море в беде
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "МОРЕ В БЕДЕ"

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

"ПОЗНАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"

( ЭКОЛОГИЯ СОВМЕСТНО С РИСОВАНИЕМ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_dosug.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

    Интегрированное занятие в подготовительной группе

                       на тему: «МОРЕ В БЕДЕ»

                   по образовательным областям

 «ПОЗНАНИЕ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

             (экология совместно с рисованием)          

                       

                                     

                            Подготовила: Курнаева Наталья Ивановна

                            Воспитатель: подготовительной группы

                                                      План:

Введение.

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей.

Цели и задачи.

Ход занятия.

Итог занятия, поощрение детей.

                                                     Введение

    Экология, как наука – должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом.

    Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи  с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития ребенка.

     Природные условия оказывают влияния на содержание экологического воспитания детей. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, моря,

воздух, ветер и др; находятся в неразрывном единстве -  живая природа не может обходиться без неживой.

     Так, наша задача состоит в том, чтобы дать экологическое воспитание и образование дошкольникам. Это воспитание, как нам представляется, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.

                               « МОРЕ В БЕДЕ»

Программные задачи:

Формировать представление о море, разном его состоянии,  об обитателях моря. Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности человека ( от нефти, мусора - портится вода, погибают морские животные.

Развиваем у детей: воображение, логику, мышление,

танцевальные движения.

Материал:

Глобус, или физическая карта мира, иллюстрации ( море в разном состоянии); предметы морского происхождения ( ракушки, камни, водоросли –морская капуста, возможны панцири кого – либо.

Демонстрационный материал «Морские животные».

Музыка для мало подвижной игры ( на усмотрение воспитателя).

Иллюстрации с загрязненными водами и гибелью животных.

Предварительная работа:

- показ иллюстраций с изображением морских животных;

- их зарисовка;

- дидактические игры морской тематики; лото;

- разучивание стихов «Кит» Т. Керстен , «Морской стишок» Л. Улановой; « Дельфины» Н. Матюх и В. Сибирцев ; «Догоняшки» Н. Булганиной; «Морю живётся несладко на свете»М. Генина.

- загадывание и отгадывание загадок;

- мало подвижные игры; «Море волнуется раз».

- чтение рассказа В. Танасийчука «От чего погибли киты?»; «Нефть в море»;

- подвижные игры.

.

                                           Ход   занятия

Воспитатель:  давайте посмотрим на карту – поищем моря и океаны. Обратите внимание: водное пространство изображено голубым и синим цветом. На нашей планете Земля, воды больше, чем суши. Море – это громадное водное пространство, а океан  - еще больше.

Ребята, кто может сказать: море всегда одинаковое или разное?

Ответы детей: – разное, бушующее, волнующее, спокойное.

Воспитатель: море бывает разное. В солнечный день оно спокойное, искрится, сине – зеленого цвета. И мы говорим, что на море штиль. Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю бегут белые барашки – волны.

В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. Купаться в такую погоду нельзя. Но, действительно, опасным море бывает во  время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие суда (корабли).

Дети  читают стихотворения:

        «Догоняшки»

С шумом пенные барашки

Мчатся к берегу за мной.

Я играю в "догоняшки"

С развеселою волной!

Я на берег выбегаю -

А волна в обратный путь,

За собою увлекая,

Не желая отдохнуть.

Я опять за ней, вприпрыжку,

А потом она за мной.

Позову еще мальчишку

Погоняться за волной!!

Целый день я этим занят.

Как считаете, друзья,

Кто быстрей из нас устанет, -

Море синее иль я???

(Наталья Булганина)

«Морю живётся несладко на свете»

Морю живётся несладко на свете,

Морю достались нелёгкие дети.

Ветры, что дуют из разных сторон

К морю слетаются все на поклон.

Долго не виделись милые братцы.

Как же за них ему не волноваться?

Слишком уж ветрены эти сыны!

Море взволновано до глубины.

Слишком порывисты, неугомонны!

В сильном волнении море солёное.

Встретились и разлетелись опять

Счастья шального по свету искать.

-Счастье – не птица, догонишь не вскоре.

Может, найдут. - Успокоилось море.

 ( Михаил Генин)

Воспитатель: ребята, давайте рассмотрим, какие моря изображены на карте

голубым цветом. Их очень много – это Охотское море, Азовское море,  море Лаптевых, Баренцево море, Средиземное море, Коралловое море, Красное море, Чукотское море, Чёрное море и т. д.

А кто -  нибудь из вас побывал на море? И на каком?

