Развитие познавательной деятельности у детей с ЗПР
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Попова Татьяна Геннадьевна

Даны конспекты коррекционно-развивающих мероприятий для проведения занятий с детьми имеющими задержку психического развития, расчитанные на детей старшего дошкольного возраста с учетом задержки развития на 1-2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционные занятия25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ЗПР

по развитию познавательных способностей

Занятие 1

Цель: развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз. Развитие внимание, формирование представлений о цвете. Развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию  непрерывных линий.

Ход занятия:

1.Соедини точки карандашом

     Перед ребенком выкладываются 5 картинок, и задается вопрос: «Какая картинка тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы взрослого: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось?...(то или иное изображение)? Ребенок выполняет задание. Взрослый напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой – рисовать.

     После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось.

2.Дорисуй по образцу

     Ребенку поочередно предлагают задания.

     «Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать…(пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и полоски у котенка). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне.

     Если он затрудняется в выполнении задания, то взрослый предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал.

3.Раскрась по образцу

     Взрослый поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и

так, как на демонстрируемой картинке.

 

4.Физкультурная минутка

     Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.

5.Карандашом укажи  путь

     Взрослый говорит: «Помоги Маше дойти до школы. Где Маша?.. А где школа?.. Как  Маше дойти до школы?.. По какой дороге?».

     Затем ребенок берет карандаш и, не отрывая руки, выполняет это задание.

6.Итоги занятия

     В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше всего понравилось? В свободное время детям предлагается раскрасить получившиеся рисунки.

Занятие 2

Цель: развитие кратковременной памяти и ориентировки в пространстве. Развитие кратковременной памяти и целостности восприятия (осмысленности и избирательности восприятия). Развитие пространственной ориентировки и логического мышления.

Ход занятия:

1.Сделай, как было

     Ребенку предлагаются 5   картинок. Взрослый произносит инструкцию: «Посмотри внимательно и запомни все картинки». После просмотра, картинки перемешиваются, и взрослый просит положить  так, как было. В случае затруднения – повторный показ.

2.Мячики в клетках

Оборудование: 4 поля клеток (3х3), на одном из них – 2 мяча, на одном – 3 мяча, на одном – 4 мяча, последнее пустое. 4 вырезанных мячика.

     Взрослый просит ребенка посмотреть и запомнить, где расположены вырезанные мячики. Повторный показ. При необходимости – действие по образцу.

 

3.Заплатки (иллюстрации сказок)

Оборудование: 2 иллюстрации  с вырезанными из них фигурами.

     Педагог просит ребенка найти нужный кусочек. При затруднениях – показ.

4.Наложение контуров

Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами.

     Педагог просит посмотреть и назвать, что ребенок видит. При затруднении обвести изображение по контуру. Упрощенный вариант:  ребенку предлагается найти и закрасить знакомый предмет.

5.Физминутка.

6.Танграмм

Оборудование: образец контурных изображений, образующих фигуры животных. Необходимые вырезанные  фигуры.

     Ребенка просят сделать из вырезанных фигур такого же, например: лошадку. При затруднениях используется способ наложения.

7.Подведение итогов

      Самооценка ребенка диагностируется при помощи методики «Лесенка». Поощрение за старание; «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!»

Занятие 3

Цель: развивать восприятие; устойчивость воспринятых образов; устойчивость внимания при восприятии характерных признаков объекта; усвоение сенсорных эталонов. Развитие быстроты восприятия, точности и навыков ориентировки в пространстве. Развитие графических навыков и мелкой моторики пальцев рук.

Ход занятия:

     В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.

1.  «Дорисуй узоры»

Ребенку предлагается дорисовать по образцу узоры на листочках в клетку.

2. «Незаконченные рисунки»

Предлагается карточка с недорисованными изображениями. Ребенка просят внимательно посмотреть, а затем назвать то, что должно было быть изображено.

3. «Найди предмет одной формы»

Для внимания ребенка предлагается карточка, на которой изображены различные предметы. Раздаются геометрические эталоны. Ребенок должен подойти к демонстрационной доске и найти предметы предложенной формы. Если ребенок затрудняется, ему предлагается методом прикладывания геометрической фигуры, найти нужные изображения.

4. Игра «Какого цвета?»

Взрослый предлагает внимательно посмотреть друг на друга и обратить внимание на одежду, на ее цвет. После этого  просит найти на одежде определенный цвет и дотронуться до него. Взрослый приводит пример.

5. «Найди отличия»

Ребенку предлагается внимательно посмотреть две картинки, отличающиеся друг от друга несколькими элементами, и указать на эти различия.

6.  «Геометрическое лото»

Для проведения игры  раздаются конверты с набором геометрических фигур, различного размера, цветя и формы. Взрослый просит разложить фигуры по группам, так, как ребенок считает нужным. С данными фигурами предложить  выполнить некоторые задания:

- покажи круги, треугольники, квадраты;

- покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты;

- выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.

      После проведения занятия педагог просит   вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».

Занятие 4

Цель: развивать внимание, увеличение объема и устойчивости; улучшение распределения и быстроты переключения. Развитие сенсорных и графических навыков, мелкой моторики пальцев рук.

Ход занятия:

    В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.

1.«Чем отличается?»

Предложить ребенку рассказать, чем отличается треугольник от четырехугольника; четырехугольник от пятиугольника, при этом геометрические фигуры данных форм предлагаются на демонстрационной доске.

2. «Найди и зачеркни»

Для этого задания на столе перед ребенком разложить таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами. Предлагается зачеркнуть круги и нарисовать в квадратах кружки по образцу.

3. «Что изменилось?»

Ребенку предлагается внимательно посмотреть две картинки, отличающиеся друг от друга несколькими элементами, и указать на эти различия.

4. «Зеркало»

Взрослый  будет изображать «зеркало», а ребенок будет перед ним стоять и «кривляться». После выполнения  меняются местами.

5. «Мишка»

Игра состоит из карты, расчерченной на 9 квадратов (как в игре в «Крестики-нолики»). В центральном квадрате находится Мишка. Ребенку предлагается на демонстрационной доске задавать передвижение Мишке по его домику, используя только слова: вверх, вниз, вправо, влево. Если  ошибается взрослый поправляет его (например, говорит Мишке «направо» в крайне правом положении).

6. «Исправь ошибки»

Ребенку предлагается внимательно слушать стихи и определить ошибку в тексте:

- Дядя ехал без жилета, заплатил он штраф за это;

- Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей;

- Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не киска;

- Уронили шишку на пол, оторвали шишке лапу;

- Сели в ложку и айда, покатили вдоль пруда;

     После проведения занятия педагог просит ребенка  вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».

Занятие 5

Цель: развитие память. Формирование навыков овладения словесных и логических приемов запоминания. Развитие объема удержания и актуализации образов-представлений в памяти. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход занятия:

     В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.

1. «Собираем букет»

Предлагается по очереди назвать цветок (если ребенок затрудняется, то взрослый подсказывает). Ребенок повторяет название цветка и называет свой. Упражнение начинает взрослый.

2. «Припомни»

Для запоминания предлагаются 5 карточек, с изображенными на них фигурами. Время запоминания 20 секунд. После этого карточки с изображениями убираются, а ребенку демонстрируют цветные карточки и просят вспомнить, какие предметы были изображены на карточках данного цвета.

3. «Нарисуй по памяти»

Ребенку на 10 секунд демонстрируют карточку с изображением фигуры. После показа  просят на своих листочках воспроизвести рисунок.

4. «Выполни движения»

Ребенок встает из-за стола. Взрослый просит внимательно посмотреть, какие движения он будет выполнять (руки поднять вверх, сделать хлопок над головой, руки развести в стороны, опустить руки). После демонстрации  предлагается воспроизвести движения. Если ребенок затрудняется с первого раза, то взрослый повторяет. Предлагается 2-3 комплекса упражнений.

5. «Расставь точки»

В течении 3-5 секунд   показывают карточку, на которой в квадрате нарисованы точки. Предлагается расставить  точки в заготовленных пустых квадратах. Взрослый следит, и, в случае необходимости, поправляет

6. Игра «Подбери картинки» - настольная дидактическая игра, направленная на формирование знаний по классификации.

     После проведения занятия педагог просит   вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».

Занятие 6

Цель: развивать мышление. Формирование приемов и навыков в продуктивных действиях. Развитие нестереотипных способов решения наглядно-действенных и словесно-логических задач. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход занятия:

     В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.

1. «Четвертый лишний»

Ребенку предлагаются карточки, на каждой из которых изображены четыре предмета, один из которых не принадлежит к данной классификации. Необходимо  назвать слово обобщение для трех оставшихся предметов, и назвать к какой классификации принадлежит лишнее слово.

2. «Угадай загадку»

По снегу покатите – я подросту,

Весна придет – я пропаду.   (Снежный ком)

Стукнешь об стенку, – а я отскочу,

 Бросишь на землю, - а я подскочу.

Я из ладоней в ладонь лечу.

Смирно лежать я никак не хочу.  (Мяч)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего.   (Одуванчик)

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок.  (Мороженое)

За ботву, как за веревку,

Можно вытащить…  (Морковку)

3. «Подбери слова»

Ребенка просят подобрать слова «наоборот» (антонимы):

тонкий, грязный, чужой, свой, низ, большой, младший, сухой, громкий, поднимать, забывать, плохой, сильный, холодно, светло, добрый.

4. «Как все это называется?»

Зачитываются ряды слов, затем просят назвать обобщающее слово («Как все это можно назвать одним словом?»)

Окунь, карась, щука -…

Огурец, помидор, свекла -…

Шкаф, диван, кресло -…

Июнь, июль, август -…

Бабочка, муравей, комар - …

Дерево, цветок, кустарник -…

Пальто, юбка, кофта -…

Автобус, трамвай, троллейбус -…

Понедельник, вторник, среда -…

Кастрюля, ложка, половник -…

Кукла, мяч, машинка -…

Сапоги, туфли, тапочки -… .

5. Физкультурная минутка

Ребенок встает из-за стола, и ему предлагается выполнить вместе со взрослым подвижные упражнения на слова стихотворения:

Дружно шли мы по дорожке,

Замочили сильно ножки.

Справа лужа, лужа слева,

Перепрыгнем лужу смело.

6. Игра «Подбери картинки» - настольная дидактическая игра, направленная на формирование знаний по классификации.

     После проведения занятия педагог просит ребенка  вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».

Занятие 7

Цель: Развивать внимание. Учить ориентировки в пространстве( работа по определению правой и левой стороны). Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия:

     В начале занятия дается установка на мотивацию необходимости лучшего выполнения заданий и упражнений. Дается предварительная положительная оценка действиям ребенка.

1.«Монгольская игра»

Ребенку предлагается взять конверт с элементами «Монгольской игры» - квадрата разрезанного определенным образом. Называет геометрические фигуры, группирует их по форме: прямоугольники, квадраты, треугольники. Затем, после представления педагогом образца, ребенок складывает такую же фигуру.

2.Игра «Геометрическое лото»

Для проведения игры  раздаются конверты с набором геометрических фигур, различного размера, цветя и формы. Взрослый просит разложить фигуры по группам, так, как ребенок считает нужным. С данными фигурами предложить  выполнить некоторые задания:

- выбери синие треугольники, зеленые треугольники; желтые треугольники, красные треугольники;

- покажи красные квадраты, синие квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты;

- отложи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

3.Игра «Перепутанные дорожки»

Перед ребенком лежат изображения животных, которым нужно найти свой дом.

4.Игра «Что лишнее»

Найти в ряду картинки, не похожие на другие.

5. «Выполни задание»

Ребенок выполняет команды: встать впереди стула, встать слева от стула и т.д.

6.Игра «Волшебный квадрат»

В таблице с числами, включающая в себя числа от 1 до 9, расположенные в случайном порядке, посчитать от 1 до 9.

7.Игра «Найди пару»

Найти одинаковые рисунки на предложенных карточках.

     После проведения занятия педагог просит ребенка  вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».

Занятие 8

Цель: Развивать мышление, скорость мыслительных операций. Развивать память, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия:

1.Игра «Что сначала, что потом»

Ребенку предлагается серия картинок, которые он должен выставить в ряд, соответственно логическому смыслу.

2.Игра «Подумай и ответь»

Ребенку дается задание назвать как можно больше слов, начинающихся со звука «у», «р» и т.д.

3. «Обведи контур»

Необходимо посмотреть внимательно на рисунок и соеденить прямыми линями фигуры в правой части рисунка так, как это сделано в левой части. Необходимо соеденить углы фигур.

5. Физкультурная минутка

Ребенок встает из-за стола, и ему предлагается выполнить вместе со взрослым подвижные упражнения на слова стихотворения:

Дружно шли мы по дорожке,

Замочили сильно ножки.

Справа лужа, лужа слева,

Перепрыгнем лужу смело.

6. «Дорисуй»

Ребенку предлагается рисунок . Необходимо подумать на что похожа картинка и дается задание дорисовать начатое, чтобы рисунки были как можно интереснее.

 После проведения занятия педагог просит ребенка  вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».

Занятие 9

Цель: Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание. Формировать навыки творческого воображения.

Ход занятия:

1.Игра «Почтальон»

Ребенку предлагается несколько рисунков, которых изображены деревушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. Каждую такую карточку по ходу игры называют «письмо с адресом». Цель ребенка – доставить письмо по указанному адресу – рисунку, безошибочно добраться до нужного домика.

2. «Подбери слова»

Попросить ребенка подобрать слово, противоположное по значению:

Тонкий –

Грязный –

Чужой –

Низ –

Большой –

Враг –

Младший –

Сухой –

Красивый –

Громкий –

Трус –

Плохой –

Сильный –

Холодно –

Светло –

Добрый -              

3. «На что похоже?»

Попросить ребенка рассказать, что ему напоминает каждый из рисунков.

4. «Окончания слов»

Ребенку называют начало слова, а он должен его закончить. (по…, на, за, ми, мо, до, че, ку, пры,зо).

5. «Выполни движения»

Ребенок встает из-за стола. Взрослый просит внимательно посмотреть, какие движения он будет выполнять (руки поднять вверх, сделать хлопок над головой, руки развести в стороны, опустить руки). После демонстрации  предлагается воспроизвести движения. Если ребенок затрудняется с первого раза, то взрослый повторяет. Предлагается 2-3 комплекса упражнений.

     После проведения занятия педагог просит ребенка  вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».

Занятие 10

Цель: Развивать процессы мыслительных операций, скорость мышления. Развивать навыки восприятия, воображения, памяти. Активизация словаря.

Ход занятия:

1.«Как это все называется?»

     Зачитать ребенку приведенные ряды слов и затем спросить, как можно назвать эти предметы одним словом. Можно предложить ребенку продолжить этот ряд.

Окунь, карась –

Огурец, помидор –

Шкаф, диван –

Июнь, июль –

Дерево, цветок –

Пальто, юбка –

Автобус, троллейбус –

Понедельник, вторник –

Весна, лето –

Кастрюля, ложка –

Кукла, мяч –

Сапоги, туфли -.

2.Игра «Почтальон»

Ребенку предлагается несколько рисунков, которых изображены деревушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. Каждую такую карточку по ходу игры называют «письмо с адресом». Цель ребенка – доставить письмо по указанному адресу – рисунку, безошибочно добраться до нужного домика.

3. «Дорисуй»

Ребенку предлагается рисунок. Необходимо подумать, на что похожа картинка и дается задание дорисовать начатое, чтобы рисунки были как можно интереснее.

4. «Опиши по памяти»

На короткое время ребенку показывают куклу, а затем просят по памяти ответить на вопросы:

-какие у куклы волосы;

-какие у куклы глаза и т.д.

5.Физкультурная минутка

     Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.

6. «Пересказ»

Педагог предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем просит его воспроизвести.

«Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.»

Вопросы по тексту:

- Как звали мальчика?

- Что с ним случилось?

- Кто помог мальчику?

- Чем заканчивается рассказ?

     После проведения занятия педагог просит ребенка  вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Взрослый дает оценку: «Сегодня ты замечательно занимался, а в следующий раз, наверное, будешь  заниматься еще лучше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности у детей через экспериментирование

Самым эффективным видом деятельности детей, которым положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Моя задача, как педагога - по...

Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста по средством игр с песком и водой

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления...

Конспект "Индивидуальная работа по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Цель: формирование представлений о расположении предметов в пространстве.Задачи: развивать пространственное восприятие: умение воспроизводить пространственные отношения между предметами по нагляд...