Сказкотерапевтическая песочная терапия как средство и метод дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка

Песочная терапия и сказкотерапия давно распространена в наших детских садах. Воспитатели активно используют методы на своих занятиях, музыканты строят планы своих мероприятий по сюжетам знакомых сказок. Актуально использование сказок для юных театралов. Песочные столы тоже давно не редкость в дошкольных образовательных учреждениях и это здорово!!!

Не секрет, что все любят сказку. А если это сказка возникла в  песочной стране, тогда подключаются все участники  образовательного процесса, для всех этот процесс становится увлекательным и творческим.

Ведь первое, с  чем сталкивается ребенок в  своей жизни, что ему наиболее знакомо и безопасно вне дома -песочек. А первое, с  чем он сталкивается дома-книжки и сказки, конечно, в том случае, если это обыкновенная семья.

Единственное противопоказание-аллергия на песочную пыль, отсутствие ран и порезов на коже ребенка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochkaskazka.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность  песочной терапии для детей.

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии: эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто мною практикуется в детском сад  сказкотерапия,  музыкотерапия, работа с красками, глиной.  Все эти виды относятся к арт- терапии и помогают  деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Мною замечено, что буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова. Дети у нас в детском саду проходят курс песочной терапии, рекомендованный педагогом- психологом. Я использую и игровые элементы, методику обучения дошкольников М.Монтессори, игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. Актуальность методики песочной терапии в современном обществе очень высока. Человек все больше отходит от природы, забывает свое естественное начало. Именно песок сможет наполнить первобытные чувства и ощущения. Детям вдвойне полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Там малыш может развить мышление, фантазию и, что немаловажно,- мелкую моторику пальцев. Развитие образного мышления очень помогает в постановке правильной связной речи. Сейчас очень много детей с ЗРР И ЗПР, которым требуется помощь как детского психолога, так и логопеда.

Тенденция роста детей, имеющих проблемы в развитии сохранятся. Условия работы с детьми следующие:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Метод песочной терапии органичен и для взрослых, и для детей. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Изюминка песочной терапии- коллекция миниатюрных игрушек и предметов (высотой не более 8 см). Песочная терапия приобрела сказкотерапевтическую индивидуальную и групповые формы. На данном этапе игра в песок служит психотерапевтическим, дидактическим и развивающим целям. Метод сказкотерапевтической песочной терапии позволяет значительно расширить возрастной диапозон применения. Нижняя граница использования «спустилась» до 2-2,5лет. Играя с ребенком в песочнице, взрослый передает знания о мире и системе отношений в нем. «Песочные» сказки и истории значительно облегчают понимание маленького человека и переводят процессы взаимодействия с ним на близкий ему язык. В рамках песочной терапии  ведется  и работа с детьми- инвалидами, ОВЗ. Этот метод не только стабилизирует психоэмоциональное состояние, но и способствует развитию мелкой моторики, социального ориентирования, помогает разгадать тайны внутренних процессов «особых детей». Этот метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективным на будущее.

Основное действие песочной терапии направлено на понимание клиентом собственным процессов как разрушительного, так и созидательного порядка.

1.Концептуальные источники песочной терапии:

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

  1. различные формы нарушений поведения;
  2. сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
  3. психосоматические заболевания;
  4. повышенная тревожность, страхи;
  5. сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка), и в социальной ситуациях (детский сад, школа);
  6. неврозы.

II.Песочная арттерапия-это методика, направленная на высвобождение страхов, комплексов, избавления от проблем и эмоционального напряжения с помощью песка в игре. Значение песочной терапии в наше время велико- ее используют и психологи, и психотерапевты, и специалисты по раннему развитию. Ведь во время игры можно выяснить и проработать те проблемы, о которых напрямую ребенок отказывается говорить. Занятия с песком стимулируют развитие правового полушария головного мозга и развивают творческие способности. Задачи:

1.Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, средства песочной терапии.

2. Помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.

3.Преодоление нарушений коммуникации в системе ребенок- взрослый, ребенок- сверстники.

4. Развитие умения позитивно разрешать проблемные ситуации.

5. Упражнять детей в самостоятельности применения детьми в играх навыков поведения.

6.Развивать мелкую моторику рук ребенка.

7. Обучать способам расслабления.

8. Снижение психоэмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния.

9.Снятие агрессии, релаксация.

10. Преодоление замкнутости, помощь в двигательном раскрепощении.

Целями песочной терапии становится извлечение от проблемы, страха, комплекса.

Работая с песком, ребенок пытается придать форму ему в соответствии со своими эмоциями и чувствами. Благодаря песку внутренние образы принимают внешнее проявление. Ребенок создает свой мир, снимается эмоциональное напряжение, проблемы выливаются на песок, а специалист видит направление работы. Помимо рисования, в песке могут разыгрывать даже специальные  ситуации и найти правильное решение без советов взрослого, что более ценно по сути. Особо полезной работы с песком становится для детей с задержками речевого и умственного развития, пережившими психологические травмы.

III.Перечень нормативно-правовых актов, положенных в основу разработанной социальной технологии.

  • Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г.
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст).
  • Национальный стандарт РФГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения"
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания".
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей"
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52882-2007
    "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания"(утв.
    приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 560-ст).
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008
    "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания"
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания"
  • Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
    от 7 февраля 2008 г. N 40-А "Об утверждении Государственных стандартов (основные виды, объем и качество социальных услуг, предоставляемых населению Ямало-Ненецкого автономного округа), Методики расчета тарифов на социальные услуги, перечней мягкого инвентаря, мебели, оборудования и технических средств для учреждений социального обслуживания населения Ямало-Ненецкого автономного округа" С изменениями и дополнениями от:  10 июля 2008 г., 18 октября 2012 г., 30 сентября, 3 декабря 2013 г., 16 мая, 10 декабря 2014 г., 12 марта 2015 г., 17.07.2015г.
  • Закон ЯНАО от 29.11.2006 N 79-ЗАО (ред. от 23.12.2010, с изм. от 20.04.2015) "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 15.11.2006).

