Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»
проект

Собко Мария Анатольевна
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников  через знакомство с родным  городом»

Мичуринск-наукоград-2019

Нам, как грамотным и компетентным специалистам в области дошкольного образования, необходимо понимать: условия сегодняшнего дня, принятые на федеральном уровне законы диктуют необходимость глобальных перемен в рамках всего педагогического процесса. Многие из вас уже прошли повышение квалификации по вопросам введения стандарта ДО.

И вам, надеюсь, стала понятна объективная реальность перехода к новым формам организации образовательной деятельности с детьми.

Сегодня тема нашего проекта звучит так: «Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников  через знакомство с родным  городом».

Одна из наиболее острых педагогических проблем современности — поиск прочных, действенных оснований для правильного воспитания ребенка. В настоящее время в российском законодательстве уделяется должное внимание духовно-нравственному воспитанию (ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО одна из задач звучит так:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 1.6 ФГОС ДО).

 «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» (Н.И.Пирогов).

Итак, дошкольное детство — начальный этап становления личности и ориентации на социум. Этот период наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка: образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Вопросами патриотического воспитания дошкольников занимались такие исследователи, как Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина, М.Ю.Новицкая, В.И.Логинова, С.А.Козлова, Г.Н.Данилина и другие (обзор выставки методическое литературы).

В частности, под патриотическим воспитанием Людмила Васильевна Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и приобщении к истокам региональной культуры, природе родного края.

Любой уголок нашей страны неповторим. У каждого города — свое «лицо», В нашем городе Мичуринске много интересных зданий, памятников архитектуры, музеев, заводов, красивых улиц. Наш Тамбовский край знаменит писателями, художниками, архитекторами, композиторами и другими известными людьми.

Система работы по формированию у детей представлений о родном городе включает в себя: цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности педагогов и детей, условия воспитания патриотизма, критерии сформированности патриотизма старших дошкольников.

Цель:

  • формирование представлений детей об историческом прошлом и настоящем города Мичуринска;
  • развитие эстетического восприятия, кругозора детей;
  • воспитание интереса и любви к родному городу, Тамбовскому краю; гордости за труд людей, которые делают наш город знаменитым.

Содержание совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования представлений о родном городе.

Воспитательно-образовательный процесс строится на основе интегративного подхода, т. е. используется интеграция всех видов деятельности и форм организации:

  • проведение целевых прогулок, экскурсий в музеи, выставочные залы, библиотеки, театры;
  • наблюдения, познавательные беседы, чтение соответствующей литературы;
  • все виды игр, открытых мероприятий, конкурсов, выставок;
  • викторины, праздники, совместный с родителями досуг.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном городе.

В процессе образовательной деятельности по познавательному развитию рассказываю детям о городе Мичуринске, современном и историческом его названии, его улицами, зданиями социального и культурного назначения, с великим учёным И.В. Мичуриным и др. В ходе проведения режимных моментов дети рассматривают открытки с достопримечательностями города, репродукциями художников-земляков, изделиями декоративно-прикладного искусства, знакомятся с картой Мичуринска и области.

Особое внимание уделяется изучению деятельности великого учёного-садовода И.В. Мичурина.

Задачи формирования представлений о малой Родине у детей старшего возраста решаются также в ходе реализации педагогического проекта «Славься, Мичуринск, мой город родной. Славься, всегда оставайся со мной!».

Создание условий для реализации поставленных задач:

  • приобретение литературы, энциклопедий, пособий по теме, изучение существующего опыта;
  • оформление выставки изделий вятских народных мастеров;
  • создание фотоальбома памятников архитектуры нашего города, оформление альбомов с видами города Мичуринска;
  • оформление схем, карт;
  • изготовление и пополнение атрибутов к играм и постройкам;
  • подборка презентаций (слайдов) по теме «Ознакомление с родным городом».

Все занятия разработаны с учетом принципа интеграции, сопровождаются наглядным материалом по изучаемой теме. В содержании занятий отражена специфика воспитательных традиций Мичуринской земли.

Помните: ключевая задача дошкольного образования — сохранение любознательности ребенка. После любого занятия должно быть многоточие. Информация должна разбудить интерес, спровоцировать вопросы ребенка. Если ребенок в возрасте 5-7 лет не задает вопросов взрослому, это — тревожный звоночек для всех... Перспектива успешного обучения в школе во многом зависит от того, развит ли у дошкольника познавательный интерес.

Метод проекта позволяет нам разбудить интерес ребенка к истории своего родного города, воспитать в маленьком гражданине любовь к своей малой родине, гордость за своих знаменитых земляков.

В рамках педагогической деятельности по данной теме нами был проведен анализ имеющихся условий, уровня представлений детей, оценка планирования по данному направлению работы и оценка форм взаимодействия с родителями по изучаемой проблеме.

В ходе анализа отмечено, что в группе оформлен патриотический уголок «Моя Родина», в котором имеется доступный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями и культурными объектами города и страны, карты-схемы Мичуринска и области, глобусы, альбомы с фотографиями и открытками, подборка дидактического материала с символикой города и страны, тематических картинок, книг для ознакомления с творчеством наших знаменитых земляков, известных мичуринцев прошлого и настоящего времени.

Также в рамках работы по данному проекту со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования по теме «Мой родной город» разработаны: методические разработки, перспективный план, постоянно пополняется картотека мультимедийных презентаций для детей и родителей по ознакомлению с городом.

Методика мониторинга включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной городе и характер отношения к нему, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города.

Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация, наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.

Для выявления заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей.  Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.

Результаты анкетирования дают возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Высокий уровень - знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4-5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб города Мичуринска; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства края, знает природно-климатическую зону, ландшафт; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень - знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства края, природно-климатическую зону; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень - не знает названия города, своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства края, природно-климатическую зону; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Диагностика проводится два раза за время реализации проекта.

При проведении обследования уровня знаний детей, дети старшей группы показали, что имеют достаточные представления о своем городе, знают его старинные названия, достопримечательности, имена знаменитых мичуринцев, сельскохозяйственную продукцию, знают названия улиц, узнают на фотографиях культурные центры Мичуринска.

В данном проекте сформулирована система работы по формированию патриотических чувств к родному городу детей старшего дошкольного возраста и включает в себя следующие условия:

- создание условий в группе; планомерное развитие познавательной деятельности; реализация системной работы по патриотическому воспитанию; диагностика уровня развития; взаимосвязь с родителями.

Проведенная мною работа показала актуальность выбранной темы.

Таким образом, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, к своей малой родине. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.

Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания непосредственной образовательной деятельности, которые могли бы способствовать воспитанию любви к своему городу, краю всегда является наиболее актуальным и важным.

Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.                            

По результатам анализа по проекту в целом работу по формированию представлений детей о родном городе можно признать удовлетворительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом (мастер-класс)

Мастер-класс для педагогов по патриотическому воспитатнию дошкольников. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым ...

План по самообразованию в старшей группе "Формирование нравственно – патриотических чувств у детей через знакомство с родным городом и краем "

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношений и организацию доступной ...

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....