Семинар "Развитие изобразительного творчества"
презентация к уроку по теме
Семинар "Развитие изобразительного творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар "Развитие изобразительного творчества" | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития личности ребёнка-дошкольника Познавательно- речевое развитие 1 . Ознакомление с окружающим миром. 2. Расширение кругозора. 3. Развитие всех познавательных психических процессов. 4. Развитие речи. 5. Получение знаний об изобразительных материалов, их свойствах и технике работы с ними. 6. Знакомство с сенсорными эталонами. Социально-личностное развитие 1. Формирование нравственно-волевых качеств личности. 2. Содержание детских работ формирует отношение к окружающим . 3. Воспитание этнической и экологической культуры личности . 4. Воспитание уважения к людям труда 5. Формирование трудовых навыков и умений при правильном подборе специального и общего оборудования . Художественно-эстетическое развитие Формирование художественного вкуса Развитие эстетического восприятия и эстетических чувств (чувство цвета, ритма, формы, композиции). 3. Формирование детского художественного творчества. Физическое развитие Развитие: глазомера, мелкой моторики рук Формирование осанки.
Методы обучения изобразительной деятельности Наглядный - Экскурсии, прогулки - Видео-, диафильмы, слайды - Натура (общая, индивидуальная) Обследование предмета Образец Показ способа действия: общий, частичный (воспитателя и ребёнка), поэтапный, сопутствующий (пассивный, сопровождающий), обрисовывающий жестом. Анализ детских работ. Словесный Объяснение Разъяснение Указание Пояснение Вопрос к детям Поисковые вопросы к детям (со средней группы) Художественное слово Поощрение, порицание Игровой –сюрпризный момент Метод проблемного обучения Данный метод используется в полном объеме в школе. В дошкольном учреждениях детей приучают находить решения на поставленные перед ними задачи Практический (репродуктивный) Индивидуальная работа с детьми в ОД в режимных моментах Использование в работе с детьми в ОД в режимных моментах дидактических игр Индивидуальные упражнения в НОД Исследовательский Ребёнок проводит исследование: Какой взять фон, форму и формат бумаги Какие лучше использовать изобразительные материалы Как можно получить разнообразные цвета и оттенки Как лучше расположить предмет на листе бумаги Как интересней и выразительней изобразить тот или иной предмет
Классификация и характеристика НОД по изодеятельности Типы НОД дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач , а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах: 1. НОД по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения; 2. НОД по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений; 3. НОД творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность; По содержанию изображения : 1. Предметное 2. Сюжетное 3. декоративно (рисование, лепка, аппликация) По методу (способу изображения) : 1. Рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры; По характеру выбора темы: 1. На тему, предложенную воспитателем 2. На свободную тему, выбранную ребенком По источнику тем замыслов : 1. НОД на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); 2. На музыкальные темы; 3. На темы окружающей действительности;
Знания, умения и навыки, необходимые дошкольнику для предметного и сюжетного рисования (младшая группа) Предметное рисование Подведение к сюжету Уметь: Выделять предмет из окружающего мира; Видеть в предмете соответствующую геометрическую форму; Проводить формообразующие линии; Изображать геометрические формы; Ориентироваться на листе бумаги; Регулировать силу, размах и скорость движения руки (сенсомоторные движения). Знать: Основные цвета и некоторые оттенки; Геометрические формы. - Изображать несколько отдельных предметов на одной линии.
Знания, умения и навыки, необходимые дошкольнику для предметного и сюжетного рисования (средняя группа) Предметное рисование Подведение к сюжету Уметь: Выделять предмет из окружающего мира; Видеть в предмете соответствующую геометрическую форму; Обследовать предмет; Проводить формообразующие линии; Изображать геометрические формы; Ориентироваться на листе бумаги; Составлять цвета и оттенки; Регулировать силу, размах и скорость движения руки (сенсомоторные движения). Знать: Свойства изобразительных материалов; Цвета и некоторые оттенки; Геометрические формы. - Изображать несколько отдельных предметов на одной линии.
Знания, умения и навыки, необходимые дошкольнику для предметного и сюжетного рисования (старшая и подготовительная группа) Предметное рисование Подведение к сюжету Сюжетное рисование Уметь: Выделять предмет из окружающего мира; Видеть в предмете соответствующую геометрическую форму; Обследовать предмет, проводить формообразующие линии; Изображать геометрические формы; Ориентироваться на листе бумаги; Составлять цвета и оттенки; Регулировать силу, размах и скорость движения руки (сенсомоторные движения). Знать: Свойства изобразительных материалов, с которыми работают дети; Цвета и некоторые оттенки; Геометрические формы. Изображать несколько отдельных предметов на одной линии. Передача движения героев сюжета; Продумывание сюжета по литературному произведению или заданной теме; Составление композиции в соответствии с сюжетом; Составление многоплановой композиции.
Эстетическое развитие и формирование художественно-творческих способностей детей Эстетическое развитие и формирование художественно-творческих способностей детей Эстетически-развивающая среда Организация изостудии Выставки внутри детского сада (ежедневно действующие и обновляющиеся) Культурно - досуговая деятельность (концерты, развлечения, праздники) Виды деятельности Игровая деятельность Изобразительная (продуктивная) деятельность детей Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность детей Театрализованная деятельность детей Самостоятельная художественная деятельность детей
Условия для развития детского творчества (Т.С. Комарова) Условия для развития Создание положительной атмосферы в группе Внимание к творчеству ребёнка Использование новых материалов Организация уголка детского творчества Правильное методическое руководство педагога Поощрение Организация выставок Развитие ручной умелости Непосредственно организованная деятельность Упражнения Руководство педагога Дидактическая игра Развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение, внимание, воля, образные представления) Наблюдения за природными и социальными объектами Упражнения в НОД упражнения в ОД в режимных моментах Рассматривание произведений искусства Дидактические игры Продуктивная деятельность детей Организация выставок
Самостоятельная художественная деятельность Объективные условия Источники информации Уголок детского творчества Косвенное руководство педагога Субъективные условия Желание ребёнка Интерес ребёнка Косвенное руководство педагога Внесение в уголок творчества нового материала Слушание музыкального произведения Внесение игрушек народного промысла Рассматривание произведений искусства Организация выставок Черты творческой деятельности (И.Я. Лернер ) Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию Видение новой функции предмета Видение проблемы в стандартной ситуации Видение структуры объекта Способность к альтернативным решениям Комбинирование ранее известных способов деятельности в новый
Структура художественно-творческих способностей (А.Г. Ковалев) Ведущие свойства воображение Опорные свойства чувственность зрительного анализатора (чувство цвета, форма, ритма, светотени, пропорции), память, сенсомоторные качества руки Вспомогательные средства или эмоциональный фон эмоциональный настрой на деятельность Черты творческой деятельности Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию Видение новой функции предмета Видение проблемы в стандартной ситуации Видение структуры объекта Способность к альтернативным решениям Комбинирование ранее известных способов деятельности в новый Черты творческой деятельности ( И.Я.Лернер )
Планирование работы по изобразительной деятельности в детском саду НОД по изобразительной деятельности Первая половина дня Вторая половина дня Дежурство детей по НОД, самообслуживание при подготовке к НОД Прием детей Дидактические игры и упражнения, направленные на подготовку детей к предстоящему НОД Прогулка Прорисовка на асфальте мелом или палочками на земле предметов окружающего мира, которые рисовали на НОД или за которыми только что наблюдали. Наблюдения за объектами, которые предстоит изобразить . Дидактические игры и упражнения по закреплению полученных знаний в НОД Подготовка фона, формата и формы бумаги к следующему НОД (учитываем мнение ребёнка), Беседа по обсуждению темы предстоя- щей НОД ( НОД по литературным произведениям или по заданной теме), Самостоятельная работа детей в изобразительном уголке, Рассматривание и обследование натуры Наблюдения за объектами, которые предстоит изобразить. Вечерняя прогулка Прорисовка на асфальте мелом или палочкой на земле предметов окружающего мира, которые рисовали на НОД или за которыми только что наблюдали.
Последовательность планирования занятий по изобразительной и конструктивной деятельности по темам Темы: «Здание», «Транспорт» Конструирование из мелкого, крупного строителя, конструкторов разного вида. Аппликация (перевод объема в плоскость). Рисование. Лепка (на пластинах, из пластин). Темы: «Животный мир, «Фрукты и овощи», «Грибы», «Человек» Лепка. Аппликация (перенос объема в плоскость), Рисование. Конструирование (из бумаги и природного материала). Тема: «Растительный мир» рисование. Аппликация. Лепка. Конструирование. Темы по мотивам декоративно-прикладных промыслов «Дымки», «Гжели», «Абашево», «Каргополь», «Филлимоново», «Калининой (торжокской) игрушки » Лепка Аппликация Рисование. «Городца», «Полхово-Майдана», «Жостово» Аппликация Рисование. «Хохломы» Рисование Аппликация
Организация и структура непосредственно образовательной деятельности в детском саду Тема НОД – выбор темы в соответствии с возрастом детей и наличия навыков и умений Задачи – Образовательные (Что изображаем? Чему учим детей?) Технические (Какие изобразительными материалами работаем и как?) Развивающие (Что развиваем у детей на данном занятии? Воспитательные (Какова значимость данной НОД для детей?) Материалы и оборудование НОД - раздаточный, демонстрационный ХОД непосредственно образовательной деятельности Мотивация – почему ребёнок должен принять участие в НОД и выполнить порученную работу Вводная часть Заинтересовывающий момент Вводная беседа по теме НОД Использование НОД, как часть игры Получение писем, посылок, приход гостей Беседы об окружающем мире, художниках – иллюстраторах, художниках – скульпторах, архитекторах, народных умельцах Обращение кого-либо из взрослых за помощью создать альбом эпизодов из сказок и т.д. Принятие на себя роли юных художников, фотографов, сказочных героев Рассматривание и обследование изображаемого предмета Основная часть – практическая деятельность детей Анализ детских работ – оформление выставки
Анализ НОД в детском саду по изобразительной деятельность до 3-х лет Форма Какой формы изображенный предмет? Цвет Какого цвета изображаемый предмет? Композиция Ориентировка на листе бумаги (право, лево, вверх, низ) Например, рисование на тему «Солнышко» Молодцы, ребята, какие получились у вас чудесные солнышки! А какое солнышко самое теплое? Правильно, у этого (показ) солнышка самые длинные лучики. - А какое солнышко ещё не проснулось? Конечно, это (показ) солнышко, у него лучики короткие или совсем их нет.
Анализ НОД в детском саду по изобразительной деятельность от 3-х до 5-ти лет Форма Какой формы изображенный предмет? Цвет и оттенки изображаемых предметов? Композиция Изображение нескольких предметов на одной линии Например, рисование на тему «Цыплята на полянке» (2-я младшая группа) Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки. Ко-ко-ко , ко-ко-ко – разбежались далеко. Какой цыплёнок клюёт зёрнышки? Какой цыплёнок быстро бегает? Какой цыплёнок самый большой? Какой цыплёнок самый маленький? Какой цыплёнок смотрит на солнышко? Поисковые вопросы Как вы думаете, почему… (вопрос)? (Вопрос)…, почему ты так решил? Уточняющие вопросы Направленные на уточнение последовательности выполнения этапов работы «Магазин» или «найди по описанию» Роль продавца выполняет воспитатель. Он описывает работу ребёнка, которую «продаёт»
Анализ НОД в детском саду по изобразительной деятельность Например, рисование на тему «Рыбки плавают в аквариуме» (средняя группа) Посмотрите, какие у нас удивительные рыбки в аквариумах. В каком аквариуме живет самая крупная рыбка, почему ты так решил? В каком аквариуме живет самая мелкая рыбка, почему ты так решил? В каком аквариуме рыбки захотели кушать, по каким признакам вы определили? Как вы думаете, в каком аквариуме рыбки играют в догонялки? Почему так решил? О каких рыбках можно сказать, что они золотые? Как вы определили? Тема «Зимний лес» - Молодцы, ребята. Я приглашаю вас всех в магазин, где вы можете купить любую картину для мамы или папы, бабушки или дедушки. Но картину показывать нельзя, о ней можно только рассказать. О какой картине я расскажу? Здесь изображен зимний лес. Ели укутаны снегом, как будто надели шубы. Среди этих елей стоит тоненькое деревце. Оно без листьев и снега. На земле лежат большие сугробы. Догадались? А теперь вы.
Анализ НОД в детском саду по изобразительной деятельность от 5-ти до 7-ми лет Форма Какой формы изображенный предмет? Цвет и оттенки изображаемых предметов? Композиция Изображение нескольких предметов на одной линии. Изображение предметов в перспективе. Поисковые вопросы Как вы думаете, почему… (вопрос)? (Вопрос)…, почему ты так решил? Уточняющие вопросы Направленные на уточнение последовательности выполнения этапов работы «Магазин» или «найди по описанию» Роль продавца выполняет воспитатель. Он описывает работу ребёнка, которую «продаёт» Практический Проверка качества выполнения работы, элемент соревнования Подбери работу к четверостишию Воспитатель читает четверостишие по теме занятия и ребёнок подбирает выполненную работу к нему Придумай или подбери стихотворение к выполненной работе Ребёнок подбирает стихотворение или придумывает свое стихотворение к выполненной работе
Анализ НОД в детском саду по изобразительной деятельность Например, рисование на тему «Машины едут по улице (дороге)» (старшая группа) Много разных машин едут по вашим улицам. Но сегодня я прочитаю четверостишия, а вы должны найти ту картину, на которой изображена эта машина и объяснить, по каким признакам вы определили. У самосвала путь далек, Выдаются машине этой Горой песок на плечи лег. Вафли, пряники, конфеты. Пыхтит в дороге грузовик, Без халвы и шоколада Хотя он к тяжести привык. Не уйдет она со склада. У этой машины Эта машина - Особый цвет: Бывалый солдат. Как будто Пушки её Халат белоснежный надет. Наготове стоят. Эта машина С пожаром вступает И ночью не спит, В решительный бой. Эта машина к больному спешит. - Чем заряжаются пушки? - Водой!
Анализ НОД в детском саду по изобразительной деятельность Например, рисование на тему «Белая береза» (подготовительная группа) Замечательный поет Сергей Есенин написал так о белоствольной красавице: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймою Распустились кисти Белой бахромой. - Поэтесса Т.А. Шорыгина написала: Укрытая снегами, Стоит она зимой В расшитой жемчугами Накидке кружевной. - А какие четверостишия вы придумаете для своей березы?
Обучение детей дошкольного возраста проведению формообразующих линий Рисование цветными карандашами Прямые линии Вертикальные линии Вертикальные прямые линии Вертикальные ограниченные линии Горизонтальные линии Горизонтальные прямые ограниченные линии Спиралевидные линии Прерывистая (штрих) линия Пересекающие линии Наклонные линии Круглые линии Ломанные линии Волнистые линии
Классификация коллективных форм организации НОД (А.И. Савенко , Т.С.Комарова) Коллективные формы организации НОД Совместно- индивидуальная Совместно- последовательная Совместно- взаимодействующая Свободное размещение элементов на плоскости Мозаика Фриз Организованное Конвейер Эстафета Парами Подгруппами Мозаика
Этапы работы над совместной композицией Совместно- индивидуальная Совместно- последовательная Совместно- взаимодействующая Продумать композицию коллективной работы, определить положение листа, подобрать цветовые сочетания, размер деталей Выбрать необходимый материал и технику выполнения работы Определить соразмерность деталей в общей композиции и договориться о сочетаемости элементов. Договориться о технике сборки композиции, продумать детали соединения отдельных частей композиции между собой Определить количество участников для создания композиции Индивидуальная работа над элементом, частью композиции Последовательная работа детей по созданию общей композиции, где каждый выполняет часть общей работы Совместное создание эскиза, обсуждение её колорита, выбор материала и техники работы Выполнение эскиза (если необходимо в натуральную величину), разделение на части и организация групп для выполнения композиции Выполнение отдельных элементов композиции индивидуально или в малых группах Соединение отдельных частей в единое целое, обобщение, анализ и оценка композиции
Рисование в детском саду 1-я младшая группа Знания Формировать представления о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют Умения Формировать умения правильно держать карандаш и кисточку. Проводить горизонтальные и вертикальные линии, замыкать контур предмета Приёмы Проведение формообразующих линий. Приём примакивания . Останавливать движения руки в нужной точке. Содержание НОД Формировать технику рисования Конец года Знать, что карандашами, красками можно рисовать. Различать основные цвета красный, синий, желтый, белый, черный. Радоваться своим рисункам.
Рисование в детском саду 2-я младшая группа Знания Продолжать формировать представления о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют. Закреплять названия цветов (красный, синий, желтый, белый, черный). Познакомить с оттенками (розовый, голубой , серый) Умения Совершенствовать умения держать карандаш и кисточку. Проводить горизонтальные и вертикальные линии, замыкать контур предмета. Учить ритмичному нанесению штрихов. Умение создавать несложные композиции – елочки на участке, насекомые на травке. Приёмы Продолжать обучение приемам примакивания . Удерживать направления движения по прямой и окружности. Останавливать движения руки в нужной точке. Содержание НОД Формировать технику рисования. Полоски, заборчик, рельсы, клетчатый платочек и т.д. Неваляшка, цыпленок, тележка, вагончик. Конец года Знать, что карандашами, красками можно рисовать. Различать основные цвета и оттенки. Радоваться своим рисункам. Знать название таких игрушек как дымковская, матрешка. Уметь создавать несложный сюжеты, создавать образ из нескольких деталей.
Рисование в детском саду средняя группа Знания Обогащать представления об искусстве. Формировать представление о форме предметов, величине, расположении их частей. Продолжать закреплять название цветов. Познакомить с новыми цветами (коричневый, оранжевый, светло-зелёный) Дать представление о создании цветов. Умения Формировать умение создавать коллективные композиции. Умение рисовать отдельные предметы. Умение располагать изображение по всему листу. Умение передавать соотношение величины в композиции. Умение правильно держать карандаш и кисточку. Приёмы Прием рисования концом кисти, всей кистью. Ритмично наносить мазки, закрашивать форму, не выходя за контур, в одном направлении. Навык изменения направления движения. Содержание НОД Рисование транспорта, деревьев, животных, птиц, рыб, человека Конец года Изображать предметы и явления с использованием карандашей, гуаши, фломастеров, мелков. Передавать несложный сюжет. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Рисование в детском саду старшая группа Знания Знакомить с новыми материалами акварель, пастель, мелки, сангина, гуашь. С творческими профессиями – художник, скульптор, график. Закреплять названия цветов. Познакомить с новыми оттенками (фиолетовый, темно-зелёный, сиреневый) Умения Умение рассматривать свои работы, оценивать их с точки зрения красоты. Умение располагать предметы на листе бумаги. Умение работать новыми материалами. Развивать чувство цвета Умение создавать изображение по сырому фону. Приёмы Навык смешивания цветов и оттенков. Регуляция нажима на карандаш. Быстрое изменение движения на противоположное. Совершенствовать приемы закрашивания форма. Содержание НОД Рисование транспорта, деревьев, животных, птиц, рыб, человека в разное время года и в движении Конец года Создавать предметы по представлению и с натуры. Передавать отдельное движение человека и животного. Создавать выразительный образ с помощью цвета.
Рисование в детском саду подготовительная к школе группа Знания Продолжать учить анализировать изображения. Познакомить детей с гелевой ручкой. Познакомить с приемом обозначения цветов и оттенков самостоятельно. Продолжать учить детей различать цвета и оттенки Умения Совершенствовать рисование с натуры. Умение работать вместе. Умение объективно оценивать свою работу и работу своих товарищей. Умение создавать изображение гелевой ручкой. Умение создавать изображение, сочетая разнообразные материалы. Приёмы Навык свободного владения карандашом и кистью. Навык рисования плавных линий. Содержание НОД Рисование транспорта, животных, птиц, рыб, человека в разное время года и в движении. Различные состояния растительного мира. Конец года Создавать коллективные и индивидуальные композиции. Использовать в рисунке разные материалы и разные техники.
Применение нетрадиционных для детского сада художественных материальных средств в рисовании как необходимый элемент для творческого развития ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."
Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....
НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"
Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1. Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .2. Обогащать музыкал...
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.
Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...
Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сен...
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....