Авторская разработка познавательного занятия "Нету глаз в запасе лишних"
методическая разработка по теме

Шавочкина Валентина Акимовна

Познавательное занятие "Нету глаз в запасе лишних" разработано для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования дошкольников представления о своем организме  и его функциях, познакомить с органами чувств - зрением, его значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shavochkina_v.a._poznavatelnoe_zanyatie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» г. Горнозаводска

Познавательное занятие

«Нету глаз в запасе лишних»

Автор:  Шавочкина

 Валентина Акимовна

   Воспитатель 1 кв. категории

г. Горнозаводск, 2012 г.

Познавательное занятие

«Нету глаз в запасе лишних»

Цель: Формирование у детей представления о своем организме и его функциях.

Задачи:

- познакомить дошкольников с органами чувств – зрением, его значением;

- донести до детей о том, что необходимо беречь глаза;

- воспитывать у детей чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Наглядный материал: иллюстрации по теме, плакат «Строение глаза», предметы защиты глаз (солнцезащитные очки, козырек), фотоаппарат.

Зрительный ряд: рассматривание иллюстраций по теме, работа с таблицей

Литературный ряд: стихотворение «К окулисту пришел крокодил», загадки, пословицы.

Ход занятия

Организационный момент.

Основная часть.

а) Мотивационный момент

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением крокодила в кабинете окулиста.

 Воспитатель: Догадайтесь, к какому врачу пришёл крокодил?

Дети: к окулисту!

Воспитатель: Правильно! Кто бывал в кабинете глазного врача-окулиста, тот помнит, как проверяется зрение – по таблице с картинками (буквами) разной величины.

Что случилось с крокодилом?

Послушайте стихотворение и скажите, правильно ли вел себя крокодил?

К окулисту пришел крокодил,

Плакал горько, совета просил:

«Я весь день телевизор смотрел,

До полночи над книгой сидел,

Свет обычно включать не любил,

И в темноте вечера проводил.

Видел все! А теперь не могу!»

Воспитатель: У крокодила устали глаза, почему?

Дети: Он слишком долго смотрел телевизор, сидел в темноте и читал книгу.

Воспитатель: Как ему помочь?

Дети отвечают.

б) Сообщение темы

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о глазах. Глаза – это орган зрения, один из самых замечательных органов нашего тела. Как вы думаете почему?

Дети: С помощью глаз человек видит.

Воспитатель: Действительно, с помощью глаз человек видит предметы, их перемещение, форму, цвет и размер. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке во времени и передвигаться в нужном направлении.

Воспитатель: Глаза дают человеку всю информацию об окружающем мире. Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. Хотите узнать тайну глаз?

Дети: Да!

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Этот глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет,

Самый точный ваш портрет. 

                                (фотоаппарат)

(Воспитатель демонстрирует работу фотоаппарата: открывает «шторку» фотоаппарата и рассказывает, как получается изображение).

Воспитатель: Глаза похожи на маленький фотоаппарат. Через это окошечко проходят лучи света, они попадают на пленку, рисуют на ней то, что мы фотографируем, например: портрет.

Примерно также устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?

Дети: маленький цветной кружок, черную точку посередине.

Воспитатель: Этот кружок называется радужная оболочка. У одних она коричневая, у других зеленая, у кого-то голубая. А черная точка посередине  - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

(Воспитатель щелкает фотоаппаратом и показывает детям фотографию).

 в) Работа с плакатом «Строение глаза»

Что же такое зрение и почему оно возможно?

Все дело в том, что глаз способен воспринимать лучи света, отражаемые предметами. Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку-роговицу, позади которой находится радужная оболочка (радужка). Именно она делает глаза голубыми, серыми, карими.

После этого свет попадает в отверстие, находящееся посередине радужки – зрачок. Мышцы радужной оболочки, сокращаясь и расслабляясь, могут делать зрачок то меньше, то больше. Так регулируется количество света, попадающего в глаз. Пройдя через зрачок, луч света попадает в плотное прозрачное тельце – хрусталик. Это природная линза, она может быть более выпуклой или более плоской. Благодаря этому лучи света, отражающиеся от предмета, на который смотрит человек, собираются (фокусируется) в одном месте на внутренней стороне глаза – сетчатке.

Движение глаз обеспечивают мышцы. Мышцы обоих глаз сокращаются одновременно, поэтому глаза одновременно моргают и поворачиваются.

Воспитатель: Природа позаботилась о безопасности глаз. Спрятала их в углубления черепа, снабдила веками. Брови, ресницы и веки надежно защищают глаза от пыли. Например, в жаркий день брови защищают глаза от пота, а в дождливый – от капель дождя.

