Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых»
консультация (подготовительная группа)

Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – овладевая представлениями о мире, ребенок учиться связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

Консультация для воспитателей

 на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых»

Составила: Городынская Н.Н.

                                                                          Должность: воспитатель

Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – овладевая представлениями о мире, ребенок учиться связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.

      Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.    

      «Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Методы ознакомления детей с трудом взрослых:

        В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

1. Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. Именно за свой труд,  взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых -  наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводятся беседы.

Например:

1) Беседа с представителем профессии.

2)  Экскурсия в процедурный кабинет.

2. Наблюдения

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника внимание детей обращают на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

3. Игра как средство знакомства с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.

Театрализованная игра игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему.

Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.

Требования к литературному произведению для драматизации:

1. Литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту. Герои близкие по настроению, переживаниям;

2. Образность произведения (яркие образы героев и эпизоды);

3. Наличие монологов и диалогов;

4. Динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Что кому нужно для работы".

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

1) Игры с предметами

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

2) Виды настольно – печатных игр:

Например: Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

3) Словесные игры

Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Мнемотехника

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.

Здесь используются мнемотаблицы – это схемы, в которых отражена определенная информация.

Метод проектов

Для решения проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе необходимы новые подходы. Сейчас все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении. Метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Например, долгосрочный проект «Все работы хороши».

Цель: Формирование представлений детей о профессиях взрослых, интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности. В задачах проекта отражается интеграция многих областей

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным, задают вопросы взрослым, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Каковы же этапы пректа:

I этап – Подготовительный:

определение целей и задач проекта;

подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д).

разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.

прогнозирование результата.

II этап: Организационный:

Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

Структура организационного этапа:

-Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.

-Консультации по теме проекта: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

-Родительское собрание «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка». Целью данной формы работы является включение родителей в проектную деятельность (активизация внимания родителей на огромное воспитывающее значение знакомства ребенка с их трудом.

-Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.

-Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.

Гипотеза детей: «Профессии - все нужные и важные»

Постепенно целенаправленно составить с детьми план совместной деятельности для подтверждения предположения о важности профессий.

План действий:

Обратиться за помощью к взрослым;

Найти информацию в книгах;

Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями

III этап: Познавательно-творческий:

В данный этап входят мероприятия по реализации основных видов деятельности по плану проекта:

Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

Занятия сопровождаются беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря, что необходимо в логопедической группе.

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр, игр с использованием интерактивной доски. IV этап Заключительный:

На заключительном этапе проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы. На этом же этапе проходит презентация продукта проектной деятельности - Познавательная книга «Профессии наших родителей»

Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Познавательно - исследовательская деятельность

Развивая  исследовательскую деятельность детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также ...

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вмест...

Консультация для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников"

Работа представляет собой консультацию для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников", целью которой является : -показать особенности познавательно...

Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых

Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых....

презентация"«РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ»

недостаточная информированность детей о видах профессий.   Профессий много в мире есть,   Их невозможно перечесть.   Сегодня многие нужны,...