Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего самообразования «Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста», она выбрана мной не случайно. Проблема формирования речевого этикета и этического поведения детей сейчас очень актуальна. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми. Дети всё больше времени проводят у телевизора, компьютера, играют в планшет и другие гаджеты ,они не умеют общаться между собой.
Цель моей работы:
- знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
- закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
- развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.
-формировать навыки этического поведения;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
- дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
- научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Работа строилась с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и
индивидуализация педагогического процесса).Дети испытывали трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приблизились к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей работе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи- чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Использовала основные приёмы обучения :
показ с пояснением;
игровые приемы;
организация самостоятельной поисковой деятельности;
ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.
Использовала основные виды деятельности на занятии :
игровая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность;
показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
рассматривание изобразительного материала;
пятиминутки речевой гимнастики;
импровизационные игровые задачи;
психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.
Основными достижениями работы являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.
Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
Главным условием для работы над темой является сам педагог - воспитатель.
Мной была изучена следующая литература :
Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
Метод М.Монтессори в России
Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998
Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003
Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000
Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
Курочкина О. Н. Этикет для дошкольника-Просвещение, 2006
КурочкинаО. Н.Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учебное пособие для студентов/О.Н. Курочкина-26ВЛАДОС,2001-224с.
Шорыгина Т. Ф. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2014.-96 с.
Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. -М.:ТЦ Сфера, 2012.-96 с.
Алябьева Е. А. Дни этикета в детском саду.
Проведена следующая работа с детьми:
Беседы: «В мире вежливых слов», «Как вести себя в гостях», « Путешествие в страну «Нравственности» и город «Добрых поступков» и другие.
Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек», «Испорченый телефон», «Что правильно , а что нет», «Назови ласково», «Перемешанные картинки» и другие.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья». «Магазин». «Гости», «Салон красоты», «День рождения».
Отгадывание загадок о вежливости и различные пальчиковые игры на эту тему.
Также организовывала работу с родителями и воспитателями по изучению материала по теме.
Для воспитателей давала консультацию на тему : « Общение – как одно из условий воспитания культуры речи».
Для родителей давала консультации на тему : « Речевая культура ребёнка рождается в семье», «Этикет», «Обучение правилам речевого этикета», «Игры с детьми на развитие культуры поведения и культуры речи», «Воспитываем вежливость». Провела анкетирование «Особености общения родителей и детей в семье», сделана памяика для них «Волшебный сундучок».
Выложила консультацию в НСпортале на тему»Речевой этикет». Прошла курсы профессиональной переподготовки в МРИО и защитила диплом на тему «Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Элементы этикета для детей дошкольного возраста"
Рекомендации для педагогов дошкольного образования о введении элементов этикета детям дошкольного возраста....
«Формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста»
Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения образования различных взглядов убе...
Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста
В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета....
Правила этикета для детей дошкольного возраста
Пока ребенок мал, взрослый порой не задумывается, что станет в его жизни главным, вырастит ли он добрым, общительным и терпи...
Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, но главную роль в этом играет все же семья. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ...
Игры, направленные на развитие диалогической речи для детей младшего возраста, упражнения, способствующие формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.
Игры на развитие диалогической речи ,упражнения на развитие речевого этикета у детей в младшей группе....