Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию "Святая Русь и ее защитники."
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Данное занятие составлено на основе комплекта Шевченко "Добрый мир". Дети рассуждают о том, почему у человека может быть только одна Родина, узнают почему Русь называли Святой, а так же о тех кто защищал Святую Русь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyataya_rus_i_ee_zashchitniki.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Святая Русь и ее защитники».
(старшая группа)
Цель : Приобщение детей к истории России.
Задачи:
1. Ввести понятия «Родина», «Отечество», «Святая Русь», «Православная Россия».
2. Учить узнавать и называть героев России.
3. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию.
4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине.
5. Дать знания о следующих событиях: победа над татаро-монголами и восстание против поляк.
Оборудование:
1.Ватман
2.Клей
3.Салфетка на каждого ребенка и родителя
4.Силуэты семей (приготовленные родителями заранее ) на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- Рассматривание географической карты и беседа по ней.
- Рассматривание картин с природой.
- Беседа о столице нашей Родины.
Средства:
Хрестоматия «Добрый мир» книга 3, наглядные материалы «Икона Пресвятой Богородицы», «Спас Нерукотворный», музыкальные материалы «Добрый мир». Иллюстрации икон Покрова, храма Василия Блаженного и Казанского собора, памятника Минину и Пожарскому.
Темы хрестоматии в рамках которых сделана методическая работа:
Занятие 17. Родина.
1. Тема «Что мы называем Родиной?»
2. Тема «Можно ли рассказать о Родине красками, музыкой, стихами?»
3. Тема «С чего начинается Родина?»
4. Тема «Святая Русь».
5. Тема «Почему люди защищают свою Родину?»
6. Тема «Защитники Руси» (Стр. 119-121 Методического пособия «Добрый мир»).
План:
1. Рассматриваем рисунок (стр. 34 книги 3 хрестоматии «Добрый мир»).
2. Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?» (стр. 33 хрестоматии).
3.Вводим понятия «Родина» и «Отечество».
3.1 Чтение стихотворение «Родина моя». (стр.32 хрестоматии)
4. Физкультминутка (муз. пособие № 49).
5. Вводим понятие «Святая Русь», Православная Россия».
5.1. Рассматривание рисунка и чтение стихотворения «Русь называют святою…» (стр. 36, книги 3).
6. Чтение рассказа «Почему люди защищают свою Родину?»
6.1Рассматриваем рисунок (стр.37 книги 3)
6.2 Рассматриваем рисунок (стр. 38 книги 3) и иллюстрацию «Спас Нерукотворный».
7. Рассказ об исторических событиях: победа над татаро –монголами.
7.1.Рассматриваем иллюстрации иконы Покрова, храма Василия Блаженного.
8. Физкультминутка (муз. пособие № 46)
9. Рассматривание памятника Минину и Пожарскому.
9.1.Рассказ о восстание против поляк.
9.2. Рассматривание иконы Казанской Божьей Матери, Казанского собора.
10.Коллективная работа «Мы вместе, мы едины, а значит непобедимы.»
11. Темы следующего занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о тех, кто защищал ее много лет назад.
(Рассматриваем рисунок на с. 34 хрестоматии). Дети рассказывают, что изображено на рисунке.
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы потом скажите о чем оно.
С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца?
(Дети высказываются по содержанию стихотворения.)
Воспитатель:
Давайте подумаем, что такое Родина?
(Высказывания детей)
Мы с вами любим наш дом, свою семью: маму, папу, братьев и сестер, бабушку и дедушку. Все это – родное.
Но наша Родина, наше Отечество – это вся Россия. Мы родились в ней, здесь говорят на нашем родном языке, и все для нас в ней родное…
Одна у человека мать одна, у него и Родина.
Родная земля, Родина – это место, где ты родился. Род – это наши родные: мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки.
Воспитатель: А почему у человека может быть только одна Родина? (Высказывание детей.)
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Родина моя.
Лес, поля, холмы и реки,
Горы и моря.
Это все теперь навеки –
Родина моя!
Давайте подберём похожие слова к слову Родина (род, родились, родные, родная земля – земля отцов – Отечество).
Физкультминутка.
Под музыку №49 дети танцуют, придумывают соответствующие движения в такт музыки.
Воспитатель: Наша Родина Россия – страна православная. Ее называли Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям. Ребята, посмотрите на рисунок (с.36 книга 3), а прочитаю вам стихотворение.
«Русь называют Святою…» (стр.36).
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Тихо о чем то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
Воспитатель: Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди, жившие на святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были князья, воины. Их называли защитниками Отечества.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок (с.37).
Что нарисовано?
Дети: Воины со щитами, в шлемах.
