«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
календарно-тематическое планирование по теме
Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий статус в группе сверстников, уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением и желанием другого. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» собеседника и почувствовать, что испытывает другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._vmeste_veselo_shagat_programma_korrekcii_kommunikativnyh_navykov.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»
____________________ Едеменченко Г.М.
«Вместе весело шагать»
(коррекционная программа
коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста)
Составил:
педагог – психолог МДОУ д/с № 4
«Солнышко» г. Пятигорска
Командин Е.Н.
Актуальность
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая. Ее родоначальником был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма.
В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребенок сосредоточен на своем «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий статус в группе сверстников, уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением и желанием другого. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» собеседника и почувствовать, что испытывает другой.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстрировать и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально-коммуникативной сферы.
Программа коррекционных занятий составлена с учетом данных диагностического обследования.
Цикл практических занятий рассчитан на 19 часов (5 месяцев). Занятия проводятся с группой детей в количестве 8 – 10 человек два раза в неделю.
Идеальный вариант – одновозрастные группы, но могут быть и разновозрастные группы.
Продолжительность каждого занятия 30-40 мин.
Цели программы:
- оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи программы:
- развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
- развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
- развитие навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
- формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
- обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения.
Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника:
- эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции);
- когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);
- поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);
- двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Методы и приемы, используемые в программе:
- словесные и подвижные игры на взаимодействие;
- ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
- психогимнастика (имитационные игры);
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- телесно-ориентированная терапия;
- сказкотерапия;
- метафорические этюды-релаксации;
- беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- релаксация;
- функциональная музыка;
Критерии эффективности программы:
- Сформированность навыка рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
- Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
- Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
- Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах.
- Сформированность навыков совместной деятельности.
Структура занятий:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков).
- Подведение итогов.
- Ритуал прощания.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать следующую последовательность этапов:
I-й этап – диагностический.
Цель: изучение эмоционально-коммуникативной сферы ребенка.
Диагностика:
- Анкетирование родителей.
- Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
- Тест «Тревожности» (О. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
- Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
- Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук).
- Социометрия.
II-й этап – информационный.
Цель: информирование и консультация родителей и педагогов образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в эмоционально-коммуникативной сфере детей и необходимости психокоррекционной работы.
III-й этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция эмоционально-коммуникативной сферы ребенка.
IV-й этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Литература:
- Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.
- Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.
- Ганичева И.. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М.: Книголюб, 2004.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000 г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г.
- Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998 г.
- Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис, 2003.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – М.: Генезис, 2004.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
- Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2000.
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
1 | «Я – единственный на планете» | - повышение активности детей; - знакомство детей друг с другом; - знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Я-единственный на планете». - знакомство с понятиями «внутренний мир», «эмоции». - упр. «Что я люблю». - упр. «Угадай по голосу». |
2 | «Кто я – какой я» | - повышение активности детей; - формирование представлений о собственном я; - ощущение собственного «я», выражение его художественными средствами, в поведении; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; | - формирование представлений о собственном я; - анализ представлений о собственном «я» через анализ художественных произведений; - выражение собственного «я» художественными средствами; - переживание собственного «я», выражение его в поведении; |
