Игровые технологии по формированию речи и физическому воспитанию в старшей группе.
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Игровые технологии.
Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает.
Речь и зрение в дошкольном возрасте является основным каналом получения информации об окружающем мире. От уровня развития зрительного восприятия зависит качество усваиваемых детьми знаний.
Проблема речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и сказывается на общем развитии ребенка.
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память.
При нарушении зрения у детей происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Снижается точность, полнота и скорость восприятия, что затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка с нарушением зрения об окружающих предметах и явлениях.
Необходимо помнить, что в детском возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды детской деятельности, и организовывать педагогическую работу по развитию речи детей с нарушениями зрения важно с учетом этого положения.
У детей с нарушением зрения идет также значительное отставание в развитии двигательной активности и координации, что ведет к отставанию в физическом развитии.
Использование новых игровых технологий и их разработка способствуют повышению результативности коррекционно-педагогического процесса. В связи с этим образовательная деятельность нашего ДОУ направлена на соотношение двигательной и речевой деятельности дошкольников.
А приоритет в работе по формированию речи и физического воспитания заняли подвижные игры и речевые игры, речевые упражнения, направленные на улучшение качества физического и речевого развития детей 5-6 года жизни с нарушением зрения.
Внедрение игровых технологий в образовательный процесс осуществлялось в различные формы, как непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность взрослого с детьми и в самостоятельную деятельность детей.
В своей работе с детьми я использовала следующие сборники игр:
- «Игры с элементами спорта» (Т.Б. Курилова, Л.И. Волошина);
- «Игры на воздухе» (Т. Барышников)
- «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» (О.А. Бизикова)
- «Придумай слово» (О.С. Ушакова)
В играх решались коррекционно-развивающие задачи:
- развитие социально-бытовой ориентировки;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.
Наиболее часто использовала речевые игры, речевые упражнения и ситуации активирующего общения, которые играют одну из главных ролей в развитии речи и пополнении словарного запаса.
Речевые игры я строила на коммуникативной и игровой мотивации, включала в них элементы занимательности. Они возбуждали в детях положительные эмоции и стимулировали игровую и речевую активность.
Речевые игры я проводила и как часть занятия (и в начале, и в середине и в конце занятия в зависимости от поставленных задач), и просто в промежутках между режимными моментами, и на прогулке.
Игры на обогащение словарного запаса, предметного и глагольного словаря, на внедрение качественных и притяжательных прилагательных всегда подчинялись лексическим темам, т.к. преемственность в работе логопеда и воспитателя диктует это правило.
При помощи словесных речевых игр и загадок я закрепляла знания, активизировала в речи новые для ребенка слова, упражняла детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений. Например, в речевых играх «Один – много», «Много чего?», «Какой, какая, какое?», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Сосчитай», «Зоосад» дети упражняются в изменении слов по падежам.
Речевые игры на развитие и активизацию словаря я проводила с мячом. Это помогало удержать внимание дошкольника. ( Перебрасывание мяча с называнием антонимов:«Скажи наоборот», перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению:«Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п., перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы: на классификацию, перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.).
В начале года я играла с детьми в игры с использованием предметов, игрушек и картинок, так как на первых порах детям с недоразвитием речи и нарушением зрения трудно абстрагироваться от предмета и наглядности.
Затем я перешла к играм, где наглядность сводилась к минимуму. Это игры типа «Угадай, что изменилось». С помощью этих игр я закрепляла названия предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.
Постепенно я перешла к играм типа «Чудесный мешочек», где давала детям более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны были описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
И уже значительно позже, когда у ребят был накоплен некоторый словарный запас, я играла с ними в игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств («Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет», «Похожи – не похожи»). Целью таких игр было научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
Для развития речевого общения, коммуникативности я использовала народные подвижные игры со словами «Гуси-лебеди», «Краски», «Бояре», «Садовник». А так же подвижные игры типа: «Кошки-мышки», «Водяной», «Угадай, кто ловит», «Золотые ворота», «Мы - веселые ребята», «Летает-не летает» и т.д.
Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.
В спортивных играх у ребенка повышалась умственная активность, ориентировка в пространстве, развивалась сообразительность, ребенок учился согласовывать свои действия с действиями товарищей, обогащался его сенсорный опыт, развивались двигательные навыки.
Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.
В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.
К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры и потешки с пальчиками и.т.д.
Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
В результате решения коррекционно-образовательных задач в разных видах игровой деятельности детей с нарушением зрения сформировались определенные навыки и умения. Которые повысили уровень развития детей по физическому и речевому направлению, постепенно подготавливающие ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Подвижные игры.
Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют речь, поощряют творческую активность детей. Игры подбираются с учетом возможностей детей как физических, так и художественных, в соответствии с возрастом и содержанием образовательной деятельности.
Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности. Поэтому я использую в преподавании игровую технологию, которую сочетаю с технологией успеха. Их сочетание повышает эмоциональность урока, что благотворно влияет на развитие и здоровье обучающихся. Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на уроке:
Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской речи: → Развитие мышления и воображения, развитие памяти и, конечно, развитие речи → Обогащение активного словаря ребенка за счет наречий, развитие логического мышления; → Активизация временных понятий в словаре ребенка; → Закрепление формы сравнительной степени качественных прилагательных и наречий; → Закрепление понятия мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа → Активизация употребления в речи ребенка слов-антонимов, с использований глаголов с приставками; → Развитие внимания, ловкости и быстроты реакции. Учимся играя.
Игры с мячом для развития речи.
Актуальность проблемы и темы исследования. Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает.
Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка.
Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Не случайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».
Приоритетность задачи развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.). Тем не менее, изучение состояния работы по развитию диалогической речи выявило недостатки в усвоении данной формы речи детьми старшего дошкольного возраста, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога.
Но приоритет в работе по формированию речи и речевого общения заняли речевые игры, речевые упражнения и ситуации активирующего общения, которые играют одну из главных ролей в развитии речи и пополнении словарного запаса.
Речевые игры я строила на коммуникативной и игровой мотивации, включала в них элементы занимательности. Они возбуждали в детях положительные эмоции и стимулировали игровую и речевую активность.
Я определяла программные задачи, продумывала оборудование игры (раздаточный материал). Также заранее продумывала словарную работу (напоминание, уточнение, закрепление), организацию проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется), подбирала слова на случай затруднения у ребенка. Несмотря на то, что любая словесная, речевая игра – это обучающая игра и в ней обязательно были образовательные задачи, она всегда оставалась игрой. Я использовала в играх спокойную доброжелательную интонацию, продумывала, как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводила, но для себя записывала полученные результаты для дальнейшей коррекции знаний детей.
Речевые игры я проводила и как часть занятия (и в начале, и в середине и в конце занятия в зависимости от поставленных задач), и просто в промежутках между режимными моментами, и на прогулке.
Необходимым условием было заинтересовать детей, и только затем я объясняла необходимые действия и правила игры. При проведении речевых игр я стремились к тому, чтобы дети, не усвоив программного материала, не смогли добиться игровой цели. Это было превосходной мотивацией для активной работы детей. Я контролировала, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.
Игры на обогащение словарного запаса, предметного и глагольного словаря, на внедрение качественных и притяжательных прилагательных всегда подчинялись лексическим темам, т.к. преемственность в работе логопеда и воспитателя диктует это правило.
При помощи словесных речевых игр и загадок я закрепляла знания, активизировала в речи новые для ребенка слова, упражняла детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений. Например, в речевых играх «Один – много», «Много чего?», «Какой, какая, какое?», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Сосчитай», «Зоосад» дети упражняются в изменении слов по падежам. При проведении этих игр я давала словесный образец, которому дети подражали.
Речевые игры на развитие и активизацию словаря я проводила с мячом. Это помогало удержать внимание дошкольника.
Этапы обучения речевым играм с мячом:
1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания
(элементарное реплицирование). Повторяя образец воспитателя, ребёнок совершенствуется в понимании обращенного к нему слова (из-за особенности восприятия речи детьми с ОНР, ребенок слышит, но до него не доходит смысл услышанного, он не понимает, что ему говорят), учится правильным оборотам речи, которыми он ещё самостоятельно не владеет.
2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»)
3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.).
4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на
классификацию)
5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.
В начале года я играла с детьми в игры с использованием предметов, игрушек и картинок, так как на первых порах детям с общим недоразвитием речи трудно абстрагироваться от предмета и наглядности. Речевые игры с последовательной передачей игрового предмета (игрушки, мяча, кегли) помогали налаживать социальные связи и устанавливать эмоциональный контакт между играющими. Дети соблюдали общий темп игры, ритм движений, очередность.
Затем я перешла к играм, где наглядность сводилась к минимуму. Я подбирала такие игры, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. Это игры типа «Угадай, что изменилось». С помощью этих игр я закрепляла названия предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.
