Обобщение опыта работы, "Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни".
методическая разработка (средняя группа) на тему

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, веры в свои силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfllio.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Содержание:

Обоснование актуальности темы: «Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни».

Задачи воспитания.

Базовые компоненты развивающей среды.

Специально организованное обучение в форме занятий.

Взаимодействие с семьёй.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Перспектива.

Заключительная часть.

Программно – методическое обеспечение.

Приложение.

                         

                               

                             1.Обоснование актуальности темы

      «Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни»

                               Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье –

                               Это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

                                Бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение

                                Умственное развитие, прочность знаний, веры в свои силы.

                                   

                                   

                                                         

 

               Игры, задания, упражнения позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также будут способствовать развитию умений

и навыков, которые позволят  успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети учатся понимать, при каких условиях  среда обитания

(жилище, улица) безопасное для жизни и для здоровья.

             Каждый ребёнок получает знания о себе, о своём теле, начнёт осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье. Работа

С детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (с элементами психогимнастики, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, дыхательные упражнения,  для осанки и пр.) необходимы для развития навыков ребёнка. Содержание занятии желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером,  делать зарядку и есть здоровую пищу надо, чтобы он  с детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия повалеологии требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учётом накопления знаний, умений и практического опыта.

Игры – занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки,  деловые игры  «Скорая  помощь», «Доктор природы», «Спасатели»

Вопросы – ответы,  комплекс  упражнений.

Поэтом работа по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни – необходимое условие не только полноценного физического развития ребёнка, но и развития и становления его личности.

                                 2. Задачи воспитания.

Воспитание культурно -  гигиенических  навыков.

Продолжать учить детей самостоятельно мыть руки после туалета, перед едой,

После загрязнения, насухо вытирать полотенцем; пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, расчёской);

Опрятно кушать, держать ложку и вилку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Воспитание навыков культурного поведения.

Научит детей хорошо относиться к своему здоровью, соблюдать личную гигиену; показать и рассказать, как правильно вести себя в разных ситуациях; знакомство детей с организмом и органами человека.

Продолжать учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражение просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).

Формировать жизненно необходимые двигательные навыки и умения  ребёнка в соответствии сего индивидуальными особенностями.

Привитие стойких культурно -  гигиенических навыков.

Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

Обучение по уходу за своим телом.

Формирование представлении о том, что полезно и что вредно для организма.

Формирование элементарных представлении об окружающей среде.

Формирование привычки ежедневных физических упражнений.

Охрана и укрепление здоровья детей.

      11.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

                        3. Базовые компоненты развивающей среды

Чтобы решить поставленные задачи необходимо  создать хорошие  условия. Созданная развивающая среда у себя в группе, мы стараемся её разнообразит, меняем, дополняем, учитывая возраст детей.

Создан уголок творчества, где дети рисуют, играют, фантазируют. В группе

Есть уголок по правилам дорожного движения. Оборудован физкультурный

уголок, где имеется нестандартное оборудование, дети с удовольствием

занимаются самостоятельно и вместе с воспитателями. Есть дорожка для закаливания, ребристая доска, мокрая дорожка, дорожка с пуговицами,

массажёры  для ног и рук.

Также в группе есть дидактические игры: «Одежда», «Обувь», «Продукты»,

«Из чего мы сделаны», «Кто как устроен» и т.д. Сюжетно – ролевые игры:

«Больница», «Семья», «Бедный Мишка заболел», «Встречаем гостей» и т.д.

Есть в группе фланелеграф, картинки – схемы, настольные и кукольные

театры, ширмы для родителей и детей. Рассматриваем иллюстрации, картинки.

Заучиваем потешки, стихи, поговорки о здоровье; показываем различные

Театры (кукольный, пальчиковый, настольный).Читаем литературу, сказки.

Драматизируем придуманные сказки. Делаем поделки, рисуем: «Мой до дыр»,

«Королева посуда», «Чистюли».

                                                     

                     

                          4.Програмно методическое обеспечение.

Мы работаем:

Программа « От рождения до школы» Н.Е. Вераакса.

              а) физкультурно – оздоровительная работа;

              б) воспитанье культурно – гигиенических навыков;

              в) воспитание навыков культурного поведения;

              г)воспитание гуманных чувств и положительных

                 взаимоотношении.

«Уроки здоровья для детей» Л.Ф.Тихомирова.

