«Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с нарушением интеллекта».
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Валерия Фёдорова

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материала, который не оставляет следов и не липнет к рукам

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с нарушением интеллекта».

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материала, который не оставляет следов и не липнет к рукам

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства.: - Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим,  - он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры,  - он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.  Кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом Преимущества кинетического песка:

 1.   нетоксичен

 2. безопасен для детей с раннего возраста

3.   не высыхает и не боится воды

4.  при просыпании сохраняется в виде компактной массы

 5. в случае неосторожного заглатывания выходит из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт

 6. практически не засоряет глаза при попадании

 7. не оставляет следов на руках и одежде

 8. для использования не требуется специальных условий.

 Эти свойства «Живого песка» особенно ценны в условиях детского сада, когда возраст детей от 3 до 7 лет, и  к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных коррекционных подходов в работе с особым ребёнком:

Н.Л. Коломинский отмечает, что «ребенок с интеллектуальными нарушениями пассивен в игре, она для него не становится, как для нормального дошкольника, моделью приобретения социального опыта».  Это объясняется тем, что у таких детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят, в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой  сфере с ориентацией на положительные возможности ребенка. Одним из методов работы с умственно отсталыми детьми являются игры с кинетическим песком.

Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект,

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В своей работе с детьми с ОВЗ мы очень активно используем кинетический песок, занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально.

 Перспективное планирование к программе дополнительного образования «Волшебный песочек»

месяц

тема

Программное содержание

Игровые упражнения

сентябрь

1.Необыкновенные следы

. Развивать кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Прививать аккуратность при работе с песком

«Дождик», «Похлопаем песочек», «Бегут жучки-паучки», «Идут мишки», «Игрушки оставляют следы».

2. День рождения Мишки

Учить наполнять форму песком, аккуратно переворачивать и снимать форму с готового куличика.

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки

«Слепим куличик из песка»

3. Грибы для Ёжика

Учить детей лепить из песка грибочки. Развивать мелкую моторику рук речевую активность. Воспитывать желание помочь окружающим.

«Собери листья в корзинку», «Найди гриб», «Слепи грибочки из песка»

октябрь

1. Новый забор для Петушка

Учить строить заборчик из палочек вокруг игрушечного домика. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание прийти на помощь

«Покажи петушка», «Покорми петушка», «Построй заборчик вокруг домика»

2. Напечём пирожков для щенка

Учить детей лепить пирожки из песка при помощи приёмов сжатия и прихлопывания. Развивать мелкую моторику рук, речевую активность, воспитывать отзывчивость

«Поиграй с собачкой», «Замесим тесто», «Слепим пирожок».

3.Репка

Познакомить детей с сезонными работами осенью. Развивать интерес к действиям персонажей сказки «Репка». Развивать речевую активность, мелкую моторику рук, воспитывать желания трудится.

Показ кукольного спектакля по сказке «Репка», «Соберём овощи с огорода», «Накопаем картошки»

4.Куличи для Кошечки

Учить с помощью приёма лепки создавать куличи. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с песком

«Позови кошечку», «У кошечки лапки», «Слепим куличики»,

«Украсим куличики камушками»

ноябрь

1.Платок для Матрёшки

Знакомство с игрушкой матрёшкой, расширение словарного запаса. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать желание порадовать окружающих

«Поиграй с матрёшками», «Оркестр», «Украсим платочек для матрёшки»

2.Печенье

Учить раскатывать песок при помощи скалки, учить вырезать формы из песка при помощи формочек. Закрепить приём «замешивания теста». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с песком

«Замесим тесто», «Раскатаем тесто», «Сделаем печенье»,

3.Бусы для Кати

Познакомить с женскими украшениями. Развивать навыки двигательной активности. Развивать мелкую моторику рук.

«Найди бусинки в песке», «Собери бусы», «Сделаем бусы из песка».

4.Колобок

Учить лепить колобок в плоскостном и объёмном вариантах. Развивать навыки речевой и двигательной активности

«Зайчик», «Походим как мишки косолапые, хитрые лисички», « Слепим друзей для колобка».

                                          Январь                                                                                                            декабрь

1.Накормим зайчат

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зайцев. Развивать навыки двигательной активности, мелкую моторику рук.

“Заячьи следы”, “Сварим кашу для зайчат и разложим по тарелочкам”,  “Покормим ложечкой зайчат”

2. Катя в зоопарке

Познакомить детей с некоторыми представителями животного мира. Развивать речевую активность, мелкую моторику рук. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу

“Сделай павлину хвост из прищепок”, “ сделай фигурки животных из песка”.

3. шарики для клоуна

Закрепить знания основных цветов спектра. Учить вырезать круги из песка с помощью формочек. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание оказывать помощь.

“ Подари шарик клоуну”, “Сделай шарик для клоуна из песка”.

4. Украсим новогоднюю ёлку

Обобщать знания детей о новогоднем празднике, активизировать познавательный интерес к обитателям леса. Развивать речевую активность, мелкую моторику рук.

