Рабочая программа по формированию мышления детей 6-7 летнего возраста с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_zapiska_4_god_obucheniya.docx | 21.85 КБ |
formirovanie_myshleniya.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Формирование мышления в программе представлено как единый диалектический процесс, где каждый из видов мышления является необходимым компонентом общего мыслительного процесса. При коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР за основу берется фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления. На начальном этапе мышление формируется в плане действия, с опорой на восприятие, оно развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости,- ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. При этом он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета в соответствии со своим замыслом или теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Такая возможность непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для развития соотношения между формами наглядного и словесно-логического мышления.
Важнейший этап развития мышления связан с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений. Словесное обобщение ребенком собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мысленном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Эти важные задачи решаются в процессе проведения специальных занятий и в процессе решения ежедневных жизненных ситуаций.
Специальные занятия по формированию мышления проводит учитель-дефектолог один раз в неделю на протяжении трех лет обучения; два раза в неделю — четвертый год обучения.
Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.
Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.
Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия.
У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы - представления формируются замедленно и фрагментарно.
До конца дошкольного возраста у проблемных детей фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.
Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации.
Цели и задачи реализации программы:
Цель:
Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи программы:
- активизация мыслительной деятельности детей;
- развитие мыслительных операций в игровой деятельности;
- развитие самостоятельности мышления.
Принципы построения программы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выгодским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы:
Четвертый год обучения:
Дети умеют: производить анализ проблемно-практических и наглядно-образных задач; устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; соотносить текст с соответствующей иллюстрацией; выполнять задания на классификацию картинок; выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-го года обучения
Задачи:
Формировать у детей тесную зависимость между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты.
Учить детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формируя умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.
Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.
Учить детей выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.
Основное содержание работы
I квартал
Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию) Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех) Учить детей определять последовательность событий (из трех и более картинок), употребляя слова сначала, потом Формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями; учить отражать эту связь в своих высказываниях
II квартал
Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом Учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения Учить детей разыгрывать события, изображенные на картинках (сначала по серии из двух, а затем по серии из трех картинок) Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач: (практических, наглядно-образных, логических) в новую ситуацию.
III квартал
Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение; учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом Учить детей выполнять задания на классификацию картинок (раскладывать картинки на определенные группы без образца) Учить детей выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения Закрепить умение детей переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях. Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла.
Методы, формы и приемы
В процессе организации образовательной деятельности и других видов деятельности педагоги широко используют разнообразные формы , методы и приёмы.
Постоянно осуществляют разбор ошибок, используя на начальном этапе - пошаговый контроль за выполнением задания. Обеспечивают перенос полученных знаний в новую ситуацию (вариативность заданий в рамках одного содержания). Поддержку и внимание ребенку в процессе образовательной деятельности оказывают не в избыточной форме. Не задерживаются на совместных действиях, если ребёнок успешно справляется по подражанию. Далее переводят на действия по образцу, а далее предоставляют возможность действовать самостоятельно по словесной инструкции.
Выбор метода зависит от сложности задания и от близости его к личному опыту ребенка. Все методы: наглядные и практические должны, обязательно, сочетаться с речью, так как речь объединяет образы и представления между собой, соединяет и активизирует психические процессы. Коррекционно-образовательная работа с детьми с ЗПР сводится не к упражнениям и совершенствованию того, что есть у ребенка, а к формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе, т.е. ориентировано на зону ближайшего развития. Педагогами учитывается и правильная организация контекста занятия : расположение оборудования, его доступность, отсутствие лишних предметов, не перегруженность предметами, картинками, где много персонажей, так как объем зрительного восприятия у детей с ЗПР не велик.
В процессе образовательной деятельности и в играх педагоги наблюдают за внутренним состоянием каждого ребенка (побледнение и покраснение лица, двигательную расторможенность, вялость и т.д.), в случае изменений переключают внимание детей, обеспечивают смену видов деятельности, проводят динамическую паузу или упражнения для снятия нервно-психического напряжения. В отдельных случаях отпускают ребенка с занятий.
Обязательной частью каждого занятия являются упражнения на тренировку навыков релаксации и эмоциональной саморегуляции, самомассажа, выработку правильного дыхания и охраны зрения. Эти упражнения выполняются и в процессе другого режимного времени.
При формировании у детей навыков и умений связанных с самообслуживанием, соблюдением правил личной гигиены, выполнением профилактических и оздоровительных упражнений лучшим методом является личный пример взрослых по отношению к собственному здоровью и способам его укрепления. Алгоритм обучения может быть такой:
–––– демонстрация педагогом действий на себе с комментированием выполняемых действий –––– обыгрывание действий на кукле –––– индивидуальные совместные действия взрослого и ребенка –––– подгрупповые и игровые упражнения по подражанию и образцу –––– самостоятельное выполнение ребенком формируемого навыка под контролем взрослого (пошаговом).
В процессе образовательной деятельности педагоги ориентируются на положительные качества и сохраненные структуры психики ребенка. Не фиксируют внимание на неудачах, создают ситуацию успеха всем детям, хвалят и повышают статус каждого на фоне других. При выборе видов деятельности и форм организации процесса учитывают их доступность уровню восприятия, возможностям и степени подготовки детей. Шире включают интегрированные образовательные ситуации, объединенные сквозным сценарием, образовательные ситуации в форме забавы, игры, развлечения. Коррекционно-развивающая работа базируется на преемственности педагогов и родителей, а также обеспечивает полноценное здоровье и предупреждает развитие заболеваний детей.
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ 6-7 лет | ||||
Тема занятия | Образовательные ситуации | Методы и приёмы взаимодействия с детьми | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
| Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию). | Упражнение, синхронные действия, словесные игры. Объяснение педагога, работа по образцу. | Словесные игры «О чём я говорю?», «Отгадай, что это». Пальчиковая, зрительная гимнастика со стимулами. Подвижная игра «зеркало». | Дыхательная гимнастика «ёжик». |
Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку, предмет (выбор из 3) по словесному описанию). | Сенсорные упражнения, дидактический метод, наглядность, совместные действия, синхронное проговаривание. | Словесные игры «О чём я говорю?», Игра «Отгадай». Пальчиковая, зрительная гимнастика со стимулами. | Массаж ладоней шариками «су- джок», массажными колечками. | |
| Формировать у детей умение описывать предмет или игрушку по некоторым явным признакам (размер, цвет, назначение), закреплять навык установления соотношений между словом и образом. | Словесный образец педагога, совместное проговаривание, словесные игры, синхронные действия, дидактический метод. | Игры «Расскажи…» (игры-описания). Игры с ширмой «Угадай по описанию», «Найди мяч». Речь с движением «Капля- раз!» Пальчиковые игры «вышли мышки», «паучки» | Индивидуальные задания по описанию предметов. Разрезные картинки. |
4. | Продолжать формировать у детей умение описывать предмет или игрушку по некоторым явным признакам (размер, цвет, назначение), закреплять навык установления соотношений между словом и образом. | Словесный образец педагога, совместное проговаривание, словесные игры, синхронные действия, дидактический метод. | Игры «Расскажи…» (игры-описания), игра «найди мяч», «в зоопарке». Пальчиковые игры с ребристыми палочками «Поезд» Игры с ширмой «Угадай по описанию». Речь с движением «капля- раз!» | Д/игра «вкладыши». Дыхательное упражнение «Пёрышко». |
5. Сентябрь, 3 неделя. | Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию. | Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия, практическая работа. | Задания «Котёнок», «Умный цыплёнок». Дыхательное упражнение «сдуй листок с ладони. | Выкладывание фигур из горошка по пластилиновой основе. |
6. | Продолжать формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию. | Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия. | Задания «Прогулка на машине», «Найди мальчика!» Зрительная гимнастика со стимулами. | Массаж ладоней грецкими орешками. |
7. Сентябрь, 4 неделя. | Закреплять у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию. | Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия. | Задания «Смелый петушок», «Ёж и кот». Зрительная гимнастика с тренажёром «Солнышко». | Массаж ладоней шариками «су- джок», массажными колечками. |
8. | Формировать у детей умение самостоятельно описывать картинку, изображающую действия персонажей. | Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия. | Задания «Новый год!», «На реке», «Верный друг». Пальчиковая игра «муравей». | Дыхательное упражнение «пёрышко». |
9. Октябрь, 1 неделя. | Продолжать формировать у детей умение самостоятельно описывать картинку, изображающую действия персонажей | Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия. | Задания «Верный друг», «Уборка». Пальчиковая игра «муравей». Д/игры «цвет- форма», «парочки». | Дыхательное упражнение «пёрышко» |
10. | Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из 2-3). | Выразительное чтение педагога, рассматривание иллюстраций, беседа. Совместные действия, подражание, упражнение, практическая работа. | Чтение сказки «Курочка Ряба». Задание «Разбитое яичко» (2-3 картинки- отгадки). Пальчиковая игра «Вышли мышки». П/игра «мышеловка» | Раскрашивание «яичко» (штриховка) |
11. Октябрь, 2 неделя. | Продолжать учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из 2-3). | Выразительное чтение педагога. Дидактический метод, упражнение, совместное проговаривание. | Чтение отрывка сказки «Кто сказал мяу», Задание «найди картинку». | Дыхательное упражнение «пёрышко» |
12. | Формировать у детей временные представления, умение правильно употреблять слова сначала, потом при высказываниях. | Образец педагога, рассматривание иллюстраций, беседа. Совместные действия, подражание, упражнение, практическая работа. | Д/игра 4 лишний. Рассматривание иллюстраций (из 2-3 частей), беседа по ним. Речь с движением «росточек». | Пальчиковое упражнение «очки», шнуровка. |
13. Октябрь, 3 неделя. | Учить детей определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом. | Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа. | Рассматривание серии картин (И.Гербовой «как мышка кошку перехитрила») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Инд. и коллективная работа. | Дыхательное упражнение «Пузырь», раскрашивание в тетрадях шар. |
14. | Продолжать учить детей определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом. | Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа. | Рассматривание серии картин (И.Гербовой «подарок маме») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Инд. и коллективная работа. | Выкладывание из мозаики на мольберте «букет» (коллективная работа.) |
15. Октябрь, 4 неделя. | Продолжать учить детей определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом. | Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа. | Рассматривание серии картин (И.Гербовой «Купили щенка») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Инд. и коллективная работа. | Массаж кистей ребристыми палочками. Работа с трафаретом «Щенок». |
16. | Закреплять у детей умение определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом. | Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа. | Рассматривание серии картин (И.Гербовой «В автобусе») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Проигрывание ситуации. | Дыхательное упражнение «карусель». |
17. Ноябрь, 1 неделя. | Формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно- чувственными представлениями. | Наглядность, экспериментирование, совместное проговаривание. Дидактический метод, упражнение. | Игра «угадай-ка: плывёт- тонет?» (организация практических действий с предметами). | Д/игра с палочками Кюизенера. Дыхательное упражнение «карусель». |
18. | Формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно- чувственными представлениями | Упражнение, дидактический метод, Совместные действия, действия по образцу, коллективное упражнение. | Пальчиковое упражнение «Цепь» - коллективное упражнение. Игра «Найди пару» (с предметами), «Найди похожие». Физ. минутка «Разноцветные скамейки». | Разрезные картинки, д/игра «картинки- половинки. Дыхательное упражнение «пёрышко». |
19. Ноябрь,2 неделя. | Продолжать формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно- чувственными представлениями; учить отражать эту связь в своих высказываниях. | Упражнение, дидактический метод, Совместные действия, действия по образцу, коллективное упражнение. | Сенсорная игра «Волшебный мешочек», Игры с биструктурным материалом. Д/игра с кусочками тканей (по М. Монтессори). | Массаж ладоней грецкими орехами. Дыхательное упражнение «пёрышко». |
20. | Продолжать формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно- чувственными представлениями; учить отражать эту связь в своих высказываниях. | Упражнение, дидактический метод, Совместные действия, действия по образцу, коллективное упражнение | Пальчиковое упражнение «Цепь». Пальчиковая игра с платочками. Сенсорная игра «Узнай на вкус», беседа- обсуждение. | Работа в тетрадях с трафаретами (фрукты- овощи). |
21. Ноябрь, 3 неделя. | Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. | Практическая работа, объяснение педагога, упражнение, синхронные действия. Движения подражанию. | Задание «Нарисуй угощение» (с набором картинок). | Пальчиковое упражнение «очки» (удержание позы). |
22. | Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. | Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа | Задание «Смелый петушок» (с иллюстрациями). Разгадывание загадок (с опорой на картинки). | Массаж ладоней ребристыми палочками. Разрезные картинки. |
23. Ноябрь, 4 неделя. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. | Практическая работа, объяснение педагога, упражнение, синхронные действия. Движения подражанию. | Рассматривание иллюстраций, обсуждение. Задание «День рождения» Физ. минутка «Пол- нос- потолок». | Выкладывание фигур из горошка по пластилиновой основе. |
24. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. | Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа | Загадки. Задание «Весна» Физ. минутка «Пол- нос- потолок». | Массаж ладоней ребристыми палочками. Разрезные картинки (4- 5 частей). |
25. Декабрь, 1 неделя. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; формировать умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. | Практическая работа, объяснение педагога, упражнение, синхронные действия. Движения подражанию. | Разучивание считалочки. Задание «За грибами», игра «по грибы». Физ. минутка «У оленя дом большой». | Дыхательное упражнение «Снежинка». Работа в тетради «нарисуй по клеточкам». |
26. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; формировать умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. | Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа | Заучивание считалочки. Задание «Снегирь». Физ. минутка «У оленя дом большой». | Дыхательное упражнение «Снежинка». Работа в тетради «нарисуй по клеточкам». |
27. Декабрь, 2 неделя. | Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию. | Арт. гимнастика. Игра «Что перепутал художник». Физ. минутка «У оленя дом большой». Словесная игра с мячом «Назови ласково». | Пальчиковое упражнение «Мышки», конструирование из палочек по образцу. |
28. | Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию. | Арт. гимнастика. Игра «Помоги Незнайке». Физ. минутка «У оленя дом большой». Словесная игра с мячом «Назови ласково». | Д/игра «сортировка». Дыхательное упражнение «Бегущий лыжник». |
29. Декабрь,3 неделя. | Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию. | Арт. гимнастика. Игра «Бывает - не бывает». Физ. минутка «У оленя дом большой». Словесная игра с мячом «Назови ласково». | Работа в тетрадях «Продолжи ряд». |
30. | Учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией. | Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию. | Разучивание считалочки. Задание «Заботливый петушок». | Работа в тетрадях «Продолжи ряд». |
31. Декабрь, 4 неделя. | Продолжать учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией. | Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод. | Разучивание считалочки. Задание «Летом». Словесная работа с карточками «расскажи, что видишь». | Игра «Передай колокольчик» (общение) |
32. | Продолжать учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией. | Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод. | Гимнастика для глаз со стимулами. Задание «Дождик». Дидактическая игра «Блоки Дьенеша», П/игра «зеркало». | Пальчиковая игра с платочками. |
33. Январь, 2 неделя. | Учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков. | Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод. | Игра «Разложи игрушки». Дидактическая игра «Блоки Дьенеша», П/игра «зеркало». | Разрезные картинки. |
34. | Учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков. | Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод. | Рассматривание, обсуждение иллюстраций. Игра «Разложи картинки». Сенсорная игра «волшебный мешочек. | Конструирование из палочек по образцу. |
35. Январь, 3 неделя. | Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения. | Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание. | Рассматривание иллюстраций по теме «Новый год», обсуждение. Игра «Разложи предметы». | Конструирование из прищепок (человечек). |
36. | Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения. | Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание. | Рассматривание иллюстраций. Гимнастика для глаз. Дидактическая игра «палочки Кюизенера». Задание «Нарисуй картинку». | Конструирование из горошка по пластилиновой основе. |
37. Январь,4 неделя. | Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения. | Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание. | Д/игра « Цвет- форма», Рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме недели. | Пальчиковое упражнение с платочками. Работа в тетрадях «Продолжи ряд» (ёлочные украшения). |
38. | Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения. | Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание. | Коллективная игра «Разложи по коробочкам» (диагностическое упражнение). Словесная игра с мячом «Скажи наоборот». | Работа по карточкам «раскрась одинаковые одним цветом». |
39. Февраль, 1 неделя. | Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках (серии из 2 картинок). | Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка. | Игровая ситуация по иллюстрациям Гербовой «В автобусе»- рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз «Солнышко». | Игра с мячом «добрые слова». Дыхательное упражнение «Бегущий лыжник». |
40. | Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках (серии из 2 картинок). | Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка. | Игровая ситуация по иллюстрации «Встреча» (С мороженым) Рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз со стимулами. | Игра с мячом «добрые слова». Дыхательное упражнение «Бегущий лыжник». |
41. Февраль, 2 неделя. | Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках (серии из 3 картинок). | Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка. | Игровая ситуация по иллюстрациям Гербовой «Новенькая». Рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз со стимулами. | Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками. |
42. | Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках (серии из 3 картинок). | Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка. | Игровая ситуация по иллюстрациям Гербовой «Кукла плачет». Рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз со стимулами. | Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками. |