Ответы детей: разнообразны;

 мы летали с мамой в Геленджик  на Черное море.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему море называется Черным?

Ответы детей: - разнообразные.

- потому что там черные акулы плавают и море загрязняют;

- во время шторма море темнеет и становится черным;

- с кораблей бросают в море разный мусор и оно становится грязным, и потом чернеет.

 Воспитатель: очень давно в море  разворачивались ожесточенные морские сражения, пираты грабили и топили корабли. Потому оно и называется Черным, то есть страшным, опасным.

Физкультминутка :

1. Как на море тишина,

 Солнышко сияет,

 Пляшет легкая волна,

 Камушки катает.

(Сидя на ковре, поднять руки вверх, потянуться к солнышку, руками изобразить волны.)

 2. Что-то ветер стал крепчать,

 Волны выше поднимать,

 И запенилась вода,

 Знать, сердитая она.

(Движения руками над головой, ногами можно потоптаться по ковру (имитация воды).

 3. Нагоняет ветер тучи,

 И волна все круче, круче.

 И рычит, и тяжко дышит,

 И песок прибрежный лижет.

(Лежа на ковре, выполнять движения ногами и руками, как при плавании.)

 4. Волны выросли, как дом,

 И обрушились на берег.

 Закрывайте окна, двери –

 Начался на море шторм!

(Поднять руки вверх и потянуться на носочках, резко наклониться вниз).

Воспитатель: посмотрите на иллюстрации, что  на них изображено?

Ответы детей: два моря.

Воспитатель: верно, два моря: светлое, чистое и серое, мрачное, грязное.

Воспитатель: вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?

Ответы детей: да, люди загрязняют. Они бросают в море бутылки, остатки пищи, палки, жестяные банки ……

Воспитатель: правильно, загрязнение воды происходит по тому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю и ко всем его обитателям. Иногда они уничтожают занесенных в Красную книгу  рыб и морских животных. Фабрики и заводы сливают вредные отходы производства в реки, а реки несут их в море. В природе все  взаимосвязано: если мы загрязним море, если его обитателям будет плохо, то плохо будет и нам. Сейчас люди начали понимать это и стараются сделать все возможное. Чтобы уберечь природу от гибели. Создано много организаций. Которые встают на защиту водных пространств и их обитателей. Занесены в Красную книгу исчезающие виды рыб. (Рассматривание иллюстраций рыб занесенных в Красную книгу).  Некоторые виды рыб разводят в искусственных водоемах, а потом выпускают в море. Ученые берут пробы воды в разных местах, делают ее анализ: в зарослях и на чистом плесе, в местах с мягкой подводной растительностью; в глубоких водоемах — на различных глубинах; в реках.

Черное море нужно беречь и охранять, на его берегах и пляжах не следует оставлять мусор, фантики, пакеты и стекла – вода все это смывает в море, оно становится грязным. В нем не приятно купаться и плохо жить морским животным.

Воспитатель: ребята, а что бы вы хотели бы сделать для моря, что бы оно не страдало?

 Ответы детей: плыть на подводной лодке и вылавливать весь мусор.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Море волнуется раз….».

Развиваем у детей: воображение, логику, мышление,

танцевальные движения.

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри»

Правила игры:

в игре играют не больше 7-10 человек. Среди участников нужно выбрать начинающего игру, т.е. ведущего. Ведущий начинает: « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… морская фигура «замри». Все ребятишки должны замереть в образе какой-нибудь морской фигуры, будь то акула, морская звезда, осьминог. У кого на что фантазия хватит. Участники не должны двигаться. Дальше ведущий подходит к каждой фигуре и начинает по очереди их «включать». Фигура, которую он «включил» должна описать морского обитателя, которого он изображает при помощи движений. Все участники угадывают кого изображает участник. И так все детишки должны показать свои фигуры. Потом ведущий выбирает, какая ему фигура больше понравилась. Этот участник становится новым ведущим. И так продолжать. Все действия детей должны сопровождаться под весёлую музыку, так детям будет веселее…

Воспитатель: ребята, давайте вспомним с вами, какие морские животные обитают в море?

Ответы детей: киты, дельфины, морские черепахи, акулы…

(рассматривание  иллюстраций)

Дети читают стихи:

«Кит»

Я сочувствую китам:

По соленым по волнам,

Кит плывет без передышки,

В глубине на дне морском

Кит себе построил дом,

Там и спит он без подушки,

А вокруг него  - ракушки,

А над ним тот целый флот.

То кораблик проплывет.

               - - -

 Сели чайки на кита.

 «В море — остров! Красота!»

 Только чайкам невдомёк:

 «И откуда островок?

 Бьет на острове фонтан?»

 Покачнулся великан,

 Выдохнул: «Пока-пока!»

 И не стало островка.

Т. Керстен

Воспитатель: молодцы. А еще на поверхности воды плавают прозрачные медузы, но перед штормом они уходят далеко в море. Еще дельфины подплывают довольно близко к берегу. Крабы живут в расщелинах скал и под камнями. А глубоко в море обитают скаты черноморская акула катран, морская коровка, морские коньки, ставрида, барабуля. На самом дне живут камбала и морские звезды. В густых зарослях водорослей – креветки и ракушки ( рассматривание иллюстраций).

Воспитатель: очень интересны названия некоторых морских рыб: морской конек, морская коровка – показ иллюстрированных картинок.

Воспитатель читает стихотворение:

«Морской стишок»

 Морской конёк построил терем,

Но чтобы поселиться с ним,

Стать надо птицей или зверем –

И обязательно морским!

Морскою чайкой стать хотите?

А можно свинкою морской.

Морской капустой похрустите,

Запив её морской водой.

Кота и котика морского

Охотно примут в теремке.

А можно стать морской коровой,

Лежащей на морском песке.

В кого б вам лучше превратиться?

Хотите стать морским слоном,

Морской звездой, морской лисицей,

Игольчатым морским ежом?

А можно и одной иголкой –

Морскою рыбкою-иглой.

И только лишь морского волка

Не пустят в теремок морской!

                                               Автор: Людмила Уланова

«Дельфин»

 О дельфинах всем известно —

 Нет животных интересней:

 Острый ум, движенья ловки

 И легки для дрессировки.

                                             Автор: Наталья Матюх

«Дельфины»

 Друг за другом мчится стая,

 Волны телом разрезая,

 То хвосты, то снова спины,

 Кто вперёд, плывут дельфины.

                                               Автор: Сибирцев Виталий

Воспитатель загадывает загадки:

  Вы знакомы с Морячком

 Ходит странно он бочком.

 Пятернёй своей не слаб

 Морячок – спешащий

                                     (Краб)

Растянулся среди льдин

 Толстокожий господин.

 В холодину, братцы,

 Лезет он купаться.

 Проведя в воде часы

 Вылез он на льдину,

 Важно фыркает в усы,.

 Чешет ластой спину.

 Важен, грозен, толстокож

 Господин усатый

                                  (Морж)

Обожает сон и лень

 Неповоротливый   (Тюлень)

Я морская Рыба -

 Огромнейшая глыба.

 Если я раскрою рот -

 Пропадает целый флот.

                                  (Кашалот.)

Папа прячет детвору

 В сумке словно кенгуру.

 Детвора сидит в брюшке

 В удивительном мешке.

 Папа скачет весь денёк

 Это кто?            (Морской Конёк)

Под водой растут Рога

 Охраняют от врага.

 За Рога и Рожки

 Прячутся рыбёшки.

                                (Кораллы.)

Туч нагнал сердитый ветер.

 Небо в тучах, нет просвета,

 И разбушевалось море

 Всем судам морским на горе.

 Ночь настала прямо днём.

 Как мы это назовём?

                                           (шторм)

Он морской, но добрый волк,

 В синем море знает толк.

 Приводил во много стран

 Свой корабль ...

                                         (капитан)

В тихую погоду

Нет нас нигде,

Как ветер подует -

Бежим по воде.

                                       (Ответ: волны)

 Из него вода не пьётся,

 Потому что не вкусна -

 И горька и солона.

 Кругом вода,

 А с питьём беда.

 Кто знает, где это бывает?

                                                (Ответ: море)

Воспитатель: ребята, а сейчас нарисуйте  любое морское  животное, которое вам больше всего понравилось.

В конце занятия воспитатель предлагает поделиться впечатлениями; рассказать, что особенно понравилось; какое море вызывает страх, а какое радость. Поощрить детей, что хорошо отвечали. Рассмотреть вместе с детьми рисунки и в группе организовать выставку.  Спасибо за внимание. Если узнаете что нового о море, расскажите всем нам.

                    Предварительная работа

            (Чтение рассказов В. Танасийчука)

                             «Нефть в море»

Плыл по морю огромный корaбль. Он вёз в трюмaх столько нефти, что ею можно было целую зиму отaпливaть большой город.

