«Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».
материал (средняя группа) по теме
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.
В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально. Если детей больше, то контроль за правильностью выполнения заданий затрудняется, а продуктивность занятий снижается.
Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 5 на10 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.
Дощечки покрываются различными материалами: (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.).
Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка может достигать до 12 штук.
Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
- обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
- сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:
(пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
- нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
- описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки . На что похоже? (на оладушки, капли варенья), дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)
На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)
Используются такие приемы в работе с детьми:
- найди такую же дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков»; Например; ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
- разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
- найди дощечку, похожую на котика, ежика;
- найди самую злую дощечку;
- самую добрую;
- самую грустную.
На третьем этапе применяются более сложные задания:
- составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить три тактильные дощечки, по которым каждый из вас составит небольшой рассказ! Для этого возьмите поднос и выберите три различных материала.
Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.
Приступайте к работе (музыка).
Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свои рассказы. Послушайте мой: « Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, пушистые цыплятки».( Рассказы педагогов).
Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что особенно вам понравилось?
- Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?
Большое вам спасибо. Вы мне очень понравились! Изготовленные вами дощечки вы можете взять с собой. Я предлагаю вам памятки, которые помогут использовать тактильные дощечки в работе с детьми.
Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники в развитии связной речи детей.
Задачи:
- Обучать педагогов изготовлению «тактильных дощечек» для развития связной речи детей.
- Познакомить педагогов с приемами работы с «тактильными дощечками»;
- Развивать тактильные ощущения, фантазию, творческое воображение;
Материал:
- готовые тактильные дощечки;
- заготовки тактильных дощечек.5х10 см.;
- подносы;
- клей;
- клеёночки;
- различный материал (природный, бросовый, ткани, крупа и т.д.),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка по изготовлению и использованию тактильных дощечек | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками можно использовать тактильные дощечки. Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Цель этой работы: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения. Описание тактильных дощечек 1 дощечка – наклеить кусок натурального меха 2 – с наждачной бумагой 3 – мягкая ткань 4 – накапать расплавленный воск 5 – зигзагообразно наклеить кусок веревки и толстый шнурок 6 – спички 7 – скорлупки от орехов 8 – фольгу или целлофан 9 – бархат 10 – рубчатую ткань (вельвет) 11 – крупу (гречу или перловку) 12 – чешуйки от шишек Игры с тактильными дощечками Игра №1: - Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10. Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Игра №2: Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует! Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка. Игра №3: У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка. Игра №4: Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать. Игра №5: Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной. | ЭТАПЫ РАБОТЫ С «ТАКТИЛЬНЫМИ ДОЩЕЧКАМИ» Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка) Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза ПРАВИЛО ИГРЫ: для игры с ребенком желательно использовать до 3 тактильных дощечек. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида, п. Советский Республики Марий Эл МАСТЕР- КЛАСС для педагогов района «Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей» (20 марта 2012 года) Составила: Воспитатель Целищева В.И. п.Советский 2012 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
Консультация «Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей»
Ознакомительная информация про тактильные дощечки, этапами работы с ними, игры....
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...
Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...