Проект "Правовое воспитание детей средней и старшей групп "
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Садриева Светлана Васильевна

Каждый день дети проводят время на игровой площадке во дворе или детском саду. И каждый день для них так же труден, как и для нас. Малыши учатся сосуществовать в группе себе подобных, взаимодействовать не только со сверстниками, но и взрослыми, устанавливать социальные контакты, и просто учатся жить. Взрослый в этом сложном процессе является для ребенка «проводником», учителем, защитником.

Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами, папами, опекунами, воспитателями, другими взрослыми), но, как бы это не звучало печально, мы взрослые очень часто не знаем прав ребенка, в каких нормативных документах они прописаны, и куда можно и нужно обратиться при их нарушении.

От соблюдения этих прав во многом зависит здоровое развитие, и становление  личности ребенка, ощущение им психологической защищенности. Так как в детстве каждая ситуация ребенком воспринимается как критическая, то чувство психологической защищенности помогает ему справиться при резких изменениях условий жизни, при адаптации (приспособлении) к изменившимся условиям (людям, обстановке).

(Психологическая защищенность – это устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих потребностей и обеспеченность собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2012_pravovoe_vospitanie.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Правовое воспитание детей средней и старшей групп

МКДОУ ДС №1 пгт Даровской Кировской области»

ДЕТИ - ЦВЕТЫ ЖИЗНИ

 

Каждый взрослый - защитник невинных детей,
Ведь они есть - надежда, опора, людей,
Они в будущем смело достигнут небес,
Создадут миллионы волшебных чудес:
Полетят на Луну, покорят океан,

Здесь научатся дождь создавать и туман,
Восстановят озон, охладят ледники:
Все изменится с легкой ребенка руки!

Актуальность проекта:

Каждый день дети проводят время на игровой площадке во дворе или детском саду. И каждый день для них так же труден, как и для нас. Малыши учатся сосуществовать в группе себе подобных, взаимодействовать не только со сверстниками, но и взрослыми, устанавливать социальные контакты, и просто учатся жить. Взрослый в этом сложном процессе является для ребенка «проводником», учителем, защитником.

Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами, папами, опекунами, воспитателями, другими взрослыми), но, как бы это не звучало печально, мы взрослые очень часто не знаем прав ребенка, в каких нормативных документах они прописаны, и куда можно и нужно обратиться при их нарушении.

От соблюдения этих прав во многом зависит здоровое развитие, и становление  личности ребенка, ощущение им психологической защищенности. Так как в детстве каждая ситуация ребенком воспринимается как критическая, то чувство психологической защищенности помогает ему справиться при резких изменениях условий жизни, при адаптации (приспособлении) к изменившимся условиям (людям, обстановке).

(Психологическая защищенность – это устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих потребностей и обеспеченность собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию).


Цель проекта: повышение компетентности детей, их родителей и  участников образовательного процесса в вопросе правовой защищенности воспитанников.

Задачи:

  1. Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
  2. Повысить компетентность родителей и участников педагогического процесса в вопросах «Права ребенка» и «Психологическая защищенность ребенка».
  3. Провести анкетирование.
  4. Разработать программу по правовому воспитанию детей средней и старшей групп.
  5. Разработать родительские собрания.

Длительность: 9 месяцев (долгосрочный).

Формы реализации проекта:

  1. Открытые занятия.
  2. Лекции.
  3. Анкетирование.
  4. Встречи со специалистами.
  5. Родительские собрания.
  6. Самостоятельная деятельность родителей.
  7. Игра с участниками педагогического процесса «Кто в сказке живет?»

Ожидаемый результат:

Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросах «Права ребенка» и «Психологическая защищенность ребенка».

 

Подготовительный этап:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Разработка программы.

Основной этап:


п/п

Время проведения

Название игры

Участники

Организаторы и ведущие

Сентябрь

«Путешествие в мир сказок»

Дети средней и старшей групп, участники образовательного процесса

 Психолог

Октябрь

«Право на индивидуальность и  имя»

Дети средней и старшей групп, участники образовательного процесса

Психолог

Ноябрь

Выступление сотрудника детского сада «О правах и обязанностях родителей», ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Родители (опекунов и законных представителей детей), участники образовательного процесса

Психолог, заведующая МКДОУ ДС №1, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Олюнина Ирина Витальевна

Декабрь

«Право на здравоохранение»

Дети средней и старшей групп, участники образовательного процесса

Психолог

Январь

Игра-беседа

«Право на…»

Участники педагогического процесса

Психолог

Февраль

«Зайку бросила хозяйка..»

Дети средней и старшей групп, участники образовательного процесса

Психолог

Март

Выступление старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних отделения полиции «Даровское»: «Нормативно правовые документы по защите прав ребенка».

Родители (опекунов и законных представителей детей), участники образовательного процесса

Психолог, старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних отделения полиции «Даровское» Холманских Елена Николаевна

Апрель

 «Права и обязанности ребенка. Право на защиту от всех видов насилия».



Дети средней и старшей групп, участники образовательного процесса

Психолог

Май- июнь

Праздник

«День защиты детей»

Родители (опекунов и законных представителей детей), участники образовательного процесса, дети средней и старшей групп.

Психолог, музыкальный руководитель, сотрудники ДОУ

Заключительный этап:

  1. Вторичное анкетирование.
  2. Презентация проекта для других МКДОУ пгт Даровского Кировской области.
  3. Изготовление брошюрки «Защити своего ребенка» для родителей и сотрудников ДОУ, в которой кратко изложены права ребенка, обязанности родителей, органы государственной структуры по защите прав ребенка, номера телефонов и адрес органов  государственной структуры, куда можно обратиться в случае нарушения прав ребенка.
  4. Оформление стенда «Права и обязанности участников педпроцесса»

Используемая литература:

  1. Международная конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989г.
  2. Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.
  3. Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.
  4. Конституция РФ, 12.12.1993г.
  5. Журнал «Ребенок в детском саду», №3, 2008г.
  6. Русские народные сказки:
  1. «Заюшкина избушка»;
  2. «Золушка»
  3. «Айболит»
  4. «Петушок-золотой гребешок»
  5. «Волк и семеро козлят» и т.д.
  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
  2. http://festival.1september.ru
  3. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие, автор Соловьева Е.В. автор Данилина Т.А. автор Лагода Т.С.

1. «Путешествие в мир сказок»

Цель: знакомство детей средней и старшей групп с «Конвенции ООН о правах ребенка» и прописанными в ней их правами.

Материал: макет цветка, лепестки с написанными статьями «Конвенции ООН о правах ребенка», книги со сказками «Волк и семеро козлят, «Золушка», «Петушок-золотой гребешок», «Айболит», «Заюшкина избушка», музыка («Звуки ветра», «Ночное чудо»).

1 часть:

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам

Дети: да!!!!

Психолог: закройте глазки, сейчас мы отправимся в сказку (музыка «Ночное чудо»).

Теперь скажем все вместе: «Раз, два, три»- и откроем глаза.

Дети открывают глаза, а на столе появляется цветочек.

Психолог: а вот и наш первый сказочный герой - это волшебный цветочек. Как твое имя?

.

Цветочек: мое имя Конвенция.

Психолог: какое интересное имя, цветочек расскажи ребятам, что такое Конвенция?

Цветок: Конвенция-это такая небольшая книга, где написаны права детей, то есть то, что вам, детям, можно делать.

Психолог, обращаясь к детям: смотрите, а у нашего цветочка нет лепестков.

Дети: Цветочек, а где твои лепестки?

Цветочек (голос издалека): на нашу сказочную страну налетел ураган, все мои лепестки сорвало сильным ветром и раскидало по разным сказкам, а на моих лепестках были написаны детские права.

Психолог: цветочек, а как же мы может тебе помочь?

Цветочек: Ураган оставил мне лишь книги со сказками (воспитатель достает из-за стола большую сумку с книгами), в которых спрятаны мои лепестки. Чтобы лепесток вышел из сказки, нужно помочь героям, которые попали в беду. Но вот огорчение, я не умею читать и совсем не знаю этих сказок. (плачь).

Психолог: Не плачь цветочек, мы с ребятами читали много сказок и наверняка сможем тебе помочь.

Психолог (обращается к детям): ребята поможем цветочку?

Дети: Да!!!