Бедa случилaсь перед рaссветом. Корaбль зaтрясся от удaрa - он нaскочил нa подводную скaлу. Послышaлись грохот, скрежет метaллa, испугaнные крики, a потом плеск воды, зaливaющей судно. Мaтросы спустили спaсaтельные шлюпки и отчaлили от гибнущего корaбля. Вёслa удaряли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пaхло не солью и водорослями, кaк обычно, a нефтью. Онa широко рaзлилaсь по воде. А утром пляжи и прибрежные скaлы были покрыты скользкой чёрной плёнкой.

Нaстaло стрaшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитaтелей моря.

Первыми пострaдaли птицы. Чaйки, гaгaры, утки сaдились в воду, не подозревaя об опaсности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивaлa им перья. Люди пытaлись помочь птицaм - ловили, отмывaли в тёплой воде со стирaльным порошком. Но спaсти удaлось несколько сотен, a погибли десятки тысяч. Повсюду, кудa ни взглянуть, лежaли мёртвые птицы.

Потом нaстaлa очередь мелководных рaкушек - мидий, устриц. Они стaли зaдыхaться, потому что нефть не пропускaлa в воду кислород. Зaтем погибли водоросли - они тоже не могли жить в отрaвленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подaльше.

Зaкрылись нa берегу курорты и гостиницы - никто не хотел купaться в грязной воде. Нечего стaло ловить рыбaкaм. Во всём мире гaзеты писaли о том, что из-зa гибели одного-единственного корaбля побережье пострaдaло от стрaшной кaтaстрофы. Не простой кaтaстрофы, a ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло всё прибрежное сообщество морских рaстений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берегa очистятся от нефти и в чистой морской воде сновa будут жить водоросли, рaкушки и рыбы. Этa кaтaстрофa ещё рaз зaстaвилa людей зaдумaться о том, кaк легко рaнить природу и кaк трудно её вылечить.

                     «Отчего погибли киты»

Но рaзве только кaтaстрофы вредят природе? Очень чaсто для неё бывaет опaсным и то, что кaжется нaм безвредным. Кaк ты думaешь, опaсны ли для неё прозрaчные пaкеты из полиэтиленa? Те сaмые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.

Сидел я кaк-то нa большом пляже. Нa берегу игрaли двa мaльчикa. Они отыскивaли брошенные полиэтиленовые пaкеты, нaдувaли их и пускaли по ветру в море. Снaчaлa пaкеты плыли, кaк корaблики с рaздутыми пaрусaми, a потом медленно тонули.

Прошло несколько месяцев, и я прочёл в гaзетaх о беде, случившейся у дaлёких берегов. Тaм стaли гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскaли причину смерти. Думaешь, они погибли от кaкой-нибудь стрaшной болезни? Ничего подобного. Они просто зaдохнулись, потому что их дыхaтельные отверстия были зaбиты полиэтиленовыми пaкетaми или просто кускaми полиэтиленa, которые принесло морское течение. И я подумaл - a ведь это могли быть и те пaкеты, которые пускaли по воде мaльчики нa пляже.

По-рaзному вредят природе дым зaводов, рaзлитaя в море нефть, брошенный в лесу или нa пляже мусор. Но вредят они с кaждым годом всё сильнее. Ведь не было рaньше тaких мощных зaводов, кaк теперь. Никогдa не плaвaли по морям тaкие огромные корaбли. Дa и столько людей, кaк сейчaс, не было рaньше нa Земле.

же делaть, чтобы нaшa Земля стaновилaсь не грязнее, a чище? Чтобы остaлись нa ней лесa и степи, реки и озёрa, чтобы жили нa ней рядом с нaми рыбы и стрекозы, бaбочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросaх нaши городa.

Нaдо, нaчинaя любое дело, снaчaлa обдумaть и рaссчитaть его тaк, чтобы оно не нaнесло вредa природе. Для этого нужно знaть и соблюдaть строгие прaвилa нaуки экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Море бывает в беде" в области ."Познание" - средняя группа.

Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море:от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные....

Конспект НОД "Ой беда беда, беда - Мишку выручать пора!"

Конспект занятия разработан для детей младшего возраста...

«Море бывает в беде»

Конспект  НОД  по экологии для  детей  старшего  дошкольного  возраста....

Море в беде

Презентация к конспекту "Море в беде"....

Открытое занятие в подготовительной группе « Море и морские обитатели в беде».

Занятие " Море и морские обитатели в беде" проводилось в рамках проекта " Вода-это жизнь". На данном занятии была затронута такая проблема всего человечества, как загрязнение ...

Конспект занятия "Море в беде"

Экологическое воспитание...

НОД "Море в беде....."

Главная задача привлечь внимание старших дошкольников к проблеме загрязнения морей бытовым мусором....