрявый паренек;
Стал седой, белобрысый,
Ветер дунул, глядь – лысый (ОДУВАНЧИК)
Глазок золотой
На солнце глядит:
Как солнце нахмурится –
Глазок прищурится (ОДУВАНЧИК)
В тени березовой –
Султанчик розовый,
А на листочке – ржавые точки (КУКУШКИНЫ СЛЕЗКИ)
Хороша трава –
Красная голова:
И медку подарит,
И чайку заварит (ИВАН – ЧАЙ)
Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце (РОМАШКА)
Одуванчика сёстры
Шапочками пёстры:
Кто – в белой, кто – в красной,
Кто – в розовой (МАРГАРИТКА)
Был скован ознобом
И спал под сугробом,
Весной раскустился,
К лету распустился (ПИОН)
В степь пришла весна –
Степь желта, красна,
А цветник у меня
Запылал без огня (ТЮЛЬПАН)
Стебли – дынные,
Тонкие, длинные;
А под зеленым щитом –
Цветки, как атласные:
Желтые, красные (НАСТУРЦИЯ)
Солнце жжет мою макушку
Хочет сделать погремушку (МАК)
Голова на ножке
В голове горошки (МАК)
Золотой, молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…(ОДУВАНЧИК)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми…(ГВОЗДИКАМИ)
В плоское круглое донце
Вплели лепестки из солнца.
Черные бусинь – семечки в ряд –
Главное лакомство птиц и ребят!(ПОДСОЛНУХ)
Стоит цвет – семицвет,
Глазки – разноглазки (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)
На клумбе у окошка
Посажена картошка,
Цветки ее огромные –
И светлые и темные (ГЕОРГИН)
СЕРИЯ ИГР «ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА ЧАЙ»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе, в центре расположен заварной чайник, вокруг которого находятся блюдца разных оттенков красного цвета. Над блюдцами аналогичного цвета чайные чашки. Чашки скреплены ленточкой к чайнику в центре.
Игровой материал: чашки разного оттенка красного тона, разной фактуры выполнены в объемном варианте, сзади крепятся на липкую ленту к блюдцу.
Игра «Мы ходили в магазин»
Цель: развивать умение подбирать предметы одинаковые по размеру, форме, но различные по нюансу (оттенку цвета). Формировать умение различать несколько оттенков красного тона. Развитие элементарных математических способностей: счет, сравнение.
Содержание: воспитатель предлагает детям сходить в магазин. В магазин привезли посуду для чая. Необходимо расставить чашки на блюдца соответствующих цветов. Посчитайте блюдца, посчитайте чашки. Сравните по количеству (одинаково, равно). Убрать одну чашку, предложить сравнить чего больше, меньше. Закрепить понятие «посуда».
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова
Ты знаешь, какая бывает посуда
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки…
Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы –
О них вспоминаем мы утречком рано:
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…
Всегда всю посуду в порядке держи!
Для чая есть чайничек чайный,
Чаёвничать будем с тобой,
Но только чаинки вначале
Отцедим одну за другой.
ЗАГАДКИ
В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пупок, всего одна рука,
И та – на спине (ЧАЙНИК)
Из горячего колодца через нос
Водица льется (ЧАЙНИК)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (ЧАЙНИК)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит (ЧАЙНИК)
Как начнет говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать (ЧАЙНИК)
Игра «Поставь, как было…»
Цель: закрепление оттенков красного тона, обогащать активный словарь детей: красный, светло-красный, темно-красный. В старшем дошкольном возрасте предлагать детям названия оттенков красного тона: розовый, малиновый, вишневый, алый, пурпурный, бардовый, клубничный, красный…
Содержание: воспитатель намерено расставляет чашки неверно. Все чашки перепутали, нужно срочно навести порядок!
В помощь педагогу:
Н.М.Быкова «Чаепитие»
Для того чтоб чай попить,
Надо скатерть постелить,
Чайник,
Ложки,
Блюдца взять,
Чашки чистые достать.
(пальчиковая гимнастика)
Г.Сапгир
На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За чаем.
Что-то долго мы хозяйку
Ожидаем.
Игра «Кто поможет…»
Цель: закрепление оттенков красного тона, обогащать активный словарь детей. Развитие элементарных математических способностей: счет, сравнение.
Содержание: воспитатель рассаживает за игрушечный столик игрушки. На столе игра. Всем ли хватит чашек и блюдец? Посчитаем, каждому персонажу раздадим по чашке: Мишке – розовую чашку, Зайке – красную и т.д. Какой чашки не хватает для Кошки?
