Программа по патриотическому воспитанию "Юные патриоты своей страны"
методическая разработка
Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, соотнесена с требованиями Федеральногого государственого образовательного стандарта. Воспитание гражданиниа страны - одно из главных условий национального возрождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по патриотическому воспитанию | 188.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление:
1 | Паспорт программы Пояснительная записка | 2 4 |
2 | Цель и задачи программы | 6 |
3 | Нормативно-правовое обеспечение Программы | 6 |
4 | Методическое обеспечение Программы | 7 |
Принципы реализации Программы | 7 | |
Структура Программы | 7 | |
Предметно-развивающая среда | 8 | |
Предполагаемый результат | 8 | |
Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования | 10 | |
5 | Формы реализации Программы | 11 |
6 | Механизм сопровождения Программы | 11 |
7 | Итоговый мониторинг реализации Программы | 12 |
8 | Содержание программы | 13 |
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми младшей группы | 15 | |
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми средней группы | 19 | |
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшей группы | 26 | |
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы | 34 | |
9 | Взаимодействие с родителями | 43 |
10 | Используемая литература | 44 |
Паспорт Программы
Наименование программы | «Юные патриоты своей страны». Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. |
Основание для разработки программы |
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
№ 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
|
Разработчики программы | Воспитатель: Ташева Ю.В. |
Цель программы | Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. |
Задачи программы |
|
Исполнители мероприятий Программы | Педагогический коллектив ГБДОУ №124, дети, родители. |
Время реализации программы | 2023 - 2024 годы |
Ожидаемые результаты реализации программы | Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. |
Пояснительная записка
Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
В.Г. Белинский
Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому
«патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического
воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. К.Д. Ушинский писал:
«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Программа «Юные патриоты своей страны» предназначена для организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.
Программа «Юные патриоты своей страны» построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,
Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, посещение образовательных пространств, выставок, фотовыставок детского сада, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы
предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.
Цель и задачи программы
Цель программы «Юные патриоты своей страны» - формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи программы:
- Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
- Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формировать художественный вкуса и любовь к прекрасному, развить творческие способности.
- Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.
- Воспитывать здоровый образ жизни.
- Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
- «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26
«Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
- Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Устав ДОУ.
Методическое обеспечение программы
Принципы реализации Программы
В основу реализации Программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие;
- сочетает принципы научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица»,
«Родной город», «Моя Родина», «Родная страна»;
- принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
- принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.
Структура программы
Программа разработана на 4 года по возрастным группам:
3-4 года - младшая группа; 4-5 лет - средняя группа;
5-6 лет – старшая группа;
- лет – подготовительная группа.
Поставленные Программой задачи решаются комплексно, по разделам:
- «Моя семья» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье (познакомить с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной);
- «Мой детский сад» - основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к их труду; познакомить с историей детского сада);
- «Моя улица» - основная цель: формировать представления детей о своём районе, улице, воспитывать бережное и уважительное отношение к своей малой Родине;
- «Родной город» - основная цель: дать представления о родном городе и его истории (формировать представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города, о его исторических корнях; воспитывать уважение к людям, прославившим город, героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества);
- «Мой регион» - основная цель: дать представления о Ленинградской области: её государственных символах, культурных ценностях и традициях, достопримечательностях, социально-экономической значимости, природных особенностях и богатствах;
- «Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми россиянами; формировать представления о многонациональности нашей страны.
Предметно-развивающая среда
Для результативной работы по программе необходимо:
- иллюстрации и фотографии с видами родного города, области, страны;
- карта Ленинградской области, карта Санкт – Петербурга, карта России;
- символы республики и государства (герб, флаг, гимн);
- аудиозаписи гимнов (города и гимн России);
- снимки, иллюстрации достопримечательностей города, области, страны;
- фотографии известных людей города, области, страны;
- иллюстрации и изделия народных промыслов;
- художественные произведения;
- картины с изображением родных пейзажей.
Предполагаемый результат
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
3–4 года.
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном городе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города.
- Иметь представление о символике города.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа Ленинградской области.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск. 6–7 лет.
- Краткие сведения об истории города, области.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг своего города, области, страны.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле;
о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много- национальности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.
Формы реализации Программы
- Мероприятия образовательной деятельности, в процессе которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с улицей, районом, родным городом проводится с использованием целевых прогулок, экскурсий.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- дидактические игры;
- настольные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- беседы о семье, детском саде, родном городе и т.д.; - рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, презентаций, организация выставок предметов детского творчества.
