«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
календарно-тематическое планирование по теме

 

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий статус в группе сверстников, уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением и желанием другого. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» собеседника и почувствовать, что испытывает другой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

____________________ Едеменченко Г.М.

«Вместе весело шагать»

(коррекционная программа

коммуникативных навыков

 у детей дошкольного возраста)

Составил:

педагог – психолог МДОУ д/с № 4

«Солнышко» г. Пятигорска

Командин Е.Н.

Актуальность

        Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.

        Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.

        Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

        Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая. Ее родоначальником был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма.

        В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития.

        Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

        Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребенок сосредоточен на своем «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

        Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий статус в группе сверстников, уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением и желанием другого. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» собеседника и почувствовать, что испытывает другой.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстрировать и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально-коммуникативной сферы.

Программа коррекционных занятий составлена с учетом данных диагностического обследования.

Цикл практических занятий рассчитан на 19 часов (5 месяцев). Занятия проводятся с группой детей в количестве 8 – 10 человек два раза в неделю.

Идеальный вариант – одновозрастные группы, но могут быть и разновозрастные группы.

Продолжительность каждого занятия 30-40 мин.

Цели программы:

  1. оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Задачи программы:

  1. развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
  2. развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
  3. развитие навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
  4. формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
  5. обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
  6. формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения.

Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника:

  1. эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции);
  2. когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);
  3. поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);
  4. двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Методы и приемы, используемые в программе:

  1. словесные и подвижные игры на взаимодействие;
  2. ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  3. психогимнастика (имитационные игры);
  4. арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  5. телесно-ориентированная терапия;
  6. сказкотерапия;
  7. метафорические этюды-релаксации;
  8. беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
  9. проигрывание проблемных ситуаций;
  10. релаксация;
  11. функциональная музыка;

Критерии эффективности программы:

  1. Сформированность навыка рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
  2. Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
  3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
  4. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  5. Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах.
  6. Сформированность навыков совместной деятельности.

        Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков).
  4. Подведение итогов.
  5. Ритуал прощания.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать  следующую последовательность этапов:

I-й этап – диагностический.

Цель: изучение эмоционально-коммуникативной сферы ребенка.

Диагностика:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
  3. Тест «Тревожности» (О. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
  4. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
  5. Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук).
  6. Социометрия.

II-й этап – информационный. 

Цель: информирование и консультация родителей и педагогов образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в эмоционально-коммуникативной сфере детей и необходимости психокоррекционной работы.

III-й этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция эмоционально-коммуникативной сферы ребенка.

IV-й этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Литература:

  1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.
  3. Ганичева  И.. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М.: Книголюб, 2004.
  4. Данилина Т.А.  В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г.
  6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
  7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000 г.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  9. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  12. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г.
  13.  Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.
  14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998 г.
  15. Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис, 2003.
  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – М.: Генезис, 2004.
  17. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г.
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
  19. Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2000.
  20. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери  СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1

«Я – единственный на планете»

- повышение активности детей;

- знакомство детей друг с другом;

- знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Я-единственный на планете».

- знакомство с понятиями «внутренний мир», «эмоции».

- упр. «Что я люблю».

- упр. «Угадай по голосу».

2

«Кто я – какой я»

- повышение активности детей;

- формирование представлений о собственном я;

- ощущение собственного «я», выражение его художественными средствами, в поведении;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование представлений о собственном я;

- анализ представлений о собственном «я» через анализ художественных произведений;

- выражение собственного «я» художественными средствами;

- переживание собственного «я», выражение его в поведении;

3

«Развитие эмоциональной сферы»

- повышение активности детей;

- знакомство детей друг с другом;

- знакомство с основными правилами проведения тренинга;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Принятие правил»;

- игра «Испорченный телефон»;

- игра «Колечко».

4

«Наши имена»

- повышение активности детей;

- идентификация себя со своим именем;

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Мои ассоциации»;

- «Сказка об имени» (И.В. Вачков);

5

«Ассоциации»

- повышение активности детей;

- знакомство детей друг с другом;

- знакомство с понятием: ассоциации;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Сравни предметы»;

- знакомство с понятием «Ассоциации»;

- упр. «Рисуем ассоциации»;

6

«Уверенность – неуверенность»

- повышение активности детей;

- формирование представлений об уверенности и неуверенности;

- анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях;

- эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении и художественными средствами;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- актуализация представлений;

- анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях;

- ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами;

- эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении;

7

«Моя семья»

- повышение активности детей;

- формирование чувства принадлежности к своей семье, позитивного отношения к своей семье;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- беседа «Ромашка имен»;

- сказка «Мама для мамонтенка»;

- игра «Верно-неверно»;

- рисование «Моя семья».

8

«Волшебная страна чувств»

- повышение активности детей;

- закрепление знаний об эмоциях;

- развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- сказка «Волшебная Страна Чувств» (авторская);

9

«Удивительный мир эмоций и чувств»

- повышение активности детей;

- знакомство детей с эмоциями;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики;

- развитие выразительности жестов;

- снятие психомышечного напряжения;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Я-единственный на планете»;

- сказка «Домовые»;

- беседа «Что такое настроение»;

- релаксационное упражнение «Воздушный шарик»;

10

«Я дарю тебе радость»

- повышение активности детей;

- знакомство детей друг с другом;

- знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого;

- снятие психомышечного напряжения.

- упр. «Собери эмоцию»;

- упр. «Солнечный зайчик».

11

«Что такое радость?»

- повышение активности детей;

- развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством пантомимики;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого;

- снятие психомышечного напряжения.

- беседа «Что такое радость?»;

- этюд «Кто так радуется?»;

- психогимнастика «Ручеек радости».

12

«Радость – огорчение»

- повышение активности детей;

- формирование представлений о радости и огорчении;

- ощущение радости и огорчения, выражение их художественными средствами и в поведении;

- эмоциональное переживание состояния радости и огорчения;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого;

- снятие психомышечного напряжения.

- актуализация представлений;

- анализ радости и огорчения в художественных произведениях;

- ощущение радости и огорчения, выражение их художественными средствами;

- эмоциональное переживание радости и огорчения через позиции других людей;

- игра «Бывает – не бывает».

13

«Хвастовство»

 - повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Да, я такой»;

- сказка «Приключения новогодней мишуры»;

- беседа о хвастовстве и неискреннем поведении.

14

«Дружелюбие  - враждебность»

- повышение активности детей;

- формирование представлений о дружелюбии и враждебности;

- анализ проявления дружелюбия и враждебности в художественных произведениях;

- ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами и в поведении;

- эмоциональное переживание дружелюбия и враждебности;

- развитие коммуникативных навыков;

- снятие психомышечного напряжения.

- актуализация представлений;

- анализ проявления дружелюбия и враждебности в художественных произведениях;

- анализ дружелюбия и враждебности на основе рассматривания иллюстраций;

- анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка.

15

«Мальчик, который не умел играть»

- повышение активности детей;

- показать значение внимательности, соблюдения норм в общении между людьми;

- знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- игра «Ответить – не ответить»;

- сказка «Мальчик, который не умел играть» (С.А. Черняева );

- рисование по сюжету сказки;

16

«Капризка»

- повышение активности детей;

- разрядка агрессивных импульсов;

- актуализация и коррекция упрямства;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- беседа «Когда я был упрямым»;

- игра «Волшебный круг»;

- сказка про лошадку;

- рисование «Мои капризки»

- упр. «Волшебная подушка».

17

«Слоненок с шариками»

- повышение активности детей;

- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;

- коррекция негативных поведенческих реакций;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Я – единственный на планете»;

- сказка «Слоненок с шариками» (авторская);

- рисование по сюжету сказки;

- упр. «Ласковый дождик».

18

«Ссора»

- повышение активности детей;

- научить детей отреагированию эмоций в конфликте;

- формировать адекватные формы поведения;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Я – единственный на планете»;

- сказка «Ссора» (авторская);

- упр. «Ситуации»;

19

«Смешные клоуны»

- повышение активности детей;

- разрядка вербальной агрессии;

- коррекция страхов;

- релаксация;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- игра «Ругаемся овощами»;

- игра «Рассмеши меня»;

20

«Коряга»

- повышение активности детей;

- развитие эмпатии;

- вскрытие и обсуждение проблемы понимания человека человеком;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- упр. «Я – единственный на планете»;

- сказка «Коряга» (А.Х. Попова);

- упр. «Общий рисунок»

21

«Страх»

- повышение активности детей;

- знакомство с эмоцией страха;

- учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Знакомство с эмоцией страха»;

- игра «Живая шляпа»;

- упр. «Что нам делать с этим чувством?»