В помощь педагогу:
В. Шипунова «Чаепитие»
Как у нашей Дунечки
Чашечки и блюдечки,
Как у нашей Люсеньки
Чаю просят пупсики:
- Милости просим –
Приходите в гости.
Приходите на печенье,
На чаёк и на варенье.
Это просто объеденье –
В гости к куклам в день рожденья!
Игра «Чего не хватает»
Цель: закрепление оттенков красного тона, обогащать активный словарь детей. Развитие элементарных математических способностей: счет, сравнение.
Содержание: Чашки стоят на блюдцах, кроме двух. Детям необходимо сделать выбор: какую чашку поставить на блюдце. Побуждать детей проговаривать свои действия.
Стол сейчас накрою я,
Ведь придут мои друзья!
СЕРИЯ ИГР «ЦВЕТНОЕ ЛОТО»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе, в центре изображены два медвежонка: Миша и Маша. Снизу – красочный подарок. От медвежат к подарку ведут две дорожки из липкой ленты, зацепками наружу. На дорожку необходимо прикрепить цветные прямоугольники (лото). Кто быстрее доберется до подарка?!
Игровой материал: прямоугольники на плотной основе - фишки, хорошо крепятся к липкой ленте. Они разделены пополам двумя разноцветными квадратиками, образуя – цветное лото.
Игра «Цветные дорожки»
Цель: развивать умение объединять по общему признаку – цвету. Закрепить название цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
Содержание: воспитатель предлагает познакомиться с медвежатами Мишей и Машей. Чтобы каждому медвежонку добраться до подарка, необходимо пройти по цветной дорожке, которую и должен построить ребенок. Собираем фишки по цвету – играем в цветное лото.
В помощь педагогу
ЗАГАДКИ ПРО МЕДВЕДЯ
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Зимой спит, летом – ульи ворошит.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
Кто в лесу глухом живет –
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосет он лапу?
Вперевалку идет
По малину и по мед –
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны.
Где он спит и видит сны.
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Летом гуляет, а зимой отдыхает.
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь…(МЕДВЕДЬ)
Игра «Мячики для медвежат»
Цель: Закрепить название цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Развивать мелкую моторику рук, развитие речи.
Содержание: воспитатель предлагает детям прокатить разноцветные мячики по дорожкам до медвежат и обратно. Прокатывать небольшие по размеру мячики можно: ладонью; двумя пальцами (указательным и средним) правой рукой и левой рукой. Побуждать детей рассказывать, какой цвет мячика (шарика) он прокатывает.
В помощь педагогу
Л.Г.Парамонова
Из плюша мой плюшевый мишка,
Мне нравится с мишкой играть,
Он словно мой младший братишка,
И с ним я не буду скучать.
А.К. Бондаренко
Где живет он? В самой чаще,
Самой – самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
Но всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
Кто это? (медведь)
*
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один читал газету,
Другой мешал муку
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
*
(речь с движением)
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот его кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
«не ешь наш мед, воришка!»
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает,
Пчелок вспоминает.
Н.М. Быкова (речь с движением)
МИШУТКА – СПОРТСМЕН
Встал мишутка, потянулся,
И назад он оглянулся.
Наклонился вправо, влево,
Посмотрел наверх и вниз.
Станет мишка сильным, смелым,
Как известный футболист.
Медвежата все умеют –
Оттого и здоровеют.
Не смотри, что косолапы –
Нам пример они, ребята!
Игра «Кто быстрее?»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве. Закрепить понятия «лево - право», «верх-низ». Развивать мелкую моторику рук, развитие речи.
Содержание: воспитатель предлагает детям «пробежать» двумя пальчиками правой, а затем и левой руки по дорожкам до медвежат и обратно. Спросить у ребенка: где ты сейчас находишься (вверху - внизу дорожки; на правой – левой дорожке)? Можно связать маленькие наперсточки на пальчики – получатся ножки в носочках (или башмачках) разные по цвету для соревнования команд: кто быстрее добежит!
В помощь педагогу
Г.Лагздынь
Бродит мишка у берлоги
В желтых листьях вянут ноги.
- Ты чего вздыхаешь мишка? –
Прошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый,
Промокнув глазенки лапой:
- Матушка – медведица
На меня все сердится!
Я прошу: «Дай, мама, мёда!»
А она: «Поспи полгода»…
*
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
*
Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает
Песенки поет
(и в карман кладет)
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою топ:
«Больше я не буду
Шишки собирать.
А пойду в берлогу,
И залягу спать!»
*
А.К.Бондаренко
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили,
Вот так, вот так,
Головой они крутили.
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Медвежата воду пили
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так,
Друг за дружкою ходили.