- Изобразительная деятельность.
- Прослушивание литературных и музыкальных произведений. Праздники, утренники, развлечения.
Механизмы сопровождения Программы
Планирование и подготовка:
- изучение методической литературы, составление плана работы;
- утверждение плана работы.
Методическое сопровождение:
- организация и проведение семинаров и консультаций по внедрению программы;
- пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении;
- проведение мастер-классов, круглых столов, открытых мероприятий образовательной деятельности;
- самообразование педагогов.
Использование результатов работы:
- подготовка и проведение методических мероприятий (педагогических чтений, Педагогических советов, открытых просмотров);
- оформление результатов работы; выставки, написание проектов; размещение информации в СМИ.
Мероприятия поддержки:
- составление плана совместных проектов между специалистами ДОО;
- разработка и проведение комплексных мероприятий, совместных праздников с музыкальными руководителями.
- взаимодействие с семьёй;
- сотрудничество с районной детской библиотекой;
- сотрудничество с музеем «История школы» гимназии № 513 Невского района;
Итоговый мониторинг реализации Программы
- Оценка промежуточного, итогового уровня развития детей (через беседы, наблюдения и т.д.).
- Оформление результатов работы.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках Программы.
Содержание программы
№ п/п | Задачи | Мероприятия | Ответственный |
1 | Создание развивающей среды в ДОУ для нравственно- патриотического воспитания. |
| заведующий, старший воспитатель, воспитатели |
декоративно-прикладного искусства. | воспитатели | ||
2 | Создание речевой среды. | Использование в повседневной жизни произведений устного народного творчества, лучших образцов литературных произведений, поэтических произведений | педагогический коллектив |
3 | Формирование у педагогов мотивации к ведению работы по нравственно- патриотическому воспитанию. |
| заведующий, старший воспитатель |
4 | Повышение педагогической компетентности воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию детей. | Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»:
нравственно-патриотического воспитания»;
| старший воспитатель |
5 | Обмен педагогическим опытом | Обмен опытом по темам:
| воспитатели |
«Ознакомление с родным городом, областью»; - «Знакомство с народными традициями и праздниками»; - «Наша Родина – Россия»; - проекты по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. | |||
6 | Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему мероприятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности | Циклы ознакомительных занятий:
Оформление стендов, выставок детских работ. | старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед |
7 | Привлечение родителей к вопросам | Анкетирование родителей «Воспитание патриота в семье». | старший воспитатель, воспитатели |
8 | Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. | Родительские встречи, беседы
| старший воспитатель, воспитатели |
9 | Вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнёров. | Участие в совместных мероприятиях, экскурсиях в выходные дни. | старший воспитатель, воспитатели |
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми младшей группы
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
Сентябрь | «Моя семья» | Работа над понятием «семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. |
«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи).
|
Октябрь | «Мой детский сад» | Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад. |
«Сорока-ворона».
|
Ноябрь | «Мой любимый Санкт – Петербург» | Знакомить с понятие «город», Знакомить с достопримечательностями города. Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь. |
«Мой домашний адрес».
«Достопримечательности города».
|
«Теремок». | |||
Декабрь | «Новый год у ворот» | Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей страны. Изменения в природе с приходом зимы |
«Ёлочка», чтение потешек и закличек о зиме.
|
Январь | «Город, в котором я живу». | Знакомство с малой Родиной (город Санкт-Петрбург). Дать первоначальные представления о своем городе. |
«Зайка беленький» (рассказать, что русский народ, придумал много подвижных игр для детей). |
Февраль | «Наши защитники» | Формировать уважение к Российской армии, вызвать желание быть похожими на наших защитников. |
|
Март | «Очень я люблю маму милую мою» | Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны; воспитывать любовь и уважение к женщине (маме, бабушке) |
|
Апрель | «Традиции нашего народа» | Знакомить детей русским фольклором |
«Зелёная травка», ладошками («Петушок»).
|
Май | «Интерес-но е в нашем доме» | Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме |
«Животные в доме».
|
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми средней группы
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
Сентябрь | «Моя семья» | Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам |
«День рождения», «Встреча гостей».
|
«Дома в нашем городе» | Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены. |
домов, их этажности, номера, из чего построены,
|
Октябрь | «Мой детский сад» | Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. |
«Прачечная», «Медицинская сестра».
|
Ноябрь | «Мой любимый Санкт - Петербург» | Познакомить детей с историей возникновения района, города, его названия, вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него. Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. |
|
«Добрая, милая мама» ко дню матери | Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать матери, заботиться о ней. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у мамы работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. |
Рисование на тему «Моя любимая мама».
игры.
«Бабушкин праздник». | |
Декабрь | «Новый год у ворот» | П П | Загадки, песни, стихи о зиме. Беседа о встрече Нового года, рассказ воспитателя о том, как отмечают Новый год в нашей стране. Экскурсия к главной ёлке на площади. Развлечение «Новый год у ворот». Составление письма Деду Морозу. Рассматривание иллюстраций, чтение стихов о зиме, заучивание новогодних стихотворений. Рисование на тему «Новогоднее представление», рисование снежинок, зимнего дерева.
Подвижные игры. |
Январь | «Наша Родина – | Познакомить детей с нашей большой родиной – Россией. |
|
Россия» | Дать первоначальные представления о ней. |
| |
| |||
| |||
| |||
«Флаг России» | Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины. Учить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём. Воспитывать уважение к государственным символам России. |
З. Александрова «Родина».
| |
Февраль | «Народные Чудо - | Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: |
|
мастера» |
| ||
«Дымковская игрушка» (лошадка) | |||
| |||
|
русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. |
| ||
«Наши защитники» | Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества». Учить называть различные рода войск. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество. |
«Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник», В. Давыдов «Дозор»).
| |
Март | «Наши праздники» (8 Марта) | Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны; воспитывать любовь и уважение к женщине. |
|
стихотворений и песен. | |||
| |||
конкурсы с мамами и бабушками. | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
«Природа | Учить видеть красоту природы |
«Времена года».
| |
нашего | осенью. | ||
края» | Обобщить знания детей о | ||
растительном и животном | |||
мире родного края. | |||
Формировать осознанное | |||
действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. |
Ап-рель | «Наши космонав-ты» | Сформировать представления о празднике “День космонавтики”, элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков- космонавтов, покоривших космос. Воспитывать любознательность. |
– ролевой игры «Космонавты».
«Космонавты», «Самолеты на посадку».
|
«Животные | Уточнять и расширять |
«Как звери перезимовали?».
«Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние». | |
и птицы | представления детей о | ||
нашего | животных нашего края, о разнообразии перелётных птиц. | ||
края» | Формировать знания об общих | ||
признаках птиц (клюв, органы | |||
передвижения, перьевой | |||
покров). | |||
Учить видеть особенности | |||
строения и поведения птиц. | |||
Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. |
«Лиса и зайцы». | ||
Май | «День Победы» | Воспитывать патриотические чувства; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших солдат. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ. |
«Дню Победы».
(маршрут выходного дня с родителями) |
«Поначалу в жизни нашей было всё не так …» | Познакомить детей с образом жизни древних славян. Сформировать понимание слова «предки». Уточнить виды занятий славян в древности. Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинами, богатырями. |
русских богатырей.
«Богатырская наша сила». | |
Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ. |
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшей группы
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
сентябрь | «Моя семья» | Закрепить представления детей о семье, её членах. Дать понятие «родня». |
«Моя родня», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Е. Благинина «Посидим в тишине», обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».
|
октябрь | «Мой любимый детский сад» | Закреплять и расширять представления о детском саде и его сотрудниках, о значимости их труда. |
«Мой любимый детский сад», «Мы играем».
«Дары осени». |
| |||
ноябрь | «Мой любимый Санкт – Петербург» | Расширять представления детей о родном городе и его достопримечательностях, о людях прославивших город. |
|
«Моя мама» | Прививать детям любовь к матери, уважительное к ней отношение. |
«Семья».
| |
Декабрь | «Новый год у ворот» | Расширять представления детей о Новом годе, традициях его празднования у разных народов и в разных странах, создание атмосферы праздника. |
«Новогоднее представление».
|
| |||
январь | «Наша Родина – | Расширять представления детей о России, знакомство |
|
Россия» | с символами государства. |
«Природная кладовая нашей Родины». | |
| |||
Родина?». | |||
| |||
| |||
флаге (раскрашивание нарисованного | |||
флага). | |||
| |||
нашей Родины. | |||
«Люблю березку русскую». | |||
| |||
Великая, многонациональная страна». | |||
Наша область | Расширять представления детей о Ленинградской области, |
| |
| |||
| |||
области». | |||
| |||
|
«Рыбаки и рыбки», «Золотые ворота», «Тише едешь – дальше будешь».
| |||
февраль | «Народные мастера» | Продолжать знакомить детей с декоративно- |
|
прикладным искусством | жителей в старину», «Посуда»; «Веселая | ||
России | ярмарка» (игрушки по мотивам народных | ||
мастеров). | |||
| |||
| |||
«Украсим сарафан», «Украшение | |||
кокошника», «Забавные свистульки»; | |||
«Расписная барышня»; рисование по | |||
мотивам декоративно-прикладного | |||
искусства «Русские богатыри». | |||
| |||
«Наши | Расширять представления |
«Для чего нужна Армия», «Что я знаю об армии», «Родственники, служащие в Армии», «Профессия – военный».
«Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки», «Служба спасения», «Полиция», «Военнослужащий».
«Защитники Отечества». | |
защитники» | детей об армии, о | ||
(ко Дню | защитниках Отечества. | ||
защитника | |||
Отечества) |
«Оригами»: «Пилотка», «Корабль». | |||
март | «Моя любимая | Расширять представления детей о матери, её роли в |
|
мама» | семье, воспитывать | профессиях. | |
уважительное к ней отношение, желание помогать ей. |
| ||
| |||
руки». | |||
| |||
Воскресенская «Мама», С. Михалков «А | |||
что у вас?», З. Воскресенская «Мамины | |||
руки», Н. Саконская «Разговор о маме», Е. | |||
Благинина «Посидим в тишине». | |||
Рисование портрета «Моя мама», | |||
изготовление подарка маме. | |||
| |||
| |||
| |||
которыми пользуются люди разных | |||
профессий в своей работе «Кто чем | |||
занимается?»). | |||
| |||
«Природа нашего | Расширять представления детей о природе Ленинградской области. |
| |
края» |
представителях флоры и фауны, закреплять правила поведения в природе. |
«Лес - наше богатство», «Человек и природа».
«Репортаж с прогулки».
«Птицы наши друзья».
| ||
апрель | «Москва – главный город нашей Родины» | Расширять представления |
|
детей о Москве, познакомить с её достопримечательностями. |
«Достопримечательности Москвы».
| ||
родителями). | |||
«Как строился московский Кремль?», «Как | |||
Москва стала столицей государства?» | |||
«Что интересного есть в этом городе?». | |||
| |||
| |||
«Москва-главный город страны». | |||
| |||
| |||
Толмаков «Потешные прогулки по Москве | |||
(отрывки). |
«Весна в | Учить видеть красоту |
| |
нашем городе» | природы родного города, закреплять представления детей о природе города, о правилах поведения в природе. |
| |
«Засели домики», «Посади грядку». | |||
| |||
растений в весенний период времени, в | |||
естественной природной среде. | |||
| |||
многообразия природы весной. | |||
«Весенние признаки». | |||
| |||
«Первоцветы». | |||
| |||
| |||
| |||
май | «День Победы» | Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне, её героях, воспитание чувства гордости за свою Родину. |
«Салют на главной площади».
памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука». |
| |||
| |||
| |||
«Никто не забыт и ничто не забыто…» | |||
| |||
плакатов: «Георгиевская ленточка»; | |||
«Письмо с фронта»; Открытка для | |||
ветерана». | |||
| |||
памяти». | |||
«Семейные традиции» | Расширять представления детей о семье и семейных |
| |
традициях. Учить | семье», «Моё имя». | ||
внимательно относиться к событиям в |
| ||
доме, интересоваться | фото). | ||
семейными делами. |
| ||
| |||
| |||
«Выходной день в моей семье». | |||
«Дочки – матери», «Встречаем гостей», | |||
«Готовим обед». | |||
| |||
|
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
сентябрь | «Моя семья» | Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с ролью мужчины и женщины в семье и в обществе. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. |
произведений о семье.
«Семья».
дедушкой». |
Октябрь | «Земля –наш общий дом» | Формировать у детей чувство толерантности, знание о многонациональности народов России, формирование представления таком понятии, как «светская Россия». Формировать дружелюбное отношение к людям разных национальностей, уважительное отношение друг к другу. |
«Собери костюм».
«Разноцветные люди».
|
подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты». | |||
«Знаменитые россияне» | Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны. |
россиянах.
«Щелкунчик».
| |
«Знаменитые спортсмены» | Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям; подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот» |
рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка.
«Мой любимый вид спорта».
| |
Ноябрь | «Малая Родина». «Мой Санкт - Петербург» За что мы любим свой город. | Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина». Разработать экскурсионный проект по музеям города. |
|
тогда и сейчас».
№ 513. | |||
«Моя мама» | Прививать детям любовь к матери, уважительное к ней отношение. |
| |
Декабрь | «Новый год у ворот» | Расширять представления детей о Новом годе, традициях его празднования у разных народов и в разных странах, создание атмосферы праздника. |
в других странах.
«Новогодний праздник в разных странах мира»,
«Символ года» (вместе с родителями). |
Январь | «Наша Родина – Россия» | Закрепить представления детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне. Формировать уважительное |
|
отношение к государственным |
наш флаг», «Узнай наш герб», | ||
символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. |
| ||
Родины». | |||
| |||
| |||
| |||
рисунков. | |||
| |||
прослушивание стихов о родной | |||
стране, пословицы и поговорки. | |||
| |||
| |||
«Русские | Закреплять интерес к |
промыслах.
| |
народные | народному быту и | ||
промыслы». | изделиям декоративно – | ||
прикладного искусства, | |||
фольклору России, | |||
познакомить детей с | |||
дымковской игрушкой, с | |||
русской матрешкой, | |||
развивать чувства | |||
национальной гордости | |||
при изучении народных | |||
промыслов. |
Февраль | «Забавы вокруг печки». | Познакомить детей с особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки. |
его особенностях.
|
«Наши защитники» | Продолжать расширять представления детей о защитниках Родины. Дать представление о различных родах войск. Воспитывать патриотические чувства. |
«Профессия – военный», «Есть такая профессия – Родину защищать».
«Наша армия», «Военные профессии».
«Богатыри». | |
Март | «Мамин праздник» | Расширять представления детей о матери, её роли в семье, воспитывать уважительное к ней отношение, желание помогать ей. |
рассказов на темы «За что я люблю свою маму», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме».
|
какая моя мама!», оформление работ в книгу.
| |||
«Масленица» | Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора |
беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.
| |
«Голубые реки России» | Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. |
Байкал;
| |
Апрель | «Москва – главный город нашей Родины» | Расширять представления детей о Москве, познакомить с её достопримечательностями. |
открыток с достопримечательностями Москвы, «экскурсия» по Красной площади» (по иллюстрациям), презентация «Главный город нашей страны».
|
опыта (кто побывал в Москве).
| |||
«Русский лес- чудесный лес!» | Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. |
«Прогулки по лесу».
| |
Май | «День Победы» | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла. |
погибшим воинам.
|
деду за Победу!»; «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».
| |||
«Семейные традиции» | Расширять представления детей о семье и семейных традициях. Учить внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться семейными делами. |
моей семьи», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож».
«Собираем добрые слова».
«Семейные увлечения» | |
Итоговое интегрирован ное занятие. | Закрепление знаний детей о таких понятиях, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина», «малая Родина» |
«Моя Родина». Дидактические игры на закрепление. |
Взаимодействие с родителями
Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.
Формы работы с семьями воспитанников:
- Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений:
«Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник, «Я как папа», утренник 8 марта,
«День Победы».
- Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.
- Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции»,
«Природа Ленинградской области», «Что значит – быть патриотом?» и др.
- Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по городу в музеи.
- Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
- Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
- список рекомендованной для чтения детям литературы;
- составление картотеки иллюстраций;
- рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
- Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).
- Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
- Организация совместных мероприятий организованной образовательной деятельности для детей и родителей.
Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Используемая литература
- Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007. 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, - 2010.
- Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. Мозаика – Синтез, 2008.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Мозаика – Синтез, 2008.
- 7 . Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- 8 . Региональный компонент: Педагогическая диагностика Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина «Ценностное смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края)-2005.
- «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества" под ред. Л.А. Баландиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриоты своей страны»
«Патриоты своей страны»...
Конспект ООД в старшей группе по патриотическому воспитанию «Мы патриоты своей страны»
ГБОУ школа № 2083ДОП «Семицветик» Конспект ООД в старшей группепо патриотическому воспитанию«Мы патриоты своей страны»...
Проект «Квест в режиме одного дня детского сада из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»
Актуальность данной темы.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. О...
Буклет для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим патриотов своей страны"
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовно...
ОТЧЁТ педагогического социально значимого проекта по патриотическому воспитанию детей в первой младшей группе на тему: "Маленькие патриоты своей страны"
Отчёт о проделанной работе...
Я, Патриот своей страны. И моя страна называется Россия! И я горжусь этим!
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Нас в далёком детстве воспитывали любить свою страну, свою Родину. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к са...
Конспект ООД в старшей группе по патриотическому воспитанию «Мы патриоты своей страны»
laquo;Мы патриоты своей страны»...