3 | «Развитие эмоциональной сферы» | - повышение активности детей; - знакомство детей друг с другом; - знакомство с основными правилами проведения тренинга; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Принятие правил»; - игра «Испорченный телефон»; - игра «Колечко». |
4 | «Наши имена» | - повышение активности детей; - идентификация себя со своим именем; - формирование позитивного отношения к своему «Я»; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Мои ассоциации»; - «Сказка об имени» (И.В. Вачков); |
5 | «Ассоциации» | - повышение активности детей; - знакомство детей друг с другом; - знакомство с понятием: ассоциации; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Сравни предметы»; - знакомство с понятием «Ассоциации»; - упр. «Рисуем ассоциации»; |
6 | «Уверенность – неуверенность» | - повышение активности детей; - формирование представлений об уверенности и неуверенности; - анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях; - эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении и художественными средствами; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; | - актуализация представлений; - анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях; - ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами; - эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении; |
7 | «Моя семья» | - повышение активности детей; - формирование чувства принадлежности к своей семье, позитивного отношения к своей семье; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - беседа «Ромашка имен»; - сказка «Мама для мамонтенка»; - игра «Верно-неверно»; - рисование «Моя семья». |
8 | «Волшебная страна чувств» | - повышение активности детей; - закрепление знаний об эмоциях; - развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - сказка «Волшебная Страна Чувств» (авторская); |
9 | «Удивительный мир эмоций и чувств» | - повышение активности детей; - знакомство детей с эмоциями; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; - развитие выразительности жестов; - снятие психомышечного напряжения; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Я-единственный на планете»; - сказка «Домовые»; - беседа «Что такое настроение»; - релаксационное упражнение «Воздушный шарик»; |
10 | «Я дарю тебе радость» | - повышение активности детей; - знакомство детей друг с другом; - знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого; - снятие психомышечного напряжения. | - упр. «Собери эмоцию»; - упр. «Солнечный зайчик». |
11 | «Что такое радость?» | - повышение активности детей; - развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством пантомимики; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого; - снятие психомышечного напряжения. | - беседа «Что такое радость?»; - этюд «Кто так радуется?»; - психогимнастика «Ручеек радости». |
12 | «Радость – огорчение» | - повышение активности детей; - формирование представлений о радости и огорчении; - ощущение радости и огорчения, выражение их художественными средствами и в поведении; - эмоциональное переживание состояния радости и огорчения; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого; - снятие психомышечного напряжения. | - актуализация представлений; - анализ радости и огорчения в художественных произведениях; - ощущение радости и огорчения, выражение их художественными средствами; - эмоциональное переживание радости и огорчения через позиции других людей; - игра «Бывает – не бывает». |
13 | «Хвастовство» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Да, я такой»; - сказка «Приключения новогодней мишуры»; - беседа о хвастовстве и неискреннем поведении. |
14 | «Дружелюбие - враждебность» | - повышение активности детей; - формирование представлений о дружелюбии и враждебности; - анализ проявления дружелюбия и враждебности в художественных произведениях; - ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами и в поведении; - эмоциональное переживание дружелюбия и враждебности; - развитие коммуникативных навыков; - снятие психомышечного напряжения. | - актуализация представлений; - анализ проявления дружелюбия и враждебности в художественных произведениях; - анализ дружелюбия и враждебности на основе рассматривания иллюстраций; - анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка. |
15 | «Мальчик, который не умел играть» | - повышение активности детей; - показать значение внимательности, соблюдения норм в общении между людьми; - знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - игра «Ответить – не ответить»; - сказка «Мальчик, который не умел играть» (С.А. Черняева ); - рисование по сюжету сказки; |
16 | «Капризка» | - повышение активности детей; - разрядка агрессивных импульсов; - актуализация и коррекция упрямства; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - беседа «Когда я был упрямым»; - игра «Волшебный круг»; - сказка про лошадку; - рисование «Мои капризки» - упр. «Волшебная подушка». |
17 | «Слоненок с шариками» | - повышение активности детей; - коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения; - коррекция негативных поведенческих реакций; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Я – единственный на планете»; - сказка «Слоненок с шариками» (авторская); - рисование по сюжету сказки; - упр. «Ласковый дождик». |
18 | «Ссора» | - повышение активности детей; - научить детей отреагированию эмоций в конфликте; - формировать адекватные формы поведения; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Я – единственный на планете»; - сказка «Ссора» (авторская); - упр. «Ситуации»; |
19 | «Смешные клоуны» | - повышение активности детей; - разрядка вербальной агрессии; - коррекция страхов; - релаксация; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - игра «Ругаемся овощами»; - игра «Рассмеши меня»; |
20 | «Коряга» | - повышение активности детей; - развитие эмпатии; - вскрытие и обсуждение проблемы понимания человека человеком; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; | - упр. «Я – единственный на планете»; - сказка «Коряга» (А.Х. Попова); - упр. «Общий рисунок» |
21 | «Страх» | - повышение активности детей; - знакомство с эмоцией страха; - учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Знакомство с эмоцией страха»; - игра «Живая шляпа»; - упр. «Что нам делать с этим чувством?» |
22 | «Маленький храбрец» | - повышение активности детей; - создание положительного эмоционального фона; - снятие психического напряжения; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - устранение страхов | - игра «Круговая беседа»; - рассказ «Один дома»; - мозговой штурм «Как побороть страх?»; - рисование страха; - упр. «Воспитай свой страх»; - упр. «Самолет». |
23 | «Пчелка в темноте» | - повышение активности детей; - коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - игра «Пчелка в темноте»; - рисовании е «Пчелка в темноте»; - этюд «В лесу»; - упр. «Тропический остров». |
24 | «Гнев» | - повышение активности детей; - познакомить детей с эмоцией гнева; - учить различать эмоцию по схематическому изображению; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - снятие психомышечного напряжения. | - анализ эмоции гнева в произведении К. Чуковского «Мойдодыр»; - рисование гнева; - упр. «Что нам делать с этим чувством?» |
25 | «Как преодолеть гнев?» | - повышение активности детей; - продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; - продолжать учить выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; - обучать приемам регуляции и саморегуляции; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Я – единственный на планете»; - рассказ «История про Танечку и Ванечку»; - рисование по сюжету рассказа. |
26 | «Грустинка и Обидка» | - формирование умения понимать эмоции других людей; - познакомить с эмоцией грусти; - развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; | - упр. «Я – единственный на планете»; - истории про Обидку и Грустинку; - рисование героев рассказа; - игра «Волшебный стул»; - упр. «Спаси птенца» |
27 | «Удивление» | - познакомить детей с эмоцией удивления; - продолжать учить определять эмоциональное состояние других людей; - развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; - тренировать умение владеть своими эмоциями; | - рассказ «Удивленные гномы»; - рисование удивления; |
28 | «Жадный кармашек» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - сказка «Жадный кармашек»; - беседа «Что такое жадность и кого можно назвать жадным»; - упр. «Доброе животное» |
29 | «Я и другие» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Да, я такой»; - игра «Встаньте все те, кто…»; - беседа «Я и другие» - игра «Клеевой дождик» - упр. «Релаксация» |
30 | «Я и другие – 2» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Взаимное цитирование»; - игра «Гвалт»; - игра «Избушка на курьих ножках»; - игра «Если бы…» |
31 | «Я и другие – 3» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Рукопожатие по кругу»; - упр. «Взаимное цитирование»; - притча «Ворона и павлин» - игра «Мир без тебя»; - игра «Похвались соседом». |
32 | «Я глазами других» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Взаимное цитирование»; - сказка «Мафин и паук»; - упр. «Никто один не будет» |
33 | «Вместе веселей» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие организаторских и коммуникативных навыков; | - игра «Человек и тень» - игра «Внутри круга» - игра «Отгадаем загадку» |
34 | «Вместе веселей – 2» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие организаторских и коммуникативных навыков; | - упр. «Звездочка» - игра «Башня» - игра «Три богатыря» |
35 | «Вместе скучно нам не будет» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Добрые слова» - игра «Курочка и цыплята» - рисование парами |
36 | «Вместе скучно нам не будет – 2» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - игра «Кто первый у флажка?»; - упр. «Сочиним сказку»; - упр. «Подари цветок». |
37 | «Затейники» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого. | - упр. «Затейники»; - релаксация; - рисование «Мои облака» |
38 | «Царевна-лягушка» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - воспитание экологической культуры. | - игра «Лягушкой была даже царевна»; - игра «Лягушачий хор»; - этюд «Лягушата» |
ИТОГО – 19 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-адаптационного обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта
Работа представляет собой нечто среднее между программой и перспективным планированием. Кроме практических рекомендаций по организации коррекционных мероприятий в группе для детей с тяжёлыми и глубоки...
«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)
Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...
Тестопластика - как средство коррекционно развивающего обучения детей дошкольного возраста
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета...
Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста
Игры с использованием прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста...
Семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений Борисоглебского городского округа «Коррекционно - развивающее обучение детей дошкольного возраста»
«Коррекционно - развивающее обучение детей дошкольного возраста»...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навык...