Медвежата танцевали
Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так,
Кверху лапы поднимали.
Н.М.Быкова
Мишка по лесу гуляет
И малину собирает.
Ах как вкусно, ароматно!
Будет спать мишутка сладко.
Игра «В гости к медвежатам..»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, развивать умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме. Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением.
Содержание: воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на подарок на игровом поле. Мы с вами идем в гости к медвежатам и несем им этот подарок. Что может лежать в подарочной коробке? (не ограничивать фантазию детей). Предположим что в коробке что-то красное. Детям необходимо отыскать все предметы красного цвета и подарить медвежатам. Аналогично и с цветами: желтым, синим, зеленым. Можно дарить медвежатам конфеты, сделанные руками самих детей в разноцветных фантиках.
В помощь педагогу
Г.Лагздынь
Про медведя молва:
- У медведя голова!
У него крупа – в горшках!
У него мука – в мешках!
Есть пшеница, рожь, овес!
На телеге все привез!
А еще в кульках компот!
А еще в бочонках мед!
На печи медведь лежит
Никуда не спешит!
Он с утра на солнце дунул!
Зимовать медведь надумал!
Н.М.Быкова
Подвижная игра
«медведь в малиннике»
- Миша, мишенька, медведь,
Дай малинки нам поесть!
- Я и сам люблю малину,
Вам отдам лишь половину.
В свой малинник тех пущу,
Кого лапой не схвачу.
А.Барто
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу
Потому что он – хороший.
СЕРИЯ ИГР «МОРЕ, МОРЕ – ОКЕАН»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе, на голубом фоне изображение водорослей разных оттенков зеленого цвета, на дне «водоема» рельефно выступают камни. К игровому полю пришиты пуговицы и кусочки липкой ленты.
Игровой материал: рыбки разных размеров и цветов выполненные из ткани разной фактуры, с петлями для крепления на пуговицы, внутри рыбок наполнитель: вата, бусины, бумага. Набор рыбок из картона (промышленный вариант) с обратной стороны которых подклеена липкая лента. Рыбки «плывут» как в правую, так и в левую сторону.
Игра «На рыбалку мы пойдем»
Цель: формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Содержание: На игровом поле расположены рыбки разных цветов и размеров, воспитатель предлагает детям обозначить цвет всех рыбок: Это рыбка красного цвета, эта рыбка желтого цвета…
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова
В пруду есть много РЫБЫ и РЫБЕШКИ
(так маленькую рыбку мы зовем).
На берегу сидит рыбачка – кошка.
А мы с тобой рыбачить не пойдем?
В.А.Шипунова
Есть у меня стеклянный дом
И сто чудес таится в нем:
Тут в гроте каменном, без страха
Живет морская черепаха.
В кораллах крабики таятся,
Мальки, медузы серебрятся,
Останки древних кораблей,
Обрывки якорных цепей.
Зеленых водорослей ком
Клубится, вьется за стеклом,
И к стеклу губами приникая
Шепчет что-то рыбка золотая.
Игра: «Рыбки весело резвятся»
Цель: развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению
Содержание: Воспитатель предлагает детям из набора рыбок разного цвета и форм выбрать только красных (аналогично: желтых, синих) и прикрепить на голубом фоне.
В помощь педагогу:
В.Волина
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Загадки:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбки)
Вильнет хвостом
Туда – сюда –
И нет ее,
И нет следа (Рыбка)
В воде – жива,
На суше – мертва (Рыба)
Игра: «Хороший улов»
Цель: развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их цвет и форму; формировать практические знания о величине (большой – маленький)
Содержание: Воспитатель закрепляет название цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Знакомит детей с величиной: Вот рыбка большая, она красного цвета. А эта рыбка маленькая, она тоже красного цвета… (аналогично с другими цветами). По словесному описанию дети находят рыбок разного цвета и отличных друг от друга по величине.
В помощь педагогу:
И.Токмакова «Где спит рыбка?»
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След, собачий – к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Загадки:
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица (Рыба)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает (Щука)
Игра: «Наш аквариум»
Цель: развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на форму и размер, способность обозначать их цветом
Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть наш аквариум. Дети перечисляют все предметы и обозначают их цвет – водоросли зеленые, вода голубая, песок желтый. Педагог достает рыбок и просит поселить в аквариуме только больших. Дети выполняют задание и рассказывают, какого цвета каждая рыбка. Стараться, чтобы большие рыбки были разных цветов. Аналогично провести игру с маленькими рыбками. По словесному описанию воспитателя, дети выбирают и рассказывают: в нашем аквариуме плавает одна большая красная рыбка и две маленькие желтого цвета.
В помощь педагогу:
В.Волина
У реки росла рябина,
А река текла – рябила.
Посредине глубина.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба – рыбий царь…
Называется - …(Пескарь)
Загадки:
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы (Аквариум)
На окошке – пруд,
В нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков (Аквариум)
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой (Аквариум)
Игра: Куда плывешь рыбка?»
Цель: умение подбирать предметы разные по форме, по размеру, но одинаковые по цвету. Закрепить понятие лево – право.
Содержание: Воспитатель предлагает прикрепить к игровому полю только красных рыбок и больших и маленьких, но так чтобы они плыли вправо, а желтых рыбок так, чтобы они плыли влево. Аналогично поиграть с рыбками синего и зеленого цвета. Побуждать детей рассказывать о своих действиях: Красная большая рыбка плывет вправо, а маленькая желтая влево.
В помощь педагогу:
Загадки:
Блещет в реке чистой
Спинкой серебристой (Рыбка)
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь (Рыба)
Перья есть, а не летает
Глаза есть, а не мигает (Рыба)
Игра: «Найди пару»
Цель: соотносить предметы с их изображением. Развивать тонкость зрительного восприятия, умение идентифицировать предмет по деталям узора.
Содержание: Воспитатель прикрепляет на игровое поле рыбку с характерным узором, предлагает найти ей пару (точно такую же). Для тех детей, кто легко справляется с заданием можно дополнительно добавить еще одну(две) рыбки.
В помощь педагогу:
В.Орлов
В ночь любую,
В день любой
Море занято собой;
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем – одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье надевает
На закате.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
-Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
-Чтобы люди были рады!
СЕРИЯ ИГР «ЗДРАВСТВУЙ ЁЖИК!»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе. Крупное изображение ежика. Внизу травка разных оттенков зеленого цвета. На спинке ежа пришиты пуговицы, на траве липкая лента.
Игровой материал: яблоки, листья, грибы. Для развития моторики рук некоторые предметы наполнены фасолью, горохом, пшеном, с небольшими петлями для пристегивания на игровое полотно; некоторые на прочной твердой основе, с обратной стороны наклеена липкая лента.
Игра «Еж колючий, но не злой!»
Цель: формировать умение соотносить разнообразные предметы по цвету.
Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько предметов (листочки красные, зеленые, желтые; яблоки красные, зеленые, желтые; грибы), назвать цвет и прикрепить их к спинке ежа или на травку.
В помощь педагогу:
Г. Лагздынь
Еж колючий, но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одежонка,
Чтоб не трогали ежонка.
*
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо:
Жили – были серый еж
И его … ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже,
И ребенок был у них –
Очень тихий … ежик.
Загадки:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной (Еж)
В клубок свернется,
Взять не дается (Ежик)
Сам он круглый, а не мяч
Рта не видно, а кусач
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это …(Еж)
В густом лесу под елками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой (Еж)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери (Еж)
ЗАГАДКИ ПРО ЯБЛОКИ
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко.
ЗАГАДКИ ПРО ЛИСТЬЯ
Летом вырастают,
А осенью опадают.
Слетают с ветки
Золотые монетки.
ЗАГАДКИ ПРО ГРИБЫ
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Спрятался за пень –
Шапка набекрень,
Кто проходит близко –
Кланяется низко.
Игра «Помоги ежику собрать урожай»
Цель: формировать умение выбирать предметы определенного цвета по словесному обозначению. Развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления.
Содержание: Воспитатель предлагает детям прикрепить на спинку ежика только красные яблочки. Разнообразить: три красных яблочка, два желтых и только одно попалось зеленое. Аналогично поиграть с листочками и грибами.
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова
Ёлочка, сев на пенечек
Живо свернулась в клубочек.
И, как обычно. У елочки
Колются очень иголочки.
У ЕЖА ЕЖОВЫЕ иголки,
Черненький смешной ЕЖОВЫЙ нос.
Можно встретить ежика у елки
Есть ли у него ЕЖОВЫЙ хвост?
Загадки:
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Нам нужны иголки для шитья,
Кому нужны иголки для житья?
Под березкой на пригорке
Старый еж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
ФИЗМИНУТКА
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю снова сели (и к ежонку прилетели)
Игра «Разноцветные грибочки для ежика»
Цель: формировать умение подбирать однородные предметы по форме и размеру, но разные по цвету.
Содержание: Воспитатель знакомит детей с разновидностями грибов, обращает внимание на их окраску.
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
***
Мы в лесок пойдем
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной,
Светло – шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок.
Ты ежатам нужен
К вечеру на ужин.
