Развитие познавательной деятельности у детей с ЗПР
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Даны конспекты коррекционно-развивающих мероприятий для проведения занятий с детьми имеющими задержку психического развития, расчитанные на детей старшего дошкольного возраста с учетом задержки развития на 1-2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционные занятия | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с детьми с ЗПР
по развитию познавательных способностей
Занятие 1
Цель: развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз. Развитие внимание, формирование представлений о цвете. Развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий.
Ход занятия:
1.Соедини точки карандашом
Перед ребенком выкладываются 5 картинок, и задается вопрос: «Какая картинка тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы взрослого: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось?...(то или иное изображение)? Ребенок выполняет задание. Взрослый напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой – рисовать.
После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось.
2.Дорисуй по образцу
Ребенку поочередно предлагают задания.
«Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать…(пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и полоски у котенка). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне.
Если он затрудняется в выполнении задания, то взрослый предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал.
3.Раскрась по образцу
Взрослый поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и
так, как на демонстрируемой картинке.
4.Физкультурная минутка
Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.
5.Карандашом укажи путь
Взрослый говорит: «Помоги Маше дойти до школы. Где Маша?.. А где школа?.. Как Маше дойти до школы?.. По какой дороге?».
Затем ребенок берет карандаш и, не отрывая руки, выполняет это задание.
6.Итоги занятия
В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше всего понравилось? В свободное время детям предлагается раскрасить получившиеся рисунки.
Занятие 2
Цель: развитие кратковременной памяти и ориентировки в пространстве. Развитие кратковременной памяти и целостности восприятия (осмысленности и избирательности восприятия). Развитие пространственной ориентировки и логического мышления.
Ход занятия:
1.Сделай, как было
Ребенку предлагаются 5 картинок. Взрослый произносит инструкцию: «Посмотри внимательно и запомни все картинки». После просмотра, картинки перемешиваются, и взрослый просит положить так, как было. В случае затруднения – повторный показ.
2.Мячики в клетках
Оборудование: 4 поля клеток (3х3), на одном из них – 2 мяча, на одном – 3 мяча, на одном – 4 мяча, последнее пустое. 4 вырезанных мячика.
Взрослый просит ребенка посмотреть и запомнить, где расположены вырезанные мячики. Повторный показ. При необходимости – действие по образцу.
3.Заплатки (иллюстрации сказок)
Оборудование: 2 иллюстрации с вырезанными из них фигурами.
Педагог просит ребенка найти нужный кусочек. При затруднениях – показ.
4.Наложение контуров
Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами.
Педагог просит посмотреть и назвать, что ребенок видит. При затруднении обвести изображение по контуру. Упрощенный вариант: ребенку предлагается найти и закрасить знакомый предмет.
5.Физминутка.
6.Танграмм
Оборудование: образец контурных изображений, образующих фигуры животных. Необходимые вырезанные фигуры.
Ребенка просят сделать из вырезанных фигур такого же, например: лошадку. При затруднениях используется способ наложения.
7.Подведение итогов
Самооценка ребенка диагностируется при помощи методики «Лесенка». Поощрение за старание; «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!»
Занятие 3
Цель: развивать восприятие; устойчивость воспринятых образов; устойчивость внимания при восприятии характерных признаков объекта; усвоение сенсорных эталонов. Развитие быстроты восприятия, точности и навыков ориентировки в пространстве. Развитие графических навыков и мелкой моторики пальцев рук.
Ход занятия:
В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.
1. «Дорисуй узоры»
Ребенку предлагается дорисовать по образцу узоры на листочках в клетку.
2. «Незаконченные рисунки»
Предлагается карточка с недорисованными изображениями. Ребенка просят внимательно посмотреть, а затем назвать то, что должно было быть изображено.
3. «Найди предмет одной формы»
Для внимания ребенка предлагается карточка, на которой изображены различные предметы. Раздаются геометрические эталоны. Ребенок должен подойти к демонстрационной доске и найти предметы предложенной формы. Если ребенок затрудняется, ему предлагается методом прикладывания геометрической фигуры, найти нужные изображения.
4. Игра «Какого цвета?»
Взрослый предлагает внимательно посмотреть друг на друга и обратить внимание на одежду, на ее цвет. После этого просит найти на одежде определенный цвет и дотронуться до него. Взрослый приводит пример.
5. «Найди отличия»
Ребенку предлагается внимательно посмотреть две картинки, отличающиеся друг от друга несколькими элементами, и указать на эти различия.
6. «Геометрическое лото»
Для проведения игры раздаются конверты с набором геометрических фигур, различного размера, цветя и формы. Взрослый просит разложить фигуры по группам, так, как ребенок считает нужным. С данными фигурами предложить выполнить некоторые задания:
- покажи круги, треугольники, квадраты;
- покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты;
- выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.
После проведения занятия педагог просит вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
Занятие 4
Цель: развивать внимание, увеличение объема и устойчивости; улучшение распределения и быстроты переключения. Развитие сенсорных и графических навыков, мелкой моторики пальцев рук.
Ход занятия:
В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.
1.«Чем отличается?»
Предложить ребенку рассказать, чем отличается треугольник от четырехугольника; четырехугольник от пятиугольника, при этом геометрические фигуры данных форм предлагаются на демонстрационной доске.
2. «Найди и зачеркни»
Для этого задания на столе перед ребенком разложить таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами. Предлагается зачеркнуть круги и нарисовать в квадратах кружки по образцу.
3. «Что изменилось?»
Ребенку предлагается внимательно посмотреть две картинки, отличающиеся друг от друга несколькими элементами, и указать на эти различия.
4. «Зеркало»
Взрослый будет изображать «зеркало», а ребенок будет перед ним стоять и «кривляться». После выполнения меняются местами.
5. «Мишка»
Игра состоит из карты, расчерченной на 9 квадратов (как в игре в «Крестики-нолики»). В центральном квадрате находится Мишка. Ребенку предлагается на демонстрационной доске задавать передвижение Мишке по его домику, используя только слова: вверх, вниз, вправо, влево. Если ошибается взрослый поправляет его (например, говорит Мишке «направо» в крайне правом положении).
6. «Исправь ошибки»
Ребенку предлагается внимательно слушать стихи и определить ошибку в тексте:
- Дядя ехал без жилета, заплатил он штраф за это;
- Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей;
- Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не киска;
- Уронили шишку на пол, оторвали шишке лапу;
- Сели в ложку и айда, покатили вдоль пруда;
После проведения занятия педагог просит ребенка вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
Занятие 5
Цель: развитие память. Формирование навыков овладения словесных и логических приемов запоминания. Развитие объема удержания и актуализации образов-представлений в памяти. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход занятия:
В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.
1. «Собираем букет»
Предлагается по очереди назвать цветок (если ребенок затрудняется, то взрослый подсказывает). Ребенок повторяет название цветка и называет свой. Упражнение начинает взрослый.
2. «Припомни»
Для запоминания предлагаются 5 карточек, с изображенными на них фигурами. Время запоминания 20 секунд. После этого карточки с изображениями убираются, а ребенку демонстрируют цветные карточки и просят вспомнить, какие предметы были изображены на карточках данного цвета.
3. «Нарисуй по памяти»
Ребенку на 10 секунд демонстрируют карточку с изображением фигуры. После показа просят на своих листочках воспроизвести рисунок.
4. «Выполни движения»
Ребенок встает из-за стола. Взрослый просит внимательно посмотреть, какие движения он будет выполнять (руки поднять вверх, сделать хлопок над головой, руки развести в стороны, опустить руки). После демонстрации предлагается воспроизвести движения. Если ребенок затрудняется с первого раза, то взрослый повторяет. Предлагается 2-3 комплекса упражнений.
5. «Расставь точки»
В течении 3-5 секунд показывают карточку, на которой в квадрате нарисованы точки. Предлагается расставить точки в заготовленных пустых квадратах. Взрослый следит, и, в случае необходимости, поправляет
6. Игра «Подбери картинки» - настольная дидактическая игра, направленная на формирование знаний по классификации.
После проведения занятия педагог просит вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
Занятие 6
Цель: развивать мышление. Формирование приемов и навыков в продуктивных действиях. Развитие нестереотипных способов решения наглядно-действенных и словесно-логических задач. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход занятия:
В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.
