Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
материал по теме

Выступление на форуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_forum.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в детском саду - основа возрождения отечественной культуры. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность, творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры играет этнокультурное развитие. ( Слайд№1)

Начиная с 2009 года в нашей группе  планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Особой целью нашей группы является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой  культуре, традициям, обычаям народов населяющих родной край.  ( Слайд №2)

Основными задачами этой планомерной работы являются:

  1. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  2. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям;
  3. Воспитание у детей любви и уважения к своей семье, Родине; таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. ( Слайд№3)

Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий:

  1. На базе группы был создан центр духовно-нравственного воспитания детей.
  2. Составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития». Это позволило спланировать организационно-педагогическую работу. (Слайд№4)

Свою работу мы начали с посещения Историко-краеведческого музея-зала Этнографии, где детей наглядно познакомили с историей жизни и быта народов, населяющих нашу республику. (Слайд №5). Огромное впечатление на детей произвели костюмы наших предков, головные уборы и украшения. Увидев много удивительных вещей, ребятам захотелось на собственном опыте испробовать работу экспонатов (жернова, ступу с колотушкой, маслобойку). Благодаря неподдельному интересу детей к истории  и культуре родного края на базе группы решили создать мини-музеи кукол и сувениров.    Для привлечения родителей воспитанников к совместной деятельности,  провели консультирование в форме «устного журнала». В ходе таких бесед выяснилось, что родители проявляют настолько  большой интерес, что они стали оказывать посильную помощь в создании мини-музеев.  Так в наших коллекциях появились куклы в разных национальных костюмах и сувениры. (Слайд№6 и№7).

С целью активного вовлечения родителей, как  вариант студийной работы, был организован Родительский клуб «Наследие». Такие встречи способствовали сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.  (Слайд №8) .

В своей работе мы старались  последовательно выполнять несколько принципиально важных условий:

1.Участие в процессе работы взрослых и детей. Поэтому когда мы знакомили  детей с календарными и семейными обрядами, то стремились реализовать те из них, которые могут естественно войти в нашу жизнь. Такие как  «Посиделки» (где главные роли исполнили родители Петровой Маши), «Колядки», а так же проводим традиционный  праздник «День Республики» (возрождение культурного наследия родного края).  (Слайд№9,10,11,12)

2.Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (на занятиях мы знакомили с лекарственными растениями, учились их заваривать, мы знаем, как они называются, и пьем отвары ежедневно). – (Слайд № 13).

3.Создание на территории ДОУ уголков: «Деревня», «Лекарственные растения», «Поле», «Огород»  где дети могут вместе с воспитателями выращивать культуры и травы характерные для нашего региона и оказывать посильный труд. (Слайд14-17)

Результаты диагностики знаний, умений и навыков по духовно-нравственному воспитанию на основе этнокультурного развития показали, что в 2009 году уровень усвоения составил – 67%;

в 2010 году – 75%; в 2011 – 83%.

(слайд №18)

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и духовного развития, проведение старинных обрядов и праздников способствуют возрождению духовно-нравственных ценностей. Они дают возможность укрепить родственные связи, почувствовать преемственность поколений, пополнить интеллектуальный багаж, дают ощущение полного слияния с природой, обогащают духовный мир, мысли, чувства. (Слайд №19)

У детей сформировался устойчивый интерес к народным традициям и промыслам;

Дети с уважением относятся к представителям других народов, к их традициям; проявляют любовь и уважение к своей семье, Родине;

У детей накоплен багаж нравственных и духовных  качеств; укрепились связи между родителями, благодаря общим интересам. (Слайд №20)

VI Городской образовательный форум

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития»

(презентация)

                                                                          Подготовили: Анненкова С.Ю.

                                                                          воспитатель МБДОУ д/с №92

                                                                          Файзуллина Э.В.

                                                                          воспитатель МБДОУ №92

г. Стерлитамак, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития...

Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"

Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...