Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Развитие зрительного восприятия у дошкольников
с нарушением зрения
У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость развитию у них способности к наблюдению, специального обучения зрительному выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей данной категории адекватных представлений об окружающем мире.
Чтобы познавать окружающий мир, ребёнок должен научиться замечать, визуально выделять характеризующие предмет признаки. Ребёнок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющие получить о предмете реальное представление.
Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по определённой системе. Эта система предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у ребёнка формируют умения воспринимать и анализировать с помощью зрения окружающий мир, с игровой, учебной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.
Это очень важно, так как активное использование детьми зрительного восприятия в различных видах деятельности позволяет воспитателю познакомить их с такими признаками окружающих предметов и явлений, которые дети самостоятельно не выделяют. Происходит это потому, что дети не приучены внимательно рассматривать и выделять целый ряд признаков (например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т. д.)
Для того чтобы дети с нарушением зрения были успешными в дидактических играх и упражнениях, в тех заданиях, в которых требуется составить игрушку, геометрическую фигуру, предмет из двух, трёх и более частей, их учат воспринимать общий контур и выделять составные их части.
Вывод: в процессе обучения зрительному обследованию воспитатель должен постоянно направлять и контролировать зрительное восприятие ребёнка (подсказывающими вопросами, инструкциями). Это необходимо так, как зрительное внимание у детей рассматриваемой категории крайне неустойчиво, они с трудом удерживают своё внимание на изучаемом объекте или явлении, отвлекаясь на другие объекты.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/07/123.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/07/1234.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/07/12345.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/07/12346.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/07/12347.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/07/12348.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065584-1538660375.jpg)
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993388-1515587244.png)
Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/28/picture-975982-1698458861.jpg)
Консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений"
Игры и упражнения, развивающие зрительное восприятие для детей с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/17/picture-1068887-1629202125.jpg)
Дидактические задания по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения
Картотека коррекционно-развивающих заданий по развитию зрительного восприятия предметного изображения с силуэтным или контурным изображением....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-624871-1434902844.jpg)
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредствам дидактических игр и упражнений»
Материал содержит рекомендации по использованию дидактических игр в работе по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178119-1571687853.jpg)
Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений по...