Постепенно я перешла к играм типа «чудесный мешочек», где давала детям более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны были описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
И уже значительно позже, когда у ребят был накоплен некоторый словарный запас, я играла с ними в игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет», «Похожи – не похожи». Целью таких игр было научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение. Детям нравились словесные речевые игры.
Речевые игры я проводила на занятиях и со всей группой, и с подгруппой, и парами, и индивидуально с каждым ребенком. Если дети играли в паре, я обязательно стремились к тому, чтобы сильный ребенок играл со слабым. В таких случаях эффективность игры увеличивалась, партнеры могли помочь друг другу, оказать посильную помощь; дети учились ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые действия. Но я никогда не назначала партнеров, давала ребенку свободу выбора.
Игры подбирала заранее. При подборе игры стремилась выбрать такую, чтобы она была ни лишком легкой, ни слишком трудной, чтобы приносила детям пользу и радость.
Особое место занимали речевые игры по формированию элементарных математических представлений: «Что следует за чем», «Дни недели», «Продолжай», «Вчера, сегодня, завтра», «Нанижем бусы», а также словесные игровые упражнения «Рассказы о времени». Очень интересны были для детей игры, где используются математические фигуры из логического блока Дьенеша. В этих играх дети учились задавать уточняющие вопросы, т.к. каждая фигура комплекта описывается 4-мя параметрами: 1. Цвет - цветное пятно; 2. Форма - контур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); 3. Размер - определяется высотой домика - большой и маленький; 4. Толщина - картинка человечек - толстый и тонкий. Отбирая геометрические фигуры по данным признакам, ребенок и выполняет задания.
Очень эффективными в работе были ситуации активирующего общения. Перспективное планирование таких ситуаций невозможно, они свободно организованы, не имеют учебной мотивации. В таких естественных взаимодействиях с ребенком работа нацелена на импровизацию и ведется пошагово. Ребенок в них действует добровольно, мне нужно было только создать все возможности для проявления субъективности в общении, стимулировать и поддерживать инициативные непроизвольные высказывания детей, их разговоры, обращения и вопросы. Ситуации, в которых детям необходимо было вступить в речевое общение, были в начале очень простыми, и имели форму вопрос-ответ.
Я использовала ситуации активирующего общения для совершенствования синтаксической стороны речи. Я включала в процесс обучения такие игровые ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстнику. Это и исправление ошибок других, объяснение правил игры («я забыла»), убеждение в чем-либо.
Для развития речевого общения, коммуникативности я использовала народные подвижные игры со словами «Гуси-лебеди», «Краски», «Бояре», «Садовник». Такие игры развивали у детей не только коммуникативность, но и сплачивали детский коллектив. Эти игры очень нравятся дошкольникам, в последствии они организовывали их сами на прогулках.
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, я создавала такие игровые ситуации, в которых общение было необходимым условием. Но нельзя понимать под общением обмен заученными фразами, поэтому в начале обучения детей общению я не использовала театрализованные игры, где дети бы действовали по подсказке воспитателя, говорили бы заученными специально для этой игры фразами, имитируя общение. Я использовала в работе игры-импровизации по мотивам знакомых сказок. Я рассказывала сказку, демонстрировала игрушки и предоставляла детям возможность производить с ними действия. («Колобок», «Лиса и рак», «Ёж и лиса», «Соломинка, уголек и боб»). Дети так увлекались такими разыгрываниями, что в дальнейшем с большим желанием самостоятельно разыгрывали отдельные эпизоды сказок.
Я учила детей диалогу, т.к. он занимает особое значение в речевом развитии дошкольников. В нем как в виде речевого общения проявляются и существуют межличностные отношения.
В диалогах дети проявляли готовность к встрече с партнером, принимали его как личность. Именно в диалогах дети по-настоящему чувствовали себя равными, свободными и раскованными. Дети учились задавать вопросы, ждать ответ собеседника, учились взаимопониманию, согласию, сочувствию, сопереживанию и содействию.
Образец ведения диалога ребенок получал в общении со взрослым, где учился говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучался внеситуативному общению
Учила детей диалогической речи также посредством речевых игр и упражнений. (см. игры «Комплименты», «Хорошо и плохо», «Да» и «Нет», «Фанты», «Похожи – не похожи», «Сумей отказаться»).
При организации речевых игр и ситуаций активизирующего общения я стремилась к тому, чтобы дети не чувствовали обучающего воздействия. Выбирала такой стиль общения, в котором бы моя обучающая позиция заменялась партнерской. При таком взаимодействии в играх каждый ребенок получал возможность откликнуться на мое высказывание, высказаться самому, быть собеседником.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.
Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Человеческие дети Знают всех зверят на свете.
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч , называет детеныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. у тигра -у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы —
Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок
Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок - лосенок – лисенок.
«Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай».
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).
Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний:
Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
«Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю».
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно взрослому.
Желаю успехов!
Подвижные игры для детей в старшей группе
Игры рассчитаны на детей от 4 лет. В играх преобладают ходьба, бег, равновесие.
Кто быстрее опустит обруч?
Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см. По сигналу "раз" первые из колон наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колоны. Воспитатель фиксирует внимание детей на то, кто правильно пропускал обруч и раньше встал в конец колоны, и отмечает их флажком. Затем по сигналу "раз" это делают другие дети из колон и т. д. Каждый раз воспитатель награждает первого из четырех колон флажком, а в конце подсчитывается количество флажков в каждой колоне. Выигрывает та колона, в которой больше флажков. Игра повторяется.
Мышеловка
Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: "хлоп" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются поймаными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманых мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.
Шоферы
С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.
Сова
С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Стоп!
С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 - 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 - 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним. Ведущий закрывает глаза и говорит: "Быстро иди, не отставай, стоп!" В то время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению к ведущему. На слово "стоп!" все замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто - нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот скажет "стоп!" Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.
Пастух и волк
Из детей выбирают "пастуха" и "волка", остальные дети - "овцы". На одном конце площадки чертят "дом" для овец, на противоположной стороне площадки - поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: "волк!" овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).
Смени флажок
Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). На сигнал воспитателя "раз" первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам, Меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. Воспитатель снова дает сигнал, бегут вторые, затем третьи и т. д. Воспитатель каждый раз отмечает того, кто первый сменил флажок и правильно его положил. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок с колоны не сменит флажок. Выигрывает та колона, которая качественно и быстро выполняла задание воспитателя. Игру можно повторить.
Палочка - стукалочка
С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 - 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово "раз" или "беги" бугут. Кто быстрее вытянит палочку, тот стучит и говорит: "Раз, два, три, палочка - стукалочка, стучи!", кладет палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребенок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т. д. В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков.
Смелее вперед!
Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию). Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманых детей.
Где кто живет?
Дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 - 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 - 100 см диаметром; один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "птицы" и "животные". Каждый ребенок с первой шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, которые живут в лесу, или названия домашних животных и птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Например, первые два ребенка в двух шеренгах - зайцы, вторые - кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут в лес. Например, на сигнал воспитателя "кукушки!" дети - "кукушки" из двух шеренг спешат в круг, которое является лесом; на сигнал "кошки" дети - "кошки" из двух шеренг спешат в круг, которое является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.
К своему флажку
По середине площадки чертят 5 маленьких кругов один возле другого; В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: "Ведущие на места!" Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: "К своим флажкам!" ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. С каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется.
Хитрая лиса
Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится "хитрой лисой". Воспитатель предлагает кому - нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: "Я тут!" и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 - 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.
Караси и щука
Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка "щукой". Щука встает вне круга. Остальные дети - "караси" плавают (бегают) в середине круга - "ставка". На слово воспитателя: "щука!" ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается словить карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука словит определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.
Выручай!
Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого - нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: "Выручай!" Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, ее поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.
Квач, бери ленточку!
Дети стоят в кругу. Каждый ребенок получает ленточку, привязывает ее на пояс. В центр круга встает "квач", У него ленточки нет. На слова воспитателя: "Лови!" дети разбегаются по всей площадке, а "квач" догоняет детей и старается снять ленточки у детей. Ребенок, который остается без ленточки, не надолго выходит из игры. На слова воспитателя: "Раз, два, три, в круг вставайте!" дети становятся в круг, а "квач" подсчитывает количество снятых ленточек и возвращает их детям. Игра повторяется с новым "квачом" 3 - 4 раза. В конце игры воспитатель отмечает самого ловкого "квача".
Квач парами
Дети бегают по площадке, а ребенок - "квач" ловит их. Если кто - нибудь из детей подаст руку другому ребенку, которого догоняет "квач", и встанет с ним в пару, "квач" перестает его ловить.
Ловля бабочек
Из детей выбирается 4 "ловца". Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - "бабочки". На слова воспитателя: "Бабочки, бабочки в сад полетели" дети - "бабочки" летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя "ловцы!" два ребенка, держась за руки, стараются словить бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки и садят на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: "Бабочки, бабочки в поле полетели" дети - "бабочки" прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 - 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.
Ищи ведущего!
Выбирают 4 - 5 ведущих, между которыми распределяют всех игроков. Дети становятся в круг, ведущий в центре круга (сколько ведущих столько кругов). Каждый должен хорошо знать своего ведущего. Взявшись за руки, дети маршируют вокруг своего ведущего. "На прогулку!" говорит воспитатель. Ведущие остаются на своих местах, а дети гуляют по всей площадке. На команду "стоп!" все останавливаются и закрывают глаза. В это время за указаниями воспитателя ведущие меняются местами, причем так тихо, чтобы дети не могли догадаться, куда перешел их ведущий. "Ищи ведущего!" и каждая группа детей спешит построится в круг возле своего ведущего. Воспитатель отмечает, какая группа детей это сделала быстрей. Игра повторяется.
Не ошибись!
Дети, поделены на две одинаковые колоны, стоят на одном конце площадки пред линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2 - 3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя "раз" первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один вправо, другой - влево) и берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета, возвращаются на место и поднимают вверх. Выигрывает тот ребенок, который первый поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место. Затем дети возвращаются, кладут кубики на места и идут в конец своей колоны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.
Кто позвал?
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок сидит в центре круга. На голове у него бумажный колпак, который прикрывает глаза, а в руке цветок. Дети тихо ходят, Прыгают на носочках вокруг ребенка в колпаке, который сидит в центре круга. На сигнал воспитателя дети ровно встают. Ребенок встает со стула, поднимает цветок вперед, поворачивается вокруг себя и останавливается. Тот, напротив кого остановился цветок, называет имя ребенка в колпаке, а он должен отгадать , кто его позвал. Если угадает, Дети меняются ролями.
Так можно, так не можно
Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя на видном месте вместе с детьми, обьясняет им, что на его слова: ?Делай так!" все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова: "Не делай так!" стоять с опущенными руками и движения не повторять. Те, что ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад. Игра продолжается. Если они дальше покажут движения правильно, снова вернуться в круг.
На заводе
Все дети договариваются, что они будут изображать движения какой - нибудь машины. Один ребенок - "инженер".Он должен быстро заметить, где произошли поломки. Инженер выходит из комнаты. Остальные дети, кроме одной, договариваются, какое движение машины они будут выполнять. Затем входит инженер, смотрит кто как работает. Подходит к ребенку, который не правильно выполняет движение, показывает, как надо делать. Выбирается новый инженер, и игра продолжается.
Жмурка
Все дети сидят в кругу на расстоянии вытянутых рук в стороны. В середину круга выбирают двух детей: одному ребенку завязывают глаза, другой дают колокольчик в руки. Ребенок с колокольчиком бежит, "жмурка" ее ловит. Когда жмурка словит ребенка с колокольчиком, то выбирают других детей в середину круга, и игра продолжается.
Найди и промолчи
Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места. На слова воспитателя: "Ищите флажки!" дети идут искать. Тот, кто увидел флажок не поднимает его, а идет и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место.
Береги предмет!
Дети сидят в кругу, ноги у них слегка расставлены в стороны, руки за спиной. Возле ног каждого ребенка - кубик или другой какой - нибудь предмет. Ребенок, который стоит в середине круга - ведущий, ходит с одного места в другое и старается взять предмет. Дети защищают свой предмет руками. Когда ведущему удается взять предмет у 2 - 3 детей, назначается новый ведущий в середину круга и игра продолжается.
Дуй сильнее!
Детей поделить на две группы и посадить на противоположных концах площадки. По середине поставить стояки и протянуть между ними параллельно две нитки (одну - выше, другую - ниже), каждая длиной в 1 м. На нити нанизить кусочки бумаги. С каждой группы воспитатель зовет по одному ребенку с группы. Они подходят к нитям с бумагам и дуют на них с такой силой, чтобы каждый кусочек бумаги продвигался в конец по нити.
Отгадай!
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель спрашивает их, хотят ли они пойти к речке и искупаться там, погреться на солнце и что нужно с собой взять. Воспитатель обьясняет им, что когда он будет называть нужную для купания вещь, то все, поднимая руки вверх, скажут "нужно!" Когда будет называть не нужную вещь, то все должны сидеть тихо, не подымая рук.
Будь внимательным!
Дети сидят на стульчиках в кругу. В центре ведущий. Он обращается к кому - нибудь из детей с вопросом. Отвечает не тот, кому был задан вопрос, а тот, кто сидит с правой стороны от него. Если ребенок правильно отвечает то он становится ведущим. Вопросы можно задавать разные. Кто ошибется, тот проиграл.
Смешилка
Дети сидят на стульчиках, а воспитатель или ребенок становится перед ними и показывает любое движение или рассказывает стих, стараясь рассмешить детей. Все должны быть серьеозными. Ребенок, который засмеялся, платит штраф: закрывает глаза и отгадывает, что ей положили в руку или сам идет смешить, а тот кто рассмешил, садится на место.
Игры с бегом Карточка 1 Мышеловка. Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, начинают идти по кругу, приговаривая: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели, Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки. Переловим всех сейчас! Дети останавливаются, и поднимают руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя «хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4 - 5 раз. Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить |
Карточка 2 Мы, веселые ребята. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три — лови! После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз. Указания. Если после 2—3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка. |
Карточка 3 Ловишки. Дети произвольно располагаются на площадке. Ведущий — ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три — лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3—4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз. Указания. Для того чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно выдавать какой-либо отличительный знак — повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т. п. Если ловишка оказался неловким и долгое время никого не может поймать, воспитатель останавливает игру и назначает другого водящего. |
Карточка 4 Карусель. Дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Они берутся за шнур правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произносимым вслух текстом: Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут по кругу 2—3 раза воспитатель подает сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем воспитатель вместе с детьми произносит: Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз, два, раз, два, Вот и кончилась игра! Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, воспитатель подаст сигнал (звонок, свисток, хлопки, удары в бубен), по которому играющие снова становятся в круг, берутся за шнур, т. е. занимают свои места на карусели. Игра возобновляется, повторяется 3—4 раза. Указания. Воспитатель может дать детям указание по условным сигналам быстро становиться в круг при повторениях игры. Игрок, не успевший занять место до третьего сигнала, не принимает участия в очередном катании на карусели, а ожидает следующей посадки. |
Карточка 5 Гуси-лебеди. На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастухи, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают. Пастух. Гуси, гуси! Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га! Пастух. Есть хотите? Гуси. Да, да, да! Пастух. Так летите! Гуси. Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой. Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите! Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3—4 раза. |
Карточка 6 Затейники. Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносят: Ровным кругом, друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно, вместе Сделаем... вот так. Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети повторяют его. После 2—3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3—4 раза. Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных. |
Карточка 7 Сделай фигуру. Дети разбегаются по всей площадке. По сигналу воспитателя они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь позу: приседают, поднимают руки в стороны и т. п. Воспитатель отмечает, чья фигура интереснее. Указания. К концу года игра усложняется, в нее вводятся групповые фигуры — парами, тройками. Кроме того, детям предлагается придумать фигуру в определенном положении: только стоя, стоя на четвереньках, сидя и пр. |
Карточка 8 Караси и щука. Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие — караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя «щука» щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2— 3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3—4 раза. Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями. |
Карточка 9 Перебежки. Кто сделает меньше шагов? На площадке чертят 2 линии на расстоянии 6—8 м. Несколько играющих (2-3) становятся на одну линию и начинают переходить или перебегать за другую линию, стараясь шаги делать как можно длиннее. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов. |
Карточка 10 Пробеги тихо. Один из детей садится посередине площадки и закрывает глаза. Остальные дети стоят на одном конце площадки; 6 - 8 из них тихо перебегают с одного конца на другой мимо сидящего посередине. Если дети бегут бесшумно, водящий не имеет права их остановить. Если же он услышит шум шагов, то говорит: «Стой» - и, не открывая глаз, указывает направление звука. Если, водящий указал правильно, дети возвращаются на свои места. Бежит следующая группа детей. |
Карточка 11 Поспеши, но не урони. Дети (с мешочками песка на голове или на ладони вытянутой вперед руки) по 6—10 человек перебегают с одного конца площадки на другой, стараясь обогнать друг друга. |
Карточка 12 Парный бег. Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующему сигналу бежит вторая пара и т. п. Пара, отпустившая руки, считается проигравшей. |
Карточка 13 Встречные перебежки. Группа делится пополам. Играющие становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета — синие, желтые. По сигналу воспитателя «синие», дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д |
Карточка 14 Хитрая лиса. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5—6 раз. Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-то из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы. |
Карточка 15 Уголки. Дети становятся возле расположенных на участке предметов физкультурного оборудования, деревьев или в обозначенных на земле кружках. Один из играющих находится в середине. Он подходит к кому-нибудь из детей и говорит: «Мышка, мышка, отдай мне свой уголок!» Мышка отказывается. Водящий с теми же словами подходит к другому ребенку. В это время все дети выбегают из своих уголков, чтобы поменяться местами. Водящий старается занять чье-нибудь место. Если ему это удастся, то водящим становится оставшийся без места. Если водящий долго не может занять уголок, воспитатель произносит: «Кошка!» По этому сигналу все играющие одновременно меняются местами, а водящий занимает чей-либо уголок. Указания. Из уголка надо выбегать, нельзя стоять в нем долго; до перебежки можно заранее уговориться с игроком, с которым хочешь поменяться местами; можно занимать уголок вдвоем и выбегать парами. |
Игры с прыжками Карточка 16 Не оставайся на полу. Выбирается ловишка. Дети размещаются в разных местах площадки. По заданию воспитателя они вместе с ловишкой ходят, бегают, прыгают в определенном темпе и ритме, обусловленном музыкальным сопровождением (ударами в бубен, хлопками и т. п.). Как только раздастся сигнал воспитателя «лови», все убегают от ловишки и взбираются на возвышающиеся предметы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, сразу отходят в сторону. Игру повторяют 2—3 раза, затем подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра возобновляется. Указания. Воспитатель следит, чтобы с возвышения дети спрыгивали на обе ноги, приучает детей разбегаться по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взобраться. |
Карточка 17 Удочка. Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга воспитатель. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Вскоре делается небольшой перерыв, затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети. Указания. Конец шнура с мешочком должен скользить по полу. Если все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола. Вращать шнур нужно не только по часовой стрелке, но и против. Для усложнения игры между двумя прыжками можно дать детям дополнительное задание: присесть и встать, повернуться 1—3 раза вокруг самого себя и др. Вместо подпрыгивания вверх можно отпрыгивать от удочки назад. |
Карточка 18 С кочки на кочку. Дети делятся на 2 группы и становятся на противоположных сторонах площадки. Между ними по всей площадке чертят кружки — кочки (расстояние между ними разное: 10, 20, 30, 40 см). Воспитатель вызывает по нескольку детей то с одной, то с другой стороны площадки. Перепрыгивая с кочки на кочку, они перебираются на другую сторону площадки. Все следят, правильно ли прыгающие выполняют упражнение. Затем прыгают следующие. Указания. Задания можно разнообразить: перепрыгивать с кочки на кочку на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге. Можно разделить детей на команды и выяснить, какая команда прыгает лучше или быстрее. |
Игры с лазаньем Карточка 19 Кто скорее добежит до флажка? (С подлезанием.) Дети делятся на 3—4 равные группы и становятся в колонны в нескольких шагах одна от другой у черты, за которую они не должны выходить. На расстоянии 4—5 м от этой черты перед каждой колонной расставлены воротца. Еще дальше впереди от линии положены флажки. По условному сигналу стоящие первыми в колоннах бегут к воротцам, подлезают под них, бегут к флажкам, поднимают флажки над головой и машут ими. Потом спокойно кладут флажки на пол и бегом возвращаются каждый в конец своей колонны. Выигрывает тот, кто прибежал первым. К флажкам бегут следующие. Указания. Игру можно провести иначе, дав детям задание не бежать, а ползти до воротцев на четвереньках или по-пластунски. Запрещается бросать флажки на пол, надо наклониться и положить их аккуратно палочкой в определенную сторону. |
Карточка 20 Медведи и пчелы. Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре. Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь. |
Карточка 21 Пожарные на учении. Дети становится лицом к гимнастической стенке в 3 – 4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят па черте. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя «Раз, два, три беги» все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми. Указания. Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило, выигрыш не засчитывается. |
Игры с метанием, бросанием и ловлей Карточка 22 Охотники и зайцы. На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2—3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следи зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотник!» зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника. Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя. |
Карточка 23 Брось за флажок. Дети стоят в 2 шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4—5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забросить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает, сколько игроков забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты. Указания. Можно передавать мешочек своей паре и перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка, так как после падения он может проскальзывать по полу вперед. Результат броска отмечается по месту падения мешочка. |
