Сообщение к РМО "Контроль и руководство процессом интеграции в ДОУ по развитию связной речи"
материал по теме

Глушкова Ирина Михайловна

В сообщении подробно расписан весь контроль и руководство процессом интеграции специалистов и воспитателей нашего ДОУ по формированию у детей основ связной речи. Приведены конкретные примеры работы в группах, в целом в детском саду, расписана работа с родителями...

Скачать:


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

для районного методического объединения

методистов, заведующих, логопедов и психологов.

Тема: «Контроль и руководство процессом интеграции деятельности специалистов и воспитателей групп по формированию основ связной речи у дошкольников».

Подготовила Ирина Михайловна Глушкова

старший воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №8 «Светлячок»

п. Львовский, Подольского района, Московской обл.

2012 год

     Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие  существования человеческого  общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимает ведущее место.  Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи  ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в нашем ДОУ разработана основная общеобразовательная программа на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией В.В. Гербовой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. В программе ДОУ отражены все образовательные области по ФГТ. В образовательной области «Коммуникация» используем различные технологии и пособия:

Гербовой В.В.  «Занятия по развитию речи», Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», а также современные новинки педлитературы  «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной,  «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушаковой., Г.Я. Затулиной «Конспекты комплексных занятий по развитию речи». В коррекционной работе используем книги Е.В. Кузнецовой, Агронович З.Е., В.В. Коноваленко  для планирования индивидуальной работы с детьми – логопатами в старшей группе. Воспитатели первых младших групп используют в своей работе пособия Н.А. Карпухиной «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада», Т.И. Бабаевой «Младший дошкольник в детском саду», Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия в детском саду».

Стараемся, чтобы подобранные и используемые нами технологии и пособия, обеспечивали интеграцию педагогического процесса (связь между видами деятельности, система в подаче знаний по пути их расширения, использования активных форм познания: экспериментирования, моделирования, самостоятельного сбора информации), были направлены на развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности, дополняли друг друга, а также обеспечивали оптимальную нагрузку на ребенка (за счет оптимизации объема нагрузки на занятиях на основе педагогически обоснованного отбора содержания, соответствующих форм и методов).

Подбор программно-методического обеспечения своей рабочей программы строим на основе специфики возрастных особенностей детей, опираясь на  следующие нормативные документы:

Инструктивно-методические письма и положения Министерства образования РФ

Федеральные государственные требования к ДОУ от 23.11.2009г. приказ №655;

«Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» от 25.03.94 № 35-М;

 «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» от 24.03.95 № 42/19-15;

«О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 07.04.99 № 70/23-16;

СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г., постановление № 91 Главного государственного санитарного врача РФ;

«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 № 65/23-16;

приказ Минобразования России № 448 от 22.08.96 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» и др. документы.

В  нашем дошкольном учреждении созданы условия для организации и проведения работы по развитию связной речи:

обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

интеграционная работа, взаимосвязь воспитателей и узких специалистов в работе над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

участие родителей в речевом воспитании детей.

В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал. Для осуществления образовательного процесса в соответствии с ФГТ разработано комплексно-тематическое планирование на целый год, в котором представлены перспективные планы занятий по развитию речи, по всем возрастным группам, которые базируются на принципах интеграции, систематичности, последовательности, а также конспекты занятий. Программные задачи каждого занятия сформулированы конкретно, подробно, указана предварительная работа, которую необходимо провести к каждому занятию. В кабинетах специалистов широкий профессиональный подбор игрушек, дидактических пособий, наборы картин и иллюстраций на различную тематику, дидактических игр, направленных на развитие речи, разнообразные технические средства обучения (компьютер, видеоплеер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, большой экран).  Недавно была приобретена интерактивная доска, которая сейчас активно осваивается педагогами. В логопедическом кабинете ДОУ собран богатый материал по коррекционной работе, по развитию речи у детей-логопатов: картотека дидактического и методического материала, игровых пособий, специальной литературы. Перспективное планирование лексических тем, которое соответствует комплексно-тематическому планированию в ДОУ, конспекты занятий, компьютерные презентации для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Воспитатели Щепетина Т.Н., Зюбенко Е.А., Ларина Н.Г., Красненькова С.Г., Лапина О.В., специалисты Фролова Е.А., Свиридова Т.Н., Бояринова Г.А. активно используют технические средства обучения, электронные презентации.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Полновесно наполнены и оформлены такие речевые уголки в подготовительной группе (воспитатели Царева Л.В., Лапина О.В.), в логопедической старшей группе (воспитатель Щепетина Т.Н.),  в старшей группе (воспитатели Красненькова С.Г., Бояринова Т.И.), в средней группе «А» (воспитатель Ларина Н.Г.). Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.  В группах младшего дошкольного возраста представлены такие игры как «Доскажи словечко», «Кто чем занят?», «Магазин одежды», «Любимые сказки», «Что есть в доме?», «Что из чего сделано?», «Фрукты, овощи» и т.д. В группах старшего дошкольного возраста такие игры как «Профессии», «Ребята и зверята», «Цепочки из слов», «Закончи рассказ», «Снежный ком», «Собираемся на бал», «Сварим компот, сделаем салат» и т.д. Игры в уголках развития речи периодически взаимозаменяются. В каждой возрастной группе сформирована игровая база сюжетно-ролевых игр, согласно программе, которые являются одним из ведущих факторов коммуникативного развития детей.

Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

Комплексно-тематическое планирование играет огромную направляющую роль в воспитательно-образовательной работе всего ДОУ, во взаимодействии всего педагогического коллектива. Его объединяют единые задачи, определены единые цели. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

В начале года еще раз проработав ФГТ, в соответствии с принципом интеграции, мы разработали свою схему взаимодействия педагогов-специалистов, воспитателей групп.

Модель взаимодействия специалистов и воспитателей МДОУ ЦРР детского сада №8 «Светлячок»

 Слово «занятие» никто не отменял, поэтому я буду употреблять его в сообщении. Так вот, занятия, построенные по интегративному принципу более насыщенные, интересные и решают сразу несколько задач. Воспитатель по развитию речи Фролова Е.А. старается в свои занятия интегрировать задачи почти всех образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Физкультура», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», «Труд» и т.д.  Воспитатель по изобразительной деятельности Свиридова Т.Н. очень уместно и целенаправленно включает в свои занятия по художественному творчеству прослушивание музыкальных произведений, выразительное художественное слово. Также присутствуют задачи по трудовому воспитанию и физическому развитию. Воспитатель старшей группы Красненькова С.Г. в занятия по ФЭМП включает косвенные задачи по восприятию музыки, поэтическое слово, задачи по безопасности, здоровью и даже по экологическому воспитанию.

В нашем ДОУ всего 19 педагогов: 12 имеют высшее образование, 6 – среднее специальное, 1 – студентка пед. колледжа. У 8 педагогов высшая квалификационная категория, у 2-х педагогов – первая категория, у остальных – вторая категория. Для того чтобы активизировать в начале года работу всех педагогов я провела анкетирование по развитию речи и наметила участие каждого педагога в мероприятиях, запланированных в годовом плане.   Составляя годовой план, мы проанализировали работу всего педагогического коллектива за прошедший учебный год и выявили, что у некоторых педагогов есть затруднения в освоении образовательной области «Коммуникация». У Бояриновой Т.И. трудности с подбором тем утренних бесед, воспитатель Лапина О.В. затрудняется в планировании индивидуальной работы по развитию речи на прогулке, а воспитатель Глазова А.А. испытывает проблемы в общении с родителями воспитанников. Исходя из анализа работы и анкетирования, в годовом плане были намечены следующие мероприятия: запланирован и уже проведен семинар-практикум «Применение инновационных методов и приемов в развитии у детей основ разговорной речи». Провела консультацию для молодых педагогов «Особенности проведения дидактических игр по развитию речи». Также в годовом плане был запланирован педсовет на тему «Совершенствование  навыков рассказывания по восприятию у дошкольников. Организация деятельности по умению составлять описательные рассказы из личного опыта детей и предметного окружения». Мы тщательно готовились к проведению педсовета: заранее вывешивались вопросы по методике развития речи, задания, которые необходимо предварительно выполнить. Педагог по развитию речи Фролова Е.А. подготовила сообщение из опыта работы «Взаимодействие сотрудников ДОУ по формированию у дошкольников грамматически правильной речи и связной речи», сообщение сопровождалось мультимедийной презентацией по данной тематике, что говорит о внедрении инновационных технологий в процесс проведения педсоветов. Также подготовили сообщения из опыта работы воспитатель Ларина Н.Г. на тему «Растим талантливого рассказчика. Обучение дошкольников описательной речи»,  и воспитатель Зюбенко Е.А. на тему «Методы и приемы проведения подгрупповой и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи».

Также для обмена опытом и для его распространения в пределах ДОУ проводим открытые просмотры. Как уже было сказано, в нашем ДОУ работает педагог по развитию речи Фролова Елена Алексеевна. Она проводит все занятия по развитию речи во всех возрастных группах, кроме 1-ой младшей и логопедической групп. Поэтому мы запланировали и проводили открытый просмотр подгруппового занятия по развитию связной речи на закрепление материала, данного на занятии в средней группе. Подгрупповую деятельность проводила воспитатель Зюбенко Е.А.

На педагогическом совещании были озвучены результаты тематической проверки по развитию речи, которая проводилась в соответствии с годовым планом. Тематический контроль позволил выявить уровень усвоения программных задач по данной тематике, а также владение воспитателями данной методикой, обеспеченность методическими пособиями, наглядным материалом, в то же время встречающиеся трудности, недостатки в работе: не всегда есть согласованность в подходах к комплектации предметно-развивающей среды. При написании календарных планов нет конкретики в работе с родителями (у воспитателей Глазовой А.А., Воробьевой Л.В.), не прослеживается взаимосвязь в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей (у воспитателей Красненьковой С.Г., Бояриновой Т.И.), мало планируется индивидуальной работы (у воспитателей Золотухиной О.С., Самохиной Н.В.).  При обучении рассказыванию были выявлены некоторые проблемы: бедность словарного запаса детей, скудность воображения, недостатки при звуковом анализе слов, а это указывает на недостаточно систематичную работу воспитателей в образовательной области «Коммуникация». Педагогам расписаны рекомендации и сроки устранения недостатков.

Оперативный контроль провожу совместно с заведующей, также привлекаем  медицинскую сестру Мордакину Н.В.   Такая работа позволяет знать состояние дел в детском саду, объективно оценивать их, знать и видеть готовность к работе на каждом рабочем месте. На контроле стоят такие темы как: выполнение режима дня, качество подготовки к занятию,  планирование и проведение индивидуальной работы, использование дидактических игр по коммуникативному развитию в воспитательно-образовательном процессе и другие. Проводя наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, обязательно вместе с педагогом анализирую занятие, обращаю внимание на положительные и отрицательные моменты, даю конкретные рекомендации и через определенный срок провожу анализ их применения.

Ведущее место отвожу  взаимопосещению занятий. Так, например педагоги  с опытом работы Царёва Л.В., Щепетина Т.Н., Ларина Н.Г., Красненькова С.Г.  не раз показывали открытые мероприятия молодым, начинающим педагогам с использованием современных методов и приемов организации детской деятельности. Ими был продемонстрирован опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. И наоборот, педагогов с опытом работы приглашаем на просмотр какой-либо деятельности к начинающим. Педагоги – наставники дают советы и рекомендации молодым воспитателям. В результате каждый педагог сопоставил увиденное с тем, что делает сам, и воспитателям становится понятнее, что и как можно сделать еще лучше. Так происходит своеобразная «передача» творчества и мастерства от одного педагога к другому, и возникает «всплеск» творческой активности.

Большое внимание уделяем предупредительному контролю, который позволяет предотвратить те или иные ошибки особенно у неопытных педагогов. Чаще других предупредительный контроль применяю в работе с воспитателями Глазовой А.А., Зюбенко Е.А., Лапиной О.В., Бояриновой Т.И. это имеет свои положительные результаты.                  

 Многим опытным воспитателям помогает самоанализ, который позволяет пересмотреть свою работу, устранить недостатки, пополнить знания, разнообразить приемы в своей деятельности.

Большое место в моей работе занимает сравнительный контроль. Наблюдая за работой двух параллельных средних групп, провожу анализ и оценку педагогической работе над определенной темой, в данном случае над развитием связной речи детей. Сравниваю методы и приемы организации совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей. Провожу анализ написания планов, детских работ и другой документации. В рамках сравнительного контроля удобно проводить мониторинговые мероприятия изучения уровня развития детей, в частности развития связной речи детей, их коммуникативных навыков (диагностические срезы).

Мониторинговое обследование детей  на начало учебного года показало, что уровень показаний по коммуникативному развитию, стал более высокий по сравнению с прошлым годом (старшие группы:  средний 55%, высокий- 26%, а было средний 52%, высокий – 25%,   подготовительные группы: средний 51%, высокий 34%, а было средний 52%, а высокий – 32%). Дети старшего дошкольного возраста стали строить более распространенные предложения, употреблять в речи больше глаголов, прилагательных, наречий.  Общение между сверстниками стало более сложным, насыщенным, развернутым.      Но есть дети, которые остаются малообщительными, не стремятся развернуть свою речь. Они односложно отвечают на вопросы, не активно принимают участие в беседах, не испытывают желание и потребности в общении, таких детей еще много.

Для приобретения и поддержания высокого профессионализма педагоги нашего ДОУ регулярно проходят курсы повышения квалификации (согласно утвержденному графику). В прошлом учебном году повысили свою квалификацию 2 человека: изомастер Свиридова Т.Н. слушала курсы по программе «От рождения до школы» в свете ФГТ и учитель-логопед  Шумилова Т.В. совершенствовала свои знания по ИКТ. А в этом учебном году повышают свою квалификацию 3 педагога: Глушкова И.М. курсы «Взаимодействие педагогов с детьми в рамках ФГТ», Свиридова Т.Н. и Ларина Н.Г. «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста». Участие в семинарах, конференциях тоже является источником пополнения багажа знаний. На последнем нашем совещании Татьяна Васильевна очень настойчиво предлагала всем посетить такую конференцию. А так как мы приобрели интерактивную доску и разместили её в изостудии и остро нуждаемся в её освоении, то наш вездесущий изомастер Свиридова Т.Н. поехала за знаниями на эту конференцию и приехала от туда в полном восторге. Лекцию читали интересно, содержательно, по делу, с практическими примерами. Привезла очень полезную и применимую литературу, которой мы, собственно, и воспользовались, готовясь к занятию и внедряя инновационные технологии.    

В рамках ФГТ большая роль в работе ДОУ отводится взаимодействию с родителями воспитанников. Поэтому мы уделяем много внимания формированию правильной речевой среды в семье. Для этого мы используем различные формы работы с родителями. В рамках проекта «Моя семья» была проведена викторина для детей и родителей «Вместе очень много знаем, на вопросы отвечаем», в подготовительной группе действует «живая» газета «Раз словечко, два словечко», где родители и дети, практически в     он-лайне общаются друг с другом. Запланирован игровой конкурс для детей и родителей «Словесная мозаика». В старшей и в логопедической группах был проведен смотр-конкурс «Лучший осенний букет», в средних группах родители принимали активное участие в проекте «Наш друг светофор». Во всех возрастных группах прошли родительские собрания «Проблемы речевого развития детей в определенном возрасте (соответственно по группам). Прошли консультации на темы «Как научить детей общаться», «Телевизор – друг или враг?», «О чем разговаривать с детьми по дороге домой». Педагоги ДОУ уделяют большое внимание наглядной агитации для родителей: в раздевальных комнатах всех групп оформлены тематические стенды «Развитие связной речи детей». В средней, в старшей, в логопедической  группах в ширмах-передвижках представлена артикуляционная гимнастика, во 2-ой младшей, подготовительной, средней «А» дополнительно представлены планшеты-образцы пальчиковых упражнений. В общих коридорах, возле логопедического кабинета и возле кабинета развития речи также размещена систематически сменяемая, полезная для родителей информация по коррекции и развитию речи.

Сочетание этих  форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детей, развивать их речь и другие качества, выполнять свои обязанности по отношению к ребенку.

Весь представленный опыт работы позволяет нам наметить дальнейшие пути решения этой проблемы:

Продолжить разработку конспектов по развитию связной речи  по каждой возрастной группе;

Продолжить разработку конспектов интегрированных итоговых мероприятий по темам комплексно-тематического планирования;

Обеспечить курсовую подготовку молодых воспитателей, продолжить развивать условия для самообразования педагогов;

Продолжать внедрять в воспитательно-образовательный процесс технологии ИКТ;

По мере возможности приобрести ещё мультимедийный проектор;

Пополнить методический кабинет материально-методической базой;

В свете ФГТ содержание обучения и воспитания сегодня является средством развития личности дошкольника. Поэтому, на мой взгляд, выбор оптимального варианта методической работы в ДОУ по развитию связной речи и современные формы ее реализации, в т.ч. интеграционный подход к различной деятельности детей в ДОУ, будет способствовать повышению качества воспитания и развития в образовательной области «Коммуникация» и во всех остальных образовательных областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете на тему: «Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей».

Эколого – валеологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы: «человек – окружающая среда – здоровье».Использование человеком окружающей среды требует от ...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...

Сообщение для воспитателей на тему: «Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей»

Одновременно с формированием эколого – валеологических представлений у детей происходит развитие связной речи. Дети учатся свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников

Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Музыкально - ритмическая деятельность в процессе слушания музыки как средство развития связной речи дошкольников

Природа дала человеку голос и моторно-ритмическое чувство. Ребенок – это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов. Это уникальное, универсальное...