Воспитатель: Что они оберегают?
Дети: Родину, Православный храм, церковь.
Воспитатель: Воины защищают самое большое богатство России. Чтобы мы назвали богатством? (Ответы детей.)
Воспитатель: Но на рисунке мы видим, что воины не подпускают врага к храму. Воины оберегали храм потому, что храм – это дом Божий. А люди, жившие на Руси, верили в Бога и защищали православную веру от врагов.
Воспитатель: А теперь посмотрите на рисунок (с. 38). Кто здесь изображен? (Ответы детей.)
Воспитатель: Это воин русский князь - Александр Невский. У воина в руках оружие – меч. На флаге изображен сам бог. А кто догадается, почему на флагах изображали Самого Бога?
Дети: Люди верили в помощь Бога.
Воспитатель: Александр Невский показывает на храм, потому что он тоже защитник Святой Руси.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина. Родина у нас какая? (Ответы детей.)
Воспитатель: России часто приходилось отражать нападение разных врагов. Много-много лет назад на нашу страну напали татаро-монголы.Они долго хозяйничали на нашей земле. Но однажды русский народ поднялся на борьбу с ними и в конце концов прогнал их с русской земли. Но татары основались в Казанском ханстве и устраивали частые набеги на русские земли. И вот при царе Иване Грозном русские воины покорили Казанское ханство, где жили татары.
Царь приказал в честь этой победы построить храм. Называется он Покровский собор, потому что самая главная победа над татарами была в праздник Покрова Божьей Матери. У этого храма есть и другое название Храм Василия блаженного. (Рассматриваем икону Покрова и иллюстрацию храма Василия Блаженного.)
Физкультминутка.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и представляют то, о чем поется в песне. (№ 46)
Воспитатель: Перед Покровским собором стоит памятник. (Показываю иллюстрацию памятника.) Кого вы здесь видите? (Ответы детей.)
Воспитатель: Двух мужчин. Один из них сидит, другой стоит. А на памятнике написано : «Гражданину Минину князю Пожарскому благодарная Россия.» За что же благодарит Россия Минина и Пожарского?
В те времена когда жили эти люди, умер русский царь и не осталось у него наследников. Этим хотели воспользоваться поляки и решили захватить Москву и поставить править Россией польского царя. Русский народ возмутился. Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин начал собирать войско. Собрали войско и попросили его возглавить Дмитрия Пожарского. Минин и Пожарский в руках с иконой Казанской Божьей Матери повели войско к Москве и прогнали поляков, защитили Отечество.
(Рассматриваем иллюстрацию иконы Казанской Божьей матери Казанского собора, где хранится данная икона.)
Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать Минина и Пожарского? (Ответы детей.)
Воспитатель: Народ не забыл их подвиг и через много лет после этих событий поставили этот памятник на Красной площади.
Скажите мне, ребята, после всего услышанного можно ли утверждать, что народ горячо любил свою Родину? (Ответы детей.)
Воспитатель: В честь победы над поляками стали праздновать праздник иконы Казанской Божьей матери, а сейчас он называется день народного единства. Отмечают его 4 ноября.
Помните всегда ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды. И сегодня, накануне дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно!»
Я для вас приготовила ватман, вам нужно будет расположить силуэты своих семей рядом друг с другом, как будто мы держимся за руки – это будет символизировать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!!! (Дети вместе с родителями приклеивают силуэты своих семей на ватман)
Воспитатель: Молодцы!
Главное, мы вместе! Главное, мы дружно!
Главное, мы с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Воспитатель: Я думаю, что все, о чем мы с вами сегодня говорили, вы запомните и будите любить свою Родину, держаться всегда вместе и помогать друг другу. А сейчас хотите послушать колокольный звон? Слушаем звон колоколов(№54)
Воспитатель: Тема нашего следующего занятия «Православные храмы нашего города». На этом наше занятие закончено. После тихого часа вы нарисуете и красивую природу нашей Родины, и воинов, которые защищают Дом Божий от врагов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по духовно - нравственному воспитанию во II младшей группе по мотивам сказки «Репка»
Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммутативное.Цель:обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;создавать игровые ситуации, способствующ...
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» во второй младшей группе.
Открытое занятие было проведено как интегрированное .Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей. Занятие было показано на район....
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дорогою Добра».
Тема занятия "Дорогою Добра"Занятие разработанно для формирования эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к окружающим через художественно-эстетич...
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Посиделки у тетушки Матрены».
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей....
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе: «Страна Доброцветиков».
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе: «Страна Доброцветиков»....
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №21 "НАДЕЖДА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект открытого занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому во
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №21 "НАДЕЖДА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ...