Эмоциональное "выгорание" личности педагогов ДОУ
методическая разработка на тему

Шипова Светлана Петровна

Материал содержит методическую разработку занятия с педагогами ДОУ по профилактике эмоционального "выгорания" личности. Занятие было проведено в нашем ДОУ в 2011-2012 уч.году после диагностического этапа, включающего в себя  обследование эмоционального "выгорания" личности (по В.В.Бойко).

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Тренинг для педагогов по  профилактике эмоционального «выгорания»    

                                                       личности

Цель:

  1. Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  2. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
  3. Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  4. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
  5. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Содержание:

  1. Приветствие.

Добрый день, дорогие коллеги! Сегодняшняя встреча не совсем обычна - как видите из названия, у нас- тренинг посвящённый профилактике профессионального выгорания.

Итоги  проведённого обследования нашего коллектива (обобщённые результаты диагностического обследования по методике В.В.Бойко) ….. Как видите, тема крайне актуальна, и, можно сказать, жизненно необходима.

  1. Разминка, сплочение группы.

Упражнение «Порядковый счет»

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

«Пианино»

Участники садятся по кругу и кладут ладони на колени соседей. Тренер запускает движение, один хлопок – вправо, два хлопка – влево.

  1. Основная часть.

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

Дискуссия, совместная выработка внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на эмоциональное выгорание:

Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести: (вырабатываем вместе, записываем на мольберте):

  1. характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
  2. загруженность рабочего дня;
  3. высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
  4. большое количество детей в группе;
  5. нечеткая организация деятельности;
  6. неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
  7. социальные условия.
  8. Однополый коллектив

Среди субъективных факторов выделяются:

  1. индивидуальные свойства нервной системы;
  2. уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
  3. мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
  4. опыт, знания, навыки.
  5. Неудовлетворённость самореализацией.

В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.

Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.

Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.

Фазы формирования эмоц.выгорания.

- В фазе формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.

Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на "хороших" и "плохих", отдавая предпочтение одним и игнорируя других.

Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно "экономит" на эмоциях. "Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым".

Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.

- Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Преобладает симптом эмоциональной отстраненности - воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.

Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся :

  1. эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  2. напряженность в отношении к людям;
  3. заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  4. частая раздражительность;
  5. психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  6. снижение активности.
  7. Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь - это смена эпизодов неустойчивости и стабильности. В чем заключаются особенности уравновешенного педагога?

                                       

                                                       Особенности уравновешенного педагога


Планы рассмотрения


Характеристика уравновешенного педагога

Физический

Обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости

Аффективный

Устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью

Социальный

Способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию

Интеллектуальный

Обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем

Нравственный

Обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ

Личностный

Оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой

 Упражнение "Продолжи фразу".

Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.

  1. - Я горжусь своей работой, когда я:
  2. - Не хочу хвастаться, но в своей работе:

Упражнение «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

  1. играю со своими детьми
  2. читаю, лежа на диване
  3. работаю в саду

Второй список может выглядеть так:

  1. играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость
  2. работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
  3. встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.
  4. встречаюсь с друзьями
  5. смотрю телевизор

 Упражнение "О ребенке".

  1. Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка.
  2. Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
  3. Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 5 его хороших качеств.

Упражнение "Автобус".

Цель: Осознание способов достижения жизненных целей.

При помощи стульев отграничивается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в часы пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине салона, сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того, как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4 пассажира, он снова заполняется участниками.

Можно усилить интригу - спросить перед упражнением у участников, какое название остановке они бы дали - чего бы Вы хотели добиться в жизни? - ведущий записывает на листок. Затем называются остановки (быть богатым, сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот участник, кто назвал данную остановку.

Рефлексия:

  1. каково выбираться из переполненного автобуса?
  2. приходилось ли Вам оказываться в таких ситуациях?
  3. как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации?
  4. как чаще всего ведут себя окружающие?

"Автобус" - это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели.

4.Заключительный этап.

Упражнение «Улыбка»

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Рефлексия «Мне сегодня...»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?



Предварительный просмотр:

Дорогой коллега!

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

Прежде всего, признать, что они есть.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с профессионально более опытным человеком ( в нашем случае – старшим воспитателем, коллегой, работающим с Вами на одной группе) , который при необходимости помогает  в профессионально-личностном совершенствовании, обсуждая сложные рабочие моменты. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

                                 Здоровья Вам, душевного и физического!                  

Дорогой коллега!

На будущее стоит соблюдать некоторые правила безопасности при общении с людьми, которые нуждаются в вашей помощи и сочувствии. Это позволит вам не только сохранить собственное здоровье, но более эффективно выполнять профессиональные обязанности.

1. Половина внимания – на себя.
• Обязательно устраивайте «переменки» — время, когда вы можете осознанно прислушаться к себе и только к себе.

• Прислушивайтесь к себе и непосредственно во время общения, — вам нужно научиться отслеживать свои эмоции, по возможности отделяя те, которые являются сопереживанием, от своих собственных.
• Ощущайте своё дыхание. Задержка дыхания – верный признак того, что вы входите в опасную для себя эмоциональную область. Пора ослабить контакт с партнером. Отслеживайте собственные ощущения тела. Если начались какие-то ощущения из п.2 – попробуйте сделать из того, что предлагается ниже.

2. Признаки, на которые нельзя не обратить внимания.

• Повышение сердцебиения
• Неконтролируемая дрожь
• Немотивированное раздражение
• Неудержимые или неуместные слезы, плач
• Неспособность действовать, ступор, растерянность
• Неожиданное внутреннее беспокойство, повышение уровня тревоги
• Истощение, мгновенная потеря интереса к происходящему

3. Скорая помощь себе.
• Напомните себе, что вы – это вы. Полезно сказать себе что-нибудь типа: «Я – Наталья Ивановна, я — воспитатель», причем сказать не про себя, а громко, так, чтобы услышать собственный голос.
• Отсоединение: Поменяйте позу, ритм дыхания, пройдитесь, отведите взгляд, посмотрите в окно и т.п.
• Смена  ощущений: Доставьте своему телу новые ощущения: помойте руки, сполосните лицо, выпейте чаю или глотните воды, сходите в туалет, подышите свежим воздухом или понюхайте кофейные зерна. Если есть необходимость – примите душ и смените полностью всю одежду.
• Необычные действия: Сделайте пару физических упражнений, и чем страннее они будут – тем лучше: вам нужны новые эмоции. Совершите несколько танцевальных па, прыгните со стула, всё, что угодно, из того, чего вы никогда не делали и что не оставит вас равнодушным.
• Релаксация: Научитесь расслабляться, отвлекаясь от вообще любых мыслей, сосредотачиваясь на ощущениях собственного тела, и доставляйте себе это удовольствие каждый раз, приходя домой с работы.

  1. Пора учиться способам саморегуляции. Вот некоторые из них:

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Способ 1.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2.

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

— снова задержите дыхание.

II.Способы, связанные с воздействием слова.

Способ 1. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Сформулируйте самоприказ.

Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 2. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

— Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец! Умница!», «Здорово у меня получилось!»

— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ САМОПОДДЕРЖКИ

1. Прием «Вечерний пересмотр событий» (для тех, кто работает с людьми, самый губительный принцип — «Я подумаю об этом завтра». Не прорабатывать пережитый опыт дня, уходить от мыслей о них, проявлять сверхактивность в работе (к примеру, работая и днём- на работе, и ночью-дома, за компьютером) крайне вредно для нас).

2. Визуализация: мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!)

3.Техника  самопомощи. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

Еще одно важное условие состоит  в  наличии  разделения  между  работой  и   домом, между профессиональной  и  частной  жизнью.  Выгорание  усиливается   всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает   большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно   необходимо ограничивать их работу пределами разумного и  не  позволять  им   распространять  ее  на  домашнюю  жизнь.  Семейные  проблемы,   являющиеся   следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением  рутинности”,  когда   люди  направленно  участвуют  в  специальных  мероприятиях,  полностью  не   связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о   работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть  физические   упражнения или уединение на некоторое время в парке,  чтобы  поразмышлять,  или просто горячая ванна.

                               

                                           Здоровья Вам, душевного и физического!                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...