“Наряжаем к празднику ёлочку из песка”

1. Снеговик

Учить детей передавать образ снеговика при помощи круглых формочек. Закрепить понятие большой, маленький. Развивать мелкую моторику рук мышление и речь. Воспитываем умение доводить начатое дело до конца.

“Собери снеговика”, игра со снежками”, “Слепим снеговика из песка”, “Слепим снеговику друзей”

2. Поросёнок Борька.

Расширять знания детей о домашних животных. Развиваем мелкую моторику рук воспитываем аккуратность при работе с песком.

“Собери шишки и орешки разложи в разные корзиночки”, Покорми поросят”, “Массаж ладошек”

3. Отпечатки на песке.

Учить детей делать отпечатки на песке (своей ладошки и разных предметов), Развивать речевую активность, тактильную чувствительность и воображение

“Сделай отпечаток своей ладошки на песке”, “Следы предметов на песке”

февраль

1. Теремок

Учить детей лепить теремок, сгребая песок ладонями и формируя горку. Развивать речевую и двигательную активность

“Построим теремок”

2. Норка для мышки

Учить детей формировать кучку из песка и делать в ней углубление карандашом. Развивать мелкую моторику рук.

“Сделаем горку”, “Сделаем в горке норку”

3. Заборчик из песка

Учить детей двумя руками сгребать песок, прихлопывать его образуя стену. Развивать умение сооружать постройку по образцу

“Строим постройку из песка”

март

1 Угощение для мамочки

Закреплять умение вырезать фигурки из песка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к своим мамам. Побуждать делать для них что-то хорошее.

“напечём для мамы угощение”

2. Солнышко

Учить рисовать палочкой на песке круги и прямые линии в разных направлениях. Развивать мелкую моторику рук, творческую активность, воображение.

“ рисуем палочкой на песке лучики солнышку”, “Массаж ладошек шишками”

4 Корзина цветов

февраль

Закреплять умение вырезать фигурки из песка. Учить моделировать цветы из лепестков. Развивать мелкую моторику рук, речь, мышление ми фантазию.

“Сделай цветочек”

3. Гнёздышко для птички.

Развивать представление детей об окружающем. Учить делать гнёздышко для птички из песка. Развивать                                                                         т мелкую моторику, творческую активность, воображение.                                      

4 Домики для зверей

Расширить представления детей об условиях жизни зверей. Учить строить домики из песка. Развивать мелкую моторику рук, творческую активность воображение

“ Построим домик”

апрель

1Фруктпвый салат

Закрепить у детей знания названий фруктов и их полезных свойств, ОБЖ (осторожно нож). Воспитывать аккуратность, любовь к труду.

“Сделай фрукты из песка”, “Порежь фрукты”

2. Курочка Ряба

Учить лепить объёмный шар и вырезать из песка плоский овал. Закреплять знание сказки “Курочка Ряба”. Развивать память, мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать аккуратность при работе с песком.

“ Яичко”

3. Ёжик

Учить лепить объёмную фигуру ежа. Развивать познавательный интерес к животным, мелкую моторику

“Слепим ёжика” “Иголки для ежа”

4. Башенка

Учить вырезать кирпичики и складывать их один на другой. Развивать внимание и мелкую моторику рук.

“Сделаем кирпичик” “Построим башенку”

май

1. По играем с игрушками Кати

Учить разнообразить игры с песком, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с песком.

“Погрузим в кузов грузовика песок”, “ перевезём песок на машине”, “Построим из песка дом”

2. Гусеница

Учить составлять предметы из частей, добавлять мелкие детали. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при работе с песком.

“Сделаем плюшку”, “Вырежем формочками кружки”, “Сложим одну большую гусеницу”, “Украсим гусеницу”

3.Бабочка

Дать представление детям о внешнем виде бабочки и её жизненном цикле. Учить украшать крылья бабочки разными предметами.

“Украсим крылья бабочки”

4. Кораблики

Учить лепить кораблики и обыгрывать постройку. Развивать мелкую моторику.

“Слепим кораблик”, “Поставь парус”

В течение года мы проводим несколько занятий вместе с родителями, взрослые с удовольствием включаются в совместные игры с детьми

В своей деятельности мы используем элементы песочной терапии при коррекции и познавательной, и эмоционально-волевой сфер. При этом придерживаемся некоторых правил:
Не заставлять ребенка играть с песком, предоставлять ребёнку право выбора игрушек для игры в песочнице.
Оставлять за ребёнком право на свободную игру с песком.

Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. Песочные игры оказывают гораздо больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нетрадиционный метод воздействия песочной терапии в работе логопеда как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Использовани...

«Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с нарушением интеллекта».

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материал...

Консультация: «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР»

1. Особенности  Эмоционально- волевой сферы  (ЭВС) дошкольников с ЗПР   Для эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С....

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Игра с песком - эт...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....