Программа «Гражданско-патриотическое воспитание» «Душа – России»
методическая разработка на тему

Нефедьева Наталья Иннокентьевна

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЕРЕМХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНДУСТРИИ И СЕРВИСА

«Утверждаю»

 Директор ГБПОУ ИО ЧТПрИС

___________ Балабанова  М.Н.

«___» __________2015г.

 Программа

«Гражданско-патриотическое воспитание»

«Душа – России»

Автор – составитель

Воспитатель

Нефедьева Н.И.

Черемхово 2015 г.

Пояснительная записка

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

 Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;

 Среди важнейших  задач патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родин0й.

Основные направления

Социальное

Цели:

воспитание сознательного отношения к учебе;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции

формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.

Содержание:

организация и проведение , конкурсов, , интеллектуальных марафонов, игр;

изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий ;

организация совместных коллективных творческих дел;

организация и проведение благотворительных акций;

Содержание программы.

Политическое

Цели:

воспитание правовой культуры;

знакомство с правовыми нормами и процедурами;

выработка правовой культуры;

развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

изучение символики Росси, края, города, школы;

оформление уголка символики;

проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

 изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музей города ), заочных путешествий;

сбор исторических материалов, фактов .

совершенствование системы  самоуправления;

организация встреч с выпускниками училища, ветеранами воин, передовиками производства;

организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;

акция «Ветеран живет рядом»;

Экономическое

Цели:

воспитание экономической культуры мышления у учащихся;

формирование у подростков адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Содержание:

изучение предмета “Экономика”;

организация и проведение  олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;

оформление выставок;

участие учащихся в общественно полезном труде;

организация профориентационной работы с учащимися.

Нравственное

Цели:

воспитание любви к Родине;

воспитание чувства прекрасного;

воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);

формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание:

соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Ямала;

участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

знакомство с различными видами искусств;

изучение истории России, символики, геральдики;

проведение общественных  традиционных мероприятий ( творческие отчеты,  тематические вечера и т.д.);

проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

оформление стендов:  

организация различных выставок;

организация культурных мероприятий для творческой самореализации

Содержание программы по гражданско-патриотическому воспитанию

Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

Изучение символики округа, города, училища.

Изучение традиций, истории России, малых народов Ямала.

Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

Шефская помощь ветеранам.

Изучение основ государства и права.

Изучение культуры народов России.

Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий , заочных путешествий.

Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом».

Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.

Вахта Памяти.

Марш-Парад.

Игра «Зарница».

Встречи с ветеранами.

Встречи с участниками современных воин.

Экскурсии в музей (по тематическим экспозициям).

Единые классные часы.

Спортивно-конкурсные программы.

Возложение цветов к Памятным местам.

Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию

"ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"

Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать

учащимся, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.

Темы:

"Мой город, мой дом".

Городу - …. лет.

Мы хозяева города, училища.

"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"

Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.

Темы:

"Землянам чистую планету".

"В здоровом теле здоровый дух".

Мир моих увлечений.

"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

Цель: Добиться того, чтобы учащиеся нашего училища были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества

Темы:

"Ты и закон".

«Я гражданин и патриот своей страны».

Мои права и обязанности.

"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"

Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.

Темы:

Духовное наследие.

Современная Русь.

Традиции и обычаи Руси.

''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."

Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.

Темы:

"Юность, опаленная войной".

"С чего начинается Родина?"

"Достойное поколение".

Славные сыны Отечества.

По полю Русской Славы.

Мы - защитники мира.

"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"

Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.

Темы:

Твои истоки.

Я и Вселенная.

Мой дом, мои родные, близкие.

"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"

Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.

Темы:

«День Победы».

«Ветеран живет рядом».

Вахта Памяти.

Литература.

1.        Большая Советская Энциклопедия (3 диска). Москва.

2.        Военно-патриотическое воспитание. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы.

3.        Воспитательная работа. Проблемные дискуссии, деловые игры, интеллектуальные поединки.

4.        Классные часы в лицее и колледже.

5.        «А у нас – классный час». Лучшие разработки на нравственные и патриотические темы.

6.        Интернет.

7.        Центральная библиотека.

Оборудование.

1.        Телевизор.

2.        DYD.

3.        Компьютер.

4.        Плакаты, стенгазеты, диски.

5.        Фотоаппарат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о пат...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Программа гражданско- патриотического воспитания дошкольников "Мой дедушка- моя гордость".

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Бижбулякского районаДетский сад «Дюймовочка» с. Бижбуляк.Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мой дед...

Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"

Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошколь­ного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Моя Родина"

Программа предназначена для методистов и воспитателей дошкольных учреждений. Программа направлена на формирование основ птриотизма у детей дошкольного возраста ....

Программа гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи "Мир, в котором я живу"

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы- формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, деревне, к природе, ку...