Наглядно-действенное мышление у детей 3-х летнего возраста
методическая разработка по теме

Питеркина Ольга Викторовна

система дидактических игр и упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа детский сад№1 компенсирующего вида»

 «Наглядно – действенное мышление у детей 3 – х летнего возраста»

Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные процессы возникают у него в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находится в тесном единстве. Первые проблески детского мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется наглядно – действенной и способствует формированию других, более сложных форм наглядно – образного и словесно – логического мышления. В дошкольном возрасте ребёнок  способен решать доступные практические задачи, самостоятельно находить выход из той или иной ситуации. Однако для совершенствования наглядно – действенного  - действенного мышления даже у нормально развивающихся детей необходима педагогическая организация  деятельности, при которой  успешно происходит обучение способом ориентировки в окружающем, обобщение опыта действия с предметами. У проблемных детей отсутствует активный поиск, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач даже в тех случаях, когда задача игровая. Такой ребёнок недостаточно ориентируется в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценивать свойства объектов и отношения между ними, испытывает ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что оценка свойств орудия у этих детей весьма затруднена, они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия, т.е. фактически у них отсутствуют подлинные пробы, в то время как метод проб и ошибок – основной в решении новых наглядно – действенных задач.

Предлагаемая система дидактических игр и упражнений, разнообразных поручений дана в порядке нарастающей сложности, что позволяет познакомить детей со способами предметных действий, помочь осмыслить свою самостоятельную деятельность.

Использование вспомогательных средств или предметов – орудий, имеющих фиксированное назначение

Покорми мишку

Цель. Познакомить детей с предметами – орудиями, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование. Мишка, детская мебель, посуда.

Ход игры. ( Проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол мишку, ставит перед ним тарелку и предлагает детям покормить его «кашей». В случае, если они не догадываются, что для этого нужна ложка, педагог спрашивает:  « Чем будете набирать кашу?», « Чем вы едите кашу?». Затем просит ребёнка взять ложку из буфета и покормить Мишку. Если дети затрудняются передать игровые действия, педагог показывает, как надо кормить мишку. И в конце игры уточняет, что люди едят ложкой, мишек и кукол тоже надо кормить ложкой.

Угостим кукол

Цель. Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование. Две куклы, детская мебель, посуда.

Ход игры. (Проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол двух кукол и ставит перед ними чайный сервиз, в котором нет чашек. Он предлагает напоить кукол чаем с конфетами. Если не догадаются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьём чай?». Затем просит ребёнка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использовать действия  по подражанию. В конце игры педагог уточняет, что чай нужно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.

Покатай зайку

Цель. Та же.

Оборудование. Два зайчика и две машинки.

Ход игры.(Проводится в игровом уголке).Педагог берёт две машинки и в каждую сажает зайчика: одна машинка с верёвочкой, другая без неё. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребёнку удобно возить машинку за верёвочку, другому (без верёвочки нет). Педагог обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает верёвочку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машинку», - говорит педагог и показывает, как нужно взяться за верёвочку. Дети по очереди возят машинку за верёвочку.

Использование вспомогательных средств или предметов – орудий, находящихся в поле зрения

Игры данного раздела знакомят детей с различными вспомогательными средствами (предметами – орудиями) и способами их использования в проблемной ситуации, когда надо найти орудия в окружающей обстановке. Ребёнок должен выявить внутренние связи предмета, которые помогут ему действовать в данном случае.

Достань кукле шарик

Цель. Учить анализировать условия практической задачи;  использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование. Кукла, два шарика, стул.

Ход игры. Педагог играет с куклой и шариком, а ребёнок наблюдает. Затем педагог просит ребёнка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребёнок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребёнка. Если ребёнок не догадается  этого сделать, то педагог помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» – и жестом указывает на стул. Если и после этого ребёнок не выполняет задания, можно показать и тут же объяснить, для чего берётся стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находился высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик».

Достань мишке мячик

Цель. Продолжать учить  анализировать условия практической задачи; использовать орудия в тех случаях, когда они имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается.

Оборудование. Мишка, мячик, палка.

Ход игры. Педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что ребёнок не может достать его рукой. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то педагог помогает проанализировать условия: Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай.  (При этом указывает жестом на палку и обобщает действия). Мы не могли достать мяч рукой. Поискали и нашли палку. Мы  достали мяч палкой». В конце педагог обобщает: « Если рукой достать нельзя, надо искать то, что поможет».

Использование вспомогательных средств с учётом свойств  предметов

Последующие игры направлены на формирование у детей умений не только самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, требующей применения  вспомогательного  предмета – орудия, но и учитывать при этом особенности ситуации и использовать соответствующие способы действия. Особое внимание  уделяется применению метода проб в качестве способа решения практической задачи.

Угадай, что в трубке

Цель. Учить соотносить свойства предмета – цели и предмета – орудия; использовать метод проб.

Оборудование. Прозрачная (из небьющегося материала)  трубочка (длина 30 см, диаметр 4 см) с двумя отверстиями на концах; в середине трубки – маленькая игрушка, завёрнутая в цветную ткань; две палочки ( диаметр 1 см, длина 14 и 40 см).

Ход игры. Ребёнку показывают трубку, обращают внимание на то, что в середине трубки находится какой - то свёрток. Педагог предлагает достать его и посмотреть, что в нём находится. Недалеко от трубки лежат короткая и длинная палочки. Ребёнок должен выбрать подходящую палочку, использовать её как орудие и достать свёрток. Обращается внимание на свойства орудий: «Если одной полочкой не достанешь, надо взять другую и попробовать ею».

Звени, колокольчик

Цель. Продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.

Оборудование. Колокольчик,  укрепленный на подставке;  верёвка.

Ход игры. Колокольчик,  устанавливается на видном месте так, чтобы дети не смогли достать его рукой. К язычку колокольчика привязана верёвочка. Стоя на полу, ребёнок может  свободно достать её. По обе стороны колокольчика к подставке  прикреплены две « ложные» верёвочки. Они несколько длиннее. Ребёнку предлагают позвонить в колокольчик. Задача заключается в том, чтобы он догадался использовать  ту верёвку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Ребёнку дают  возможность самостоятельно сделать правильный выбор. Если он продолжает дёргать за «ложную» верёвку, педагог говорит: «Слышишь, не звенит колокольчик, попробуй за другую верёвочку».В заключение педагог уточняет, с помощью какой верёвочки удалось позвонить.

Ловись, рыбка

Цель. Та же.

Оборудование. Аквариум, целлулоидные рыбки, палочка с колечком, палочка с сачком, палочка с крючком.

Ход игры. В аквариуме находятся рыбки. Педагог говорит ребёнку: «Посмотри, как рыбки плавают в воде». Затем предлагает поймать ему рыбок. Недалеко от бассейна лежат предметы, перечисленные выше. Если ребёнок не догадывается использовать сачок, педагог даёт ему возможность попробовать все средства для ловли рыбки. При необходимости он показывает действия сачком. Каждый ребёнок должен поймать несколько рыбок. Игру нужно повторить несколько раз в разных условиях, чтобы дети научились действовать сачком.

Использование предметов имитирующих орудия труда

Игры с предметами, имитирующими орудия труда, формируют у детей координацию движения. Они учатся зрительно оценивать пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим действовать с помощью предмета – орудия. У детей развивается глазомер, настойчивость, целенаправленность действий. Это подготавливает базу для формирования простейших трудовых навыков.

Забор вокруг дома

Цель. Учить использовать предметы, имитирующие орудия труда; продолжать соотносить свойства предмета – цели и предмета – орудия, развивая согласованность действий рук.

Оборудование. Пластмассовый домик, кубики, инструменты (гвоздики, молоток, отвёртка, гаечный ключ).

Ход игры. На столе стоит домик. Рядом находится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить гвоздики. Рукой это сделать трудно, нужно забить их в каждое отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвёртка, гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ребёнок догадался выбрать нужное орудие и использовать его.

Использовался материал из книги Е.А. Стребелевой  «Коррекционно  – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».

Г. Сергиев Посад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию мышления детей 6-7 летнего возраста с ЗПР

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт...

Развитие конструктивного и логического мышления у детей старшей группы дошкольного возраста

Цель: формирование логического мышления и развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления и математических способностей дошкольника....

Развитие конструктивного и логического мышления у детей старшей группы дошкольного возраста

Цель: формирование логического мышления и развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления и математических способностей дошкольника...

Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей подготовительного к школе возраста.

Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но ...

План по самообразованию.ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок и дидактических игр».

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышлен...

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста

Предлагаю вашему вниманию отчет об организации предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста...