Консультация для воспитателей на тему: Познавательно - исследовательская деятельность
методическая разработка (старшая группа) по теме
Развивая исследовательскую деятельность детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-_issledovatelskaya_deyatelnost_starshih_doshkolnikov.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников.
Китайская пословица гласит:
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.
1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие -либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
2. Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника:
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…».
В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.
3. Особенности детского экспериментирования:
- экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
- экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;
- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;
- детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
4. Организация поисково - исследовательской деятельности:
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Основные методы работы с детьми:
- экспериментальная деятельность
- решение проблемных ситуаций С этой целью в группах должны быть созданы мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым:
1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)
2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)
4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)
5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)
10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов
Для систематизации экспериментальной деятельности в каждой возрастной группе можно создать картотеку опытов из различных природных и других материалов для детей.
Педагоги детского сада должны организовывать исследовательскую деятельность и предметно-развивающую среду так, чтобы эксперимент отвечал следующим условиям:
- максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;
- безотказность действия приборов и правил обращения с ними;
- показ только существенных сторон или явлений процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном эксперименте.
Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы. Наглядно это можно представить в виде схемы:
4. Схема исследовательской деятельности:
ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСУЛЬТАЦИИ по теме:
Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников.
№1
Нормативные показатели познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста по В.С.Юркевичу:
проявление интереса к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственного данного, постановка вопросов почему? зачем? как?;
стремление объяснить связь фактов, использование простого причинного рассуждения потому что…;
стремление к упорядочению, систематизации конкретных материалов;
проявление интереса к познавательной литературе, к символическим языкам: самостоятельно берется записывать наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Уровни освоения программы:
Высокий уровень
Знает:
что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”, “газообразный”;
основные свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.); использует в речи соответствующие термины;
что происходит с водой при нагревании, замерзании; использует термины “расширение”, “сжатие”;
что такое туман, роса, снег, лед;
почему зимой подо льдом темнее;
куда уходит вода после дождя;
из чего состоят облака и тучи, почему идет дождь;
почему воду называют неутомимой путешественницей;
для чего нужен воздух;
основные свойства воздуха;
какие общие свойства у воды и воздуха;
главное различие воды и воздуха;
как очистить воздух в помещении;
виды почв, их состав и свойства;
как обнаружить в почве воздух;
из чего образуется перегной;
как продвигается вода в почве;
где можно встретить дикорастущие и культурные растения;
для чего удобряют почву;
почему нельзя загрязнять почву.
Умеет:
самостоятельно объяснять связь фактов (использует простое причинное рассуждение потому что);
упорядочить и систематизировать конкретные материалы;
самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…);
самостоятельно выстраивает простейшие экологические зависимости типа здоровая природа – здоровый я;
делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
самостоятельно зарисовывать свои наблюдения.
Средний уровень:
Знает:
что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”;
основные свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.);
куда уходит вода после дождя;
почему воду называют неутомимой путешественницей;
для чего нужен воздух;
основные свойства воздуха;
какие общие свойства у воды и воздуха;
главное различие воды и воздуха;
виды почв;
как обнаружить в почве воздух;
где можно встретить дикорастущие и культурные растения;
для чего удобряют почву;
почему нельзя загрязнять почву.
Умеет:
при помощи взрослого объяснять связь фактов (потому что);
упорядочить и систематизировать некоторые материалы;
при помощи взрослого продолжить логическую цепочку: если…, то…;
делать простейшие опыты по образцу;
зарисовывать свои наблюдения.
Низкий уровень
Знает:
простейшие свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, может замерзать, испаряться );
куда уходит вода после дождя;
для чего нужен воздух;
виды почв;
где можно встретить дикорастущие и культурные растения;
для чего удобряют почву;
почему нельзя загрязнять почву.
Умеет:
при помощи взрослого объяснять связь фактов (потому что);
делать простейшие опыты по образцу;
зарисовывать свои наблюдения.
№2 Исследование познавательных интересов
ребёнка__________________
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл (по 3-х бальной системе) |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а)рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним | а) часто б) иногда в) очень редко |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко |
Внешние действия
(физические движения)
Внутренние действия (мыслительные операции)
Результат:
расширение представлений о мире;
упорядочивает знания через отношения:
- причинно-следственные;
-родововидовые (классификация);
- пространственно-временные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников"
Работа представляет собой консультацию для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников", целью которой является : -показать особенности познавательно...
Консультация для воспитателей на тему "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых»
Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – ов...
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Консультация для воспитателей второй младшей группы по экспериментированию....
Консультация для воспитателей «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке»
В материале представлена информация по организации прогулки с детьми дошкольного возраста. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. В тексте описаны ме...
План по самообразованию воспитателя на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию воспитателя на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»
Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные ...