Консультация «Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей»
консультация по теме

Кошкарёва Светлана Викторовна

Ознакомительная информация про  тактильные дощечки, этапами  работы с ними, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_kopiya.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей»

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка  с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе  с дошкольниками можно использовать тактильные дощечки.

       Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

        Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной    памяти.

Цель этой работы: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

 

Описание тактильных дощечек

1 дощечка – наклеить кусок натурального меха

2  – с наждачной бумагой

3 – мягкая ткань

4 – накапать расплавленный воск

5 – зигзагообразно наклеить кусок веревки и толстый шнурок

6 – спички

7 – скорлупки от орехов

8 – фольгу или целлофан

9 – бархат

10 – рубчатую ткань (вельвет)

11 – крупу (гречу или перловку)

12 – чешуйки от шишек

ЭТАПЫ РАБОТЫ С «ТАКТИЛЬНЫМИ ДОЩЕЧКАМИ»

  Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза

 Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование

 Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка)

 Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза

 

      ПРАВИЛО ИГРЫ: для игры с ребенком желательно использовать до 3 тактильных дощечек.

Игры с тактильными дощечками

Игра №1:

        - Разложите дощечки в ряд

        Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра №2:

      Ребёнок берёт  дощечку (на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!

      Теперь трогаем дощечку с наждачной бумагой. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.

.

Игра  №3:

       Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве. (дощечка с бархатной бумагой) Вижу дом с шершавой стеной. (дощечка с наждачкой). В домике есть окно(дощечка с фольгой). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.                              

Игра №4:

      Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему. Например: дощечки приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки    неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».Мнемотехника – это система методов ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Консультация «Использование мнемотехники, для развития связной речи детей»

Консультация  «Использование мнемотехники, для развития связной речи детей»...