Психолог берет первую сказку «Волк и семеро козлят»: ребята кто попал в беду в сказке «Волк и семеро козлят?

Дети: коза с козлятками.

Психолог: Что с ними произошло?

Дети: волк обманул их и съел.

Психолог достает из книги первый лепесток и прикрепляет его к цветочку: Молодцы!!! Каждый ребенок, и вы тоже, имеет право на жизнь.

Психолог достает книгу «Золушка»: ребята, а кого обидели в сказке «Золушка»?

Дети: девочку по имени Золушка.

Психолог: что с ней произошло?

Дети: мачеха со своими дочками заставляли ее много работать и не давали ей совсем  отдыхать.

Психолог достает из книги второй лепесток и зачитывает: молодцы ребята!!! Ребенок имеет право на защиту от выполнения любого труда, который может угрожать его здоровью или стать препятствием в получении образования.

Психолог: куда очень хотела попасть Золушка?

Дети: на бал к королю.

Психолог: Она пошла на бал?

Дети: Да.

Психолог: как ей это удалось?

Дети: Добрая Фея ей помогла.

Психолог достает из книжки третий лепесток и зачитывает: Каждый ребенок имеет право на отдых и свободное время, право участвовать в играх…

Психолог достает книгу «Айболит», обращаясь к одному из ребят: Дима, скажи, а эта сказка про кого?

Ребенок: Про доктора Айболита.

Психолог: Что делал Айболит?

Дети: помогал больным зверям.

Психолог: кто же тогда в этой сказке попал в беду?

Дети: В далекой стране Лимпопо не было доктора и никто не мог помочь бедным больным животным.

Из книги вылетает четвертый лепесток (музыка «Звуки ветра»), психолог зачитывает его содержание: Каждый ребенок имеет право на лечение…- прикрепляет к остальным лепесткам на цветочек.

Психолог достает следующую книгу «Заюшкина избушка» и обращает к другому ребенку: Маша, а а что произошло в этой сказке?

Маша: Лиса выгнала из домика зайчика.

Психолог: ребята, а кто помогал ему?

Дети: собака, бык, петушок.

Психолог  просит Машу найти в книге лепесток и зачитывает его: Ребенок, который временно ил постоянно не имеет семьи, имеет право на защиту и помощь…- Маша, возвращает лепесток цветочку.

Психолог берет последнюю книгу «Петушок-золотой гребешок: ребята, а кого в этой сказке обидела лиса?

Дети: Лиса унесла из домика петушка к себе в лес.

Включается музыка («Звуки ветра») и из книги вылетает последний лепесток: Ребенок имеет право на защиту от всех видов физического или психологического насилия….- воспитатель прикрепляет последний лепесток на цветочек.

Цветочек радостным голосом: спасибо, ребята, теперь я снова расцвел, а все потому, что вы помогли сказочным героям в беде и у нас опят наступил мир!!!!

Воспитатель: цветочек, а ты сможешь нам помочь?

Цветочек: конечно.

Психолог обращаясь к детям и цветочку: ребята, наши мамы и папы сейчас на работе и не смогли познакомиться с наши волшебным цветочком, давайте мы их познакомим вечером, когда они за вами придут в садик.

Психолог, вместе с детьми, несет цветочек в уголок родителей. Цветочек остается там на некоторое время.

2 часть: 

Информирование родителей  о правах ребенка (размещение цветочка в уголке родителей (см. фотографии).

3 часть:

Воспитатель раздает всем присутствующим работникам ДОУ авторские брошюрки.

2.«Право на индивидуальность и имя»

Цель: знакомство с правом на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Участники образовательного процесса приглашаются на открытую игру.

Родителям заранее необходимо подготовить цветочки с фотографиями ребенка, на лепестках которых написаны основные качества их ребенка, а так же написать значение имени, происхождение имени, что любит ребенок, его хобби.

Психолог заранее готовит макет букета, для размещения на него в конце занятия цветочков с фотографиями детей.

Дети входят в зал с зеркальной стеной и встают лицом к зеркалам.

Психолог вместе с детьми:

Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи:

Мы ль на свете всех милее?

Всех румяней и белее?