43. Февраль, 3 неделя. | Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (практических, наглядно- образных) в новую ситуацию. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Рассказ- загадка «Шарик упал!» Словесная игра «Что бывает внизу, а что наверху?» Разыгрывание проблемной ситуации в группе. | Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками. |
44. | Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (практических, наглядно- образных) в новую ситуацию. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Рассказ- загадка «Почему укатился мяч?» Словесная игра «Чем похожи?» Разыгрывание проблемной ситуации в группе. | Пальчиковое упражнение с грецкими орехами. Работа в тетради «штриховка». |
45. Февраль, 4 неделя. | Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (логических) в новую ситуацию. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Рассказ- загадка «Что было ночью?» Словесная игра «Отвечай быстро» Разыгрывание проблемной ситуации в группе. | Пальчиковое упражнение с грецкими орехами. Работа в тетради «штриховка». |
46. | Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (логических) в новую ситуацию. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Рассказ- загадка «Рассказ о маленьком Вове» Словесная игра «Что бывает сладким?» Разыгрывание проблемной ситуации в группе. | Пальчиковое упражнение с грецкими орехами. Работа в тетради «штриховка». |
47. Март, 1 неделя. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. | Наглядность, обсуждение ситуации, словесные игры, упражнение, подражание. | Рассматривание сюжетной картинки, обсуждение. Рассказ- загадка «Экскурсия» Словесная игра «Летает - не летает». Подвижная игра «Зеркало». | Дыхательное упражнение «сдуй снежинку с ладони». |
48. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. | Наглядность, обсуждение ситуации, словесные игры, упражнение, подражание | Рассказ- загадка «Зима наступила» Словесная игра «Живое – не живое». Подвижная игра «Зеркало». | Дыхательное упражнение «сдуй снежинку с ладони». |
49. Март, 2 неделя. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. Учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Рассказ- загадка «Не покатались» Решение устных задач (стр. 157). Подвижная игра «Зеркало». | Дыхательное упражнение «пёрышко». Конструирование из палочек по индивидуальному образцу. |
50. | Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. Учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание | Рассказ- загадка «Снежный колобок» Решение устных задач (стр. 158) Координация речи с движением «Мамины помощники». | Дыхательное упражнение «пёрышко». Дид. игра «Палочки Кюизенера» (по карточкам) |
51. Март, 3 неделя. | Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца). | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Рассказ- загадка «Дождливая погода» Решение устных задач (стр. 158) Координация речи с движением «Мамины помощники». | Дыхательное упражнение «пёрышко». Дид. игра «Палочки Кюизенера» (по карточкам) |
52. | Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца). | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Рассказ- загадка «Почему?» Решение устных задач (стр. 159) Координация речи с движением «Мамины помощники». | Массаж кистей ребристыми пальчками. Практическая работа «Разложи числа правильно» ( с картичками). |
53 . Март, 4 неделя. | Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца). | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Загадки (стр. 162). Решение устных задач (стр. 159) Координация речи с движением «Разноцветные скамейки». | Массаж кистей ребристыми пальчками. Практическая работа «Разложи числа правильно» ( с картичками). |
54. | Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца). | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Загадки (стр. 162). Игра : «Угадай-ка: плывёт или тонет?» Координация речи с движением «Разноцветные скамейки». | Массаж кистей ребристыми пальчками. Практическая работа «Разложи числа правильно» ( с картичками). |
55. Апрель, 1 неделя. | Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Загадки (стр. 162). Игра «Будь внимательным!» Координация речи с движением «Разноцветные скамейки». | Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок». |
56. | Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение. | Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание. | Загадки (стр. 162). Игра «Угадай, какое слово не подходит» Дид. игра «4 лишний» Муз. игра «У оленя дом большой». Дид. игра «Пифагорики» | Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок». |
57. Апрель, 2 неделя. | Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение. | Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа. | Загадки (стр. 162). Игра «Придумай слово» Дид. игра «4 лишний» Муз. игра «У оленя дом большой». Дид. игра «Пифагорики». | Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок». |
58. | Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение. | Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа | Загадки (стр. 162). Игра «Слушай внимательно». Дид. игра «4 лишний» Муз. игра «У оленя дом большой». | Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок».Работа с Блоками Дьенеша (в альбомах). |
59. Апрель, 3 неделя. | Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения. | Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа | Загадки (стр. 162). Рассказ- задачка «Помоги поставить по росту!» Логоритмическое упражнение «Росточек». | Работа с Блоками Дьенеша (в альбомах). Гимнастика для глаз «моргалочки» |
60. | Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения. | Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа | Рассказ- задачка «Новоселье у матрёшек». Логоритмическое упражнение «Росточек». | Работа с Блоками Дьенеша (в альбомах). Гимнастика для глаз «моргалочки» |
61. Апрель, 4 неделя. | Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения. | Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа | Рассказ- задачка «Домики для животных». Логоритмическое упражнение «Росточек». | Работа на листах бумаги «Расставь фигуры правильно» (с ориентиром на образец). |
62. | Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения. | Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры. | Настольная игра «Кто сильнее?» Дидактическая игра «Пифагорики». Конструирование из палочек по образцу. | Пальчиковая игра «Вырос у нас чесночок». Дид. игра «Раскрась картинку». |
63. Май, 1 неделя. | Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу ) на другие ( по свойствам, качествам, функции). | Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры. | Настольная игра «Кто старше?» Дидактическая игра «Чей узор?», «Волшебный мешочек». Подвижная игра «Рыболов». | Пальчиковая игра «Вырос у нас чесночок». Дид. игра «Раскрась картинку». |
64. | Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу ) на другие ( по свойствам, качествам, функции). | Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры. | Настольная игра «Что ярче светит?», «Что тяжелее?» Рисование на песке (релаксация под музыку). Подвижная игра «Рыболов». | Пальчиковая игра «Вырос у нас чесночок». Дид. игра «Раскрась картинку». |
65. Май, 2 неделя. | Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другие ( по свойствам, качествам, функции) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях. | Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры. | Настольная игра «Кто веселее?» (с карточками). Подвижная игра «Рыболов». Рисование на песке (релаксация под музыку). | Гимнастика для глаз «моргалочки». Работа в тетради (зачеркни лишнее). |
66. | Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другие ( по свойствам, качествам, функции) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях. | Практическое экспериментирование, дидактический метод, упражнение, практическая работа. | Рассматривание плаката «Цвет- форма», обсуждение. Настольная игра «Кто быстрее?», «Что теплее?». Игры с водой «тонет- не тонет». | Массаж ладоней грецкими орехами. Работа в тетради (зачеркни лишнее). |
67. Май, 3 неделя. | Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла. | Выразительное чтение педагога, практическое экспериментирование, упражнение, беседа- разъяснение. | Чтение К. Чуковского «Небылицы», обсуждение. Подвижная игра «мышеловка». Игры с водой «тонет- не тонет». | Массаж ладоней грецкими орехами. Раскрашивание иллюстраций. |
68. | Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла. | Словесные игры, наглядность, сенсорные игры, упражнения, практическая работа. | Словесная игра «Бывает - не бывает». Рассматривание иллюстраций с изображением небылиц, обсуждение. Сенсорная игра «Угадай, кто позвал?». | Массаж ладоней грецкими орехами. Раскрашивание иллюстраций. |
69. Май, 4 неделя. | Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла. | Выразительное чтение педагога, практическое экспериментирование, упражнение, беседа- разъяснение. | Вспомнить, повторить К. Чуковского «Небылицы», обсуждение знакомого текста. | Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками. Дыхательное упражнение «ветер- ветерок». |
70. | Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла. | Выразительное чтение педагога, импровизация по тексту, дидактический метод, упражнение, беседа- разъяснение. | Чтение фрагмента Н. Носова «Живая шляпа», обсуждение, проигрывание ситуации. | Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками. Дыхательное упражнение «ветер- ветерок». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию звукопроизношения и обучению грамоте у детей 6 - 7 летнего возраста в группе компенсирующей направленности "В цирке новая программа. Звуки Б,БЬ, буква Б"
Занятие способствует усвоению программного материала в игровой форме посещения цирка и знакомства с клоунами Бомом и Бимом....
Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями
Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.В ...
Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
Статья по развитию речи....
Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»
Данная программа формирует математическое мышление детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....
Рабочая программа «Развитие и коррекция речи детей 5-7 летнего возраста»
Основной базой рабочей программы являются программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей...
рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста
ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год....
- Мне нравится (3)