В помощь педагогу:
Загадки про грибы:
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный (Мухомор)
А вот кто-то важный
На беленький ножке,
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки (Мухомор)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … Мухомор.
В лесу – чудо;
Растет блюдо.
Дождь пройдет –
Воды нальет,
Хороша водица –
ежику напиться! (Груздь)
Розовая сорочка,
да волнистая;
с краю – оторочка,
да пушистая (Волнушка)
Стоит Лукашка –
Белая рубашка,
А шляпа надета
Шоколадного цвета (Белый гриб)
Золотистые … -
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом (Лисички)
Рыжие ушки
С лисьей макушки
В травке лежат
Для малых ежат (Лисички)
Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой (Подберезовик)
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке? (Подосиновик)
Под осиной – мужичок,
На нем красный колпачок (Подосиновик)
Рыженький Ванек,
Крепкий паренек,
Спрятался за пень,
А шапка – набекрень (Рыжик)
Растут на опушке
Рыжие подружки
А зовут их … (Волнушки)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик)
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой (Гриб)
Цветник без цветов,
Под елкой готов (Сыроежки)
Семь сестричек – лесовичек
Платья сшили к лету
Разные по цвету:
У каждой сестрички –
Свой вкус и привычки (Сыроежки)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных (Сыроежки)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай не мешкай
Это … сыроежки.
Игра «К ежику в гости»
Цель: закрепить умение группировать по цвету
Содержание: Воспитатель объявляет, что у знакомого Ежика сегодня день рождения! Детям необходимо прийти к ежу с подарком. Обогащать опыт детей при действии с предметами разной формы, но одинакового цвета (мы пришли с подарками красного цвета, аналогично: принесли подарки желтого цвета…) Побуждать детей рассказывать о предмете и цвете предмета.
В помощь педагогу:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Словно елка,
Весь в иголках.
Не портной,
А всю жизнь
С иголками ходит.
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется в клубок –
Нет ни головы, ни ног.
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
В.Орлов «Еж»
Еж фонарик не включил
Из лесной гнилушки –
И на елку наскочил
Ночью на опушке.
-Извини! – промолвил еж,
Еле сдерживая дрожь.
-Извини и ты, сосед: -
Елка скрипнула в ответ.
Еж и елка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
«Три ежа»
Шли по лесу три ежа
Шли спокойно, не спеша
Шарики колючие
Шарики колючие.
Чуть шуршали листьями
Чуть трещали сучьями
Травкой зубки чистили.
СЕРИЯ ИГР «СОБЕРЕМ ЛУКОШКО»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе, в центре изображена корзинка, внутри липкая лента – на нее прикрепляются изображения грибов, ягод, овощей и фруктов.
Игровой материал: изображения грибов, ягод, овощей и фруктов. С обратной стороны прикреплена липкая лента.
Игра «Соберем лукошко»
Цель: развитие цветоощущения, формирование умения находить разные предметы по форме, но схожие по цвету и оттенку.
Содержание: воспитатель предлагает детям собрать в корзинку грибы, овощи, ягоды и фрукты одинакового цвета (например, желтые). Аналогично с другими цветами (красные, оранжевые, зеленые и т.п.) Не акцентируем внимание на понятиях «овощи – фрукты», важно само название предметов и их цвет. В корзинке будут находиться разные предметы, но одинаковые по тону.
Игра «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем…»
Цель: обогащать опыт детей при действии с предметами разной величины, но одинаковой по цвету и форме. Развивать элементарные математические представления в счете, сравнении предметов (больше, меньше, поровну). Развитие мелкой моторики рук и общей моторики через движения с речью и пальчиковые упражнения.
Содержание: воспитатель предлагает детям собрать в корзинку грибы, большие и маленькие (только большие, или только маленькие) одинаковые по цвету. Познакомить детей с разновидностями грибов (сыроежки, лисички, боровик и т.д.)
В помощь педагогу:
Н.М.Быкова
Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберезовик –
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете,
Много вы грибов найдете.
Пальчиковая гимнастика.
«Грибные заготовки»
Дети в лес грибной пошли
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И пожарили с картошкой.
«По грибы»
По тропинке вместе шли
И грибы в лесу нашли.
Подберезовик,
Опенок,
Боровик,
Лисичка,
Груздь.
Если дальше в лес пойдем
Много мы грибов найдем.
(Движение с речью)
Мы по лесу шли, шли,
Подберезовик нашли,
Раз грибок и два грибок
Положили в кузовок.
(подосиновик, боровик, опенок, рыжик, груздь…. А мухомор?)
Загадки про грибы:
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный (Мухомор)
А вот кто-то важный
На беленький ножке,
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки (Мухомор)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … Мухомор.
В лесу – чудо;
Растет блюдо.
Дождь пройдет –
Воды нальет,
Хороша водица –
ежику напиться! (Груздь)
Розовая сорочка,
да волнистая;
с краю – оторочка,
да пушистая (Волнушка)
Стоит Лукашка –
Белая рубашка,
А шляпа надета
Шоколадного цвета (Белый гриб)
Золотистые … -
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом (Лисички)
Рыжие ушки
С лисьей макушки
В травке лежат
Для малых ежат (Лисички)
Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой (Подберезовик)
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке? (Подосиновик)
Под осиной – мужичок,
На нем красный колпачок (Подосиновик)
Рыженький Ванек,
Крепкий паренек,
Спрятался за пень,
А шапка – набекрень (Рыжик)
Растут на опушке
Рыжие подружки
А зовут их … (Волнушки)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик)
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой (Гриб)
Цветник без цветов,
Под елкой готов (Сыроежки)
Семь сестричек – лесовичек
Платья сшили к лету
Разные по цвету:
У каждой сестрички –
Свой вкус и привычки (Сыроежки)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных (Сыроежки)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай не мешкай
Это … сыроежки.
Игра «Чудо - Фрукты»
Цель: знакомство и закрепление понятия «фрукты». Развитие умения подбирать предметы различной формы, ориентируясь на цвет.
Содержание: воспитатель предлагает детям пойти в «магазин» и найти прилавок, где продаются фрукты. Ребенок обязательно проговаривает свои действия: это яблоко, оно красное, это фрукт – положу его в свою корзинку! И т.д.
В помощь педагогу:
Н.М.Быкова «Фрукты»
(пальчиковая гимнастика)
Фруктов много у меня,
Перечислю их, друзья:
Апельсины, мандарины,
Абрикосы, нектарины,
Груши, персики, айва,
Есть лимоны и хурма,
И обычные грейпфруты.
Налетай скорей на фрукты!
«Отгадай фрукт»
Мы с закрытыми глазами
Фрукты выбирали.
Их потрогали, поели –
Сразу угадали.
Мягкий, сладкий был банан.
Очень кислый был лимон.
Сладкий, сочный апельсин
Нам попался лишь один.
Яблоко гладкое,
Хрустящее и сладкое.
И на вкус приятная
Груша ароматная.
Игра «Собери яблочки»
Цель: развивать умение подбирать предметы одинаковой формы, но разные по цвету.
Содержание: обратить внимание детей, что у одного того же предмета может быть одинаковая форма, но разный цвет. Для примера выберем яблоко: дети определяют форму предмета: круглая, цвет: красный. Но яблоки могут быть и желтые, и зеленые, а форма их такая же круглая. Чтобы у детей не возникало стереотипов, что яблоко только круглое и красное, необходимо познакомить их с разнообразием мира. Аналогично можно показать это на примере огурца: овальной формы, но цвет может быть разный (салатово-зеленый, зеленый, коричневый, темно-зеленый).
В помощь педагогу:
«ЯБЛОЧКО» (хороводная игра)
Красненькое яблочко
На веточке висит,
На девочек и мальчиков
С веточки глядит.
Кто его достанет,
Кто его сорвет,
Тот сладенькое яблочко
К себе положит в рот,
Раз, два, три,
Ну, попробуй-ка, сорви!
Игра «Варим компот»
Цель: Закрепление понятия «фрукты». Развивать умение выбирать из предложенного набора предметов только те, которые принадлежат к фруктам (по словесному описанию)
Содержание: Предложить детям игровую ситуацию: сюрприз для мамы или ждем гостей и решили порадовать их своими кулинарными способностями, например: умением, готовить компот. Выясняем, что для этого необходимо? Отправляемся на базар (рынок) за фруктами! Закрепляем, повторяем – что такое фрукты. На игровое поле выкладываем только те изображения, которые относятся к понятию «фрукты». Можно использовать художественное слово и выполнять действия по тексту.
В помощь педагогу:
В.В.Цвынтарный
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
(пальчиковая гимнастика:
Одним пальчиком варят, рубят, мешают)
Н.М.Быкова
(координация речи с движением)
В сад с друзьями мы пошли,
Фруктов много там нашли.
Сливы, груши мы сорвали,
Яблоки все отыскали.
Фрукты мы с друзьями мыли,
Их в кастрюлю положили.
Варим вкусный мы компот,
С нами кто его попьет?
Всем нальем мы, не стесняйтесь,
Подходите, угощайтесь!
Игра «Чудо - Овощи»
Цель: Знакомство и закрепление понятия «овощи». Развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Содержание: воспитатель предлагает детям пойти в «Овощной магазин» и выбрать только овощи. Дети берут предмет или изображение и называют его: «Это огурец, он зеленый, это овощ, положим его в нашу корзинку». Варианты игры: по изображению на картинке найти объемный предмет и аналогично наоборот.
В помощь педагогу:
Ю.Тувим «ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу, ОХ!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка и свёкла? ОХ!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу, ОХ!
Накрытые крышкою в душном горшке кипели,
Кипели в крутом кипятке:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу, ОХ!
И суп овощной оказался не плох!
Н.М.Быкова «Картофельное пюре»
(речь с движением»
Мы на рынке с мамой были
И картофель там купили,
На пюре и на окрошку
Мы купили там картошку.
Мы пюре готовить будем,
Ничего не позабудем.
Будем мы картофель мыть,
Чистить, резать и варить.
Соль берем мы из солонки.
И толкушкой с ручкой тонкой
Все толчем, толчем, толчем,
Молоко в кастрюлю льем,
Масло тоже добавляем,
А потом пюре взбиваем.
Всех гостей мы накормили,
А они нас похвалили.
«Огурцы»
Плети огуречные
Вот такие длинные!
Огурцы под листьями –
Очень плохо видные.
Мы листочки поднимаем
И огурчики считаем:
Один, два, три, четыре, пять,
Будем их сейчас срывать.
Пять огурчиков сорвем,
А потом вернемся в дом.
***
В огород пойдем
Урожай соберем
Мы морковки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Игра «Готовим салат»
Цель: Закрепление понятия «овощи». Развивать умение выбирать из предложенного набора предметов только те, которые принадлежат к овощам (по словесному описанию).
Содержание: воспитатель приносит письмо, где детям сообщается о конкурсе салатов в королевстве Овощей. Предлагает набрать в корзинку овощей для салата. Второй вариант: в корзинке уже находятся предметы и необходимо оставить только овощи.
В помощь педагогу:
Н.М.Быкова «Винегрет»
Мы купили овощи
Всем на загляденье,
Приготовим винегрет –
Просто объеденье.
Сварим свёклу и картошку,
Сварим сладкую морковь,
Лук мы быстро чистим, режем,
Чтоб заплакать не пришлось.
А соленый огурец
Мы нарежем под конец.
Маслом винегрет польем
И на стол его несем.
«Тыква» (хороводная игра)
Тыква маленькой была
Каждый день она росла.
Разрасталась и желтела
Наливалась и добрела.
Тот, кто мимо проходил,
Тыкве что-то говорил:
«Крупная, пузатая, желтая, покатая,
Звонкая, ребристая, спелая, душистая!»
Тыкве нравились слова – повторит их все она!
Игра «Собери всё зеленое… всё красное… всё желтое…»
Цель: развивать умение обобщать предметы по признаку цвета.
Содержание: воспитатель предлагает детям собрать только красные овощи в корзинку, обращать внимание на то, чтобы в корзинку не попали фрукты. А если задание связано с тем, чтобы собрать, красные по цвету фрукты, следить за тем чтобы не было овощей и т.д. Аналогично проводить игру с другими цветами: зеленым, желтым… Побуждать детей проговаривать свои действия с предметами.
В помощь педагогу:
ЗАГАДКИ
ОВОЩИ КРАСНЫЕ
Он круглый и красный,
Как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней…
(помидора)
Расту в земле на грядке –
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
Над землей трава,
Под землей бурая голова. (свекла)
Красная мышка с белым хвостом
В норе сидит под зеленым листом. (редиска)
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них – красные детки. (помидор)
Был зеленым плод –
Не просился в рот.
Положили в лежку –
Он сменил одежку:
Красную надел –
Для еды поспел. (помидор)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)
ОВОЩИ ЗЕЛЕНЫЕ
Развалились в беспорядке
На своей перине – грядке
Сто зеленых медвежат,
С сосками во рту лежат,
Беспрерывно сок сосут
И растут, растут, растут. (огурцы)
Под листочком у оградки
Лягушонок спит на грядке,
Весь зеленый, прыщеватый,
А животик беловатый. (огурец)
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (капуста)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (горох)
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (огурец)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (огурец)
ОВОЩИ ЖЕЛТЫЕ
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лежа. (тыква)
Круглая, желтая,
В земле лежит. (репа)
Редьке сестра,
А на вкус не остра;
И растет лепешкой,
С желтой одежкой (репа)
Стоит дядя – длинный, высокий,
Борода рыжая. (кукуруза)
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать. (луковица)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (лук)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко,
Что же это? (репка)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (тыква)
ФРУКТЫ КРАСНЫЕ
Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека. (яблоко)
Круглое, румяное
С дерева упало –
Мне в рот попало. (яблоко)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мед,
Румян, как калач,
И круглый, как мяч.
Лишь под самой ножкой
Вздулся бок немножко. (груша)
Долгоножка хвалится:
- я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красная кофточка. (вишня)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)
ФРУКТЫ ЗЕЛЕНЫЕ
Зелененький, полосатенький,
А в серединке сладенький (арбуз)
Ягоды зеленые,
А всеми хваленые.
Растут с костями,
Висят кистями. (виноград)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (арбуз)
ФРУКТЫ ЖЕЛТЫЕ
В желтеньком улье
Пчелки уснули
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (дыня)
Лежит кубышка –
Желтая покрышка;
Лежит, не спрятана,
Только запечатана. (дыня)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (апельсин)
Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце:
А сукно – золотистое,
Тонкое и чистое. (персик)
ФРУКТЫ ОРАНЖЕВЫЕ
Вкусны – оближешь пальчики –
Оранжевые мячики.
Но только я в них не играю,
А неизменно их съедаю. (апельсины, мандарины)
ФРУКТЫ СИНИЕ
На сучках висят шары –
Посинели от жары (сливы)
По одежке синей
Расстелился иней.
Солнце припекает,
А он цел, не тает. (слива)
Игра «Найди пару»
Цель: Формировать умение группировать предметы по цвету и их оттенкам.
Содержание: Собираем овощи, фрукты, ягоды и грибы по парам. В корзинке по одному предмету уже находится, детям предлагается подобрать по такому же идентичному предмету по цвету – «найди такой же». Морковь – к моркови, помидор – к помидору, редиска – к редиске и т.д Побуждать детей проговаривать свои действия.
Игра «Что изменилось»
Цель: Формирование и развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти ориентируясь на цвет.
Содержание: В корзинке находятся несколько предметов, воспитатель предлагает детям отвернуться или закрыть глаза. Тем временем, когда глаза детей закрыты – убираем один предмет. Открыв глаза, дети должны назвать этот предмет, найти его и дать определение (овощ, фрукт). Вариант игры: поменять предметы местами – что изменилось? Если дети затрудняются назвать, воспитатель дает описание предмета. Другой вариант: добавить лишний предмет – заметят ли дети?!
Игра «Что лишнее?»
Цель: развивать умение выполнять задание с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство предмета.
Содержание: на игровом поле выложены определенные предметы, например овощи и один фрукт: совместно с детьми выясняем, что лишнее? Задания могут быть разными, например: все овощи, а фрукт лишний; все фрукты, а овощ лишний; все грибы съедобные, а мухомор лишний; все предметы красные, а зеленый лишний и т.п.
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова
ОВОЩИ – это капуста,
Свёкла, морковь, помидоры,
Укроп, что растет очень густо,
Поспеют все они скоро.
Вспомним еще про салат.
Про лук, огурцы и чеснок,
Про редьку, редиску, шпинат
И про картофель, дружок.
К ФРУКТАМ относятся сливы,
Яблоки, груши, бананы
(любят их есть обезьяны).
ЯГОДЫ – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Игра «Больше или меньше?»
Цель: развивать логическое мышление, внимание; умение подбирать предметы, ориентируясь на цвет.
Содержание: в корзинке находятся 3 яблока красных и 1 зеленое, спросить детей: Каких яблок больше – меньше? Как сделать так, чтобы их было поровну. Использовать для игры разные предметы: и фрукты, и овощи, и ягоды – применять игру с целью формирования элементарных математических представлений, с усложнением заданий для детей старшего дошкольного возраста. Использовать сюрпризные моменты: Кукла Катя любит викторию, а Мишутка малину: кому и сколько достанется ягоды? Посчитайте, ориентируясь на цвет и его оттенки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по цветоведению в старшем дошкольном возрасте
Представлен дидактический материал игр с цветом в изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Педагоги наглядно смогут увидеть дидактический материал и применить его в своей ...
презентация "Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками"
В презентации описаны дидактические игры по цветоведению и краткая аннотация к их проведению....
Дидактические игры по цветоведению
Дидактические игры направлены на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры по цветоведению
Методические разработки по играм в младшей группе...
Дидактическая игра по цветоведению в детском саду как средство познавательной активности воспитанников.
Цвет, цветовые сочетания красок - это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстети...
Мастерская педагога-профессионала «Дидактические игры по цветоведению»
Мастерская педагога-профессионала«Дидактические игры по цветоведению»...
Дидактическая игра по цветоведению "Колорит картины"
Актуальность. ...