«Реализация валеологического подхода при организации

образовательного  процесса» Н.Н.Суртаева, Е.Е.Лунина.

«Тридцать уроков здоровья»  Л.А.Обухова. Н.А.Лемяскина;

«Уроки Мойдодыра» Г.Зайцева.

«Букварь здоровья» Л.В.Баль, В.В.Ветрова.

«Двигательная активность ребёнка» М. А.Рунова.

«Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни» Б.А.Куган.

«Чтобы не было беды» Д.Б.Игуменова, И.Г.Иванн;

«Расти здоровым» - детская энциклопедия здоровья Роберт Ротенберг;

Журнал «Дошкольное воспитание».                                                                

«Этикет для малышей» В.А.Пушникова, И.В.Рыкунова.

                                                     

5. Основная  организованная образовательная деятельность.

Всю основную организованную деятельность планируем в соответствии с

программой. Учитывая возрастные особенности детей, мы продумываем, как

 лучше построить занятие, какие задачи поставить перед ребёнком, чтобы ему

было понятно, интересно. Стараемся использовать разные варианты

построения; беседы, оздоровительные минутки, деловые игры: «Скорая помощь», «Доктор», «Здоровая пища», «Доктор природы»; комплексы упражнений, сюжетно – ролевые игры.

Занятия проходят почти все в игровой форме. Чаще дети находятся не за столами, а на ковре вокруг воспитателя. К детям приходит  Доктор Здоровичков;  куольный театр «Доктор Айболит»; пальчиковый театр « Что такое хорошо, что такое плохо»; приходят разные персонажи «Зайка Петя», «Айболит», «Куталка», «Мальчик – Нехворайка» и т.д.

Детям очень нравится  занятия когда к ним приходят какие- либо герои,

Дети на таких занятиях более активны, веселы, не устают, узнают что –то

новое, разговорчивы, эмоциональны.

Много поводим бесед  о здоровой и полезной пище. Весной вместе с детьми

Организуем огород на подоконнике и выращиваем рассаду для огорода.

                                                     

                 

                         6. Взаимодействие с семьёй.

Все родители хот, чтобы их дети были здоровыми. В детском саду

Педагогический коллектив, ставит точно такую же задачу: «Расти здоровым малыш», всесторонне развить ребёнка физически. Совместная работа детского сада и семьи поможет добиться отличных результатов.

Я использую разные формы и методы работы с семьёй, которые позволяют обогатить знания родителей в воспитании детей.

Провожу родительские собрания, консультации. Оформляю папки –

передвижки, ширмы, стенды.

Провожу дни « открытых дверей», совместные праздники и развлечения:

«Папа, мама, я –спортивная семья», «От Лондона до Сочи» и другие.

               

                 

                                               

 

 

                                         7. Перспектива.

По теме: «Забочусь о своём здоровье» я работаю второй год. Провожу занятия из серии «Здоровье», где детям даются представления о строении   собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи:( эти занятия имеют большое значение в воспитании  у детей  потребности в здоровом образе жизни.

Мы очень интересно поводим занятия из этой серии. Я с удовольствием   занимаюсь с детьми, играю с ними. Радуюсь успехам, когда в группе  маленькая заболеваемость, когда группу посещают почти все дети. За год дети болели мало, поэтому на будущее я определила для себя следующие задачи:

     

Развивать профессиональные навыки, используя новые методы обучения детей и передовой опыт педагогов, работающих по этой же программе.

Пополнять и обогащать дидактический материал. Пополнять физкультурный уголок нестандартным оборудованием.

Обеспечение физического и психического благополучия.

Охрана и укрепление здоровья детей.

Продолжать создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.

Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

Дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления стоп, рук, бля красивой осанки, снятия

усталости, обретение спокойствия и равновесия и т.д.

                                                 

 

                                       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию у детей потребности к здоровому образу жизни

Описание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни....

Педагогический совет «Воспитание у детей потребности к здоровому образу жизни»

Решение годовой задачи зависит от настроения педагогического коллектива, его творческого потенциала и уже сформированных ценностных ориентаций. А что может быть ценнее здоровья?...

Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни

Представлены формы взаимодействия ДОУ и семьи, этапы работы, создание развивающей среды дома....

Взаимодействие воспитателей и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Главный момент в контексте "семья-дошкольное учреждение " личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспитания конкр...

Обобщение опыта "Воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни».

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А о здоровье можно говорить не только, при отсутствии  каких-либо заболеваний, но и п...

«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»

Перспективный план«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»...