1. «Четвертый лишний»
Ребенку предлагаются карточки, на каждой из которых изображены четыре предмета, один из которых не принадлежит к данной классификации. Необходимо назвать слово обобщение для трех оставшихся предметов, и назвать к какой классификации принадлежит лишнее слово.
2. «Угадай загадку»
По снегу покатите – я подросту,
Весна придет – я пропаду. (Снежный ком)
Стукнешь об стенку, – а я отскочу,
Бросишь на землю, - а я подскочу.
Я из ладоней в ладонь лечу.
Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего. (Одуванчик)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое)
За ботву, как за веревку,
Можно вытащить… (Морковку)
3. «Подбери слова»
Ребенка просят подобрать слова «наоборот» (антонимы):
тонкий, грязный, чужой, свой, низ, большой, младший, сухой, громкий, поднимать, забывать, плохой, сильный, холодно, светло, добрый.
4. «Как все это называется?»
Зачитываются ряды слов, затем просят назвать обобщающее слово («Как все это можно назвать одним словом?»)
Окунь, карась, щука -…
Огурец, помидор, свекла -…
Шкаф, диван, кресло -…
Июнь, июль, август -…
Бабочка, муравей, комар - …
Дерево, цветок, кустарник -…
Пальто, юбка, кофта -…
Автобус, трамвай, троллейбус -…
Понедельник, вторник, среда -…
Кастрюля, ложка, половник -…
Кукла, мяч, машинка -…
Сапоги, туфли, тапочки -… .
5. Физкультурная минутка
Ребенок встает из-за стола, и ему предлагается выполнить вместе со взрослым подвижные упражнения на слова стихотворения:
Дружно шли мы по дорожке,
Замочили сильно ножки.
Справа лужа, лужа слева,
Перепрыгнем лужу смело.
6. Игра «Подбери картинки» - настольная дидактическая игра, направленная на формирование знаний по классификации.
После проведения занятия педагог просит ребенка вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
Занятие 7
Цель: Развивать внимание. Учить ориентировки в пространстве( работа по определению правой и левой стороны). Развитие мелкой моторики рук.
Ход занятия:
В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.
1.«Монгольская игра»
Ребенку предлагается взять конверт с элементами «Монгольской игры» - квадрата разрезанного определенным образом. Называет геометрические фигуры, группирует их по форме: прямоугольники, квадраты, треугольники. Затем, после представления педагогом образца, ребенок складывает такую же фигуру.
2.Игра «Геометрическое лото»
Для проведения игры раздаются конверты с набором геометрических фигур, различного размера, цветя и формы. Взрослый просит разложить фигуры по группам, так, как ребенок считает нужным. С данными фигурами предложить выполнить некоторые задания:
- выбери синие треугольники, зеленые треугольники; желтые треугольники, красные треугольники;
- покажи красные квадраты, синие квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты;
- отложи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.
3.Игра «Перепутанные дорожки»
Перед ребенком лежат изображения животных, которым нужно найти свой дом.
4.Игра «Что лишнее»
Найти в ряду картинки, не похожие на другие.
5. «Выполни задание»
Ребенок выполняет команды: встать впереди стула, встать слева от стула и т.д.
6.Игра «Волшебный квадрат»
В таблице с числами, включающая в себя числа от 1 до 9, расположенные в случайном порядке, посчитать от 1 до 9.
7.Игра «Найди пару»
Найти одинаковые рисунки на предложенных карточках.
После проведения занятия педагог просит ребенка вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
Занятие 8
Цель: Развивать мышление, скорость мыслительных операций. Развивать память, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия:
1.Игра «Что сначала, что потом»
Ребенку предлагается серия картинок, которые он должен выставить в ряд, соответственно логическому смыслу.
2.Игра «Подумай и ответь»
Ребенку дается задание назвать как можно больше слов, начинающихся со звука «у», «р» и т.д.
3. «Обведи контур»
Необходимо посмотреть внимательно на рисунок и соеденить прямыми линями фигуры в правой части рисунка так, как это сделано в левой части. Необходимо соеденить углы фигур.
