Использование интегрированного подхода для формирова-ния у дошкольников экологического образования.
статья по теме
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Именно в дошкольный период закладывается основа взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
В работу по экологическому образованию вовлечены все педагоги-специалисты. Музыкальные руководители проводят вместе с воспитателями праздники, развлечения. Собрана фонотека «Голоса природы», классическая музыка, песни и стихи о природе. У инструктора по физической культуре имеется подборка подвижных игр, которые знакомят детей с характерными способами передвижения разных животных, их повадками. Участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, в т.ч. вместе с родителями. Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
Экологическое образование детей осуществляется на игровой основе. С включением в педагогический процесс разных видов игр. Играя, дети приобретают опыт взаимодействия с окружающим миром, выполняют конкретную природоохранную работу, усваивают правила поведения в окружающей среде, что на наш взгляд, является крайне важным, так как в действительности ребенок видит бесконечное множество негативных примеров.
Данная работа предполагает реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в ДОУ. В системе экологического образования мы выделили ряд компонентов.
- экологическое просвещение родителей;
- оценка окружающей среды;
- экологизация различных видов деятельности ребёнка;
- экологическое образование дошкольников
- экологизация развивающей предметной среды;
- подготовка и переподготовка кадров;
- координация работы с другими учреждениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников экологического образования.
Галушко В.И., старший воспитатель
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Именно в дошкольный период закладывается основа взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Наш детский сад работает над проблемой экологическое воспитание 8 лет. Мы создали в детском саду систему работы по экологическому образованию, которая предполагает тесное сотрудничество всех специалистов, старшего воспитателя и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.
Мы решаем главные задачи в этом направлении. Во-первых, сформировать экологическую компетентность педагогов и родителей. Во-вторых, сформировать у детей необходимость правильного отношения к окружающей среде. В-третьих, создать в детском саду условия для экологического воспитания детей.
Свою работу мы начали с обучения педагогов. Провели педагогические советы, семинары, круглые столы, консультации. В ДОУ накоплен богатый дидактический материал, позволяющий педагогам наполнить жизнь детей интересной деятельностью. В детском саду обобщен опыт воспитателя «Формирование основ экологической культуры дошкольников через игровые обучающие ситуации».
В работу по экологическому образованию вовлечены все педагоги-специалисты. Музыкальные руководители проводят вместе с воспитателями праздники, развлечения. Собрана фонотека «Голоса природы», классическая музыка, песни и стихи о природе. У инструктора по физической культуре имеется подборка подвижных игр, которые знакомят детей с характерными способами передвижения разных животных, их повадками. Участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, в т.ч. вместе с родителями. Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
Педагогический коллектив считает, для того чтобы процесс обучения был достаточно эффективным важно соблюдать преемственность между отдельными знаниями, а также постоянно поддерживать связь между ознакомлением с природой и другими видами деятельности – игровой, продуктивной, музыкально-художественной, чтением художественной литературы, трудовой и т. д.
Любая работа в ДОУ должна быть поддержана родителями. Из опыта работы мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа педагогического коллектива была направлена на воспитание экологической культуры у родителей. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (бабушек и дедушек, пап и мам) к совместной работе. Работа с родителями проводилась постепенно и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагали родителям, лично значимой для них.
Практика показывает, что наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей, поэтому очень важна работа по приобщению к здоровому образу жизни как составляющей экологической культуры человека. Ее проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, старшие медсестры. Совместными усилиями готовятся эколого-оздоровительные праздники, игры, развлечения, мини – туристские походы, физкультурные занятия экологической и валеологической направленности, где родители являются непосредственными участниками. Мы вовлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Родители проявили активное участие в акциях « Цветок детскому саду», «Фруктовый сад», «Уборка территории детского сада», «Обрезка сухих веток в саду», «Оформление кормушек» и др. Выставки совместных поделок из бросового материала «Новогодние поделки», «Чудесные превращения овощей», из природного материала «Путешествие по русским народным сказкам», фотографий по темам « Моя семья на море», « моя семья на даче», « Я и природа».
Для родителей предлагаются папки-передвижки, анкетирование, беседы. В детском саду выпускается газета для родителей «Все о нас». На ее страницах можно найти не только информационный материал. Выпускается страничка с заданиями родителям для совместной работы с детьми: подбираются картинки о растительном и животном мире, стихотворения, кроссворды, ребусы.
Таким образом, взаимодействие с родителями направлено на приобщение семьи к экологическим проблемам и вовлечение их в совместную работу.
Экологическое образование детей осуществляется на игровой основе. С включением в педагогический процесс разных видов игр. Играя, дети приобретают опыт взаимодействия с окружающим миром, выполняют конкретную природоохранную работу, усваивают правила поведения в окружающей среде, что на наш взгляд, является крайне важным, так как в действительности ребенок видит бесконечное множество негативных примеров.
Наши дети получают знания на прогулках, экскурсиях, развлечениях, конкурсах, выставках, в совместной деятельности с воспитателем, т. е. в течение всего пребывания в ДОУ.
В нашем детском саду ежегодно проводятся конкурсы « Огород на окне» для проведения оздоровительных мероприятий с детьми. С поздней осени до конца марта дети выращивают лук и зеленый корм для птиц.
«Постройки из снега», «Чудеса из песка». Дети совместно с воспитателями мастерят постройки с использованием природного материала, специальных формочек, камешков. Они учатся общаться, согласовывать свои действия, экспериментируют, исследуют, как меняются свойства песка, снега при смене погодных условий, а затем устраивают соревнования на лучшую постройку;
Детский сад взаимодействует со школой.
Ежегодно проходит акция «Покормите птиц зимой». В изготовлении кормушек принимали участие и родители. Дети подкармливают птиц крошками хлеба, зернышками, семенами, принесенными из дома, наблюдают за поведением синиц, воробьев и других птиц.
Также совместно со школой прошла акция «Посади дерево». На участках детского сада подрастают сосенки, посаженные выпускниками школы и выпускниками детского сада.
Ученики начальных классов провели с дошкольниками КВН «Природа – наш дом», занятие « Птицы - наши друзья».
В канун Нового года в детский сад пришли ученики с лозунгом «Пусть ель живет из века в век»!!! Школьники рассказали малышам сказку о елочке, которую не срубили. Совместно своими руками дети сделали елочку из бумаги, и решили:
Пусть ель живет из века в век!
Не будь жестоким, человек!
Природу ведь нельзя губить!
А елку можно смастерить!
Участок детского сада, богатый разнообразными растениями (плодовыми, культурными, декоративными и др.), что позволяет иметь экологическую тропинку. Педагогический коллектив разработал маршрут «тропинки», составили картосхему и изготовили таблички объектов исследования. Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми. Оформили паспорт экологической тропинки. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится для воспитателя информация.
Для повышения интереса детей к занятиям на тропинке детей встречает сказочный герой « хозяин - тропы» Лесовичок. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы- конфеты, орехи на деревьях.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель, то ограничитесь только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
В заключении следует отметить, что данная работа предполагает реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в ДОУ. В системе экологического образования мы выделили ряд компонентов.
- экологическое просвещение родителей;
- оценка окружающей среды;
- экологизация различных видов деятельности ребёнка;
- экологическое образование дошкольников
- экологизация развивающей предметной среды;
- подготовка и переподготовка кадров;
- координация работы с другими учреждениями.
Практика показывает: чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа ДОУ в области экологического образования.
В процессе, слаженной работы педагогического коллектива у малышей формируется способность сопереживать живым существам. В лучшую сторону меняется отношение детей к природе - они не рвут цветов, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. И мы очень надеемся, что наши дети, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду.
Литература
Газета «Дошкольное Образование». Издательский дом «Первое сентября» 2005г. №22
«Наш дом-природа». Пособие по экологическому образованию дошкольников. Н.А.Рыжова Москва Линка-Пресс 2000г.
«Листок на ладони». Методическое пособие по проведению экскурсий. В.А.Степанова, И.А. Королёва. Детство-Пресс 2003г.
«Тропинка в природу». В.В.Смирнова. Детство-Пресс 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в художественно-творческой деятельности дошкольников
Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эсте...
Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...
План непосредственно образовательной деятельности с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников.
План НОД с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников в рамках тематической недели "Цирк зажигает огни". С логикой образовательной деятельности и итоговым мероприят...
Использование интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Реализация интегрированного подхода в ДОУ возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим эти условия на примере интегрированных физкультурных занятий с использованием материала по эко...
Выступление на методическом объединении на тему: «Использование интегрированного подхода в организации физкультурных занятий в соответствии с ФГОС»
Методическое обьединение прошло в ноябре 2015 года....
Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению,...
Презентация "Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учётом его индивидуальности в художественно – эстетической деятельности"
Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения....