Программа по патриотическому воспитанию "Юные патриоты своей страны"
методическая разработка

Ташева Юлия Викторовна

Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, соотнесена с требованиями  Федеральногого государственого образовательного стандарта. Воспитание гражданиниа страны - одно из главных условий национального возрождения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление:

1

Паспорт программы

Пояснительная записка

2

4

2

Цель и задачи программы

6

3

Нормативно-правовое обеспечение Программы

6

4

Методическое обеспечение Программы

7

Принципы реализации Программы

7

Структура Программы

7

Предметно-развивающая среда

8

Предполагаемый результат

8

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на

этапе завершения дошкольного образования

10

5

Формы реализации Программы

11

6

Механизм сопровождения Программы

11

7

Итоговый мониторинг реализации Программы

12

8

Содержание программы

13

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-

патриотическому воспитанию с детьми младшей группы

15

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-

патриотическому воспитанию с детьми средней группы

19

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-

патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

26

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-

патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы

34

9

Взаимодействие с родителями

43

10

Используемая литература

44

Паспорт Программы

Наименование программы

«Юные патриоты своей страны». Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Основание для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  4. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г.

№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  2. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г.

№ 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).

  1. Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Устав ДОУ.

Разработчики программы

Воспитатель: Ташева Ю.В.

Цель программы

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и

природных особенностей родного края.

Задачи программы

  1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формировать художественный вкуса и любовь к прекрасному, развить творческие способности.
  7. Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитывать здоровый образ жизни.
  9. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Исполнители мероприятий Программы

Педагогический коллектив ГБДОУ №124, дети, родители.

Время реализации программы

2023 - 2024 годы

Ожидаемые результаты реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Пояснительная записка

Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

В.Г. Белинский

Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому

«патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического

воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. К.Д. Ушинский писал:

«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Программа «Юные патриоты своей страны» предназначена для организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.

Программа «Юные патриоты своей страны» построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).

Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,

Программа                построена        с   использованием        разнообразных        методов   и        приемов патриотического        воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, посещение образовательных пространств, выставок, фотовыставок детского сада,  наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы

предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.

Цель и задачи программы

Цель программы «Юные патриоты своей страны» - формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы:

  • Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
  • Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формировать художественный вкуса и любовь к прекрасному, развить творческие способности.
  • Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.
  • Воспитывать здоровый образ жизни.
  • Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Нормативно-правовое обеспечение Программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  4. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26

«Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  1. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  2. Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Устав ДОУ.

Методическое обеспечение программы

Принципы реализации Программы

В основу реализации Программы положены следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие;
  • сочетает принципы научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица»,

«Родной город», «Моя Родина», «Родная страна»;

  • принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
  • принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.

Структура программы

Программа разработана на 4 года по возрастным группам:

3-4 года - младшая группа; 4-5 лет - средняя группа;

5-6 лет – старшая группа;

  1. лет – подготовительная группа.

Поставленные Программой задачи решаются комплексно, по разделам:

  • «Моя семья» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье (познакомить с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной);
  • «Мой детский сад» - основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к их труду; познакомить с историей детского сада);
  • «Моя улица» - основная цель: формировать представления детей о своём районе, улице, воспитывать бережное и уважительное отношение к своей малой Родине;
  • «Родной город» - основная цель: дать представления о родном городе и его истории (формировать представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города, о его исторических корнях; воспитывать уважение к людям, прославившим город, героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества);
  • «Мой регион» - основная цель: дать представления о Ленинградской области: её государственных символах, культурных ценностях и традициях, достопримечательностях, социально-экономической значимости, природных особенностях и богатствах;
  • «Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми россиянами; формировать представления о многонациональности нашей страны.

Предметно-развивающая среда

Для результативной работы по программе необходимо:

  • иллюстрации и фотографии с видами родного города, области, страны;
  • карта Ленинградской области, карта Санкт – Петербурга, карта России;
  • символы республики и государства (герб, флаг, гимн);
  • аудиозаписи гимнов (города и гимн России);
  • снимки, иллюстрации достопримечательностей города, области, страны;
  • фотографии известных людей города, области, страны;
  • иллюстрации и изделия народных промыслов;
  • художественные произведения;
  • картины с изображением родных пейзажей.

Предполагаемый результат

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

3–4 года.

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать где работают их родители.
  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
  • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города.
  • Иметь представление о символике города.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа Ленинградской области.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск. 6–7 лет.
  • Краткие сведения об истории города, области.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг своего города, области, страны.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле;

о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много- национальности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.

Формы реализации Программы

  • Мероприятия образовательной деятельности, в процессе которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с улицей, районом, родным городом проводится с использованием целевых прогулок, экскурсий.
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • дидактические игры;
  • настольные игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • театрализованные игры;
  • беседы о семье, детском саде, родном городе и т.д.; - рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, презентаций, организация выставок предметов детского творчества.
  • Изобразительная деятельность.
  • Прослушивание литературных и музыкальных произведений. Праздники, утренники, развлечения.

Механизмы сопровождения Программы

  1. Планирование и подготовка:

  • изучение методической литературы, составление плана работы;
  • утверждение плана работы.
  1. Методическое сопровождение:

  • организация        и        проведение        семинаров        и   консультаций        по        внедрению программы;
  • пропаганда        лучшего        опыта        работы   педагогов,   работающих   в        данном направлении;
  • проведение мастер-классов, круглых столов, открытых мероприятий образовательной деятельности;
  • самообразование педагогов.
  1. Использование результатов работы:

  • подготовка и проведение методических мероприятий (педагогических чтений, Педагогических советов, открытых просмотров);
  • оформление результатов работы; выставки, написание проектов; размещение информации в СМИ.
  1. Мероприятия поддержки:

  • составление плана совместных проектов между специалистами ДОО;
  • разработка        и        проведение        комплексных        мероприятий, совместных праздников с музыкальными руководителями.
  • взаимодействие с семьёй;
  • сотрудничество с районной детской библиотекой;
  • сотрудничество с музеем «История школы» гимназии № 513 Невского района;

Итоговый мониторинг реализации Программы

  • Оценка промежуточного, итогового уровня развития детей (через беседы, наблюдения и т.д.).
  • Оформление результатов работы.
  • Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках Программы.

Содержание программы

п/п

Задачи

Мероприятия

Ответственный

1

Создание развивающей среды в ДОУ для нравственно- патриотического воспитания.

  • Организация        тематических, краеведческих мини-центров в группах.
  • Оформление коридоров и помещений ДОУ стендами, выставками, образовательными пространствами.

заведующий, старший воспитатель, воспитатели

  • Подбор альбомов, фотографий.
  • Подбор художественной литературы.
  • Подбор дидактических игр.
  • Сбор коллекции видеофильмов, презентаций. Подбор образцов народного

декоративно-прикладного искусства.

воспитатели

2

Создание речевой среды.

Использование в повседневной жизни произведений устного народного творчества, лучших        образцов        литературных произведений, поэтических произведений

педагогический коллектив

3

Формирование у педагогов мотивации к ведению работы по нравственно- патриотическому

воспитанию.

  • Анкетирование педагогов по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Педагогические советы (согласно плана методической работы)

заведующий, старший воспитатель

4

Повышение педагогической компетентности воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию детей.

Семинар-практикум

«Нравственно-патриотическое        воспитание дошкольников»:

  1. занятие        –        «Теоретические        основы патриотического воспитания дошкольников»;
  2. занятие        –        «Знания,        необходимые педагогам для реализации программы

нравственно-патриотического воспитания»;

  1. занятие        –        «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

старший воспитатель

5

Обмен педагогическим опытом

Обмен опытом по темам:

  • «Ознакомление дошкольников с семьёй и семейными традициями»;
  • «Наш любимый детский сад»;
  • «Вот эта улица, вот этот дом»;

воспитатели

«Ознакомление с родным городом, областью»; - «Знакомство с народными традициями и праздниками»; - «Наша Родина

– Россия»; - проекты по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

6

Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему мероприятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности

Циклы ознакомительных занятий:

  • о семьях и семейных традициях детей:
  • о детском саде;
  • об истории, культуре, географии родного города, области, России;
  • об общественно значимых профессиях;
  • о воинской славе России, о Великой Отечественной войне, её героях-земляках;
  • о государственных и народных праздниках.
  • Творческие        работы        (совместная продуктивная деятельность).
  • Игры-путешествия по району, городу, области, стране.

Оформление стендов, выставок детских работ.

старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед

7

Привлечение родителей к вопросам

Анкетирование родителей «Воспитание патриота в семье».

старший воспитатель, воспитатели

8

Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Родительские встречи, беседы

  1. «Народная педагогика в воспитании ребёнка в условиях семьи»;
  2. «История семьи – история страны»;
  3. «Любить и знать свою малую Родину».

старший воспитатель, воспитатели

9

Вовлечение родителей в

детскую деятельность, как равных по

общению партнёров.

Участие в совместных мероприятиях, экскурсиях в выходные дни.

старший воспитатель, воспитатели

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми младшей группы

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

«Моя семья»

Работа над понятием

«семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

  • Чтение стихов о маме, папе и.т.д. .
  • Беседы с детьми о членах семьи,

«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи).

  • Выставка семейных фотографий.
  • Рассматривание семейных фотографий, Оформление альбома.
  • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
  • Заучивание потешки «Расти коса до пояса», «Водичка-водичка».
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь

«Мой детский сад»

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад.

  • Чтение художественной литературы.
  • Пение песенок и чтение стихов о детском саде.
  • Беседа «Моя группа, мои друзья».
  • Игры с любимыми игрушками.
  • Заучивание потешки «Котик-коток»,

«Сорока-ворона».

  • Помощь в уборке младшему воспитателю, дворнику.
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Ноябрь

«Мой любимый Санкт – Петербург»

Знакомить с понятие

«город», Знакомить с достопримечательностями города.

Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.

  • Беседа «Город, в котором я живу»,

«Мой домашний адрес».

  • Рассматривание фотографий

«Достопримечательности города».

  • Конструирование: «Домики для сказочных героев», строим улицу (на ней дома, используя кубики, пластины).
  • Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».
  • Чтение художественной литературы.
  • Д/и  «Учим Кузю переходить дорогу».
  • Практические занятия «Как перейти пешеходный переход».

  • Экскурсия по улицам прилегающим к детскому саду. (маршрут выходного дня для родителей)
  • Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).
  • Игра - драматизация по сказке

«Теремок».

Декабрь

«Новый год у ворот»

Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей страны. Изменения в природе с приходом зимы

  • Беседа воспитателя о встрече Нового года.
  • Рисование «Ай да, елочка краса!»
  • Аппликация «Нарядим елочку».
  • Загадки о зиме.
  • Чтение художественной литературы.
  • Заучивание стихов «Дед Мороз»,

«Ёлочка», чтение потешек и закличек о зиме.

  • Составление письма Деду Морозу.
  • Проведение        конкурса        «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
  • Акция «Подкормим птиц». (задание для родителей)

Январь

«Город, в котором я живу».

Знакомство с малой Родиной (город Санкт-Петрбург). Дать первоначальные представления о своем городе.

  • Беседа «Назови свой город» (учить называть город, в котором живут дети).
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций с достопримечательностями города.
  • Подвижные игры.
  • Конструирование «Заячий остров».
  • Разучивание русской народной игры

«Зайка беленький» (рассказать, что русский народ, придумал много подвижных игр для детей).

Февраль

«Наши защитники»

Формировать уважение к Российской армии, вызвать желание быть похожими на наших защитников.

  • Беседа о празднике «Дне защитника Отечества» (дать понятие, что Отечество – это наша Родина, а воины (папы) защищают свою страну).
  • Изготовление подарков для пап и дедушек.
  • Спортивное развлечение «Я как папа».
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры.
  • Рассматривание иллюстраций и картин с изображением военных.
  • Чтение художественной литературы.
  • Пение песен, заучивание стихов об  армии.

Март

«Очень я люблю маму  милую мою»

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны; воспитывать любовь и уважение к женщине (маме, бабушке)

  • Беседа с детьми о мамах (прививать любовь к близкому и родному человеку).
  • Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
  • Изготовление подарков для мам и бабушек.
  • Праздник.
  • Чтение художественной литературы, заучивание песенок, потешек и стишков.
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки- матери».
  • Дидактические игры.
  • Аппликация и рисование «Красивые цветочки».

Апрель

«Традиции нашего народа»

Знакомить детей русским фольклором

  • Театр игрушек «Маша и медведь» (русская народная сказка).
  • Настольный театр «Волк и семеро козлят».
  • Хороводная игра «Заинька, выйди в сад».
  • Инсценированный показ русской народной потешки «Жили у бабуси…»
  • Изготовление руками детей оладушек и баранок из соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («Идет дождь»,

«Зелёная травка»,  ладошками («Петушок»).

  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  • Развлечение «В гостях у Бабушки Баюшки».
  • Развлечение «Весёлые котята» (физкультурное).
  • Знакомство с народными играми.

Май

«Интерес-но е в нашем доме»

Учить детей внимательнее   относиться к событиям в доме

  • Беседы на темы: «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга»,

«Животные в доме».

  • Рисование по темам.
  • Чтение художественной литературы.
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры.
  • Театрализованная деятельность

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми средней группы

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

«Моя семья»

Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам

  • Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья».
  • Чтение художественной литературы о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.
  • Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья»,

«День рождения», «Встреча гостей».

  • Урок вежливости «Дружная семья».
  • Совместные с родителями досуги, праздники.
  • Беседы, составление рассказов о своей семье.
  • Рисование по теме «Моя семья»

«Дома в нашем городе»

Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные.

Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить

соблюдать элементарные правила гигиены.

  • Рисование на тему: «Дом, в котором ты живешь».
  • Дидактические игры ««Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?».
  • Беседа на тему: «Мой дом», «Мой адрес», «Дом, в котором ты живешь».
  • Наблюдение и экскурсии по территории детского сада: рассматривание

домов, их этажности, номера, из чего построены,

  • Рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома.
  • Рассматривание        иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.
  • Наблюдение за жилыми домами

Октябрь

«Мой детский сад»

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад.

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

  • Проект        «Наша        группа        –        дружная семья».
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
  • Рисование        детского        сада,        группы, друзей, любимых игрушек.
  • Экскурсии по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников (на кухню, прачечную, медицинский кабинет).
  • Беседы о труде сотрудников детского сада.
  • Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
  • Сюжетно-ролевые игры «Повар»,

«Прачечная», «Медицинская сестра».

  • Чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.
  • Фото – книга «Как мы в садике живем».
  • Пальчиковая игра «Дружба».

Ноябрь

«Мой  любимый Санкт - Петербург»

Познакомить детей

с историей возникновения района, города, его названия, вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него.

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города.

  • Экскурсии по территории детского сада.
  • Игра-путешествие «Мой город».
  • Беседа «Малая Родина» об истории названия города и его основании.
  • Рассказ воспитателя об истории города, о Петре I.
  • Выставка фотографий нашего района, города, портрет Петру I.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением самых замечательных мест города. Рассказы детей о своем городе.
  • Прослушивание песен и стихов о родном городе.
  • Целевые прогулки по близлежащим улицам. (маршрут выходного дня для родителей)

«Добрая,

милая

мама» ко дню матери

Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать матери, заботиться о ней.

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у мамы работа по дому:        указать                на необходимость        помощи мамам.

Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать        доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Формирование ценных нравственных        навыков (любви, сочувствия и т. д).

Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

  • Беседы о маме.

 Рисование на тему «Моя любимая  мама».

  • Праздник, посвящённый Дню матери.
  • Чтение произведений, стихотворений о маме.
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»,
  • «Мамины помощники», дидактические

игры.

  • Занятие - «Чем порадовать маму?»,

«Бабушкин праздник».

  Декабрь

«Новый год  у ворот»

П    П

Загадки, песни, стихи о зиме. Беседа о  встрече Нового года, рассказ воспитателя о том, как отмечают Новый год в нашей стране.

Экскурсия к главной ёлке на площади.

Развлечение «Новый год у ворот».

Составление письма Деду Морозу.

Рассматривание иллюстраций, чтение  стихов о зиме, заучивание новогодних стихотворений.

Рисование        на        тему        «Новогоднее представление», рисование                снежинок, зимнего дерева.

  • Фотовыставка «Зимние забавы».
  • Экспериментальная деятельность со снегом
  • Изготовление        атрибутов        для украшения группы.

Подвижные игры.

Январь

«Наша Родина –

Познакомить детей с нашей большой родиной – Россией.

  • Чтение стихотворений и художественных произведений о Родине.

Россия»

Дать первоначальные представления о ней.

  • Пословицы и поговорки о Родине.
  • Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

  • Выставка рисунков «Моя Родина».
  • Нахождение России на глобусе.
  • Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды).

  • Пение русских народных песен, частушек.

  • Народные игры.

«Флаг России»

Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины.

Учить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём.

Воспитывать уважение к государственным символам России.

  • Познакомить детей с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
  • Беседа «Наш флаг – символ России». Рассматривание флага, прослушивание гимна.
  • Презентация «Российский флаг».
  • Рассказ о происхождении флага России, о том, как рождались флаги в древней Руси.
  • Рисование «Флаг России».
  • Чтение художественной литературы В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь»,  

З. Александрова «Родина».

  • Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Февраль

«Народные

Чудо -

Расширить представление        детей        о народных промыслах.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых        остаются актуальными и в наши дни:

  • Беседа «Народно-прикладное искусство России».

мастера»

  • Рассматривание изделий народных мастеров.

  • Рисование «Золотая хохлома»,

«Дымковская игрушка» (лошадка)

  • Аппликация «Гжельская роза».
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций.

  • Встреча с гончаром.

русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник.

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

  • Работа с родителями: развлечение на тему «Рождество на Руси». (маршрут выходного дня. Посещение рождественской ярмарки)

«Наши защитники»

Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества».

Учить        называть различные рода войск.

Воспитывать патриотизм,        уважительное отношение к армии и людям, которые        защищают        нашу страну.

Воспитывать гордость за свое Отечество.

  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Дидактические игры.
  • Изготовление подарков для пап и дедушек.
  • Спортивное развлечение «Я как папа».
  • Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев

«Нет на свете родины красивее», С. Маршак

«Пограничник», В. Давыдов «Дозор»).

  • Беседы, рассказ воспитателя, рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.
  • Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

Март

«Наши праздники» (8 Марта)

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны; воспитывать любовь и уважение к женщине.

  • Беседа «Самая лучшая мама на свете».
  • Изготовление подарков для мам и бабушек.
  • Чтение стихов и художественной литературы о маме, заучивание

стихотворений и песен.

  • Праздник «Поздравляю мамочку», посвящённый женскому дню, игры,

 конкурсы с        мамами и бабушками.

  • Дидактическая игра «Какая моя мама»

  • Рисование «Моя любимая мама» (портрет мамы).

  • Конкурс детских рисунков «Портрет мамы».

  • Фотовыставка или презентация «Моя любимая мама».

«Природа

Учить видеть красоту природы

  • Прогулки, экскурсии по территории детского сада.
  • Экскурсия по «Экологической тропе» (на территории детского сада).
  • Наблюдения за природой.
  • Рассматривание картин «Времена года», А. Саврасов «Грачи прилетели», «Цветы», иллюстраций, фотоальбомов.
  • Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок»,

«Времена года».

  • Беседа «Приключение ветерка».
  • Пальчиковая игра «В лес всех выпустим зверей».
  • Чтение художественной литературы.
  • Рисование.
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года».
  • Слушание фонограммы «Звуки и голоса природы».

нашего

осенью.

края»

Обобщить        знания        детей        о

растительном        и        животном

мире родного края.

Формировать        осознанное

действенное        отношение        к

природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Ап-рель

«Наши космонав-ты»

 Сформировать

представления о празднике “День космонавтики”, элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков- космонавтов, покоривших космос. Воспитывать любознательность.

  • Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо».
  • Изготовление атрибутов для сюжетно

– ролевой игры «Космонавты».

  • Сюжетно – ролевая игра

«Космонавты», «Самолеты на посадку».

  • Рисование на данную тему.
  • Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли).
  • Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
  • Аппликация - оригами «Ракета».
  • Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах.

«Животные

Уточнять        и        расширять

  • Беседы: «Животные нашего края?»,

«Как звери перезимовали?».

  • Загадывание загадок о животных и птицах.
  • Дидактические        игры:        «Назови признаки животных», «Кому что дадим?»,

«Угадай,        чей        хвост»,        «У        кого        кто?»,

«Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние».

и птицы

представления        детей        о

нашего

животных нашего края, о разнообразии перелётных птиц.

края»

Формировать знания об общих

признаках птиц (клюв, органы

передвижения, перьевой

покров).

Учить        видеть        особенности

строения и поведения птиц.

Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

  • Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах.
  • Подвижные игры «Воробышки и кот»,

«Лиса и зайцы».

Май

«День Победы»

Воспитывать патриотические                чувства; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших солдат.        Создать        у                детей настроение        сопереживания прошедшим                событиям Великой                Отечественной войны.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

  • Беседы о Великой Отечественной войне.
  • Рассматривание альбомов о Великой Отечественной войне.
  • Аппликация «Голубь мира».
  • Чтение художественной литературы.
  • Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии.
  • Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного

«Дню Победы».

  • экскурсия к мемориалу, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ.

(маршрут выходного дня с родителями)

«Поначалу в жизни нашей было всё не так

…»

Познакомить детей с образом жизни древних славян.

Сформировать понимание слова «предки».

Уточнить виды занятий славян в древности.

Развивать познавательную                активность, расширять                                                кругозор, диалогическую                                                речь. Закреплять знания о русском народном                                фольклоре, обобщить        знание                        детей        об истории возникновения Руси, познакомить        с                                русскими былинами, богатырями.

  • Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды

русских богатырей.

  • Просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».)
  • Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова,

«Богатырская наша сила».

Прививать чувство гордости

за свою Родину, русский народ.

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

сентябрь

«Моя семья»

Закрепить представления детей о семье, её членах. Дать понятие «родня».

  • Беседы на тему «У нас дружная семья», «Отдыхаем всей семьей»» (рассматривание фотографий).
  • Совместное творчество – газета «Как я провел лето».
  • Чтение стихотворения   Я.   Акима

«Моя родня», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Е. Благинина «Посидим в тишине», обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».

  • Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д..
  • Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
  • Дидактическая игра: «Какие добрые слова можно сказать при встрече с бабушкой, дедушкой?».
  • Сюжетно-ролевая        игра «Семья».
  • Рисование на тему «Моя семья».
  • Разучивание песенки ко дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой».

октябрь

«Мой любимый детский сад»

Закреплять и

расширять представления о детском саде и его сотрудниках, о значимости их труда.

  • Беседа «Как хорошо у нас в саду».
  • Пение песен и чтение стихов о детском саде.
  • Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников, беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
  • Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо».
  • Составление рассказа «Мой друг».
  • выставка детских рисунков на тему

«Мой любимый детский сад», «Мы играем».

  • Организация        групповой        выставки

«Дары осени».

  • Ведение альбома: «Мой любимый детский сад».

ноябрь

«Мой любимый Санкт – Петербург»

Расширять представления детей о родном городе и его достопримечательностях, о людях прославивших город.

  • Экскурсии по городу (маршрут выходного дня с родителями)
  • Прослушивание песен о  родном городе.
  • Организация                фотовыставки, рассматривание        фотографий        с изображением самых знаменитых мест в городе.
  • Рассказ воспитателя об известных в городе людях.
  • Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).
  • Конкурс рисунков «Мой город».
  • Проект «Мой город родной» - презентация.

«Моя мама»

Прививать детям любовь к матери, уважительное к ней отношение.

  • Сюжетно-ролевая игра

«Семья».

  • Концерт «Моя любимая мамочка». Посвящённый «Дню матери».
  • Беседы о маме, «Мама – первое слово».
  • Рисование на тему «Мама, любимая моя», «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты).
  • Чтение произведений о маме.

Декабрь

«Новый год у ворот»

Расширять представления детей о

Новом годе, традициях его празднования у разных народов и в разных странах, создание атмосферы праздника.

  • Загадки о зиме.
  • Беседа о встрече Нового года в других странах.
  • Изготовление        открыток        с новогодними пожеланиями в рисунках, составление письма Деду Морозу.
  • Рисование на тему

«Новогоднее представление».

  • Аппликация «Новогодняя ёлка».
  • Проведение конкурса «Символ года» (вместе с родителями).

  • Акция «Подкормите птиц» (с родителями)

январь

«Наша Родина –

Расширять представления детей о России, знакомство

  • Познавательное мероприятие «Моя Родина - Россия».

Россия»

с символами государства.

  • Книжная выставка и обзорная беседа

«Природная кладовая нашей Родины».

  • Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается

Родина?».

  • Объяснение значения пословиц о Родине.

  • Рассказ воспитателя о государственных символах, Российском

флаге (раскрашивание нарисованного

флага).

  • Рассматривание        иллюстраций        с изображением природы различных уголков

нашей Родины.

  • Рисование на тему «Моя Родина»,

«Люблю березку русскую».

  • Слушание гимна России.
  • Пение        русских        народных        песен, частушек, колядок, игры.
  • Презентация «Россия –

Великая, многонациональная  страна».

Наша область

Расширять представления

детей

о Ленинградской области,

  • Беседы о Ленинградской области.
  • Рассматривание фотографий.
  • Просмотр видеофильмов, презентаций.
  • Беседа «Река Нева».

  • Атрибутика символов Ленинградской области. Рассказ воспитателя о гербе и флаге Ленинградской области

  • Оформление альбома: “Достопримечательности Ленинградской

области».

  • Рассказ воспитателя «Знаменитые земляки».

  • Экскурсия в детскую библиотеку.

  • Подвижные игры: «Вокруг домика»,

«Рыбаки и рыбки», «Золотые ворота»,

«Тише едешь – дальше будешь».

  • Рисование «Зимние напевы».

февраль

«Народные мастера»

Продолжать знакомить детей с декоративно-

  • Беседы познавательного цикла по ознакомлению с окружающим «Занятия

прикладным искусством

жителей в старину», «Посуда»; «Веселая

России

ярмарка» (игрушки по мотивам народных

мастеров).

  • Беседы о декоративно-прикладном искусстве.

  • Презентация «Русский костюм».

  • Рисование «Терем-терем-теремок»,

«Украсим сарафан», «Украшение

кокошника», «Забавные свистульки»;

«Расписная барышня»; рисование по

мотивам декоративно-прикладного

искусства «Русские богатыри».

  • Дидактические игры.
  • Русские народные подвижные игры.
  • Развлечение «Ярмарка»
  • Выставка литературы по теме декоративно прикладного творчества.

«Наши

Расширять представления

  • Беседы «Мы с папой – настоящие мужчины», «Будем в армии служить»,

«Для чего нужна Армия», «Что я знаю об армии», «Родственники, служащие в Армии», «Профессия – военный».

  • Рассматривание альбомов: «Наша армия», «Военные профессии».
  • Дидактические игры: «Подбери картинку», «Чья форма? », «Военная техника», «Назови войска».
  • Сюжетно-ролевые игры:

«Пограничники», «Танкисты», «Летчики»,

«Военный парад», «Мы моряки», «Служба спасения», «Полиция»,

«Военнослужащий».

  • Презентация «Наша армия».
  • Просмотр видеофильма

«Защитники Отечества».

защитники»

детей об армии, о

(ко Дню

защитниках Отечества.

защитника

Отечества)

  • Пение песен об армии: «Бравые солдаты», «Папа может всё, что угодно».
  • Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек.
  • Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».
  • Раскрашивание раскрасок на военную тематику.
  • Конструирование из бумаги

«Оригами»: «Пилотка», «Корабль».

март

«Моя любимая

Расширять представления детей о матери, её роли в

  • Беседа о мамах, рассматривание иллюстраций о разных женских

мама»

семье, воспитывать

профессиях.

уважительное к ней отношение, желание помогать ей.

  • Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

  • Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке «Мамины умелые

руки».

  • Пение песен о маме, чтение художественной литературы: З.

Воскресенская «Мама», С. Михалков «А

что у вас?», З. Воскресенская «Мамины

руки», Н. Саконская «Разговор о маме», Е.

Благинина «Посидим в тишине».

Рисование портрета «Моя мама»,

изготовление подарка маме.

  • Семейные посиделки «Вместе с мамой».

  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки- матери»

  • Дидактическая        игра        «Чудесный сундучок» (знакомство с инструментами,

которыми        пользуются        люди        разных

профессий        в        своей        работе        «Кто        чем

занимается?»).

  • Выставка детских работ «Подарок для мамы».

«Природа нашего

Расширять представления детей о природе Ленинградской области.

  • Целевые прогулки и экскурсии по территории детского сада.

края»

представителях флоры и фауны, закреплять правила

поведения        в природе.

  • Беседы «Помоги исчезающим видам растений и животных своего края»,

«Лес - наше богатство», «Человек и природа».

  • Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями
  • Рассматривание картин и иллюстраций, изготовление фотогазеты

«Репортаж с прогулки».

  • Рисование «Лесные жители»,

«Птицы наши друзья».

  • Конкурс рисунков «Этот удивительный мир природы».
  • Чтение художественной литературы.
  • Совместная работа детей и родителей «Взгляд в будущее».
  • Вырастим дерево «Аллея дружбы».

апрель

«Москва

главный город нашей Родины»

Расширять        представления

  • Просмотр презентации о Москве.

детей        о        Москве,

познакомить        с        её достопримечательностями.

  • Выставка фотографий и рисунков

«Достопримечательности Москвы».

  • Оформление стенда «Москва — столица нашей Родины» (вместе с

родителями).

  • Беседы «Москва столица России»,

«Как строился московский Кремль?», «Как

Москва стала столицей государства?»

«Что интересного есть в этом городе?».

  • Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее.

  • Конструирование «Московский Кремль».

  • Составление книжки-самоделки

«Москва-главный город страны».

  • Беседа «Стихи и картины о Москве».
  • Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

  • Чтение художественной литературы. Абрамов А.В. «Рассказы о Москве», Л.А

Толмаков «Потешные прогулки по Москве

(отрывки).

«Весна в

Учить видеть красоту

  • Экскурсии и целевые прогулки по территории детского сада.

нашем

городе»

природы родного города,

закреплять представления детей о природе города, о правилах поведения в природе.

  • Беседы: «Признаки весны», «Разговор птиц весной».
  • Народные приметы, поговорки о весне.
  • Дидактические игры«Что бывает весной...»,«Весенние слова», «Угадай птицу»,

   «Засели домики», «Посади грядку».

  • Знакомство с фотографиями и видеоматериалом о жизни животных и

растений в весенний период времени, в

естественной природной среде.

  • Рассматривание картинок иллюстраций, отражающие красоту,

многообразия природы весной.

  • Экспериментальная деятельность

«Весенние признаки».

  • Заучивание стихов о весне.
  • Составление творческих рассказов на тему «Весна - красна».

  • Совместная с родителями акция

«Первоцветы».

  • Пластилинография: «Весенний букет», «Грачи прилетели».

  • Рисование «Вот и зацвел подснежник».

  • Прослушивание весенних мелодий.
  • Оформить выставку по теме «Весна пришла».

май

«День Победы»

Расширение представлений детей        о        Великой Отечественной войне, её героях, воспитание чувства гордости за свою Родину.

  • Презентация или видеофильм о Великой Отечественной войне.
  • Акция «Свеча памяти, и помнит мир спасённый…»
  • Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!»
  • Конкурс рисунков «День Победы»;

«Салют на главной площади».

  • Участие в акциях: «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы», «Книга

памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».

  • Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
  • Слушание и разучивание фронтовых песен,
  • спортивные        соревнования, посвящённые Дню победы.
  • Экскурсия к мемориалу погибшим воинам. (маршрут выходного дня для детей и родителей)
  • Книжная выставка и обзорная беседа

«Никто не забыт и ничто не забыто…»

  • Оформление выставок рисунков и

плакатов: «Георгиевская ленточка»;

«Письмо с фронта»; Открытка для

ветерана».

  • Изготовление аппликации «Книга

памяти».

«Семейные традиции»

Расширять        представления детей о семье и семейных

  • Беседы на тему «Традиции моей семьи», «Кем я могу гордиться в моей

традициях.        Учить

семье», «Моё имя».

внимательно

относиться        к событиям в

  • Беседа        «Что        было        до        моего рождения» (с использованием семейных

доме, интересоваться

фото).

семейными делами.

  • Фотовыставка        «Семейные увлечения».

  • Цикл        рассказов        «Мужчины        и женщины в русской семье».

  • Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».

  • Творческие рассказы детей на тему:

«Выходной день в моей семье».

  • Лепка «Моя семья».
  • Сюжетно-ролевая        игра        «Семья»,

«Дочки – матери», «Встречаем гостей»,

«Готовим обед».

  • Интервью   с        родителями «Почему меня так назвали?».

  • Книга пожеланий маме и папе.
  • Выставка «Семейные реликвии».

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

сентябрь

«Моя семья»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об

обязанностях членов семьи. Познакомить с ролью мужчины и женщины в семье и в обществе.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

  • Чтение художественных.

произведений о семье.

  • Рассказы воспитателя о роли членов семьи в семье и обществе.
  • Рисование на тему «Моя семья».
  • Беседы на тему «Моя семья» (рассматривание фотографий).
  • Сюжетно-ролевая игра

«Семья».

  • Презентация «Моя семья».
  • Разучивание стихотворений ко дню пожилого человека, разучивание песенки «Бабушка рядышком с

дедушкой».

Октябрь

«Земля –наш  общий дом»

Формировать у детей чувство толерантности, знание о многонациональности народов России, формирование представления таком понятии, как «светская Россия». Формировать

дружелюбное отношение к людям разных национальностей, уважительное отношение друг к другу.

  • Рассказы воспитателя о многонациональности нашей Родины с просмотром презентации.
  • Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».
  • Презентация «Русский костюм».
  • Рассматривание национальных костюмов.
  • Настольно- печатная игра:

«Собери костюм».

  • Чтение художественной литературы.
  • Пение песен разных народов.
  • Просмотр видео- слайдов

«Разноцветные люди».

  • Подвижные игры детей разных стран.

  • Вовлечение родителей в

подборке мультфильмов по теме:

«Все мы жители одной планеты».

«Знаменитые

россияне»

Познакомить детей со

знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

  • Беседы о знаменитых

россиянах.

  • Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание музыкальных произведений известных композиторов.
  • Просмотр мультфильма:

«Щелкунчик».

  • Организовать выставку книг российских авторов: «Моя любимая книга».
  • Вовлечение родителей: подборка портретов знаменитых российских писателей, поэтов, музыкантов.

«Знаменитые

спортсмены»

Познакомить детей со

знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям; подчеркнуть, что такие люди –

«настоящие граждане своей

страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот»

  • Беседы о российском спорте,

рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка.

  • Рассказывание детей по теме:

«Мой любимый вид спорта».

  • Подвижные спортивные игры на улице.

Ноябрь

«Малая

Родина».

«Мой Санкт - Петербург» За что мы любим свой город.

Уточнить представления

детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения

«малая родина». Разработать экскурсионный проект по музеям города.

  • Беседы о гербе и флаге города .
  • Рассказ воспитателя об истории возникновения герба, его символическим значении.
  • Экскурсия в Зимний дворец. (маршрут выходного дня)
  • Чтение художественной и познавательной литературы.
  • Изготовление альбома «Дом, в котором я живу».
  • Конкурс рисунков «Мой город».

  • Фотовыставка «Мой город

тогда и сейчас».

  • Фотовыставка: «Я в родном городе».
  • Проект «Мой город родной»
  • презентация.
  • Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».
  • Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего города)
  • Посещение музея школы

 № 513.

«Моя мама»

Прививать детям любовь к

матери, уважительное к ней отношение.

  • Разучивание стихотворений ко «Дню  матери».
  • Беседы о маме.
  • Рисование на тему «Мама любимая моя», «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты).
  • Чтение произведений о маме.
  • Совместный с родителями проект «Моя мама»
  • Презентация «Наши мамы»

Декабрь

«Новый год у

ворот»

Расширять

представления детей о        Новом годе, традициях его

празднования у разных народов и        в        разных странах, создание атмосферы праздника.

  • Беседа о встрече Нового года

в других странах.

  • Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
  • Составление письма Деду Морозу.
  • Рисование на тему

«Новогодний праздник в разных странах мира»,

  • Проведение конкурса

«Символ года» (вместе с родителями).

Январь

«Наша

Родина

Россия»

Закрепить

представления

детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне.

Формировать

уважительное

  • Беседы о России.
  • Просмотр видеофильмов и презентаций о городах России.
  • Рисование «Моя страна».
  • Беседы «Государственные символы России – герб, гимн, флаг»

отношение        к

государственным

  • Дидактическая игра «Узнай

наш флаг», «Узнай наш герб»,

символам, понимание того,

что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

  • Рассматривание географических карт.
  • Книжная выставка и обзорная беседа «Природная кладовая нашей

Родины».

  • Экскурсия в картинную галерею.

  • Экскурсия в детскую библиотеку,

  • Рисование «Люблю березку русскую», выставка детских

рисунков.

  • Чтение художественной и познавательной литературы,

прослушивание стихов о родной

стране, пословицы и поговорки.

  • Изготовление коллективной аппликации «Российский флаг».

  • Прослушивание музыкальных произведений о Родине.

«Русские

Закреплять интерес к

  • Беседы о русских народных

промыслах.

  • Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.
  • Русские народные подвижные игры.
  • Выставка в группе народных игрушек.
  • Лепка: «Лошадка» - дымковская    игрушка;
  •  Рисование: «Кувшин» - хохломская роспись.
  • Подбор материала о народно – прикладном искусстве.
  • Развлечение «Ярмарка»
  • Выставка литературы по теме декоративно- прикладного творчества.

народные

народному быту и

промыслы».

изделиям декоративно –

прикладного искусства,

фольклору России,

познакомить детей с

дымковской игрушкой, с

русской матрешкой,

развивать чувства

национальной гордости

при изучении народных

промыслов.

Февраль

«Забавы

вокруг печки».

Познакомить детей с

особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки.

  • Беседы о народном костюме и

его особенностях.

  • Рисование «Красивые варежки»,
  • Дидактические игры.
  • Оформление стендов и выставок детских работ.
  • Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок.

«Наши защитники»

Продолжать расширять представления детей о защитниках Родины. Дать представление о различных родах войск. Воспитывать патриотические чувства.

  • Беседы «Защитники земли русской», «Для чего нужна Армия»,

«Профессия – военный», «Есть такая профессия – Родину защищать».

  • Рисование        «Мой папа- защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!».
  • Выставка рисунков.
  • Рассматривание альбомов:

«Наша армия», «Военные профессии».

  • Презентация «Наша армия».
  • Непосредственно образовательная деятельность «Рода войск».
  • Выставка детских работ

«Богатыри».

Март

«Мамин

праздник»

Расширять представления

детей о матери, её роли в семье, воспитывать уважительное к ней отношение, желание помогать ей.

  • Беседа о мамах, составление

рассказов на темы «За что я люблю свою маму», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме».

  • Пение песен о маме,
  • Чтение стихов.
  • Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке «Мамины умелые руки».

  • Рисование портрета «Вот

какая моя мама!», оформление работ в книгу.

  • Изготовление подарка маме.
  • Семейные посиделки «Вместе с мамой».

«Масленица»

Средствами эстетического

воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора

  • Занятие – развлечение,

беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

  • Рисование: «Встреча весны в родном городе». Посещение праздника «Проводы русской зимы»

«Голубые

реки России»

Познакомить детей с

названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, озеро Байкал.

Формировать понимание значения воды для жизни всего живого.

  • Беседы о реках России, озеро

Байкал;

  • Рассматривание карты России.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.
  • Защита мини проекта «Отдых у реки».
  • Прогулка к паромной переправе.

Апрель

«Москва –

главный город нашей Родины»

Расширять представления

детей о Москве, познакомить с её достопримечательностями.

  • Рассматривание иллюстраций,

открыток с достопримечательностями Москвы,

«экскурсия» по Красной площади» (по иллюстрациям), презентация

«Главный город нашей страны».

  • Просмотр видеофильма о Москве.
  • Оформление стенда «Москва
  • столица нашей Родины» (вместе с родителями).
  • Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее.

  • Рассказы детей из личного

опыта (кто побывал в Москве).

  • Составление книжки- самоделки «Москва-главный город страны».

«Русский лес- чудесный лес!»

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Воспитывать патриотические чувства.

  • Беседы о жизни животных в лесу.
  • Рассматривание карты России по климатическим зонам..
  • Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Чьи припасы», «Зеленая аптека», «У кого какой домик» и т.д.
  • Вовлечение родителей в оформление фотовыставки:

«Прогулки по лесу».

  • Рассматривание картин и иллюстраций.
  • Совместная с родителями акция «Первоцветы».
  • Рисование.
  • Выставка детских работ.

Май

«День

Победы»

Обобщить и

систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

  • Экскурсия к мемориалу

погибшим воинам.

  • Экскурсия в «Музей обороны и блокады Ленинграда».
  • Беседы о Великой Отечественной войне, о героях войны.
  • Беседа «Что такое героизм?».
  • Рассматривание альбомов, иллюстраций из книг о Великой Отечественной войне.
  • Чтение книг о подвигах русских людей.
  • Изготовление наглядного пособия «Детям не место на войне».
  • Рисование: «День Победы».
  • Выставка работ: «Я помню, я горжусь!» Оформление их в книгу.

  • Участие в акциях: «Свеча памяти», «Спасибо

деду за Победу!»; «Знамя Победы»,

«Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».

  • Слушание и пение фронтовых песен.
  • Спортивные соревнования, посвящённые Дню победы.
  • Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…».
  • Оформление выставок рисунков и плакатов: «Георгиевская ленточка»; «Письмо с фронта»; Открытка для ветерана».

«Семейные

традиции»

Расширять представления

детей о семье и семейных традициях. Учить внимательно

относиться        к событиям в доме, интересоваться семейными делами.

  • Беседы на тему «Традиции

моей семьи», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож».

  • Приглашение родителей для рассказов о семейных традициях.
  • Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
  • Слушание музыки и песен о маме и папе.
  • Конкурс рисунков «Моя семья», совместно с родителями, выпуск стендов, посвящённых Дню семьи.
  • Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом

«Собираем добрые слова».

  • Спортивный праздник «Мама, папа, я — дружная семья»!
  • Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции»,

«Семейные увлечения»

Итоговое

интегрирован ное занятие.

Закрепление знаний детей

о таких понятиях, как

«родители», «родная природа», «родной город»,

«Родина», «малая Родина»

  • Тема занятия: «С чего начинается Родина?»
  • Выставка рисунков

«Моя Родина».

Дидактические игры на закрепление.

Взаимодействие с родителями

Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.

Формы работы с семьями воспитанников:

  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений:

«Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник, «Я как папа», утренник 8 марта,

«День Победы».

  • Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.
  • Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции»,

«Природа Ленинградской области», «Что значит – быть патриотом?» и др.

  • Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по городу в музеи.
  • Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
  • Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
  • список рекомендованной для чтения детям литературы;
  • составление картотеки иллюстраций;
  • рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
  • Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).
  • Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
  • Организация        совместных        мероприятий        организованной        образовательной деятельности для детей и родителей.

Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Используемая литература

  1. Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007. 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, - 2010.
  4. Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010.
  6. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Мозаика – Синтез, 2008.
  7. 7 . Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера»,        2007.
  8. 8 . Региональный компонент: Педагогическая диагностика Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина «Ценностное смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края)-2005.
  9. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества" под ред. Л.А. Баландиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриоты своей страны»

«Патриоты своей страны»...

Конспект ООД в старшей группе по патриотическому воспитанию «Мы патриоты своей страны»

ГБОУ школа № 2083ДОП «Семицветик»      Конспект ООД в старшей группепо патриотическому воспитанию«Мы патриоты своей страны»...

Проект «Квест в режиме одного дня детского сада из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»

Актуальность данной темы.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. О...

Буклет для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим патриотов своей страны"

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовно...

Я, Патриот своей страны. И моя страна называется Россия! И я горжусь этим!

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Нас в далёком детстве воспитывали любить свою страну, свою Родину. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к са...