5. Физкультурная минутка
Ребенок встает из-за стола, и ему предлагается выполнить вместе со взрослым подвижные упражнения на слова стихотворения:
Дружно шли мы по дорожке,
Замочили сильно ножки.
Справа лужа, лужа слева,
Перепрыгнем лужу смело.
6. «Дорисуй»
Ребенку предлагается рисунок . Необходимо подумать на что похожа картинка и дается задание дорисовать начатое, чтобы рисунки были как можно интереснее.
После проведения занятия педагог просит ребенка вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
Занятие 9
Цель: Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание. Формировать навыки творческого воображения.
Ход занятия:
1.Игра «Почтальон»
Ребенку предлагается несколько рисунков, которых изображены деревушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. Каждую такую карточку по ходу игры называют «письмо с адресом». Цель ребенка – доставить письмо по указанному адресу – рисунку, безошибочно добраться до нужного домика.
2. «Подбери слова»
Попросить ребенка подобрать слово, противоположное по значению:
Тонкий –
Грязный –
Чужой –
Низ –
Большой –
Враг –
Младший –
Сухой –
Красивый –
Громкий –
Трус –
Плохой –
Сильный –
Холодно –
Светло –
Добрый -
3. «На что похоже?»
Попросить ребенка рассказать, что ему напоминает каждый из рисунков.
4. «Окончания слов»
Ребенку называют начало слова, а он должен его закончить. (по…, на, за, ми, мо, до, че, ку, пры,зо).
5. «Выполни движения»
Ребенок встает из-за стола. Взрослый просит внимательно посмотреть, какие движения он будет выполнять (руки поднять вверх, сделать хлопок над головой, руки развести в стороны, опустить руки). После демонстрации предлагается воспроизвести движения. Если ребенок затрудняется с первого раза, то взрослый повторяет. Предлагается 2-3 комплекса упражнений.
После проведения занятия педагог просит ребенка вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
Занятие 10
Цель: Развивать процессы мыслительных операций, скорость мышления. Развивать навыки восприятия, воображения, памяти. Активизация словаря.
Ход занятия:
1.«Как это все называется?»
Зачитать ребенку приведенные ряды слов и затем спросить, как можно назвать эти предметы одним словом. Можно предложить ребенку продолжить этот ряд.
Окунь, карась –
Огурец, помидор –
Шкаф, диван –
Июнь, июль –
Дерево, цветок –
Пальто, юбка –
Автобус, троллейбус –
Понедельник, вторник –
Весна, лето –
Кастрюля, ложка –
Кукла, мяч –
Сапоги, туфли -.
2.Игра «Почтальон»
Ребенку предлагается несколько рисунков, которых изображены деревушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. Каждую такую карточку по ходу игры называют «письмо с адресом». Цель ребенка – доставить письмо по указанному адресу – рисунку, безошибочно добраться до нужного домика.
3. «Дорисуй»
Ребенку предлагается рисунок. Необходимо подумать, на что похожа картинка и дается задание дорисовать начатое, чтобы рисунки были как можно интереснее.
4. «Опиши по памяти»
На короткое время ребенку показывают куклу, а затем просят по памяти ответить на вопросы:
-какие у куклы волосы;
-какие у куклы глаза и т.д.
5.Физкультурная минутка
Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.
6. «Пересказ»
Педагог предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем просит его воспроизвести.
«Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.»
Вопросы по тексту:
- Как звали мальчика?
- Что с ним случилось?
- Кто помог мальчику?
- Чем заканчивается рассказ?
После проведения занятия педагог просит ребенка вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь заниматься еще лучше».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности у детей через экспериментирование
Самым эффективным видом деятельности детей, которым положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Моя задача, как педагога - по...
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии.
Из опыта работы....
"Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи"
Презентация и пояснение к презентации...
Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...
Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста по средством игр с песком и водой
Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления...
Методическая разработка на тему:Развитие познавательной деятельности у детей подготовительной группы, с задержкой психического развития, по лексической теме "Посуда".
Конспект занятия на лексическую тему "Посуда" для подготовительной группы ЗПР....
Конспект "Индивидуальная работа по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Цель: формирование представлений о расположении предметов в пространстве.Задачи: развивать пространственное восприятие: умение воспроизводить пространственные отношения между предметами по нагляд...