Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с выдающимися людьми Поморского края
методическая разработка (старшая группа) по теме

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре своей страны.  Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Русского Севера, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё. Дети должны знать, что каждый край знаменит людьми, которые стали известны всей стране. Мы, Северяне, гордимся тем, что на нашей северной земле жили и творили такие великие люди как Михаил Васильевич Ломоносов, Степан Григорьевич Писахов, Борис Викторович Шергин и многие другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с выдающимися людьми нашего края

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого развиваются предпосылки гражданских качеств, представлений о человеке, обществе, культуре. Среди направлений основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. В « Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре своей страны.  Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Русского Севера, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё. Дети должны знать, что каждый край знаменит людьми, которые стали известны всей стране. Мы, Северяне, гордимся тем, что на нашей северной земле жили и творили такие великие люди как Михаил Васильевич Ломоносов, Степан Григорьевич Писахов, Борис Викторович Шергин и многие другие.

         Подумав о том, что юбилей великого помора – это знаменательное событие в жизни жителей Северного края, мы решили познакомить детей с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова. К сказителям на Севере тоже всегда относились с огромным уважением. С.Г.Писахов и Б.В.Шергин были знаменитыми сказочниками нашего края. Выбор познакомить детей с этими выдающимися людьми был сделан не случайно, так как нельзя ни удивляться, ни восхищаться их талантом. В беседах с детьми выяснилось, что дети очень мало знают о М.В.Ломоносове, С.Г.Писахове, Б.В.Шергине. Поэтому мы решили в доступной форме рассказать о жизни и деятельности наших земляков, воспитать в них чувство гордости за свой народ, за свой край, привить желание постоянно узнавать что- то новое. Целью нашей работы стало воспитание положительного отношения к истории и культуре родного края через знакомство с жизнью и творчеством великих людей: М.В.Ломоносовым, С.Г.Писаховым и Б.В.Шергиным. Были поставлены следующие задачи: -  познакомить детей с нашим земляком М.В.Ломоносовым, как всесторонне развитым человеком, познакомить детей с творчеством С.Г.Писахова и Б.В.Шергина, как писателями – сказочниками, через чтение сказок, рассматривание иллюстраций; -развивать эмоционально-познавательный интерес у детей к истории родного края на примере выдающегося ученого М.В.Ломоносова и писателей-сказочников С.Г.Писахова и Б.В.Шергина; - воспитывать любовь к родному краю, гордость за людей, прославивших его. Работу проводили с детьми старшей группы.

Тема наших занятий была обозначена как «Русский Север и его великие люди». На предварительном этапе мы провели диагностику на знание материала, собрали информацию и сделали подбор иллюстративного материала.                                                                                                                  

Основной этап включал:

-  беседу о нашем Северном крае, его знаменитых людях;

-  чтение стихов, сказок о славных поморах;

-  чтение книг, энциклопедий для детей, художественной литературы;

-  беседы и занятия о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, С.Г.Писахова и Б.В.Шергина;

- экскурсию в библиотеку на выставку книг о нашем крае, о Ломоносове, о Писахове , о Шергине;

- просмотр цикла презентаций «Ломоносов – великий помор», «Жизнь и творчество С.Г.Писахова», «Жизнь и творчество Б.В.Шергина»;

-  экскурсию к памятникам М.В.Ломоносова, С.Г.Писахова;

-  научные опыты и эксперименты М.В.Ломоносова;

-  чтение сказок С.Г.Писахова и Б.В.Шергина;

- оформление фотоматериалов по Ломоносову, по С.Г.Писахову, по Б.В.Шергину;

-  работу в творческой мастерской;

-  художественно-ручной труд;

-  дидактические игры;

-  оформление рубрики для родителей «Прочтите детям», где предлагались сказки С.Г.Писахова и Б.В.Шергина;

-  родительское собрание на тему «Русский Север и его великие люди».

На заключительном этапе была проведена викторина для детей «Ломоносов – великий помор», которая позволила закрепить полученные знания; выставка детских работ с родителями по теме: «Путешествие по сказкам С.Г.Писахова и Б.В.Шергина», создана папка «Наши земляки – наша гордость».

Были проведены следующие формы работы по данной теме:

- беседы

- экскурсии

- рассматривание картин

- просмотры видеофильмов

- чтение художественной литературы

- слушание музыки

- разучивание стихотворений

- разгадывание загадок

- изодеятельность

- ручной труд

- игры

- наблюдения

- опыты, эксперименты.

При ознакомлении детей с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова были поставлены следующие задачи:

- познакомить детей с выдающимся человеком нашего края М.В.Ломоносовым, опираясь на детство мальчика Миши Ломоносова, его детские игры и забавы;

- дать знания детям о Ломоносове как человеке всесторонне развитом, ученом, изобретателе, художнике, поэте;

- познакомить с древним видом искусства мозаикой, возрожденной в России М.В.Ломоносовым;

- развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру через наблюдения, научные опыты, эксперименты;

- развивать у детей интерес к жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова.

На одном из занятий детям очень понравилось проводить опыты, используя природный материал. Для сравнения детям были предложены два материала: камень и дерево. После проведенных опытов дети самостоятельно сделали вывод о том, что дерево не тонет и из него можно строить лодки. В творческой мастерской дети сами собирали парусники и пускали по воде. Также детям очень понравилась экскурсия к памятнику М.В.Ломоносова. В знак уважения дети возложили цветы к подножию памятника М.В.Ломоносову. Родители принимали активное участие в подборе информационного и иллюстративного материала.

При ознакомлении детей с творчеством писателей-сказочников были поставлены следующие задачи:

-  познакомить детей с биографией и творчеством северных сказочников С.Г.Писаховым и Б.В.Шергиным;

-  дать понятие  жанра «сказка»;

-  познакомить со сказками Писахова и Шергина;

-  учить понимать особенности сказок Писахова и Шергина, самобытность языка, опираясь на имеющийся опыт и знания детей;

-  развивать эмоционально-познавательный интерес.

На одном из занятий, после прочтения сказки Б.В.Шергина «Рифма», была проведена словесная игра «Придумай рифму». Весело и с интересом прошла эта игра, рифмы были самые разнообразные. Также дети знакомились с пословицами. Значение простых пословиц дети объясняли сами, а более сложных – объясняли «Пословицами в рассказах» Б.Шергина («Длинная нитка – ленивая швея», «Собирай по ягодке – соберешь кузовок» и др.) Мы старалась доступно объяснить детям, что пословицы возникли не на пустом месте, а в труде,  к честному и ответственному отношению к делу.

Очень понравилась детям игра «Переведи на современный русский язык». Мы брали слова из сказок С.Г.Писахова и подбирали к ним современное звучание этих слов. Например: робята-ребята, транвай-трамвай, портки-брюки и др.  Надо сказать, что дети легко справлялись с переводом, и им это очень нравилось. По сказкам Писахова проводилось много необычных занятий в творческой мастерской. По сказке «Собака Розка» были выполнены работы в технике «обрывная аппликация», по сказке «Самоварова семья» - пластилиновая аппликация, по сказке «Апельсин»  - рисование в технике «граттаж» и др. А вот по сказке «Северное сияние» девочки сами изготавливали кокошники из картона, затем украшали их и проводили дефиле русских красавиц. Также мы с детьми инсценировали сказку «Как поп работницу нанимал», где каждый попробовал быть героем  сказки С.Писахова. Родители вместе с детьми охотно принимали участие в выставке «Путешествие по сказкам С.Г.Писахова и Б.В.Шергина», все работы были интересными и необычными.

 

Материал по теме «Русский Север» отбирался более, чем тщательно, чтобы был понятным, ярким, запоминающимся. Радует то, что дети увлеклись, проявили неподдельный интерес, задавали массу вопросов. Очень хочется, чтобы крупицы знаний, полученные детьми о наших земляках, не забылись, не растерялись, а остались яркими в памяти наших воспитанников – расширялись и преумножались. Проведенная работа показала, что необходимо приобщать детей к изучению культурных и исторических событий родного края, знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, воспитывать патриотизм и гордость за свой родной край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историческим прошлым России.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Патриотическ...

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом (мастер-класс)

Мастер-класс для педагогов по патриотическому воспитатнию дошкольников. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым ...

«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»...

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой родиной

Чувство патриотизма необходимо закладыватьс самого раннего детства.Его становление- это сложный, целенаправленный,длительный процесс....

Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...