Профилактика жестокого обращения с ребёнком в рамках занятий родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»
статья по теме

Мелентьева Екатерина Витальевна

В данной статье предсталены теоретический обзор материалов по формам жестокого обращения с ребёнком, а также практические методы по профилактике и выявлению вышеуказанного асоциального явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_rebyonkom.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика жестокого обращения с ребёнком

в рамках занятий родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»

        В Центре эстетического воспитания детей Северного учебного округа организован родительский клуб «Мы вместе – мы рядом», в котором проводятся занятия с родителями и детско-родительские тренинги. Основная идея работы клуба заключается в том, чтобы развивать субъектность ребёнка через формирование субъектной позиции взрослого. Субъектная позиция ребёнка заключается в способности самостоятельно придумывать, самостоятельно создавать, самостоятельно осмысливать, самостоятельно переорганизовывать, творить. Хотелось бы отметить, для того чтобы сформировать субъектную позицию ребёнка необходимо начать с того, чтобы в первую очередь сформировать субъектную позицию у взрослых, непосредственно осуществляющих обучение, развитие и воспитание детей. Поэтому основная цель работы клуба определяется как создание условий для формирования субъектной позиции родителей. 

        На этом этапе мы переходим с Вами к вопросу: возможно ли сформировать субъектность у человека, который либо сам несёт насилие, либо подвергается ему. Ответ понятен: нет. Значит, возникает новая задача и новое направление работы – это профилактика жестокого обращения с ребёнком (ЖОСР). Давайте рассмотрим понятие данного негативного явления. Итак, ЖОСР - любая форма физически или психологически неправильного обращения с ребёнком со стороны родителей или опекунов, включая отсутствие должного внимания к здоровью, диете, одежде, образованию, социализации и т.д. (примеры из мировой практики США, Европы, Япония).

  1. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

        Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям, отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми, еще до рождения. Такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

  1.   Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

        К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

  1. Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.

        Это избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства, вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), попытки удушения или утопления ребенка, использование различных видов физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.

        Физическое насилие  почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

  1. Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

        Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

  1. Каковы же последствия  ЖОСР:

1. Нарушения физического здоровья ребёнка.

2. Нарушения психологического и психического здоровья.

3. Трудности социализации.

А в результате: асоциальное поведение, детская преступность, рост криминала.

        В чём же причины, говорить о том, что в нашей стране увеличивается количество людей с различными психическими заболеваниями, которые способны на ЖОСР, абсурдно. Психиатры дают следующие статистические данные, что людей с психическими заболеваниями, несмотря на то, что многие из них никогда не обращались к специалистам или обращались анонимно, составляют максимум 2 %. Зато людей, имеющих личностные расстройства - 20%. Увеличение онкологических  и хронических заболеваний, тоже влияет на нервную систему человека, его эмоциональные проявления. Это причины психофизиологического характера. А ещё социально-экономические проблемы, на основе которых у взрослого происходит переутомление, усталость, раздражительность и многое другое. Об этом можно говорить бесконечно, проблемы были, есть и будут, но их решение зависит от нас с вами.

        Итак, профилактика ЖОСР. Мы не будем останавливаться на клинических случаях неблагополучных семей и семей,  в которых имеются лица с психическими заболевания и расстройствами. Сегодня мы поговорим о профилактике ЖОСР в семьях,  дети которых посещают образовательные учреждения, психологическое сопровождение детей, которых мы осуществляем.

        Профилактика ЖОСР проводится в процессе диагностической, просветительской, консультационной и развивающей работы в ходе взаимодействия с ребёнком и родителем.

         Так как в основном наша деятельность в Центре связана с родителями воспитанников и учащихся, то ключевые профилактические методы ЖОСР будут связаны с организацией занятий в рамках родительского клуба. Однако хотелось бы немного остановиться и на профилактических методах в работе с детьми.

  1.       Диагностическое направление.

1. Рисуночные тесты: «Рисунок семьи», «Рисунок семьи животных», «Несуществующее животное», «Кактус», «Неоконченные предложения», «Дом-дерево-человек» и многие другие.

2. Цветовой тест Люшера.

3. Опросники Для ребёнка и родителей Н.Ю.Синягина  с целью исследование проявлений жестокости Детско-родительских отношений;

психодиагностический опросник А.Е.Личко, Басса-Дарки и другие.

  1. Развивающее направление.

1. Программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми».

Служба психологического сопровождения Управления образования Ленинского

района г. Челябинска. 2003 г. Составители: Першина Л.П.

Данная программа адресована педагогам – психологам, работающим в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, при организации работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми.

2. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Минск, 1998.

3. Тренинги Г.Б.Мониной, Е.К. Лютовой (Робертс) Санкт – Петербург.

4.  Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб., 2006.

  1.       Просветительское направление.

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. М., «Вита - пресс», 1995.

        Также хотелось бы представить формы и методы профилактики ЖОСР в рамках работы родительского клуба нашего Центра. Это формы взаимодействия педагога-психолога с родителями, которые встречаются в психологической деятельности у каждого специалиста. Нам бы, хотелось остановиться на следующих направлениях работы:

  1. Диагностика.

1. Наблюдение за вербальными и невербальными способами общения с ребёнком, педагогами и другими взрослыми, действиями по отношению к ребёнку, способами поощрения и наказания.

2. Тесты-опросники PARI, Варга-Столин, Н.Ю.Синягина.

3. Анкеты, интервью.

