Дошкольное детство. Психология.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство.
1. Хронометрические рамки.
2. Ведущая деятельность или деятельность, связанная с основными линиями развития в данный период.
3. Общая характеристика психического развития.
4. Связи с предыдущим и последующим периодами.
5. Основные проблемы дошкольного возраста и их связь с практической психологией образования.
В дошкольный возраст ребёнок вступает достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея общаться со множеством доступных ему общественных предметов (дверь, ложка, телефон и д.р.). Его начинают интересовать вещи, выходящие за рамки конкретной ситуации. Расширяется круг общения ребёнка, круг его интересов. Трёхлетний ребёнок уже способен к поведению, относительно независимому от ситуации. После 3-х лет появляются внеситуативные формы общения (можно поговорить «по душам»). С 3-5 лет появляется внеситуативно-познавательное общение. После 5 лет появляется внеситуативно-личностное общение.
Ребёнок к 3 годам осознал себя, теперь осознаёт и устанавливает контакты с другими людьми:
- интересуется структурой семьи (бабушка, дедушка, дядя, тётя и т. д.),
- складываются представления о времени и связанные с ним изменения,
- интересуется изменениями, происходящими в самом себе,
- интересуют причины природных и социальных явлений (вопросы устройства мира) и многое другое.
Ребёнок освоил в раннем детстве речь и осознал себя, «Я сам».
Ребёнок стремиться в мир взрослых, желает занять равную со взрослым позицию, но не имеет в современном обществе такой возможности, он принимается активно моделировать деятельность и отношения взрослых, в доступных ему формах, прежде всего, исполняя роль взрослого в игре. (Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педвузов.)
1. Хронометрические рамки возраста.
С 3-х до 6-7 лет. Это очень важный период в жизни человека. Ведь ещё Л.Н.Толстой говорил «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние» (возможно 5 лет это условная граница). То есть до пяти лет ребёнок развивается так быстро, как никогда в жизни, а, следовательно, и узнаёт очень много нового.
2. Деятельность, связанная с основными линиями развития в данный период.
Ведущая деятельность – игра, вершина развития которой - сюжетно-ролевая игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов. Игра имеет важное значение для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, это возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".
3. Общая характеристика психического развития.
Рассмотрим развитие психических функций ребенка дошкольного возраста.
Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности и морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.
В общении со сверстниками развивается диалогическая речь; эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. Использование новых форм речи обусловлено новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Мышление. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений, но несмотря на это он может правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.
Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В.Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические, он предложил бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет ли предмет или потонет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.
Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что другие дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит, легкий, большой – значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и т.д.).
Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С.Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны ив игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести играя. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список товаров вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.
В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это также период первоначального становления личности. Центральными новообразования этого периода можно считать соподчинением мотивов и самосознание.
4. Связь с предыдущим и последующим периодами.
1. Кризис 3-х лет.
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. К трем годам у ребёнка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым сценарию. Симптомы такого поведения впервые были описаны Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка».
-Негативизм (отказ подчиняться взрослому).
-Упрямство (настаивает на своей точке зрения, требует, чтобы с ним считались).
-Строптивость (протест против существующих порядков в доме).
-Своеволие (хочет всё делать и решать сам).
-Обесценивание взрослых.
-Протест-бунт (частые ссоры с родителями).
-Деспотизм (власть над окружающими, диктат).
У ребёнка изменяются отношения к другим людям и самому себе, он психологически отделяется от близких взрослых, у него появляется желание проявить своё «Я», что он может сделать только противопоставляя себя взрослому человеку.
Основные новообразования раннего возраста:
_ развитие восприятия (сенсорных качеств),
_наглядно – действенного мышления,
_речи,
_становление зачатков волевых качеств,
_появление структурного и системного строения сознания (формирование отношения между отдельными функциями, развитие обобщения как единицы сознания в целом),
_феномен «Я сам» и личное действие.
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие. Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.
Симптомы:
1. Потеря непосредственности (ребёнок переживает, какое значение действие будет иметь для него самого).
2. Манерничание (ребёнок что-то скрывает «душа закрыта»).
3. Симптом «горькой конфеты» (ребёнку плохо, но он старается этого не показывать).
У ребёнка возникает внутренняя жизнь, которая не накладывается на внешнюю.
Важный аспект развития - это готовность к школе. Прежде всего, надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения, понаблюдать, как ребёнок играет, подчиняется ли правилу, берёт ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - это важный признак готовности, а вовсе не умение читать и считать.
Комплексы готовности к школьному обучению.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
1. Коммуникативная готовность.
Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.
2. Когнитивная готовность
Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Все это связано с игрой. По Пиаже, дошкольник находится на 2 стадии умственной активности. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм, центрация и неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. 4-5 лет – апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается ("Это не по правде"). Когда ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф. Отличается сказка от мифа по функции. Миф – объяснение некоторых сторон действительности. А сказка – средство организации поведения ребенка, у нее сугубо педагогическая функция. Сходство – в системе образов. Ребенок творит собственную мифологию, начиная с 5 лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении. Эти вопросы носят принципиальный характер (откуда взялся мир). Это первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения, первая исходная форма теоретического мышления ребенка. К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития. Анимизм. Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистичными, хотя не исчезают совсем. Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы.
3.Уровень эмоционального развития
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами (см. выше). Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так-же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
4.Технологическая оснащенность
Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение. В.В.Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности – высокий уровень развития воображения". А воображение развивается в игре. Мнимая ситуация – это основная единица игры. Существенным моментом для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Л.С.Выготский говорит о расхождении видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, палка вместо лошади). Если в полтора года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть действие в смысловом поле, строящееся вне зависимости от материала, с которым это действие осуществляется). Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами.
5.Личностная готовность.
Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: (1) притязания личности; (2) Я-концепция; (3) перспективы личности; (4) иерархия побуждений. Притязания личности (эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими. Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности. Позиция уверенности: "Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов". Позиция неуверенности: "Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока". Формирование Я-концепции. Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный. Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится. Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя. Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки. Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности. Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов. Ребенок 2 лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.
5. Основные проблемы возраста и их связь с практической психологией.
А.Н.Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста является соподчинение мотивов.
Л.И.Божович подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное соподчинение. У дошкольника мотивы опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
В силу большой аффективной притягательности и усвоенных с их помощью социальных норм, последние начинают выступать в качестве сильных мотивов, направляющих поведение и деятельность ребенка. Поэтому дошкольники в ряде случаев могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву "надо". Это возможно не из-за того, что дети в этом возрасте могут сознательно управлять своим поведением, а потому что их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы. Это позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком, схватке. Детей старшего дошкольного возраста характеризует "непроизвольная произвольность", которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности. Это и характеризует новую ступень в формировании личности ребенка, ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте, как о природе " первоначального, афактического склада личности".
В дошкольном возрасте в личности ребенка получают развитие активность и направленность. Д.Б.Эльконин отмечал, что соподчинение мотивов есть выражение столкновения между тенденцией к непосредственному действию и действием по образцу (таким образцом выступает требование взрослого). Произвольность поведения есть так же не что иное, как подчинение своих поступков ориентирующему их образцу. Формирование произвольных действий и поступков - процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, то есть опосредствуемым ориентировочными образцами, содержанием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу. С этой точки зрения, дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых и формирования механизмов личностного поведения, усвоенных от взрослых.
Эльконин так же указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние начинают отделяться от непосредственного морального отношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая в себя моральное содержание поступков героев, их отношение к другим людям. По мнению Эльконина чувство долга зарождается в самом начале возраста под влиянием оценки совершенного поступка. Исходя из этой моральной оценки дети устанавливают связь между понятиями "хорошо" и "плохо", а так же своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим - первичное чувство удовольствия получает новое содержание ,становясь чувством связанным с оценкой "хорошо". Положительная моральная оценка со стороны взрослого в общении с детьми, придает позитивную окраску даже тем действиям, которые обычно совершаются ребенком с полным равнодушием.
Эльконин подчеркивал, что своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень формирования самосознания, предмет которого - место его самого в системе отношений с другими людьми и собственные возможности.
Таким образом, важнейшим личностным новообразования возраста Эльконин считал формирование самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмысление своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и ее содержанием является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности и моральные качества ,выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенными в данном коллективе. Таким образом, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от "я сам", от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образом связанной и координированной с внешней деятельностью.
Процесс развития самосознания у дошкольника подробно описан В.С.Мухиной, которая считает, что правильная оценка себя предваряется обретением умения оценивать других. Это в начале возраста вызывает затруднения, так как самостоятельная оценка качеств и поступков других людей зависит от его отношения к этим людям. Постепенно оценка поступков и качеств людей отделяется от общего отношения к ним и начинает строиться на понимании ситуации и того знания, которое имеют эти поступки и качества.
По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков ,не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других.
Важнейшим фактором развития мотивационной сферы личности, наряду с формированием соподчинения мотивов, является появление новых побуждений поведения. На протяжении всего дошкольного детства поведение детей побуждается мотивами, связанными с интересом к миру взрослых людей, с их стремлением действовать как взрослые; игровыми мотивами, мотивами установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, а также мотивами самолюбия и самоутверждения.
Важнейшую роль в развитии личности дошкольника играет формирование эмоциональной сферы. Под влиянием воспитания чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость, развивается "разумность" чувств, развивается эмоциональный контроль, адекватное эмоциональное реагирование. Ребенок начинает понимать "язык" чувств, уместно и адекватно воплощать его. И также у ребенка при правильном воспитании развиваются начала высших чувств: социальных (эмпатии, сочувствия, сопереживания), нравственных и эстетических чувств (чувство прекрасного, комического).
Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций. Мухина связывает возникновение воли с:
1. развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);
2. установлением отношения между целью действий и их мотивом;
3. возрастанием регулирующей роли в выполнении действий.
На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитания постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности, мотивам общественного характера. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна , то дошкольники даже старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью - непосредственным результатом действия - хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируются еще не полностью, требуют дополнительного подкрепления внешними обстоятельствами.
Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словестной форме ребенок формирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словестно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа
Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - подготовительная группа
Планирование работы с родителями детей подготовительной группы...
Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.
Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей. Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...
Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».
На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...
ЛЕГО- конструктора в развитии инеллектуальных способностей детей дошкольного возраста . Значимость конструирования в дошкольном детстве.
ЛЕГО- конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию. Является сложным познавательным процесом, в результате которого происходит инеллектуальное развитие...
Концепция дошкольного воспитания о самоценности дошкольного детства
Консультация для воспитателей....
Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"
Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского" Роль игры в дошкольном детстве"...