Сообщение на педсовете на тему: «Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей».
методическая разработка по логопедии на тему
Эколого – валеологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы: «человек – окружающая среда – здоровье».
Использование человеком окружающей среды требует от него развития валеологического мышления. Оно проявляется в сформированности системы убеждений личности, предметным содержанием которой являются валеологические взгляды и обусловленные ими знания – выводы.
На занятиях по эколого – валеологическому воспитанию осуществляется обучение детей развитию своих адаптационных возможностей на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды и, наконец, формирование умений управлять своими физическими и психическими состоянием. Одновременно с формированием эколого – валеологических представлений у детей происходит развитие связной речи. Дети учатся свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей жизни.
Рекомендуется включать в эти занятия и продуманно построенную беседу, и рассказы по картинке, сериям картин, по представлению, пересказы.
Педагог должен постоянно вовлекать детей в речевое общение. Это приучает их к пользованию такой элементарной формой устной речи, как краткий ответ на вопрос, т.е. к диалогу. Необходимо задавать прямые вопросы, подразумевающие конкретные ответы.
В процессе обучения дети учатся составлять рассказы на экологические темы. Для этого успешно используются игрушки, картинки, серии картинок. Рассматривание картинок, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказа. Обязательным является продуманная беседа по содержанию картин. Например, серия сюжетных картинок «Горе – туристы».
Рассказы – описания тоже составляют неотъемлемую часть в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей. Как только ребенок познакомится с новыми предметами (явлениями), его учат их сравнивать сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к сходным. После сравнения следует описание предмета, извлекаемое из сравнения. Каждому рассказу должен предшествовать вопросный план (Какая кора у березы? Какую пользу приности береза? Что находится в сережках у березы?)
В процессе усвоения учебного материала широко используется пересказ. Тексты для пересказа должны быть доступны по своему содержанию и построению, иметь четко выраженный сюжет. Перед чтением рассказа должна быть вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. После прочтения задаются вопросы, чтобы выяснить, понятно ли его содержание.
Определяющую роль занимают игровые моменты в виде отгадывания загадок, кроссвордов, викторин, дидактических игр, театрализованных представлений с заучиванием небольших текстов, стихов на экологическую тему. Все это в полной мере способствует развитию связной речи детей в процессе формирования у них эколого – валеологических представлений.
В процессе обучения необходимо правильно подбирать картинный и лексический материал, определять методологические приемы обучения с учетом возрастных и речевых возможностей детей.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает воспитывать у ребенка доброе отношение к героям, критическую оценку поступков отдельных персонажей.
Необходимо постоянно активизировать детей в ходе занятий, акцентировать внимание на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
к педсовету сообщение | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовете на тему:
«Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей».
Эколого – валеологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы: «человек – окружающая среда – здоровье».
Использование человеком окружающей среды требует от него развития валеологического мышления. Оно проявляется в сформированности системы убеждений личности, предметным содержанием которой являются валеологические взгляды и обусловленные ими знания – выводы.
На занятиях по эколого – валеологическому воспитанию осуществляется обучение детей развитию своих адаптационных возможностей на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды и, наконец, формирование умений управлять своими физическими и психическими состоянием. Одновременно с формированием эколого – валеологических представлений у детей происходит развитие связной речи. Дети учатся свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей жизни.
Рекомендуется включать в эти занятия и продуманно построенную беседу, и рассказы по картинке, сериям картин, по представлению, пересказы.
Педагог должен постоянно вовлекать детей в речевое общение. Это приучает их к пользованию такой элементарной формой устной речи, как краткий ответ на вопрос, т.е. к диалогу. Необходимо задавать прямые вопросы, подразумевающие конкретные ответы.
В процессе обучения дети учатся составлять рассказы на экологические темы. Для этого успешно используются игрушки, картинки, серии картинок. Рассматривание картинок, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказа. Обязательным является продуманная беседа по содержанию картин. Например, серия сюжетных картинок «Горе – туристы».
Рассказы – описания тоже составляют неотъемлемую часть в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей. Как только ребенок познакомится с новыми предметами (явлениями), его учат их сравнивать сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к сходным. После сравнения следует описание предмета, извлекаемое из сравнения. Каждому рассказу должен предшествовать вопросный план (Какая кора у березы? Какую пользу приности береза? Что находится в сережках у березы?)