Карточка 24 Попади в обруч. Дети стоят по кругу диаметром 8—10 м, через одного, у каждого в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева (по договоренности). Получив мешочки, дети бросают их двумя (или одной) руками снизу, стараясь попасть в обруч. Воспитатель подсчитывает, сколько мешочков попало в обруч у первых номеров. Дети поднимают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздается сигнал, и дети передают мешочки своим соседям — вторым номерам и т. д. Воспитатель сравнивает, какие номера бросали точнее. Игра возобновляется. Указания. Забрасывать мешочки можно и другими способами: двумя и одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях и т. п. |
Карточка 25 Сбей кеглю. Играющие (1/2 группы) становится в шеренгу за линию, в 3—5 м от которой находятся кегли по числу детей. (У каждого играющего по два мяча средних размеров.) Нужно сбить кеглю мячом, прокатывая его по полу. Тот, к го не попал в кеглю первым мячом, прокатывает второй мяч. Затем по сигналу все играющие бегут, ставят на место кеглю, собирают мячи и возвращаются в исходное положение. Игра продолжается. Каждый играющий подсчитывает, сколько раз он сбил кеглю. Указания. Мяч можно бросать, прокатывать, ударяя по нему ногой, и т. п. Игра усложняется, если для сбивания поставить 2—3 кегли для каждого ребенка. |
Карточка 26 Сбей мяч. На линии раскладываются небольшие кольца, например кольца от серсо, а па них кладут большие мячи. Играющие становятся на расстоянии 5—6 м колоннами по числу мячей. Они по сигналу сбивают с колец мячи мешочками с песком. В каждой колонне выделяется один наблюдающий. Он поднимает сбитые мячи и подсчитывает их. Затем все бегут за своими мешочками, возвращаются и передают их следующим в колонне. После того как все выполнят задание, мячи передают наблюдающим. Те становятся в колонне первыми и сбивают мячи. Каждая команда подсчитывает количество сбитых мячей. Выигрывает команда, получившая больше очков. Назначаются новые наблюдающие, игра продолжается. Варианты. Мячи можно разложить на гимнастической скамейке. Можно распределить играющих в команды и так: все первые — одна команда, все вторые - другая команда и т. д. Указания. Воспитатель следит, чтобы дети не заходили за линию, бросая мячи. Мячи можно сбивать лишь одной рукой — правой или левой. |
Карточка 27 Школа мяча. Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой. Ударить мяч о землю и поймать его одной рукой. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши (1—3 раза) и поймать его двумя руками. Ударить мяч о стену и поймать его одной рукой. Ударить мяч о стену, после того как он упадет на пол и отскочит, поймать его одной рукой. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и поймать его одной рукой. В парах: ударить мяч о стену так, чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который должен поймать его. Ударить мяч о стену снизу вверх и поймать его. Ударить мяч о стену, бросив из-за спины, из-за головы, из-под ноги, из-под руки, и поймать его. |
Карточка 28 Мяч водящему. Провести 2 линии. Расстояние между ними 2 - 3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает в конец колонны, вся колонна продвигается вперед, к исходной линии подходит следующий. Когда вес дети бросят мяч, выбирают нового водящего. Указания. Игру можно провести с элементом соревнования. В этой случае играющим удобно стать в несколько колонн и выбрать столько же водящих. Если игроки роняют мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время. |
Карточка 29 Серсо. Играют по двое. Один при помощи палки (кип) бросает деревянные кольца, а другой ловит их на кий. Расстояние между играющими 3—4 м. Если дети не могут ловить кольца на кий, можно сначала подбрасывать их рукой и ловить на руку, а затем уже использовать кий. Выигрывает тот, кто больше поймает колец. Указания. Воспитатель следит, чтобы набрасывали кольца аккуратно. |
Игры малой подвижности Карточка 30 Кто летает? Дети с воспитателем стоят по кругу. Воспитатель называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Например, воспитатель говорит: «Ворона летает, стол летает, самолет летает» и т. д. Дети поднимают обе руки вверх и произносят слово «летает» только в том случае, если воспитатель назвал действительно летающий предмет. Указания. На роль водящего назначаются и дети. Игра проводится сначала в медленном темпе, затем в быстром. |
Карточка 31 Свободное вместо. Играющие сидят на, полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается. Указания. Можно вызвать для бега и детей, сидящих в разных местах круга. |
СТАРШАЯ ГРУППА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетное занятие по физическому воспитанию в старшей группе "Долина весёлых движений"
Дети дошкольного возраста всегда с большим удовольствием занимаются физкультурой, на занятиях которой они могут полностью удовлетворить свои двигательные потребности. Это удовольствие удва...
конспект игровой технологии ознакомления детей со звуком«Веселый звук [ ш ]» старшая группа
Актуальность.У детей дошкольного возраста существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или опускание звуков и слогов в слове. Наблюдается речь быстрая, нечетка...
требования для организации физического воспитания в старшей группе
Гармоническое развитие ребенка предусматривает разностороннее физическое воспитание...
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....
Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием социо-игровой технологии на тему «Что такое дружба» для детей старшей группы.
Цель: закрепить понятие "дружба"...