IV. Сведения о ресурсах.

Кадровые ресурсы

Наличие на данный момент

Возможности  реализовать  инновационную технологию

В реализации технологии участвуют:

1. Заместитель по УВР (  оказывает методическую помощь в планировании программы занятий, диагностической и консультативной работы.

2. Педагог-психолог: проводят психодиагностику, занятия по программе, консультирует родителей.

Ресурсы достаточны для осуществления технологии и решения поставленных задач.

Финансовые ресурсы

Заработная плата  специалистов.

Ресурсы достаточны для  осуществления технологии.

Необходимо финансирование для обучения специалистов на курсах игротерапии со специализацией по куклотерапии или семейного консультирования.

Материально-технические ресурсы

1. «Кабинет педагога- психолога» - кабинет, оборудованный  специальным столом для песочной терапии с подсветкой, предметами различной тематики, используемых в песочной терапии, игрушками специальными для сказкотерапевтической песочной терапии, реквизитом, имеет удобную мебель и большой стол для рисования детей.

2.Компьютер для работы и выбора музыкального сопровождения.

Ресурсы достаточны.

Требуются новые наборы тематических предметов, сказочных персонажей (игрушек, кукол), используемых  в песочной терапии.

 

V. Механизм реализации социальной технологии.

Формы и варианты песочной терапии определяется особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

  1. с целью диагностики;
  2. с целью оказания первичной психологической  помощи;
  3. в процессе краткосрочной психотерапии;
  4. в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Принципы работы с детьми:

- системность подачи материала;

-наглядность обучения;

-цикличность построения работы;

- проблемность;

-доступность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Я руководствуюсь следующими принципами песочной терапии:

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок- на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации- разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов- песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

5. Но самое главное, песочная терапия- игры с песком, где «Правил не существует».

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е.С.Слепович- проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, они слабо ориентируются в нравственно- этических нормах поведения.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ,- «Создание свободного и защищенного пространства», в котором ребенок или взрослый- может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

2.Предметы песочной терапии.

Содержание и характер предмета являются для клиента «психическим материалом».

Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр.

  1. 2.1.Типы предметов, используемых в песочной терапии:
  1. люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо иметь несколько фигурок младенцев, матерей, отцов, детей, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, ангелы;
  2. наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных- млекопитающих, грызунов, пресмыкающихся, земноводных, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных ( домашних животных), различных видов, доисторических, динозавры, животных из мультфильмов;
  3. летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц- персонажей мультфильмов, доисторических птиц ( птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых- муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек;
  4. водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу- меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, морские коньки;
  5. жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов домами-, от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель;
  6. домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве;
  7. деревья и другие растения: различные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы;
  8. объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;
  9. транспортные средства: эта подгруппа включает различные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты);
  10. объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование, мосты, ворота, порталы;
  11. объекты особого рода: маски, орудия труда, весы правосудия, маятник, вазы, музыкальные инструменты, пирамиды, саркофаги, зеркала, коробки, ларцы;
  12. аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, монеты, портфели;
  13. естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, птичьи гнезда.

Механизм воздействия.

Для детей- это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка- это необходимая, естественная и любимая деятельность.

2.2. Проективная психодиагностика в песочнице с использованием предметов.

Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно  диагностировать следующие феномены:

1.Прежде всего наличие внутренних конфликтов.

Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, зло побеждает, у автора не все на душе спокойно. Имеет место и скрытый конфликт, для этого необходимо детализировать ситуацию, произвести тонкий анализ песочной картины.

2. Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с высоким уровнем агрессивности.

3. Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной терапии. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.

4. Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в песочной сказке.

5.Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость,

покровительство,  избегание, взаимопомощь. Об этом станет известно, когда клиент расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.

Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзину или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание.

Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение.

Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве- это также диагностично. По- видимому, он в данный момент имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно его «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необходимо проработать Чувство меры».

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент. Далее клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция:  «Представь себе, что ты- Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь». Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение. Вопросы для обсуждения и его порядок могут быть следующими:

-Расскажи (те), что ты (вы) построил (и) и кто здесь живет.

-Давай (те) представим, что на страну обрушилось стихийное бедствие (ураган, пожар). Что будет происходить с жителями этого города, как они себя будут чувствовать, что будут делать?

- А как поведут жители соседнего города? (если он есть в песочнице).

Как дальше будут жить люди обоих селений? Измени (те) в песочнице все, что необходимо.

Слушая рассказ клиента о том, какая это страна, и кто в ней живет, важно обращать внимание на характеристики городов, жителей, их населяющих, на характер взаимодействий между жителями соседних городов. Необходимо проанализировать сюжет песочной сказки, ситуацию и дать рекомендации.

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Среди детей есть покладистые и идущие на сотрудничество, но бывает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, явно демонстрирует пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Обычно заинтригованные дети присоединяются к игре.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Будем помнить, что сказочная инструкция – не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок инструкции будут звучать по- разному: «Создай то, что хочешь», создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «создай свою семью и расскажи о ней».

Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие - то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего - то не хватит, можно подойти и взять то, чего не хватает.

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет- воду, выстроить гору. Однако, перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора:

- что это за мир, сказочная страна;

-какие существа ее населяют, откуда они пришли;

-в каких взаимоотношениях они находятся между собой;

-всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, или нет;

что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше;

-какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Некоторые авторы ничего не хотят менять в своей картине. Это связано с переносом на песочный лист «картины состояния внутренней стабильности. В этом случае автор желает, полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Если авто говорит, что есть существо, испытывающее дискомфорт в песочной  стране, необходимо спросить: « А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор реально разыгрывал свои фантазии на песке. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно- символическом уровне». Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, шкатулке, где живут фигурки, и посмотрим- может быть, среди них есть, те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся- их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны». Ежели и после этого автор удручен. В данном случае можно построить работу по «защите» страдающего существа. « Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может защитить себя». Таким образом, мы усиливаем психологическую  устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. На 3-5 игру автор может быть сам сможет найти помощников уязвленному герою. Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных игр. Достаточно уже, того, что вы выступаете организатором среды, где автор  чувствует  себя привычно и защищено, где он Творец. Этим мы позволяем клиенту самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить с «самим собой». Если мы работаем с неговорящими детьми, язык песочной терапии поможет глубже понять внутренние процессы этих людей.

По окончании игры автор протягивает руки над песочницей, собирает в воображаемый клубочек опыт песочной игры и прикладывает к сердцу. Затем сам разбирает песочную картину. Таким образом на бессознательно- символическом уровне закрепляется приобретенный опыт.

Технологии проведения песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи:1) диагностические; 2) коррекционные; 3) терапевтические;4) творческого развития. Кроме того, игры с песком, моделирование «миров» в подносе- прекрасный детский досуг, который может быть использован при проведении детского дня рождения, и просто во время домашних детских игр. Песочная терапия- это верный путь развития ребенка, путь в страну психологического здоровья ребенка. Игры с песком создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними. В процессе проведения песочной терапии выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс- возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.  Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения, беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния.

3. Блоки программы по песочной терапии.

Блоки программы

Задачи

1. «Давайте познакомимся».

Создание комфортной атмосферы в группе. Установление доверительного контакта с психологом и другими участниками, если это групповая форма. Знакомство с особенностями занятий в песочнице, организацией и процессом работы.

2. «Страна наших чувств».

Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями, снятие напряжения. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки. Развитие навыков саморегуляции.

3. «Моя сказка».

Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности. Арт и сказкотерапевтические техники, способствующие развитию воображения символического мышления, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.

4. «Учимся дружить».

Игры, способствующие групповой сплоченности, обучающие навыкам эффективного общения и взаимодействия,  формирующие  умение делать самостоятельный и осознанный выбор.

5. «Песочная грамота»

Игры, направленные на развитие фонематичекого слуха, коррекцию звукопроизношения, обучению чтению и письму.

6. Познавательные игры

Игры на знакомство с окружающим миром- географические игры, исторические игры- экскурсии по родному городу «Надым».

На занятиях используются элементы сказкотерапии и арт-техники, психогимнастические упражнения, рисование песком на песочных столах, работа с пластилином и соленым тестом. Песочная терапия хорошо сочетается с прослушиванием спокойной музыки- звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне. Занятия проводятся для детей с 3 лет, как индивидуально, так и в группе 5 человек. Программа состоит из годового курса, каждое занятие продолжительностью 30-40 минут, далее родители могут задать вопросы психологу и получить обратную связь.

4.Форма занятий по песочной терапии.

Формы и варианты песочной терапии определяется особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Форма  занятий: игры, упражнения, арт- терапия.

Работа с детьми представлена следующими формами занятий:

  1. Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  2. Организованная образовательная деятельность с детьми.
  3. подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.
  4. Самостоятельная игровая деятельность детей.
  5. Система коррекционно- развивающих занятий.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- дети чувствуют себя более успешными;

-на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

- ребенок легче адаптируется в коллективе;

- страхи и напряжение исчезает.

Песочная терапия ( решаемые проблемы у детей):

а) агрессивное поведение;

б) страхи;

в) трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой места жительства или единственного ребенка в семье;

г) проблемы общения со сверстниками;

д) вербальная агрессия;

е) патологические привычки (грызение ногтей, закручивание волос;

ж) конфликты между братьями и сестрами;

з) нарушение поведения, ухудшение здоровья;

и) гиперактивность и нарушение концентрации внимания;

к) упрямство, сопротивление или своенравие ребенка;

л) тревожные состояния;

м) робость, застенчивость;

н) несамостоятельность ребенка;

о) страх посещения школы, детского сада;

п) низкий самоконтроль;

р) депрессивные состояния у детей.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

- уровень тревожности очень высок у ребенка;

- есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

- есть кожные заболевания и порезы на руках.

5. Сказкотерапевтическая песочная терапия.

Использование  ее в четырех аспектах:

  1. аспект проективной психодиагностики;
  2. аспект психокоррекции и психотерапии;
  3. аспект психопрофилактики;
  4. аспект обучения.

Все 4 аспекта проявляются в индивидуальных занятиях, так и групповых, без ограничения возраста.

5.1.Основные задачи и алгоритм проведения психокоррекционной сказки.

 В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, мифы, притчи, которые подбирают в зависимости от проблемы клиента. У терапевта должна быть подборка притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Основной задачей сказкотерапии считается коррекция эмоционального и психического состояния ребенка, его, поведения, избавление от страхов и фобий.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм:

  1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку, по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
  4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Задача терапевта- через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
  5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

  1. 5.2.Особенности сказкотерапии с детьми.

 От психолога требуется выполнение следующих условий:

- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные чувства и эмоции;

- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы, он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

- нельзя допускать затянувшихся пауз.

 Сказки должны подходить ребенку по возрасту.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»).

- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему  «зашифрованную» в образном ряде сказки.

- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно- следственные связи. Способность четко определять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5- 4 годам.

5.3. Основные методы сказкотерапии.

Существует несколько вариантов работы со сказкой:

  1. Рассказывание сказки.
  2. Рисование сказки.
  3. Сказкотерапевтическая диагностика.
  4. Сочинение сказки
  5. Изготовление кукол
  6. Постановка сказки.

Метод «Рассказывание и сочинение сказки».

Лучше сказку рассказывать, а не читать, так как при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Метод «Рисование сказки».

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Метод «Изготовление кукол».

 Важен сам процесс изготовления куклы. У детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

 С точки зрения З. Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения..

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

  1. Проведение психодиагностики.
  2.  Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
  3. приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
  4.  Развитие коммуникативных навыков.
  5. Развитие самосознания.
  6. развитие грубой и мелкой моторики.
  7. Разрешение внутренних конфликтов.
  8. Профилактика и коррекция страхов.
  9.  Развитие речи.
  10.  Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
  11.  Коррекция отношений в семье.
  12.  Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

 Метод «Сказкотерапевтическая диагностика».

 Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

 С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Метод «песочная терапия». Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

  1. Психотерапевтические сказки, их использование в песочной терапии.

Это сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.

 В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русских  и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например « Морозко», « Снегурочка», « Аленький цветочек», « Золушка».

 В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка « Серая шейка». Мамин-Сибиряк Н.Н.

Сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают тоже самое. Ребенок успокаивается и избавляется от комплекса неполноценности. Он  чувствует себя уверенней, а это помогает ему преодолеть трудности. Еще одна ценность в общении с помощью  психологических рассказов в том, что в процессе  рассказа дети обучаются моделям поведения и умениям, которые полезны для их взросления. Метафорические рассказы помогают развивать навыки принятия решений и решения проблем. Что собирается делать герой? Как он или она решит эту проблему? Что поможет лучше- такой или другой подход? Каковы возможные последствия?

Существует три основных элемента рассказа- сказки- рассказчик, слушатель(и) и процесс общения. Ваш рассказ будет эффективным, если он будет соответствовать всем трем из вышеперечисленных критериев.

Во- первых,  рассказ должен подходить именно вашему ребенку. А значит в вашей сказке должно быть что- то общее в характере героя и характере ребенка. Начинать рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, тревоги, опасения или конфликты. Это позволяет вашему отожествить себя с героем и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа. Обязательно необходимо упомянуть о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего малыша. Ведь, когда мы слишком встревожены из-  за какой то проблемы, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах т талантах.

Известно, что дошкольники очень много общаются с помощью метафор, когда играют в игрушки.  У детей в возрасте до 4-5лет большей популярностью пользуются истории о животных, а более старшие дети любят истории, чьи герои могут быть абсолютно разными- от героев мультфильмов до киногероев. Основываясь на знании этих героев и их важности в жизни ребенка, легко придумать историю об отважном герое. Например в теме «Обманывает родителей» содержится несколько сказок. Сказка «Про лягушонка Васю» рассчитана на совсем маленьких слушателей, а сказки « Дворец Врулей» и как « Юля научилась говорить правду» более понятны будут детям в возрасте от 5 лет. В то время, как терапевтические характеристики этих рассказов остаются одинаковыми, герои и контекст меняются в зависимости от слушателя. Рассказ должен содержать много деталей, потому что они придают сказке реальность. Чем больше деталей мы добавим, тем реальней кажется рассказ для ребенка. Описания, прилагательные, которые задевают чувства, использование диалогов- это приемы добавляют истории реальность, настроение, задают тон и выражают эмоции. Рассказывать сказки, рассказы необходимо как можно более эмоционально. Включение подходящих эмоций в рассказ соответствует естественному процессу приобретения опыта ребенком, вносит реальность в рассказ, заинтересовывает малыша и эффективно передает главную идею. Слушать содержание- это когнитивный опыт, а чувствовать рассказ- эмоциональный опыт, а эмоциональное обучение- более сильное и эффективное. Если же соединить когнитивное и эмоциональное, то эффективность передачи идеи рассказа будет максимальной.  Для рассказчика голос- важнейший профессиональный инструмент, первичное средство общения. Даже, если мы пользуемся другими средствами- книгами или игрушками, голос- главный инструмент для передачи лечебных сообщений и, таким образом, для лечения как такового. Если мы рассказываем ребенку историю, которая начинается с проблемы страха, наша речь может быть быстрой, дыхание сбитым, а тон голоса выше, но когда мы моделируем расслабление, наша речь может быть медленней, дыхание ровным, а тон голоса более низким. Когда мы достигаем желаемого Решения проблемы, наш стиль речи может выражать радость достижения с помощью более легкого, счастливого тона голоса. Представляя историю себе во всех красках, передавая эти краски своему малышу, мы позволяем ему в значительной степени участвовать в опыте и том сообщении, которое содержится в данном рассказе.

 Мы все рассказчики историй и всегда ими были. Когда дело доходит до умения рассказывать истории, нам не нужно начинать учиться этому с азов, так как мы уже находимся в положении, когда все, что необходимо- это развить или обновить это умение и эффективно использовать его в терапии. Вопрос не в том, умеем ли мы рассказывать истории, а в том, как хорошо мы это делаем. Мной были разработаны некоторые приемы, которые помогут развить некоторые из этих качеств. Их можно использовать как психологам, так и родителям  с собственными детьми.

Вот некоторые из них, которые я успешно применяю в нашем центре на занятиях по сказкотерапевтической песочной терапии:

Упражнениие1.

  1. Практикуйтесь в рассказах о том, что случилось с вами за день, был ли это опыт, который помог вам что- то осознать, был ли это смешной инцидент или что- то, чем бы вы хотели поделиться с кем- то особенным.
  2.  Слушайте рассказы других людей об их опыте и происшествиях день за днем.
  3.  Особенно наблюдайте, как дети используют рассказы.  Спрашивайте их о том, как они провели свой день и слушайте рассказы, которые они вам рассказывают, и как они сообщают о важных для них вещах.

Упражнение2.

  1. Найдите историю или сказку, которая вам нравится, и расскажите ее с энтузиазмом другим людям. Выражайте свои эмоции, заинтересованность и наслаждение.
  2.  Сделайте тоже самое с ребенком. Практикуйтесь рассказывать истории, которые у вас получается рассказывать с энтузиазмом.
  3. Расскажите другую историю, которая вам не кажется интересной и увлекательной. Наблюдайте за вербальной и невербальной реакцией слушателя.

Упражнение 3. 

  1. Экспериментируйте с  рассказами.
  2.  Обдумайте одну из  проблем малыша. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения. Сформулируйте, какие мысли вы бы хотели донести до ребенка, чему научить.

Упражнение 4.

  1. Практикуйтесь адаптировать рассказы к вашему ребенку. Один из способов это сделать: возьмите обычную книгу со сказками и читайте ее ребенку. Наблюдайте за его вербальными и невербальными репликами и реакциями, чтобы понять, подходит ли ему эта сказка.
  2.  Перескажите сказку ребенку, на этот раз, адаптируя главного героя так, чтобы он соответствовал возрасту, полу ли интересам малыша. Например, если мы рассказываем сказку « Три поросенка» ребенку, которому нравится кататься на велосипеде, поросята в этой сказке могут ездить на велосипеде от дома к дому, а не бегать. Наблюдайте, подействуют ли эти изменения в рассказе на ребенка.

Упражнение 5.

  1. Расскажите ребенку историю.
  2. Потом расскажите ее еще раз, задействовав все 5 чувств, чтобы описать цвет неба, запах цветов и звуки животных.
  3. Перескажите ее в третий раз, добавляя эмоции и чувства.
  4. Посмотрите, как вы сами и ваш слушатель воспринимаете каждую историю.

Упражнение 6.

  1. Составьте план рассказа.
  2. Отметьте, как бы вы хотели закончить историю.
  3.  Набросайте список препятствий и трудностей, которые необходимо преодолеть герою, чтобы достигнуть цели.
  4. Отметьте каждый шаг, который нужно сделать герою, чтобы достигнуть цели.

Упражнение 7.

  1. Найдите одну новую для вас историю, которая вам нравится.
  2. Попрактикуйтесь с ней про себя, отрепетируйте ее вслух и расскажите другими словами.
  3. Расскажите ее ребенку, не опираясь на письменный текст.

Упражнение 8

  1. Расскажите сказку ребенку.
  2.  наблюдайте за своим собственным опытом рассказывания и за реакцией малыша.

Упражнение 9

  1. Дети  скажут вам- вербально или невербально- как воспринимается ваш рассказ.
  2. Наблюдайте за их поведением, позами, уровнем  внимания, контактом глаз, ерзаньем, мышечным тонусом и дыханием.
  3. Насколько они внимательны? Какой вывод об истории и вашем ее представлении можно из этого сделать?

Упражнение 10

  1. Практикуйтесь адаптации и гибкости в своих рассказах.
  2. Рассказывайте одну и ту же историю по- разному разным людям. Посмотрите, как адаптировать ее к вашему ребенку и как занять его.

В заключении хотелось бы добавить: рассказывайте своим детям как можно чаще- ведь это не только веселый процесс общения, но еще и обучение. А интенсивное  сотрудничество с малышом в разработке рассказа поможет улучшить и укрепить отношения между вами, а также  повысит лечебные свойства самого рассказа.

Но это еще не все, чем может быть полезна сказкотерапия:

 Можно попробовать снимать рассказы на видео, рисовать картинки  к ним. Можно презентовать сказки с помощью  игрушки- рукавички, или с помощью любимой куклы. А можно поставить спектакль по  любимой сказке или совместно с ребенком написать целую книгу с подобными рассказами!

VI. Результаты от реализации социальной технологии, их социальная и экономическая эффективность.

Преимущество социальной технологии «Песочная терапия» в ее универсальности, то есть в рамках данной технологии можно корригировать и компенсировать самые разные нарушения психического развития детей старшего дошкольного возраста. Песочная терапия способствует морально- нравственному воспитанию детей, так как в процессе занятий дети обучаются адаптивным моделям поведения в социуме. Занятия по песочной терапии способствуют развитию эмоциональной и познавательной сферы. Песочная терапия с элементами сказкотерапевтических методов и приемов решает задачи профилактики социальной дезадаптации детей «групп риска» (ранние поражения ЦНС, темпераментные особенности, особенности личности, ЗПР, ЗРР). Около 65% детей, чьи родители обращаются в детский сад, относятся к вышеуказанной категории, остальные 30-35% детей поступают в МДОУ с выраженными реакциями дезадаптации или посттравматического стресса. С ними песочная терапия с элементами сказкотерапевтических методов в основном проводится преимущественно в индивидуальной форме, но имеет место быть и групповая форма занятий. Работа эта направлена на изменение поведения, снятие психоэмоционального напряжения, агрессии. После улучшения состояния и привыкания к психологу и его требованиям, ребенок включается в группу. Разработанная мной социальная технология только начинает работать. Начата эта работа с октября 2017 года. В настоящее время проводятся занятия в индивидуальной форме с детьми, имеющими отклонения, проблемы в развитии в эмоциональной и познавательной сферах посредством песочной терапии. Проведены 16 занятий в индивидуальной форме с  5 детьми, имеющими проблемы в общении со сверстниками, взрослыми (детская застенчивость, скованность). Основная задача которых- это помочь ребенку осознать необходимость общения с самыми разными людьми, используя разные системы связей: зрительные, слуховые, словесные, кинетические (двигательные). Разыгрывались с ребенком различные эпизоды (проводилась установочная ролевая игра «Застенчивый слоненок»). Использовались в работе и материалы из книги Шишовой Т. Л. «Расколдуйте маленького невидимку. Как преодолеть детскую застенчивость». Так же на занятиях использовались и раскрепощающие игры и упражнении : « Угадай эмоцию», « Незнайка»,  «Закончи предложение», « Могучий лев», « Упрямый ослик», «Зайки и слоники»

(Лютова Е. К, Монина Г.). Цель: повышение самооценки ребенка. Родителям были даны рекомендации по проблеме и предложены психотерапевтические сказки для работы и чтения с ребенком дома, так как необходима совместное взаимодействие в системе ребенок- родители- психолог. В результате уже проведенных занятий по песочной терапии, дети стал более открытыми, активно участвуют во всех играх и упражнениях, сам придумывают истории разыгрывают их на песке, используя всевозможные предметы. Родители так же отмечают значительные улучшения, изменения в поведении своего ребенка. Дети лучше усваивают материал, запоминают больше слов, предложений, когда мы проигрываем различные ситуации, занятия на песке. Это темы: «Домашние и дикие животные», «Посуда», « Одежда», « Времена года», Игрушки» и другие. Используются элементы и музыкотерапии и арт- терапии, сказкотерапии, которые помогают закреплять полученные знания и навыки, расширять словарный запас ребенка. Эффективность данной технологии будет оцениваться по результатам тестирования детей до и после курса занятий. Используются тесты: Люшера, «Лесенка» (Щур В. Г), Методики исследования уровня тревожности Тэммл, В. Дорки, В. Амен. Сравниваться будут показатели уровня тревоги, стресса и эмоционального развития до начала курса по песочной терапии и после завершения, составляться будет карта стандартизированного наблюдения за коммуникативным поведением детей в нерегламентированной деятельности.

Считаем экономически эффективной данную социальную технологию, так как она способна в 70% случаях обращений семей с дошкольниками 5,6, 7 лет позволяет решить многие проблемы в поведении, изменить отношения ребенка с другими детьми, взрослыми, позволяет она повысить качество помощи детям, оптимизировать деятельность педагога- психолога. Песочная терапия помогает детям лучше понять и познать себя, развивать мелкую моторику рук, без которой невозможно полноценное развитие речи. А самое главное, что детям нравится играть в песке, они получают от занятий огромное удовольствие.

VII. Затраты и перечень источников финансирования, используемых для реализации социальной технологии. Субсидии на выполнение государственного задания.

Приложение 1.

Психотерапевтические сказки.

Страхи. Боится темноты. Боязнь темноты- один из наиболее распространенных страхов у детей. В темноте ребенок чувствует себя изолированным, остается наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами. Обладая богатым воображением, дети часто не отличают фантазии от реального мира. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте. Чтобы помочь малышу справится со страхом, самое первое, что нам следует сделать- это принять ребенка таким, какой он есть, принять его чувства и желания, его страхи и переживания. Часто чудовища, которые мерещатся ребенку, содержат в себе какие- то негативные чувства и эмоции: злость, раздражение, с которыми ребенку трудно справится. Нужно помочь ребенку изучить этих « монстров» и противостоять им. Нередко причины страхов содержаться в сфере семейных отношений.

Предложите малышу нарисовать или слепить чудовища, которые так его пугают, а потом порвать или сломать их. Придумайте и дайте малышу « волшебное средство» от чудовищ. Это может быть, что угодно: карманный фонарик, игрушка- защитник. Необходимо объяснить ребенку, что монстры при виде этой вещи испарятся. Устраняются все причины страха.

 Сказка Бум- бум-бум.

Михаил Андрианов.

Бум- бум- бум,- что- то постучало в темной комнате.

- Мне страшно, кто это?- спросила Вику Аленка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

 Не знаю, но кто- то здесь есть, - косясь по сторонам, прошептала Вика.- Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум- бум- бум, то тук- тук- тук.

- Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

- Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти ее от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

- Почему это только в моей комнате все время страшное происходит?- думалось Вике.- как будто каждую ночь ко мне кто- то приходит, чтобы нарочно попугать.

 И вдруг опять: бум- бум, тук- тук.

- Мамочки, это кто- то за занавесками в окно стучится, - тихо взвизгивая, прошептала Аленка.

- Нет, это за старым шкафом кто- то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

- Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

- Ага, помню, она еще Буратино к себе чуть ли не затянула, - прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло. Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум- бум- бум и сразу же тук- тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

- Смотри, смотри.

- Где?

- там, занавески?

 Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец- таки прервала Вика:

- Ты знаешь, мне папа говорил о том,  что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают еще больше его пугать.

- Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

- А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, - предложила Вика.

- Не- а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто- то есть.

-Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все- таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть- чуть отодвинула занавески- за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум- бум, а потом сразу же о раму: тук- тук.

Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, - прошептала Вика, - ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

- А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, - предложила Вика.

- Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое- это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

- Как я раньше не догадалась, - подумала Вика, - целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из- за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум- бум- бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Стеснительность.

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из- за этого. Это нормальное явление. И то, как ребенок будет относиться к своей стеснительности, целиком зависит от родителей. Не называйте ребенка стеснительным и никогда никому не позволяйте его так называть- ни родственникам, ни друзьям, ни незнакомым людям. Ведь одна  из основных причин застенчивости малыша заключается в том, что его называют застенчивым.

 Начните изменения своего с себя. Ведь дети полностью нас копируют.

 Часто родители  предъявляют своему ребенку слишком завышенные требования. Заниженные требования также отрицательно сказываются на самооценке ребенка. Поэтому очень важно предъявлять ребенку реальные требования и хвалить, подбадривать  его, в случае неудачи. Помогите своему застенчивому ребенку обнаружить в себе сильные стороны и научите пользоваться  ими.

Стеснительность- это черта характера, а не недостаток!

Сказка: « Как Андрюша гостей  встречал».

Татьяна Холкина.

Андрюша- очень смелый мальчик. Он не боялся ни грома, ни даже пылесоса. ( Чего он не боится?) Он боялся только гостей- вернее, он их  стеснялся! И когда гости приходили к ним домой, он с ними не здоровался, не разговаривал, а прятался под кровать ( как он еще  стеснялся?) или закрывал глаза и притворялся чем- нибудь незаметным- шваброй, тумбочкой, велосипедом. Гости очень удивлялись и начинали громко искать его: « Где же Андрюша? Мы его не видим! Где мальчик? И откуда тут взялась тумбочка?».

 А один раз, когда пришли гости, Андрюша вдруг превратился в мышку! Увидел норку и кинулся к ней со всех ног- прятаться. Но не тут- то было- к этой же  норке вприпрыжку бежал  другой мышонок. Андрюша с мышонком столкнулись лбами у самого входа в норку. Сначала оба испугались, а потом обрадовались и подружились.

- Я удрал от кошки!- пропищал мышонок.- Она хотела поймать меня и съесть! А ты от кого  прячешься?

- Я от гостей, они сейчас сюда придут, - прошептал Андрюша.- Я их боюсь!

- А кто такие гости? Они очень страшные! Они тоже тебя съесть хотят?- испуганно спросил мышонок.

Нет, что ты, - ответил Андрюша.- Они мальчиков не едят. Они со мной хотят поздороваться!

- Как это?- затрясся от ужаса мышонок.- Как это поздороваться?!

 И закричал в норку: « Мыши, спасайтесь, гости идут! Сейчас здороваться будут!!!

 Мыши в норке заметались, в ужасе запищали:

- Ой, мы пропали! Ужасные гости сейчас с нами поздороваются! Горе нам, горе!

Они прятались друг за дружку, закрывали глаза, лезли под кровать ( повторить, как ребенок стесняется).

Андрюше сначала стало смешно, как мышки гостей боятся, глупые трусишки, мелочь с хвостиком! А потом ему стало стыдно- он же сам от гостей прячется, как будто они его съесть могут.

- Нет, они не страшные, - попытался он успокоить мышей.- Они даже очень- очень хорошие, не бойтесь, - но мыши не верили.- Ну, хотите, я сейчас к ним выйду, поздороваюсь, и ничего со мной не случится! Честно- честно! А потом мы с ними чай пить будем с тортиком!

- А ты меня угостишь крошками от торта?- заинтересовался мышонок.

- Обязательно!- пообещал Андрюша своему новому другу.

Андрей снова превратился в мальчика и отважно поздоровался с гостями:-

- Здравствуйте!

 А из норки на него смотрели все мыши и удивлялись, какой это смелый мальчик.

Гости тоже удивились, Что Андрюша их больше не стесняется. И обрадовались. И все вместе пошли пить чай с крошками от торта. Ой, нет, не с крошками, а с тортом! Крошки Андрюша мышкам в норку отнес!

А маленький мышонок, милый друг. Он очень смелый! Он не боится ни кошки, ни грома, ни пылесоса. Он даже с гостями не боится здороваться!

Сказки. Преодоление застенчивости, повышение уверенности в себе.  

Сказка про маленький желтый автобус.

Жил на свете маленький желтый автобус. Был он совсем- совсем как большой: и дверцы у него были, чтоб заходить, и окошки, чтобы в них смотреть, и колеса, чтоб быстро ехать, только не было у него пассажиров.

А автобусу этому очень- очень хотелось людей, пассажиров возить. Все автобусы пассажиров возят, и я могу, - подумал маленький желтый автобус и поехал на остановку. К остановке подходили большие автобусы, в них садились люди и уезжали куда кому было нужно. Маленький желтый автобус подкатил к остановке и распахнул свои двери. Он сказал: « Би- би!» Садитесь, люди, я вас покатаю». Подошел к желтому автобусу один дядя, хотел сесть в автобус, а не получается. Автобус маленький, а дядя большой. Подошла к автобусу тетя, но тоже не смогла войти в его дверь: уж больно дверь маленькая. Подошел маленький мальчик и так попробовал, и сяк попробовал- ничего не выходит. Только ножка в дверь пролезла, а сам он никак в автобусе не помещается. А тут его мама позвала. Махнул мальчик рукой и пошел в большой автобус садиться. Так и остался маленький желтый автобус на остановке стоять, один- одинешенек. Грустно ему стало, даже слезы в фарах заблестели. ( « фары»- так у автобусов глазки называются, которыми он освещает дорогу!) А в это время мимо проходила девочка Арина ( хорошенькая девочка, в желтом комбинезончике, в сапожках с солнышками, за ручку с мамой! Увидела она маленький автобус и подошла к нему.

- Ты чего грустишь маленький желтый автобус?- спросила Арина. А автобус ей и отвечает:

Хотел я людей возить, как большие автобусы, а ничего у меня не получается. Никто не может в мою дверь войти, на сиденье сесть, в окошко поглядеть, уж больно я маленький. Я никому не пригожусь, - вздохнул желтый автобус и чуть не заплакал.

- Не плачь, - сказала девочка Арина и погладила маленький автобус по желтой крыше. Я знаю, как тебе помочь. Обрадовался маленький автобус, закрутил всеми колесами и поехал вслед за Ариной. Вот пришли они домой, Арина разулась, автобус вытер колесики о половичок, и отправились они в тот уголок, где жили Аринины игрушки.

 Достала Арина маленькую собачку:

- Хочешь в автобусе прокатиться

- Гав- сказала собачка.

Открыл маленький автобус маленькие дверцы, собачка запрыгнула внутрь и села на первое сиденье. Потом в автобус сели две куколки Маша и Мила, потом веселый динозаврик, потом ( называете любимые игрушки своего малыша).

Автобус обрадовался, дал сигнал: « Би- би!

 Спасибо, девочка Арина», и мотор его заработал ( изобразите как). Закрутились его колеса. Веселый маленький желтый автобус поехал катать своих пассажиров.

Авторы: Заряна и Нина Некрасовы.

 Рождение второго ребенка.

Обычно, ожидание появления на свет второго ребенка приносит радость всем членам семьи. Родители рады и  более уверены в себе, так как у них уже есть опыт ухода и воспитания старшего ребенка. Но, как только маленький человечек оказывается дома, старший перестает радоваться и начинает требовать, чтобы родители отнесли его обратно в роддом или вернули в магазин. И поведение его вполне оправдано, ведь он перестал быть единственным ребенком в семье. Старший ребенок начинает испытывать страх лишиться любви родителей, как следствие, появляется ревность и обида.

Дайте ребенку возможность заранее понять, что забота в семье нужна не только ему одному. Если у ребенка не сформируется чувство своей исключительности, то появление другого ребенка не вызовет у него острой негативной реакции. Связывайте предстоящее событие с конкретными действиями в жизни ребенка. Необходимо помнить, что ребенок стал старшим братом или сестрой, он все равно еще ребенок. Он еще маленький и хочет им оставаться. Дайте понять ребенку, что сейчас вы любите его ничуть не меньше, чем раньше. Необходимо научить детей сотрудничать. Поощрять стремление что- то делать вместе.

Сказка про Медвежонка.

 Татьяна Зинкевич- Евстигнеева.

В одном сказочном лесу жила – была семья медведей: Папа- медведь, Мама- медведица и маленький медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пчелами, и те делились с ними лесным медом, загорали на солнышке, купались в речке,- словом, все делали вместе.

И вот однажды Мама- медведица сообщила всем радостную новость- скоро в семействе медведей будет пополнение. Действительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась  совсем не такой, какой он себе представлял. Но самое  неприятное было, что она постоянно требовала к себе внимания. Особенно Мамы.

Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягодами и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама оставляли Медвежонка присматривать за сестренкой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень- очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашивали: « Как она»? Когда вся семья была в сборе, играли с малышкой, а не с ним.

 « А я, что же, ьольше им не нужен?»-  спрашивал себя Медвежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома. И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной дорожке и думал о том,  как  несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем- то наказать : « Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!». От этих мыслей слезы навернулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

 Шел- шел медвежонок и пришел к домику зайцев. В их семье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как старшие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть морковку. « Что с них возьмешь, - зайцы!»- подумал Медвежонок и пошел дальше. Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший лисенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, похоже, он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. « Где ему меня понять, - подумал Медвежонок.- Что с них взять, - лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь. Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок видел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотиться. « Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!»- подумал Медвежонок и пошел дальше. Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголодался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хотелось домой. Но вернуться он не мог. Как ты думаешь, почему? Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

- Ух, - удивилась Сова, - что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?

- Да ничего, просто гуляю и все! Я – самостоятельный.

- Это верно, - согласилась Сова, - слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

- Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют!- ответил Медвежонок.

-Э-э-э, видно ты в обиде на родителей?- догадалась Сова.

- Да нет, просто..- Медвежонок не знал что сказать. – Просто, да непросто…- глубокомысленно изрекла Сова, и помолчав, добавила:- Похоже, мне придется открыть тебе один секрет… правда, я обещала Папе- медведю никому не рассказывать…

- Что за секрет?

- Дело в том, что вскоре после того, как ты родился, ко мне приходил Папа- медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена- медведица больше его не любит. « Теперь у нее есть сын, а я ей совсем не нужен», - так говорил он..

- Не может быть! – воскликнул медвежонок.- Папа так не мог говорить!

- Ты почему так думаешь?

- Но не мог же он чувствовать то же, что и я!

- А разве ты чувствуешь то же самое?!

Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:

- Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть прежней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпения и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание

 Членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и нелюбимыми…

- Так, значит, я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

- Чувства, которые руководили тобой, может испытать каждый. Иногда непросто увидеть любовь, если тебе уделяют немного  внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень  любят…

 Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Мудрая Сова еще долго смотрела ему вслед.

 Дерется.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех маленьких детей. Объясняется это тем, что у малышей еще слишком мало средств, чтобы выразить свои негативные эмоции. Одним из основных источников агрессивного поведения у детей является чувство страха и недоверия к окружающему миру. Еще одной причиной агрессивного поведения является столкновение ребенка с невыполнением своих желаний  запретами на удовлетворение определенных потребностей.

Следующей причиной агрессивного поведения может быть попытка малыша обрести независимость и самостоятельность, отстоять свою личную территорию. При агрессивном поведении ребенка не стоит бить его в ответ. Покажите, что вам неприятно  его поведение, отвернув от себя или выйдя из комнаты. Поясните ребенку, почему драться нельзя, но избегайте долгих, сложных и нудных объяснений. Беседуйте о проступке малыша без свидетелей. Агрессивное поведение- это только следствие  каких- то более глубоких причин. Определите эти причины и помогите малышу справиться с ними.

Сказка  про  Колю и его друзей.

Людмила Цвирко.

Один мальчик всегда дрался. Звали его  Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого « Ку- кА- ре-ку»!.

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки « Бее!», козочка кричала « Ме- ме!». Красота!.

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, « Тук- тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

- Гав- гав!- поприветствовал его пес.

- Мяу, как спалось?- спросил кот.

 Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили березки шелестом своих листьев.

- Тук- тук!- поприветствовал его дятел.

- Ку- ку!- сказала кукушка.

- Привет!- пропищал муравей.

Коля подошел к березке и сломал ветку.

- Ой- ой- ой!- закричала березка, но мальчик ее не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

- Не рушьте наш домик!- кричали муравьи, но  и их  не услышал Коля.

 Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

 На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

 Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

 Коля почувствовал себя таким одиноким. И он  захотел, чтобы все было как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому- то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

Приложение2

Психогимнастика.

1.« Незнайка».

 Ребенку предлагается играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задается, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать « НЕ знаю.»

3.« Злой волк».

Изображают злого и голодного волка..

4. « Петушки» ребенок при помощи пантомимы изображает храброго петушка, гордого петушка, веселого петушка.

5.Упражнение « Маски»

Плачут Звери- малыши. ( изображают грусть)

Потеряли мам в глуши. Все зверята испугались ( испуг)

В большом лесу одни остались. Друг на друга рассердились. ( злость).

Что в лесу все заблудились. Все зверюшки  успокойтесь. ( спокойствие)

Никого в лесу не бойтесь. Милых мамочек найдем. Вот мы мамочек нашли, рассмеялись от души. ( изобразить смех).

Молодцы!

5.« Зайки и слоники».  Мы будем зайками- трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Дрожит, поджимает уши. Прячемся. А что делают зайки, когда видят волка? А теперь мы будем большими и смелыми слонами  (бесстрашными).

6. « Закончи предложение»

Я хочу.

Я сумею.

Я добьюсь.

Я смогу.

7. « Могучий лев».

Способствует углублению дыхания.

Инструкция детям:

 Станьте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти, хвост с коричневой кисточкой, могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами….

 Широко откройте свои львиные глаза.

 Теперь распахните львиную пасть и высуньте львиный язык. Вы выглядите очень устрошающе, но можно сделать еще кое0 что…

 Издайте негромкий, но мощный львиный рык, он вероятно, звучит, как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки. Попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком. Теперь рычите на своих соседей с одной стороны, а потом с другой стороны от вас…

Теперь закройте глаза и ощутите свое лицо и язык…

 Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня… на ребят… с левой стороны… на   ребят с правой стороны… Закройте глаза, еще раз ощутите свои глаза, лицо и язык… А теперь закройте пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой и после опять откройте глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разнообразие методов при обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста правилам дорожного движения"

презентация "Разнообразие методов при обучении детей среднего дошкольного возраста ПДД"...

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...

МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Брошюра песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Брошюра песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста...