Мастер класс для педагогов
методическая разработка по теме

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов района

Тема: «Использование музыкальных дидактических игр на музыкальном и других занятиях»

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы.

Эффективное средство познания действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания – это музыкально – дидактическая игра.

Использование музыкально-дидактических игр позволяет, в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать гамму чувств, настроений,  переданной музыкой. Благодаря применению музыкально-дидактических игр у дошкольников активно развиваются не только музыкальные способности, но и значительно активизируется умственная деятельность. Развивается логическое мышление, тренируют память, развивают речь и сенсорные способности.

Именно с этой целью в своей работе применяю музыкально-дидактические игры, которые воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Музыкально – дидактические игры на музыкальных занятиях, я начинаю проводить с детьми  I младшей группы. Эти игры большей частью, связаны с применением образных пособий, а в группе старшего возраста основным материалом становятся музыкальные инструменты, настольно печатные игры.

Музыкально дидактические игры осваиваются детьми постепенно в основном, во время музыкальных занятий. Я рассказываю детям правила игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Эти игры я использую во всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку.  Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают  мне научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Дети с большим удовольствием играют в игры: «Чудесный мешочек», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» и др.

Для закрепления песен использую игру «волшебная шляпа», где дети определяют песню по вступлению, припеву, которые используются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально.

В процессе слушания музыки знакомлю детей с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. С помощью музыкально-дидактических игр дети учатся распознавать знакомые произношения, различать и узнавать жанры музыки.

Во время слушания музыки с детьми младшего возраста, использую игрушки которые могут «разговаривать» и «двигаться с малышами». Детям очень нравится  игра «Чудесный мешочек». В «Чудесный мешочек» прячутся игрушки, которые пришли к детям в гости на занятия. Звучат знакомые мелодии: «Тучка», «Зайчик», «Петушок». Дети узнают мелодии и после этого игрушки достаются из мешочка. Такая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с игрушками.

Игру «Музыкальная шкатулка» с детьми старшего возраста использую для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях. В музыкальном зале имеются портреты композиторов, с творчеством которых знакомлю ребят на музыкальных занятиях. При проведении музыкально - дидактической игры «Кто больше», детям показываю портрет П.И. Чайковского и предлагаю назвать его произведения, за  каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

         Музыкально – дидактические игры, которые я использую, просты, доступны, красочно оформлены. Применение музыкальных игр даёт мне возможность провести занятие наиболее содержательно и интересно.

Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, воспитатель сам должен владеть объемом знаний и навыков детей своей группы. С этой целью я провожу консультации для педагогов, где они знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр, узнают, как применить данную игру на других занятиях (по развитию речи, окружающему миру, физкультуры).

Предлагаю вниманию коллег игры, которые помогут педагогам в работе.

Имитационная игра:

Игра «Шаг и бег».

Цель: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

Музыкальный мастер:  аудиозаписей с маршем и с музыкой для легкого бега.

Дидактический мастер: карточки с графическим изображением долгих и коротких звуков.

Ход игры: ребята послушайте музыку и скажите, что удобнее всего делать под эту мелодию. А сейчас давайте прошагаем под эту же музыку и произнесем слово: «шаг-шаг-шаг», мы заменим на слог «та» (педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та»).

        Теперь послушайте другую музыку. Что удобнее всего делать под эту музыку? После ответа педагог предлагает им пробежаться на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается заменить слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Педагог демонстрирует детям графическое изображение слогов «ти-ти-ти».

Закончить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти».

Задание: прочитай карточку.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактические игры с кубиками. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувства ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка.

Игра: «Веселый кубик».

Цель: учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности, силы и тембра своего голоса.

Ход игры: педагог и дети стоят по кругу, звучит музыка, дети передают кубик другому ребенку, педагог поет: «Кубик детям передай, кто пришел к нам, угадай?»

        Ребенок у которого оказался кубик, бросает его в круг на пол. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика? Дети отвечают, если там нарисована кошка, педагог предлагает  ребенку, который бросает кубик, показать голосом, как кошечка здоровается (мяу, мяу, мяу). Все дети поют песню «кошечка». На гранях кубика могут быть изображены и другие животные.

Задание для педагогов:

 Придумать игру с кубиком, на гранях которых изображены разные картинки и на каких занятиях его можно было бы использовать.

Вопрос: какие задания для детей можно придумать с данным дидактическим пособием?

Музыкально - дидактическая игра – прекрасная форма музыкальной деятельности, способствующая приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Музыкально - дидактические игры можно использовать на других занятиях и в свободное время. Играть в настольные музыкальные - дидактические игры можно утром, после дневного отдыха, в летний период на участке детского сада, в отведенные часы для игр.

А педагогическая ценность музыкальных - дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения, полученных знаний в жизненной практике.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....