Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста
статья на тему

Ларичева Надежда Валентиновна

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, но главную роль в этом играет все же семьяХотите вы этого или нет, но рано или поздно ваш ребенок обязательно услышит от кого-нибудь бранные слова. К сожалению, это может случиться, даже если вы старательно оберегаете его от этого и сами никогда не употребляете бранных слов. Но ничто не сможет помешать ребенку повторить услышанное на улице, в гостях, даже если он не понимает смысла произносимых слов и выражений. Это объясняется тем, что дети проявляют большой интерес к словам и языку в целом, и поэтому они не пропускают новые лексические поступления и стремятся сразу же употребить их в речи.

 

Как реагировать

 

     Обычно бранные слова дети начинают использовать, как только попадают в детский коллектив. И то, что эти слова нас шокируют, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется позлить, подразнить нас, потому что детям самим приходилось не раз терпеть это от нас, и теперь они просто открыли для себя новое оружие агрессии. Разумеется, надо как-то повлиять на ребенка. Однако помните: нельзя при этом проявлять ответную агрессию. Тем самым вы зафиксируете у ребенка вашу неадекватную реакцию, и все это покатится, как снежный ком. В некоторых случаях вообще не стоит придавать этому явлению слишком большого значения. Не ругайте малыша, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова. Спокойное обращение сразу же притупляет детскую агрессию. Этим вы покажете, что нет ничего страшного, крамольного, запретного, экстравагантного в таком поведении ребенка. И ему станет просто скучно повторять не очень понятные пока еще слова, если на них нет никакой реакции. 

 

Помогите малышу разобраться

 

        Постарайтесь донести до малыша мысль, что употреблять бранные слова неприлично. Расскажите ребенку, что на свете есть слова-спасители, слова-врачи, которые приносят покой и радость, но есть и «черные слова», слова-разбойники, которые обижают человека, вызывают боль. Если кто-то бранится в присутствии вашего ребенка, объясните малышу, что этот человек плохо воспитан и вряд ли люди поддерживают с ним отношения. 

    Объясните ребенку, что произносить некрасивые слова так же неприлично, как есть руками с тарелки. Но объясните это кратко, в форме смешного рассказа или тут же придуманной сказки, и не наказывайте малыша. Если случится, что он обронит какое-нибудь ругательство при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора. Придерживайтесь правила: хвалить при людях, ругать наедине. 

    Нередко случается, что малыш обращается к родителям с просьбой разъяснить значение того или иного слова. В этом случае не надо выяснять, где он его слышал и кто так говорит. Доброжелательно, но твердо скажите ребенку, что больше этого вы слышать не хотите. 

 

Следите за собой

 

       Внимательно следите за собственной речью: ребенку нельзя запретить произносить слова, которые он слышит от родителей. Мы часто не видим, как сами ведем себя; не замечаем, как сами же учим ребенка некоторым выражениям. Вспомним хотя бы, что мы произносим, когда ударяем по пальцу молотком, а наш невинный отпрыск стоит в двух шагах от нас? Отцовский пример очень сильно действует на мальчишек. Когда ребенок видит, как отец не вступит в перепалку с пьяным грубияном, а отойдет в сторону и не станет унижаться ругательствами, он обязательно запомнит это. Или когда мать будет следить за своей речью, разговаривая по телефону с подругами, то и дочь будет вести себя так же.  

       Поэтому если хотите что-то исправить в ребенке - начинайте с себя. Наивно думать, будто ребенка учат бранным словам другие люди, а вы тут вовсе ни при чем. Дети усваивают определенный словарь от друзей по играм и непосредственно от нас, а потом спокойно передают его друг другу. 

    Возможно, за ругательствами скрываются личные переживания ребенка, его одиночество, гнев, какие-то страхи. Задумайтесь о причинах его словесной агрессии, вдруг он нуждается в нашей помощи и поддержке. 

       Ребенок должен расти с убеждением, что брань и ругань ведут к болезни души. Общаться красиво — это талант. Приучая ребенка к добрым словам, вы приучаете его к доброжелательности, сочувствию. Необходимо, чтобы дети росли в спокойной, дружественной атмосфере, обладали чувством собственного достоинства, могли постоять за себя и чувствовали, что их правильно оценивают. Относитесь к малышу с уважением и давайте ему понять, что он должен с уважением относиться к окружающим.

        Каждый ребенок, каким бы маленьким он ни был, способен понять честные слова и оценить искренность отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laricheva-2018.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста

     Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ваш ребенок обязательно услышит от кого-нибудь бранные слова. К сожалению, это может случиться, даже если вы старательно оберегаете его от этого и сами никогда не употребляете бранных слов. Но ничто не сможет помешать ребенку повторить услышанное на улице, в гостях, даже если он не понимает смысла произносимых слов и выражений. Это объясняется тем, что дети проявляют большой интерес к словам и языку в целом, и поэтому они не пропускают новые лексические поступления и стремятся сразу же употребить их в речи. 

Как реагировать

 

     Обычно бранные слова дети начинают использовать, как только попадают в детский коллектив. И то, что эти слова нас шокируют, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется позлить, подразнить нас, потому что детям самим приходилось не раз терпеть это от нас, и теперь они просто открыли для себя новое оружие агрессии. Разумеется, надо как-то повлиять на ребенка. Однако помните: нельзя при этом проявлять ответную агрессию. Тем самым вы зафиксируете у ребенка вашу неадекватную реакцию, и все это покатится, как снежный ком. В некоторых случаях вообще не стоит придавать этому явлению слишком большого значения. Не ругайте малыша, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова. Спокойное обращение сразу же притупляет детскую агрессию. Этим вы покажете, что нет ничего страшного, крамольного, запретного, экстравагантного в таком поведении ребенка. И ему станет просто скучно повторять не очень понятные пока еще слова, если на них нет никакой реакции. 

Помогите малышу разобраться

        Постарайтесь донести до малыша мысль, что употреблять бранные слова неприлично. Расскажите ребенку, что на свете есть слова-спасители, слова-врачи, которые приносят покой и радость, но есть и «черные слова», слова-разбойники, которые обижают человека, вызывают боль. Если кто-то бранится в присутствии вашего ребенка, объясните малышу, что этот человек плохо воспитан и вряд ли люди поддерживают с ним отношения. 

    Объясните ребенку, что произносить некрасивые слова так же неприлично, как есть руками с тарелки. Но объясните это кратко, в форме смешного рассказа или тут же придуманной сказки, и не наказывайте малыша. Если случится, что он обронит какое-нибудь ругательство при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора. Придерживайтесь правила: хвалить при людях, ругать наедине. 

    Нередко случается, что малыш обращается к родителям с просьбой разъяснить значение того или иного слова. В этом случае не надо выяснять, где он его слышал и кто так говорит. Доброжелательно, но твердо скажите ребенку, что больше этого вы слышать не хотите. 

Следите за собой

       Внимательно следите за собственной речью: ребенку нельзя запретить произносить слова, которые он слышит от родителей. Мы часто не видим, как сами ведем себя; не замечаем, как сами же учим ребенка некоторым выражениям. Вспомним хотя бы, что мы произносим, когда ударяем по пальцу молотком, а наш невинный отпрыск стоит в двух шагах от нас? Отцовский пример очень сильно действует на мальчишек. Когда ребенок видит, как отец не вступит в перепалку с пьяным грубияном, а отойдет в сторону и не станет унижаться ругательствами, он обязательно запомнит это. Или когда мать будет следить за своей речью, разговаривая по телефону с подругами, то и дочь будет вести себя так же.  

       Поэтому если хотите что-то исправить в ребенке - начинайте с себя. Наивно думать, будто ребенка учат бранным словам другие люди, а вы тут вовсе ни при чем. Дети усваивают определенный словарь от друзей по играм и непосредственно от нас, а потом спокойно передают его друг другу. 

    Возможно, за ругательствами скрываются личные переживания ребенка, его одиночество, гнев, какие-то страхи. Задумайтесь о причинах его словесной агрессии, вдруг он нуждается в нашей помощи и поддержке. 

       Ребенок должен расти с убеждением, что брань и ругань ведут к болезни души. Общаться красиво — это талант. Приучая ребенка к добрым словам, вы приучаете его к доброжелательности, сочувствию. Необходимо, чтобы дети росли в спокойной, дружественной атмосфере, обладали чувством собственного достоинства, могли постоять за себя и чувствовали, что их правильно оценивают. Относитесь к малышу с уважением и давайте ему понять, что он должен с уважением относиться к окружающим.

        Каждый ребенок, каким бы маленьким он ни был, способен понять честные слова и оценить искренность отношений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"

знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транс...

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление....

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...

«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»

Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные го...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это...