Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
материал по теме
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в детском саду - основа возрождения отечественной культуры. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность, творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры играет этнокультурное развитие. ( Слайд№1)
Начиная с 2009 года в нашей группе планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Особой целью нашей группы является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, традициям, обычаям народов населяющих родной край. ( Слайд №2)
Основными задачами этой планомерной работы являются:
- Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям;
- Воспитание у детей любви и уважения к своей семье, Родине; таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. ( Слайд№3)
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий:
- На базе группы был создан центр духовно-нравственного воспитания детей.
- Составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития». Это позволило спланировать организационно-педагогическую работу. (Слайд№4)
Свою работу мы начали с посещения Историко-краеведческого музея-зала Этнографии, где детей наглядно познакомили с историей жизни и быта народов, населяющих нашу республику. (Слайд №5). Огромное впечатление на детей произвели костюмы наших предков, головные уборы и украшения. Увидев много удивительных вещей, ребятам захотелось на собственном опыте испробовать работу экспонатов (жернова, ступу с колотушкой, маслобойку). Благодаря неподдельному интересу детей к истории и культуре родного края на базе группы решили создать мини-музеи кукол и сувениров. Для привлечения родителей воспитанников к совместной деятельности, провели консультирование в форме «устного журнала». В ходе таких бесед выяснилось, что родители проявляют настолько большой интерес, что они стали оказывать посильную помощь в создании мини-музеев. Так в наших коллекциях появились куклы в разных национальных костюмах и сувениры. (Слайд№6 и№7).
С целью активного вовлечения родителей, как вариант студийной работы, был организован Родительский клуб «Наследие». Такие встречи способствовали сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. (Слайд №8) .
В своей работе мы старались последовательно выполнять несколько принципиально важных условий:
1.Участие в процессе работы взрослых и детей. Поэтому когда мы знакомили детей с календарными и семейными обрядами, то стремились реализовать те из них, которые могут естественно войти в нашу жизнь. Такие как «Посиделки» (где главные роли исполнили родители Петровой Маши), «Колядки», а так же проводим традиционный праздник «День Республики» (возрождение культурного наследия родного края). (Слайд№9,10,11,12)
2.Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (на занятиях мы знакомили с лекарственными растениями, учились их заваривать, мы знаем, как они называются, и пьем отвары ежедневно). – (Слайд № 13).
3.Создание на территории ДОУ уголков: «Деревня», «Лекарственные растения», «Поле», «Огород» где дети могут вместе с воспитателями выращивать культуры и травы характерные для нашего региона и оказывать посильный труд. (Слайд14-17)
Результаты диагностики знаний, умений и навыков по духовно-нравственному воспитанию на основе этнокультурного развития показали, что в 2009 году уровень усвоения составил – 67%;
в 2010 году – 75%; в 2011 – 83%.
(слайд №18)
Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и духовного развития, проведение старинных обрядов и праздников способствуют возрождению духовно-нравственных ценностей. Они дают возможность укрепить родственные связи, почувствовать преемственность поколений, пополнить интеллектуальный багаж, дают ощущение полного слияния с природой, обогащают духовный мир, мысли, чувства. (Слайд №19)
У детей сформировался устойчивый интерес к народным традициям и промыслам;
Дети с уважением относятся к представителям других народов, к их традициям; проявляют любовь и уважение к своей семье, Родине;
У детей накоплен багаж нравственных и духовных качеств; укрепились связи между родителями, благодаря общим интересам. (Слайд №20)
VI Городской образовательный форум
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития»
(презентация)
Подготовили: Анненкова С.Ю.
воспитатель МБДОУ д/с №92
Файзуллина Э.В.
воспитатель МБДОУ №92
г. Стерлитамак, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития (презентация)
Презентация...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития Светкина Надежда Алексеевна
Духовно-нравственное процветание Мордовского края...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития...
Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
Родной край, духовное воспитание детей...
Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"
Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...