ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
рабочая программа (старшая группа) по теме
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_psihologicheskogo_zdorovya_starshih_doshkolnikov.docx | 97.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №115» комбинированного вида
СИСТЕМА РАБОТЫ
«Формирование
психологического здоровья
старших дошкольников»
Педагог-психолог
Гильмулина С. А.
Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют и государство, и общество в целом. От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30-50 лет. Не случайно Президент в своем Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
По определению ВОЗ, здоровье – это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия. Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Она определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Разные авторы, занимающиеся данной проблемой (Р.Асаджоли, С.Фрайберг, Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова, О.В.Хухлаева и др.) сходятся в ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность. Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также, гармония между человеком и окружающими людьми, природой. Все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. И как результат, общество становится все более психологически нездоровым. Психологическое здоровье является предпосылкой физического. То есть, если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.
По данным Института Возрастной физиологии РАО около 20% детей приходящих в школу уже имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Значительный процент количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами несоответствия ожиданиям окружающих, свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Следовательно, нужно полагать, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье. Все это делает проблему сохранения психологического здоровья наиболее актуальной. По мнению И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. Как можно более раннее закладывание основ психологического здоровья будет служить эффективной профилактикой его нарушений. Важная роль в концепции модернизации образования отводится психологическому сопровождению развития детей, сохранению и укреплению их психологического здоровья. В науке психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными (положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах), и закреплением их в чертах характера и личности детей. Мониторинговые исследования, проводимые в нашем ДОУ в рамках реализации проекта «Детский сад здоровья и развития» показали, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно. Это проявляется у ребенка во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).
Все эти факторы привели к необходимости осуществления системной работы, целью которой является формирование и укрепление психологического здоровья старших дошкольников, профилактика и коррекция негативных проблем развития.
Были сформулированы задачи, направленные на достижение цели:
1.Формировать основы положительного самоотношения:
- формировать уверенность в себе и собственных силах;
- формировать адекватную положительную самооценку и самосознание;
- развивать умение понимать и принимать позицию другого человека;
- развивать эмпатию, дружеские отношения.
2.Обучить рефлексивным умениям:
-овладение языком эмоций, умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей; обучить способам адекватного выражения эмоций;
-помочь осознать причины последствий, как своего, так и поведения окружающих;
- закрепить в эмоциональной сфере положительные эмоции.
3. Формировать потребность в саморазвитии:
- формировать отношение к себе как к субъекту своей жизнедеятельности;
- формировать активную собственную позицию;
- развивать навыки произвольности выражения своих эмоций и чувств, умение принимать ответственность за свое решение.
Мною психологическое здоровье рассматривается, главным образом, в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими.
Методологическими основами системы формирования психологического здоровья детей стали:
антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;
концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства (ДОУ), влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем;
теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка;
личностно-ориентированный подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.
Система работы по формированию психологического здоровья включает в себя следующие этапы:
I этап – диагностико – аналитический: первичная диагностика, определение уровня психологического здоровья, планирование работы. В качестве показателей психологического здоровья определены: адаптированность к социуму (детский сад и семья), поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой; тревожность, поскольку повышение тревожности взаимосвязано с нарушением психологического здоровья; социальный статус, поскольку качество межличностного взаимодействия и положение ребенка в среде сверстников очень важно для старших дошкольников; самооценка.
В процессе диагностики используется комплекс из нескольких методик, достаточно быстрых в проведении и обработке: методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (Баркан А.И.); наблюдение с фиксацией в адаптационных листах; методика тревожности Р. Сирса (наблюдение); тест тревожности Р.Тэммела, М.Дорки, А Амена; социометрическое исследование, методика одномоментных срезов (Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько); методика изучения самооценки «Лесенка» (В.Г.Щур). Эти же методики используются и на заключительном этапе - рефлексивном.
По результатам диагностического исследования мы условно делим детей по уровням психологического здоровья:
«креативный» - идеальный уровень, туда входят дети с устойчивой адаптацией к среде, с наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличие созидательной позиции;
«адаптивный» - средний уровень психологического здоровья. Дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность, неблагоприятный статус среди сверстников, заниженную самооценку. Эти дети относятся к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья, они включаются в еженедельные групповые занятия профилактической направленности;
«дезадаптивный» - низкий уровень психологического здоровья. Дети с наличием внутреннего конфликта, негибкостью поведенческих стереотипов, недостаточной критичностью. Эти дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи с привлечением их родителей к индивидуальному консультированию.
Результаты диагностики обсуждаются на педагогическом совете. Выявленные причины отклонений в психологическом здоровье и выводы полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования работы по реализации системы формирования психологического здоровья.
II этап – деятельностный. Осуществляется организация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
В основе коррекционно-развивающей деятельности реализуется разработанная мною программа «Общение без проблем». Она создавалась с учетом принципов индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, принципа активности ребенка, исследовательской творческой позиции и принципа партнерского общения.
Программа состоит из трёх разделов: "Я и эмоции" - овладение детьми языком эмоций, закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций. Содержание этого раздела помогает ребенку понять мир эмоций, осознать что его беспокоит и что радует, лучше узнать свои переживания в различных ситуациях, научиться способам управления своими эмоциями.
"Я+Я" - формирование у дошкольников основ положительного самоотношения и потребности саморазвития. Содержание раздела помогает ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие, уникален и неповторим, развить уверенность в себе. "Я и моё окружение" - формирование социальных навыков у ребенка. Содержание раздела помогает детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации.
Программа реализуется в течение двух лет (старшая, подготовительная группа). Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой, состоящей из 6-8 детей. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему, как правило, варьируются в зависимости от интересов детей и результатов наблюдений психолога. Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности: 5-6лет – эмоциональная сфера и коммуникация; 6-7 лет – личностная, волевая сфера. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – сенсорной комнате, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Сенсорная комната позволяет вести профилактику не только мышечного, но и эмоционального напряжения. Разнообразие стимулов (сухой бассейн, мягкое напольное и настенное покрытие, пуфы, боксерская груша, световые приборы: аквалампа, проектор направленного света и др.) обеспечивает развитие сенсорной и эмоциональной сфер. На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими.
Занятия строятся на адекватных возрасту формах и видах деятельности – игровых, используются: психологические игры и упражнения («Насос и мяч», «Драка», «Дракон» и др.); этюды («Поссорились-помирились», «Потерялся», «Разные настроения» и др.); психогимнастика; решение проблемно-практических ситуаций («Необитаемый остров», «Мы поссорились с подругой» и др.); элементы арттерапии (изо-терапия, театр-терапия, сказко-терапия); игры-драматизации («Волшебная сказка», «Кто я такой?» и др.); ролевые игры («Семья», « В магазине» и др.); беседы; творческие игры; коллективное рисование; задания с использованием «терапевтических метафор»: «Каждый человек способен изменить ситуацию», «Безвыходных ситуаций не бывает» и др., направленных на формирование у ребенка «механизма самопомощи».
III этап – рефлексивный. Содержанием является фиксация динамики психологического здоровья детей в процессе работы и оценка результативности, эффективности коррекционной и профилактической работы.
Для сохранения и укрепления психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагога-психолога, педагогов и родителей. Психологическое просвещение педагогов в ДОУ проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности. Основным принципом является органичное соединение передачи им психологических знаний с процессом практической деятельности. Психолого-педагогическое просвещение осуществляется на педагогических советах, через организацию психолого-педагогических семинаров, организацию круглых столов (по результатам исследования, по проблеме адаптации и др.), тренинги личностного роста, консультирование, через совместную аналитическую работу. Цель просвещения и консультирования родителей – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе формирования психологического здоровья, создание ситуации сотрудничества и изменение установки родителей по отношению к проблемам в развитии ребенка. Психологическая поддержка родителей, психологическое просвещение, повышение их психологической компетентности в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития осуществляется в разных формах: постоянно действующего лектория, родительских конференций, дискуссий, мини-консилиумов, консультаций по вопросам детско-родительских отношений. Результаты работы психолога отсрочены во времени и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. После проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно результаты начинают проявляться. Показателем эффективности системы работы по формированию психологического здоровья считаю высокий процент детей подготовительной группы с креативным уровнем. По данным ежегодного сравнительного анализа входящей и итоговой диагностики, наблюдается:
- нормализация (снижение) уровня тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок - ребенок” (в среднем в 87% случаях);
- повышение уровня самооценки у 80% детей, имеющих по результатам входящей диагностики низкую самооценку;
- отсутствие деформации социальных эмоций в блоке межличностного взаимодействия у 82% детей .
По наблюдениям воспитателей и родителей, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; улучшился психологический климат в группах: дети стали больше общаться между собой, самостоятельно разрешать возникающие конфликты. У детей исчезли нежелательные формы поведения, появилась способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. Родители наших выпускников отмечают легкую адаптацию детей к школе, что подтверждается исследованием школьного психолога (гимназия №73).
Положительные результаты в формировании психологического здоровья отразились на показателях физического здоровья детей: число дней, пропущенных одним ребенком по болезни, сократилось с 12 дней (2009г) до 10 дней (2011г).
Работа по системе осуществляется в течение пяти лет, она постоянно совершенствуется и изменяется, наполняется новым содержанием.
Опыт работы был представлен неоднократно на социально-значимых образовательных мероприятиях: Дни науки (2011 г.), Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» (2010г.), специализированная выставка «Образование. Карьера. Занятость.» (2009, 2010гг.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника
Программа развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников, состоящая из трех разделов и рассчитанная на два учебных года....
Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙSummary.The relationship of music and game techniques directed to the development of psychological health of older ...
Основы формирования психологического здоровья старших дошкольников.
Особенности работы по психологической поддержке детей в условиях детского сада....
Конспект совместного мероприятия с родителями по формированию культуры здоровья старших дошкольников "Путешествие в страну здоровья"
Создание условий для формирование у детей представление о том, что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать....
Статья на тему "Психологическое здоровье старших дошкольников"
Раскрываются понятие "психологическое здоровье", основные аспекты формирования психологического здоровья, особенности работы по спихологической поддержки детей в ДОУ....
«Формирование психологического здоровья старших дошкольников»
laquo;Психологическое здоровье делает личность самодостаточной»...