Гендерное воспитание
презентация к уроку по теме
Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций гендерного воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гендерное воспитание | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕНАР – ПРАКТИКУМ
Для воспитателей Московского района г.Казани
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в контексте Федеральных Государственных Требований»
Тема: «Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций через гендерное воспитание дошкольников»
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАДОУ №311
Педагог – психолог
Шарапова Лейсан Хусаеновна
МАДОУ №311
Казань, 2012год
«Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций через гендерное воспитание дошкольников»
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации (слайд – 2)
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении.
Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.
ЦЕЛЬ: учитывать особенности развития, связанные с полом ребенка (слайд – 3)
Основные различия можно обобщить в следующие группы:
- Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.
- Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)
- Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…
- Психолого-педагогические (индивидуальность).
Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.
Различие девочек:
У девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария мозга отвечающие за:
-осознаваемые произвольные акты;
-словесно – логическую память;
-рациональное мышление;
-положительные эмоции (слайд – 4)
Так же девочки:
-быстрее схватывают новый материал;
-легче усваивают алгоритмы и правила;
-любят задания на повторение;
-чаще используют ближнее зрение;
-воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
-лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»;
-новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
У мальчиков значительно быстрее идет развитие функций правого полушария мозга отвечающие за:
- непроизвольные, интуитивные реакции;
-иррациональную мыслительную деятельность;
-образную память;
-отрицательные эмоции (слайд -5)
К мальчикам также относится:
-они труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
-им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
-лучше выполняют задания на сообразительность;
-не терпят однообразия;
-лучше выполняют задания при ярком свете;
-новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Особенности мышления девочек:
Топологический тип мышления - в любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости, непрерывности
Порядковый способ мышления – жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные.
Метрический способ мышления – акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково (слайд – 7)
Особенности мышления мальчиков:
Проективный тип мышления - любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни.
Композиционный способ мышления – любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции (слайд -8)
На формирование преобладающего способа мышления оказывают влияние:
1.Особенности общения с ребенком
При общении с ребенком взрослые сами формируют особенности мышления и поведения детей. Например, слова, обращенные к девочке:
-С начало заправь аккуратно кроватку, а потом иди одеваться. Взрослый формирует порядковую подструктуру мышления. Задает определенный алгоритм действий.
Или слова, обращенные к мальчику:
- Миша! Подъем! Вставай, мы пойдем выбирать подарок, если ты, конечно, хочешь его получить. Взрослый формирует проективную структуру мышления: «Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)»
2.Способы поведения и игры
-Например, кубики, конструкторы и пазлы – формируют композиционный способ мышления (мальчики)
-Спокойные игры в малом пространстве с куклами, посудой – формируют порядковый и топологический способы мышления (девочки)
3. Детская литература и телевидение.
Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.
Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.д. как на пример, так и антипример для подражания.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.
Развитие памяти девочек и мальчиков:
Девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи.
У мальчиков никакой зависимости успешности обучения от уровня развития памяти нет (слайд -9)
Однако у девочек быстрее завершается развитие памяти, осуществляется механическое запоминание информации, которую вскоре они «благополучно» забывают. Причем в школе у девочек успешность обучения зависит от уровня развития их памяти. Девочки быстрее включаются в работу, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а к концу занятия устают, внимание и память рассеиваются. У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, но ответы их более однообразны. В этих случаях можно предложить им составление творческих рассказов с использованием карт-схем или составление описательного рассказа с использованием схем – моделей.
Мальчики – «отличники» могут иметь слабую память, а среди слабоуспевающих были мальчики, имеющие прекрасную память. Мальчики позже, чем девочки, включаются в непосредственно – образовательную деятельность, но достаточно эффективно осуществляют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Для того чтобы привлечь внимание мальчиков, можно использовать различные сюрпризные моменты, элементы неожиданности, загадки и т.д. Мальчики хоть и мыслят нестандартно и интересно, но их внутренний мир часто скрыт от нас, они не всегда могут сказать то, что думают. С мальчиками рекомендуется использовать схемы-модели, знаки – символы.
Особенности развития внимания мальчиков и девочек:
Мальчики позже, чем девочки, включаются в непосредственно – образовательную деятельность, но достаточно эффективно осуществляют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи.
Девочки быстрее включаются в работу, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а к концу занятия устают, внимание и память рассеиваются.
(слайд-10)
Для привлечения внимания мальчиков, используют различные сюрпризные моменты, элементы неожиданности, загадки и т.д.
У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, но ответы их более однообразны. В этих случаях предлагают составление творческих рассказов с использованием карт-схем, составление описательного рассказа с использованием схем – моделей.
Вывод:
Гендерный подход в воспитании и обучении предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольника, создание условий для максимальной самореализации и раскрытие способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия (слайд -11)
Один из способов подачи учебного материала являются мнемотехнические правила и приемы, позволяющие легко, ненавязчиво, интересно и доступно раскрывать для детей самые сложные темы. Они помогают развивать у детей память и культуру речи, помогает им логично и образно мыслить и, в целом, способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики – в подвижных играх и на занятиях физкультуры. Учебно – воспитательную работу необходимо строить таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражается на развитии самооценки. Самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала. Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят.
И нам взрослым, педагогам, родителям не стоит забывать что:
Мальчик и девочка – это два разных мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Комментарии
Гендерное воспитание
спасибо