22

«Маленький храбрец»

- повышение активности детей;

- создание положительного эмоционального фона;

- снятие психического напряжения;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- устранение страхов

- игра «Круговая беседа»;

- рассказ «Один дома»;

- мозговой штурм «Как побороть страх?»;

- рисование страха;

- упр. «Воспитай свой страх»;

- упр. «Самолет».

23

«Пчелка в темноте»

- повышение активности детей;

- коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- игра «Пчелка в темноте»;

- рисовании е «Пчелка в темноте»;

- этюд «В лесу»;

- упр. «Тропический остров».

24

«Гнев»

- повышение активности детей;

- познакомить детей с эмоцией гнева;

-  учить различать эмоцию по схематическому изображению;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- снятие психомышечного напряжения.

- анализ эмоции гнева в произведении К. Чуковского «Мойдодыр»;

- рисование гнева;

- упр. «Что нам делать с этим чувством?»

25

«Как преодолеть гнев?»

- повышение активности детей;

- продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева;

- продолжать учить выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

- обучать приемам регуляции и саморегуляции;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Я – единственный на планете»;

- рассказ «История про Танечку и Ванечку»;

- рисование по сюжету рассказа.

26

«Грустинка и Обидка»

- формирование умения понимать эмоции других людей;

- познакомить с эмоцией грусти;

- развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- упр. «Я – единственный на планете»;

- истории про Обидку и Грустинку;

- рисование героев рассказа;

- игра «Волшебный стул»;

- упр. «Спаси птенца»

27

«Удивление»

- познакомить детей с эмоцией удивления;

- продолжать учить определять эмоциональное состояние других людей;

- развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;

- тренировать умение владеть своими эмоциями;

- рассказ «Удивленные гномы»;

- рисование удивления;

28

«Жадный кармашек»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- сказка «Жадный кармашек»;

- беседа «Что такое жадность и кого можно назвать жадным»;

- упр. «Доброе животное»

29

«Я и другие»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Да, я такой»;

- игра «Встаньте все те, кто…»;

- беседа «Я и другие»

- игра «Клеевой дождик»

- упр. «Релаксация»

30

«Я и другие – 2»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Взаимное цитирование»;

- игра «Гвалт»;

- игра «Избушка на курьих ножках»;

- игра «Если бы…»

31

«Я и другие – 3»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Рукопожатие по кругу»;

- упр. «Взаимное цитирование»;

- притча «Ворона и павлин»

- игра «Мир без тебя»;

- игра «Похвались соседом».

32

«Я глазами других»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Взаимное цитирование»;

- сказка «Мафин и паук»;

- упр. «Никто один не будет»

33

«Вместе веселей»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие организаторских и коммуникативных навыков;

- игра «Человек и тень»

- игра «Внутри круга»

- игра «Отгадаем загадку»

34

«Вместе веселей – 2»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие организаторских и коммуникативных навыков;

- упр. «Звездочка»

- игра «Башня»

- игра «Три богатыря»

35

«Вместе скучно нам не будет»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Добрые слова»

- игра «Курочка и цыплята»

- рисование парами

36

«Вместе скучно нам не будет – 2»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- игра «Кто первый у флажка?»;

- упр. «Сочиним сказку»;

- упр. «Подари цветок».

37

«Затейники»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого.

- упр. «Затейники»;

- релаксация;

- рисование «Мои облака»

38

«Царевна-лягушка»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- воспитание экологической культуры.

- игра «Лягушкой была даже царевна»;

- игра «Лягушачий хор»;

- этюд «Лягушата»

ИТОГО – 19 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-адаптационного обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта

Работа представляет собой нечто среднее между программой и перспективным планированием. Кроме практических рекомендаций по организации коррекционных мероприятий в группе для детей с тяжёлыми и глубоки...

«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...

Тестопластика - как средство коррекционно развивающего обучения детей дошкольного возраста

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета...

Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста

Игры с использованием прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навык...