  1. Просвещение.

1. Лекции о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка на разных этапах жизни.

2. Семинары-практикумы, включающие практические задания: диагностика индивидуальных особенностей ребёнка, решение проблемных ситуаций индивидуально и в группе и так далее.

  1. Консультации - способности самостоятельно продумывать, самостоятельно осмысливать, самостоятельно переорганизовывать.

1. Индивидуальные консультации. Решение проблемы наедине с психологом – осознание то, сто проблема существует и её можно решить, если захотеть.

2. Групповые консультации. Решение проблемы в группе дают возможность понять, что проблемы есть у всех, они бывают сходные и различные, получение поддержки со стороны, осознание того, что мы не одиноки.

  1. Тренинги для родителей.

        Проявление положительных эмоций и психологическое раскрепощение, сплочение родительского коллектива, выявление уровня усвоения теоретического материала, предоставление возможности высказать каждому участнику своё мнение, раскрытие причины особенностей проявлений и состояний ребёнка в различных ситуациях.

  1. Совместные детско-родительские занятия и тренинги.

        Родитель - повышение родительской самооценки, реализация родительской заботы, формирование умений организовывать семейный досуг, совместную деятельность ребёнка и взрослого, выражать свои чувства, эмоции и настроение словами.

Ребёнок - удовлетворение потребности в родительском внимании, совместной игровой деятельности со взрослыми.

        Подводя итог, хочется отметить, что самое главное в работе с родителями – отсутствие оценки родителей как личностей и как родителей, их принятие и предоставление возможности педагогического совершенствования.

Литература.

  1. Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002. – 162с.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – с.50.
  3. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М., 1997.- с.76.
  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. – 200с.
  5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб, 2002. – 440с.
  6. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей// «Вестник. Психология»№4.- 1986.
  7. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. Состав. Т. Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.М., 2005. — 190с.
  8. Воробьёва К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX- начале XX// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук ГОУ ВПО КГПУ им. К.Э.Циолковского на кафедре педагогики начального обучения. - М.,2007.
  9. Голованов В.П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи.// «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи» № 10, 2004. – с.27-30.
  10. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. Авт.-сост. С. В. Глебова. Воронеж, 2005. — 111с.
  11. Демьянов Ю.Г.Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб, 1999. – 224с.
  12. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С.. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2007. – 144с.
  13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.– М., 2002. – 120с.
  14. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М., 2005. — 95с.
  15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2009. – 256с.
  16. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2005 – 112с.
  17. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2008. – 320с.
  18. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. – М., 2008. – 112с.  
  19. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 г. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
  20. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2008. – 190с.
  21. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг общения с ребёнком. СПб, 2008. – 176с.
  22. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург, 2005. — 143 с.
  23. Микляева Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. М., 2005. — 76с.
  24. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. -  М., 2006. – 144с.
  25. Монина Г. Б., Лютова- Робертс Е.К.Коммуникативный тренинг. - СПб., 2007. – 224с.
  26. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. - СПб,2009 – 80с.
  27. Павлов И.В.Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб, 2008. – 87с.
  28. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. //Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1981.       с.61-213
  29. Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты. – М., 2002. – 672с.
  30. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой. – М., 2003. – 230 с.
  31. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 288с.
  32. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. - СПб, 2007.- 96с.
  33. Ситкина И.Г., Савельева В.А. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи.// «Бюллетень»№ 3, 2005. – с. 2-6.
  34. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207 с. – с.122 – 148.
  35. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка // «Психологическая наука и образование» № 4. - 2005. - C.
  36. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт построения метода диагностики родительских позиций// Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? – СПб, 2001.
  37. Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребёнка// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата психологических наук МППГУ на кафедре возрастной психологии. - М.,2002. – 22с.
  38. Соловьёв Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс, 1977. – 256с.
  39. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций// Семья и формирование личности. – М., 1981.  
  40. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1986. – 288с.
  41. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. //Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988. с.37-61.
  42. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Авторы Н. М. Бутырина, С.Ю.Боруха, Т. Ю. Гущина и др. - Белгород, 2004. — 177с.
  43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 4-ое издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.
  44. Фельдштейн Д.И.Социальное развитие в пространстве – времени детства. М.,1997. – 160с.
  45. Щербич Л.А. Психолого-педагогическая  поддержка как позитивная модель взаимодействия семьи и Дома детского творчества.// «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи» № 8, 2004г. – с.11-12.
  46. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модуль диагностика. – М., 2005. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...

Родительское собрание "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Содержание информации:1.Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?2. Драматический результат насилия: "Насилие порождает насилие!"3. Жестокое обращение с детьми: "Что это такое?"4. Груп...

Сценарий спортивного досуга с родителями «Волшебный мяч – Фитбол" в рамках детско-родительского клуба "Мы вместе"

Данный сценарий разработан с целью создания условий для повышения воспитательного и оздоровительного ресурса семьи....

Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...

Родительское собрание Тема: «Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье»

В современном мире всѐ острее стоит вопрос об отношении взрослых кдетям, о всплесках жестокости по отношению к детям, о потере семейныхценностей, о толерантности в семье, о влиянии средств массо...

Профилактика жестокого обращения с ребёнком. Буклет.

В буклете вы найдёте информацию о том, что подразумевает под собой "жестокое обращение с ребенком", какик виды ответственности установлены Российским Законодательством для лиц, допускающих ж...

Семинар-практикум для преподавателей СПО "Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры учителя"

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.Задачи:Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, вы...