Психолог задает вопросы детям, обращая внимания детей на их индивидуальность:

  1. Кого вы видите в зеркале?
  2. Как вы узнали, что это вы в отражении?
  3. Что общего у вас с остальными ребятами? (можно обратиться индивидуально к каждому).
  4. Какие отличия от остальных детей во внешнем виде?

Психолог подводит итог: Все мы вроде бы похожи друг на друга, но рассмотрев каждого поближе, мы нашли много признаков, отличающих одного от другого.

Дети с психологом рассаживаются в круг на стульчики.

Психолог: у каждого из нас есть имя, которое можно преобразовать в ласковое имя, например: Маша, Машенька, Машуля и т.д., а еще близкие нам люди называют нас другими ласковыми словами. Сейчас мы и попробуем вспомнить, как называет вас мама.

Каждому, поймав мяч, необходимо продолжить фразу: «Мое имя…Мама меня называет…»

Психолог подводит итог: У каждого из нас есть свое имя, которое  дают ему родители при рождении и которое сопровождает его в течение всей его жизни.

При рождении человека ему выдают свидетельство о рождении (психолог демонстрирует свидетельство о рождении). В нем прописано имя ребенка, отчество, фамилия.

Психолог, вынимая из волшебного мешочка цветочек, произносит:

Ты цветочек мне скажи,

Да всю правду доложи:

Что он любит?

Чем играет?

С кем живет?

Как называют?

Далее дети средней группы рассказывают каждый о себе (а для детей старшей группа психолог называет индивидуальные особенности ребенка, его привычки, хобби, а остальным необходимо догадаться о ком идет речь.

В течение презентации дети размещают свои цветочки на макете букета.

Подвижная игра «Парные части тела»

А теперь послушайте шуточное стихотворение про парные части тела.

Шепчет ротик: «Эй, послушай!

Что ты, носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?».

Грустный носик отвечал:

«Разве ты не замечал?

Ушек двое, глазок двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живем с тобою

В одиночку, чудаки».

«Ты напрасно, носик, тужишь.

Говорил тебе не раз.

Если мы с тобою дружим,

Значит, тоже двое нас?».

Психолог подводит итог: Все мы разные, каждый из нас имеет особенности, отличающие его от других. Каждый из нас имеет право быть таким, каким он хочет быть, но все вместе мы одна большая семья.

Все вместе произносят вслух: «Каждый из нас имеет право на имя и индивидуальность».

По окончанию занятия психолог вместе с детьми и участниками образовательного процесса размещают букет в родительском уголке. Индивидуальные презентации, сделанные родителями, помещаются в общую папку и так же размещаются в родительском уголке.

Над букетом размещается первый лучик солнца, с напечатанным на нем правом: «Право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи». (Цветы не могут расти без теплых лучей солнечного света).

  1. Выступление заведующей ДОУ

«О правах и обязанностях родителей»

и ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Олюниной Ирины Витальевны.

План выступления:

1. Вводная. Психолог кратко знакомит родителей (опекунов и законных представителей детей) с проектом по правовому воспитанию детей средней и старшей группы, их родителей детского сада.

2. Выступление заведующей ДОУ. Знакомство родителей (опекунов и законных представителей детей) с Уставом ДОУ, правами и обязанностями воспитанников  и их родителей в ДОУ.

3. Выступление ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Олюниной Ирины Витальевны. Знакомство родителей (опекунов и законных представителей детей) с правами ребенка, с документами, где можно подробнее ознакомиться с правами ребенка, дать номера телефонов, адрес органа государственной структуры и имя, отчество, фамилия сотрудника, занимающегося защитой прав ребенка.

 

4. «Право на здравоохранение»

Цель: знакомство детей со статьей Конвеции ООН о правах ребенка «Право на здравоохранение..», развитие толерантности детей.

Занятие начинается со стихотворения А. Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший!

Психолог:

Ребята, о ком это стихотворение?

Где он живет?

Что случилось с Мишкой?

Он сам себе оторвал лапку?

Как вы думаете, кто это мог сделать?

Ответы детей…..

Психолог: Послушайте, отрывок из стихотворения стихотворение С.Михалкова «Про девочку, которая сама себя вылечила»:

Таня пальчик уколола –

Видно, дед недосмотрел.

Не пошла девчушка в школу –

Так мизинчик заболел.

Он болит и нарывает –

Просто хуже не бывает!

Ставят на руку компресс –

Ставят с мазью. Ставят без…

А мизинчик все болит….

Психолог:

А в этом стихотворении о ком написал С. Михалков?

Где она живет?

Что с ней случилось?

Ей кто-то уколол пальчик?

Ответы детей…

Психолог:

Ребята, как вы думаете, что чувствуют Мишка и девочка Таня?

Как мы можем им помочь?

Что делают Ваши родители, когда вы болеете?

Как называют человека, который лечит  детей?

Кто из  вас знает, по какому номеру телефона необходимо звонить в отделение скорой помощи?

Психолог, демонстрируя номер телефона скорой помощи «01», показывает на большом макете телефона, как его правильно набирать.

Ответы детей…

Сюжетно-ролевая игра «Доктор скорой помощи»:

Одному из ребят надевают халат и шапочку с красным крестом, вручают чемоданчик  врача.

Психолог: Вот доктор у нас уже есть. Что у него в чемоданчике? Как же он доберется к больным?

Ответы детей…

Психолог: правильно на машине. Как называется машина доктора?

Ответы детей..

Психолог показывает картинку или игрушечную машинку скорой помощи.

В заранее подготовленную машину скорой помощи садится доктор (построить из стульев, сбоку разместить крест красного цвета, по желанию детей посадить шофера в кепке и с рулем в руках). Под музыку едут к больным.

Психолог:

Ребята у нас сколько больных?

А сколько врачей?

Что же делать доктору? (к кому ехать, а к кому нет; к кому первому поехать….).

Ответы детей…

Психолог подводит детей к тому, что каждый из нас может заболеть или получить травму, каждому из нас в любой момент может понадобиться помощь врача. Нужно помнить, что любой из нас имеет право на лечение, независимо от его социального положения, его поведения, его возраста и болезни.

Все вместе лечат больных.

Ребята, скажите, а что нужно делать, чтобы не болеть? (закаляться, делать зарядку, пить витамины и правильно питаться, делать прививки и т.д.).

Психолог, после ответов детей, демонстрирует заранее подготовленные картинки по профилактике заболеваний (есть витамины, делать зарядку, проводить закаливание, одеваться по погоде, соблюдать технику безопасности в садике, дома, на улице, делать прививки  и т.д.).

Подвижная игра «Медвежата в чаще жили»

А наш Мишка, в благодарность, покажет нам упражнения из своей утренней зарядки (психолог вместе с детьми делает упражнения):

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали

Над букетом появляется второй лучик солнца с правом: «Ребенок, имеет право здравоохранение…».

В уголке родителей размещается книжка раскладушка о профилактике детской заболеваемости, а в детский игровой уголок размещается атрибутика для сюжетно-ролевой игры «Доктор скорой помощи» для самостоятельной игры детей.

5. Игра-беседа «Право на …»

Игра-беседа проводится с педагогами ДОУ.

Цель: профилактика нарушений прав ребенка сотрудниками ДОУ.

План:

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Что такое право?
  2. Что такое обязанности?

2. Сотрудникам ДОУ предлагается еще раз ознакомиться с их должностными инструкциями (правами, обязанностями, ответственностью).

3.Перечислите права ребенка и документы, в которых можно ознакомиться с правами ребенка.

4. Психолог, дает несколько минут для знакомства с документами, отражающими права ребенка и обязанностями сотрудника ДОУ, и книгами (детские сказки, произведения, стихотворения и т.д.).

5. Далее предлагается к каждой статье «Конвенции ООН о правах ребенка», подобрать детское произведение (сказку, стихотворение), где происходит нарушение того или иного права ребенка.

6. Каждому предлагается для обсуждения несколько ситуаций, в которых нарушены те или иные права ребенка. После чего необходимо ответить на несколько вопросов:

  1. Нарушено право ребенка? Какое?
  2. Как должен был поступить взрослый (педагог, воспитатель, сосед и т.д.) в данной ситуации, не нарушая прав ребенка?

6.«Зайку бросила хозяйка…».

Цель: знакомство с правами: «ребенок имеет право на … семейные связи» и «Ребенок, который временно или постоянно не имеет семейной среды, имеет право на особую защиту и помощь государства»; формирование чувства толерантности, сочувствия, сопереживания, желания помощь нуждающемуся.

Участники образовательного процесса приглашаются на открытую игру.

Родителям заранее необходимо подготовить генеалогические древа своей  семьи (для детей средней группы в виде пирамидки с фотографиями).

Психолог просит ребят вспомнить, что они делали на прошлой игре, с какими правами они познакомились, что составили из цветов, как можно назвать букет из цветов (семья).

 

В углу группы слышится чей-то плач.

Психолог обращает внимание на плачущего в углу зайчика (мягкая игру зайчик мокрый). Дети с психологом спрашивают, что с ним случилось:

Зайчик:

Меня бросила хозяйка,

Под дождем остался, зябко.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Психолог: так тебе некуда идти? Тебя оставили одного?

Зайка: Да. Мне так хочется быть рядом с кем-то.

Психолог: Так тебе нужна семья?

Зайка (обращаясь к детям): А что такое семья?

Психолог, вместе с детьми, дают ответ зайчику.

Зайка (грустно): как же мне хочется иметь свою семью.

Психолог: Зайка, не грусти, кажется, я знаю, как тебе помочь. Дети, давайте каждый из вас расскажет о своей семье, а ты, зайка, выберешь себе ту, которая больше всего понравится.

Зайка: ура, скорее, скорее я хочу послушать.

Дети презентуют свои генеалогические древа, а психолог рассказывает о «Семье детского сада».

Зайка по окончанию игры решает остаться в детском саду, чтобы каждый день иметь возможность поиграть со всеми ребятами.

Подвижная игра «Семья животных»

Все ребята, взявшись за руки, встают в круг (берут с собой зайчика). Психолог: «Сейчас мы с вами будем дружной семьей медведей». Все движутся по кругу, слегка переваливаясь с боку на бок, взявшись за руки.

Далее, семьей зайцев, все прыгают,  взявшись за локти друг друга.

Затем, семьей обезьян, двигаются по кругу, обняв друг друга за талию.

В конце становятся одним большим слоном, топая, движутся по группе как одно целое.

Психолог подводит итог: каждый из нас воспитывается в той семье, в которой ему уютно и комфортно, в которой чувствует себя защищенным, а тем, кто не имеет семьи, рано или поздно помогают такую семью обрести.

Над букетом появляется третий лучик солнца с правом: «Ребенок, который временно или постоянно не имеет семейной среды, имеет право на особую защиту и помощь государства».

Индивидуальные генеалогические древа, сделанные родителями, помещаются в общую папку и так же размещаются в родительском уголке.

7.Выступление старшего инспектора подразделения

по делам несовершеннолетних отделения полиции «Даровское»

Холманских Елены Николаевны

«Нормативно правовые документы по защите прав ребенка».

План выступления:

1. Права и обязанности родителей (опекунов и законных представителей детей) и сотрудников ДОУ с точки зрения юриспруденции по отношению к детям.

2.Уголовная ответственность за нарушение прав ребенка.

3. Нормативно правовые документы отражающие уголовную ответственность за нарушение прав ребенка.

3. Знакомство с юридическими органами, куда можно обратиться с случае нарушений прав ребенка, номера телефонов, сотрудников данного органа.

8. «Права и обязанности ребенка.

Право на защиту от всех видов насилия».

Психолог (демонстрируя картинки с ранее изученными правами ребенка): Дорогие ребята! Вы уже знаете, что дети имеют многие права. Давайте их повторим.

Ответы детей…

Психолог: Верно, но у ребятишек есть и обязанности. Как вы думаете, какие?

Ответы детей:…(слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, наводить порядок в детском уголке, следить за своим внешним видом , вести здоровый образ жизни: заниматься зарядкой, закаляться, гулять на свежем воздухе и т.д.).

Вопросы:

  1. Есть ли у вас домашние питомцы – кошка, собака, хомячок или попугай?
  2. Есть ли у вас младшие братья или сестры?
  3. Заботитесь ли вы о них сами или это делают взрослые? Почему?
  4. Как вы или взрослые заботятся о них?

Вы должны помогать старшим членам семьи, относиться к ним с заботой, не огорчать их ни обдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками.

Игра «Для чего этот предмет».

Цель: в игровой форме познакомить детей с их обязанностями.

Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например миска для домашних животных, бутылочка для кормления, одеяло, корзина для домашних животных, молоко, веник  и т.д. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета.  Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

Психолог: В детском саду у детей тоже есть определенные обязанности. Как вы думаете, какие?

Ответы детей:…(нужно слушаться воспитателя, выполнять ее требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой. Правильно и красиво вести себя за столом. Вот время занятий нужно быть дисциплинированным, не мешать объяснениям воспитателя и другим детям и т.д.).

Вопросы:

  1. Можно ли толкать друг друга?
  2. Ссориться и драться?
  3. Отбирать друг у друга игрушки? Почему?

Ответы детей: Нельзя!

  1. Что чувствуете вы, когда вас обижают, обзывают другие дети?
  2. Наказывают ли вас родители или другие взрослые (воспитатели, бабушка, дедушка и т.д.)? Что вы чувствуете?
  3. Что вы делаете в ответ?

Воспитатель предлагает детям ряд советов, которые помогут им при ссоре с родителями или другими детьми:

  1. Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат.
  2. Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?». Это поможет смягчить гнев взрослого. А главное, помните: родители любят вас.
  3. Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить.
  4. Если вас обижают другие дети, а вы сами не можете постоять за себя, попросите помощи у взрослого (мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитателя и т.д.).

Для детей старшей группы: психолог предлагает детям разыграть эту ситуацию. Распределяет роли. В конце сценки взрослый говорит, что ему уже не хочется ругать своих детей. Вспомните, когда вы сами становились для кого- нибудь защитой?

Психолог: Кто оберегает и защищает тебя, когда тебе грустно, страшно, одиноко? С кем ты чувствуешь себя, как богатырь за щитом?

Самые близкие и любимые нам люди – мама, папа, бабушка, дедушка, наши друзья становятся нашим щитом в трудную минуту.

Релаксационное упражнение  «Обнималки»

Цель: сплотить группу, развить через телесные ощущения чувство доброты к друг другу.

Под спокойную музыку («Цветущий луг») детям предлагают присесть рядом, тесно прижавшись к друг другу. Обнять свои колени и представить, что они все одно зернышко красивого цветка. Постепенно психолог поглаживает каждого из ребят, предлагает им, медленно поднимаясь и выставляя ладошки высоко к солнцу, «расти». Далее психолог: «Сейчас вы один самый красивый, нежный цветок». По окончанию детям предлагается обнять друг друга.

Психолог подводит итог: Взрослые делают все, чтобы ты жил счастливо и безопасно. Это они построили дом, в котором ты живешь с людьми, любящими тебя. Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые ты так любишь играть. На фабриках по всей стране они делают твои любимые конфеты. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже продукт их труда. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы ты не болел.

Твоя мама самая красивая, нежная, ласковая. Она укрывает тебя одеялом на ночь. Она готовит для тебя вкусную еду. Она помогает тебе в трудную минуту, она любит тебя таким, какой ты есть.

Психолог подводит детей к тому, что кроме прав у ребенка, так же как и у взрослого, есть пусть небольшие, но свои обязанности, выполнение  которых принесет ему возможность повзрослеть. Так же каждый из детей имеет право на защиту от насилия физического и психического, на защиту от оскорблений и т.д.

Над букетом появляется еще один лучик солнца с правом: «Ребенок имеет право на защиту от всех видов физического или психологического насилия, оскорблений или злонамеренных действий со стороны родителей или других взрослых…».

Психолог в уголке родителей в папку психолога размещает статью «Наказание детей». Родителей просят определить обязанности ребенка в семье, прописать их и разместить на видном месте дома.

9. Праздник «День защиты детей».

Цель: знакомство с государственным праздником «День защиты детей», развление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме: «Роль декоративно-прикладного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Старшая группа.

Данный материал разработан в помощь воспитателям детских садов. В планировании представлены мероприятия, которые позволят более подробно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством....

Праздник «ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ГРУППЫ)

Праздник для детей средней и старшей группы...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...