В процессе усвоения учебного материала широко используется пересказ. Тексты для пересказа должны быть доступны по своему содержанию и построению, иметь четко выраженный сюжет. Перед чтением рассказа должна быть вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. После прочтения задаются вопросы, чтобы выяснить, понятно ли его содержание.
Определяющую роль занимают игровые моменты в виде отгадывания загадок, кроссвордов, викторин, дидактических игр, театрализованных представлений с заучиванием небольших текстов, стихов на экологическую тему. Все это в полной мере способствует развитию связной речи детей в процессе формирования у них эколого – валеологических представлений.
В процессе обучения необходимо правильно подбирать картинный и лексический материал, определять методологические приемы обучения с учетом возрастных и речевых возможностей детей.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает воспитывать у ребенка доброе отношение к героям, критическую оценку поступков отдельных персонажей.
Необходимо постоянно активизировать детей в ходе занятий, акцентировать внимание на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
Сообщение на педсовете на тему:
«Использование методов активного обучения в процессе экологического воспитания».
Личностно – ориентированный подход в обучении предопределяет отбор методик, предусматривающих самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения.
Условием эффективности экологического образования и воспитания выступают методы наблюдения и опыты. Наибольшая эффективность наблюдения достигается, если в повседневной жизни прослеживается их целый цикл за объектами природы в разные времена года. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В комплексе наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания о растениях и животных. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления.
В экологическом образовании и воспитании детей широко практикуются опыты. Они помогают увидеть несложные причинно – следственные связи и зависимости в природе, помогают формировать познавательную активность, осознанное отношение к природным объектам, заниматься элементарной опытнической работой. Разнообразные по тематике опыты, широко используются в процессе выращивания растений. В результате дети достаточно глубоко осознают важность и необходимость труда в природе. Проведение опытов вызывает у детей потребность в занятиях, чувство радости от познания нового, самостоятельного маленького «открытия», развивает логическое мышление, наблюдательность, любознательность и речь, укрепляет познавательный интерес к природе.
В определении форм, методов обучения широко используется различные виды деятельности, прежде всего игры, обладающие высоким и культурным потенциалом.
Игра – любимое занятие дошкольников. Практически все виды игр могут быть использованы для экологического обучения.
Игры, используемые в процессе экологического образования, классифицируются следующим образом:
- Социальные игры:
- Имитационные;
- Ролевые;
- Игры – драматизации.
- Интеллектуально – творческие игры:
- Дидактические;
- Творческие;
- Сюжетно – ролевые.
- Физические и психологические игры и тренинги:
- Двигательные (подвижные);
- Лечебные игры (игротеки);
- Экспромтные игры и развлечения.
- Комплексные игры:
- Экологические турниры;
- Экологические конкурсы;
- Конкурсы – аукционы;
- Игры – экскурсии.
Облегчают работу по экологическому образованию детей в плане непосредственной образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Непосредственно образовательная деятельность позволяет выявить типы отношений ребенка к окружающему миру, которые выступают для него целостно.
Непосредственно образовательная деятельность связана одной целью и включает в себя максимум видов деятельности и широкий комплекс образовательных областей.
Педагогические технологии взаимодействия детей с природой многоплановый и главным в них можно считать: развитие у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приводит его к необходимости гармонизировать свою деятельность с людьми и биосферой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»
Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...
«Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей»
Использование человеком окружающей среды требует от него развития валеологического мышления. Оно проявляется в сформированности системы убеждений личности, предметным содержанием которой являются вале...
«Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей»
На занятиях по эколого – валеологическому воспитанию осуществляется обучение детей развитию своих адаптационных возможностей на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений ...
Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...
Сообщение для воспитателей на тему: «Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей»
Одновременно с формированием эколого – валеологических представлений у детей происходит развитие связной речи. Дети учатся свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные ...
Сообщение на тему «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Сообщение на тему "Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"Подготовила: воспитатель Кудаева Е.Н....
Сообщение на педсовете: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.По словам А.П. Усовой "словесное русское нар...