Ресницы задерживают пылинки, которые могут попасть в глаза. Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу и в тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Наши веки – это своеобразные занавески из складок кожи, которые могут подниматься и опускаться с помощью мышц. Эти занавески двигаются так быстро, что вовсе не мешают нашему глазу. Мы даже не замечаем этого, а ведь наши веки опускаются и открываются каждые 6 секунд.

Если в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Воспитатель: Любите ли вы плакать? Конечно, нет – ответит каждый из вас. Слезы тоже защищают глаза. Например, если в глаза попадет соринка, то на глаза навариваются слезы, чтобы защитить их.

г) Профилактическая работа с детьми

Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с нами случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. Когда человек ведет себя неосторожно, невнимательно к самому себе и своим глазам, он нарушает правила здорового образа жизни. Какие это правила? И какие это беды, мы попробуем угадать.

д) Рассматривание плакатов и беседа по ним

Воспитатель читает, что на плакатах написано:

* * *                                                                * * *

Читать не надо лежа,                                Ребенок читает за столом

Жалей глаза, Сережа!                                В хорошо освещенной комнате.        

* * *                                                                * * *

Давно, уж Пете спать пора,                        Беда б с тобой не вышла -

Но смотрит фильмы до утра.                        Надень-ка маску, Миша.

* Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана.

* Ребенок трет глаза грязными руками.

* Ребенок вытирает глаза чистым платком.

Сравним эти плакаты и скажем, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где нет.

Задание: 

- Как должен сесть мальчик перед телевизором? (на расстоянии 1,5 метра);

- За компьютером сидеть не больше 15 минут, заниматься фехтованием и играть в хоккей только в защитной маске;

- при чтении садиться так, чтобы свет падал слева;

- Расскажите о том, что вы делали в выходные, как берегли зрение?

д) Физкультминутка

Воспитатель предлагает выполнить гимнастику для глаз:

- Зажмурить глаза изо всех сил (4 раза);

- Сделать круговые движения глаз (налево, вверх, направо, вниз и обратно);

- Сосредоточить взгляд не мигая как можно дольше на пальце вытянутой руки, найти на окне красную точку и задержать на ней взгляд в течение одной минуты;

- Просто посидеть с закрытыми глазами.

д) Практическая работа

Воспитатель: Найдите среди предметов, лежащих на столе, тот предмет, с помощью которого можно защитить глаза. Как называется этот предмет? (солнцезащитные очки, козырек). Когда ими нужно пользоваться? Почему? (солнечный свет ослепляет и вредит глазам).

е) Закрепление пройденного материала. Профилактика и защита глаз.

 Воспитатель: На земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Ребята, если вы увидите такого человека на улице, как вы ему поможете?

Дети: Можно предложить свою помощь и помочь перейти ему улицу, помочь подняться по ступенькам, купить ему хлеб, лекарство в аптеке и др.

Воспитатель: Зрение надо беречь, глаза охранять, поэтому их необходимо тренировать и подпитывать витаминами, которые находятся в фруктах, ягодах  и овощах (морковь, лук, помидор, черника, шиповник, красный перец и др.)

Заключительный этап.

Когда человек заботится о своем здоровье, т.е. дышит свежим воздухом, ест здоровую, свежую пищу, много двигается, внимательно относится к своему здоровью, своим глазам, бережет зрение, не переутомляет слух громкими слухами, старается не простужаться, то мы говорим, что этот человек ведет здоровый образ жизни.

Сегодня мы научились заботиться о своих глазах, охранять зрение. Повторим эти правила:

- Оберегайте глаза от попадания в них инородных тел;

- Нельзя тереть глаза грязными руками;

- Нельзя близко и долго смотреть телевизор и играть в компьютерные игры;

- Берегите глаза от травм, особенно от колющих и режущих предметов;

- Делайте гимнастику глаз, смотря вдаль;

- Ешьте продукты, богатые витаминами;

- Больше гуляйте на свежем воздухе.

Я хочу пожелать вам крепкого здоровья, чтобы вы росли крепкими, сильными и здоровыми и чтобы всегда следили за своим здоровьем.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" на тему "Любопытные козлики"

Любопытные козлики.Цель: познакомить детей с редкими животными - горными козлами (те- эри, чунма-кыс, анай) сравнивая с домашним животным – козой.Образовательная задача: познакомить и расширить ...

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"

«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в...

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Авторская разработка познавательно-тематического пособия для детей старшего дошкольного возраста.

   В нашем русском языке, который  восхваляли многие писатели и поэты, достаточно слов, чтобы назвать данный вид пособия, и я считаю, что иностранное название ЛЭП-бук режет слух ...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Авторская разработка. Познавательное занятия по развитию творческой деятельности с элементами аппликации в подготовительной группе «В поисках золотого ключика»

создание условий для развития когнитивных процессов, мелкой моторики, навыков саморегуляции. Развитие творческие способности у детей, закрепление с детьми знания посредством развивающей направлен...