Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez_znakomstvo_s_rodnym_gorodom.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»
Мичуринск-наукоград-2019
Нам, как грамотным и компетентным специалистам в области дошкольного образования, необходимо понимать: условия сегодняшнего дня, принятые на федеральном уровне законы диктуют необходимость глобальных перемен в рамках всего педагогического процесса. Многие из вас уже прошли повышение квалификации по вопросам введения стандарта ДО.
И вам, надеюсь, стала понятна объективная реальность перехода к новым формам организации образовательной деятельности с детьми.
Сегодня тема нашего проекта звучит так: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом».
Одна из наиболее острых педагогических проблем современности — поиск прочных, действенных оснований для правильного воспитания ребенка. В настоящее время в российском законодательстве уделяется должное внимание духовно-нравственному воспитанию (ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО одна из задач звучит так:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 1.6 ФГОС ДО).
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» (Н.И.Пирогов).
Итак, дошкольное детство — начальный этап становления личности и ориентации на социум. Этот период наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка: образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Вопросами патриотического воспитания дошкольников занимались такие исследователи, как Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина, М.Ю.Новицкая, В.И.Логинова, С.А.Козлова, Г.Н.Данилина и другие (обзор выставки методическое литературы).
В частности, под патриотическим воспитанием Людмила Васильевна Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и приобщении к истокам региональной культуры, природе родного края.
Любой уголок нашей страны неповторим. У каждого города — свое «лицо», В нашем городе Мичуринске много интересных зданий, памятников архитектуры, музеев, заводов, красивых улиц. Наш Тамбовский край знаменит писателями, художниками, архитекторами, композиторами и другими известными людьми.
Система работы по формированию у детей представлений о родном городе включает в себя: цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности педагогов и детей, условия воспитания патриотизма, критерии сформированности патриотизма старших дошкольников.
Цель:
- формирование представлений детей об историческом прошлом и настоящем города Мичуринска;
- развитие эстетического восприятия, кругозора детей;
- воспитание интереса и любви к родному городу, Тамбовскому краю; гордости за труд людей, которые делают наш город знаменитым.
Содержание совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования представлений о родном городе.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе интегративного подхода, т. е. используется интеграция всех видов деятельности и форм организации:
- проведение целевых прогулок, экскурсий в музеи, выставочные залы, библиотеки, театры;
- наблюдения, познавательные беседы, чтение соответствующей литературы;
- все виды игр, открытых мероприятий, конкурсов, выставок;
- викторины, праздники, совместный с родителями досуг.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном городе.
В процессе образовательной деятельности по познавательному развитию рассказываю детям о городе Мичуринске, современном и историческом его названии, его улицами, зданиями социального и культурного назначения, с великим учёным И.В. Мичуриным и др. В ходе проведения режимных моментов дети рассматривают открытки с достопримечательностями города, репродукциями художников-земляков, изделиями декоративно-прикладного искусства, знакомятся с картой Мичуринска и области.
Особое внимание уделяется изучению деятельности великого учёного-садовода И.В. Мичурина.
Задачи формирования представлений о малой Родине у детей старшего возраста решаются также в ходе реализации педагогического проекта «Славься, Мичуринск, мой город родной. Славься, всегда оставайся со мной!».
Создание условий для реализации поставленных задач:
- приобретение литературы, энциклопедий, пособий по теме, изучение существующего опыта;
- оформление выставки изделий вятских народных мастеров;
- создание фотоальбома памятников архитектуры нашего города, оформление альбомов с видами города Мичуринска;
- оформление схем, карт;
- изготовление и пополнение атрибутов к играм и постройкам;
- подборка презентаций (слайдов) по теме «Ознакомление с родным городом».
Все занятия разработаны с учетом принципа интеграции, сопровождаются наглядным материалом по изучаемой теме. В содержании занятий отражена специфика воспитательных традиций Мичуринской земли.
Помните: ключевая задача дошкольного образования — сохранение любознательности ребенка. После любого занятия должно быть многоточие. Информация должна разбудить интерес, спровоцировать вопросы ребенка. Если ребенок в возрасте 5-7 лет не задает вопросов взрослому, это — тревожный звоночек для всех... Перспектива успешного обучения в школе во многом зависит от того, развит ли у дошкольника познавательный интерес.
Метод проекта позволяет нам разбудить интерес ребенка к истории своего родного города, воспитать в маленьком гражданине любовь к своей малой родине, гордость за своих знаменитых земляков.
В рамках педагогической деятельности по данной теме нами был проведен анализ имеющихся условий, уровня представлений детей, оценка планирования по данному направлению работы и оценка форм взаимодействия с родителями по изучаемой проблеме.
В ходе анализа отмечено, что в группе оформлен патриотический уголок «Моя Родина», в котором имеется доступный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями и культурными объектами города и страны, карты-схемы Мичуринска и области, глобусы, альбомы с фотографиями и открытками, подборка дидактического материала с символикой города и страны, тематических картинок, книг для ознакомления с творчеством наших знаменитых земляков, известных мичуринцев прошлого и настоящего времени.
Также в рамках работы по данному проекту со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования по теме «Мой родной город» разработаны: методические разработки, перспективный план, постоянно пополняется картотека мультимедийных презентаций для детей и родителей по ознакомлению с городом.
Методика мониторинга включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной городе и характер отношения к нему, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города.
Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация, наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.
Для выявления заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей. Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.
Результаты анкетирования дают возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Высокий уровень - знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4-5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб города Мичуринска; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства края, знает природно-климатическую зону, ландшафт; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень - знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства края, природно-климатическую зону; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия города, своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства края, природно-климатическую зону; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Диагностика проводится два раза за время реализации проекта.
При проведении обследования уровня знаний детей, дети старшей группы показали, что имеют достаточные представления о своем городе, знают его старинные названия, достопримечательности, имена знаменитых мичуринцев, сельскохозяйственную продукцию, знают названия улиц, узнают на фотографиях культурные центры Мичуринска.
В данном проекте сформулирована система работы по формированию патриотических чувств к родному городу детей старшего дошкольного возраста и включает в себя следующие условия:
- создание условий в группе; планомерное развитие познавательной деятельности; реализация системной работы по патриотическому воспитанию; диагностика уровня развития; взаимосвязь с родителями.
Проведенная мною работа показала актуальность выбранной темы.
Таким образом, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, к своей малой родине. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.
Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания непосредственной образовательной деятельности, которые могли бы способствовать воспитанию любви к своему городу, краю всегда является наиболее актуальным и важным.
Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
По результатам анализа по проекту в целом работу по формированию представлений детей о родном городе можно признать удовлетворительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)
В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...
Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....
Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом (мастер-класс)
Мастер-класс для педагогов по патриотическому воспитатнию дошкольников. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым ...
План по самообразованию в старшей группе "Формирование нравственно – патриотических чувств у детей через знакомство с родным городом и краем "
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношений и организацию доступной ...
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе
laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....