море в беде
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "МОРЕ В БЕДЕ"
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
"ПОЗНАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"
( ЭКОЛОГИЯ СОВМЕСТНО С РИСОВАНИЕМ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_dosug.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в подготовительной группе
на тему: «МОРЕ В БЕДЕ»
по образовательным областям
«ПОЗНАНИЕ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
(экология совместно с рисованием)
Подготовила: Курнаева Наталья Ивановна
Воспитатель: подготовительной группы
План:
Введение.
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей.
Цели и задачи.
Ход занятия.
Итог занятия, поощрение детей.
Введение
Экология, как наука – должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом.
Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития ребенка.
Природные условия оказывают влияния на содержание экологического воспитания детей. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, моря,
воздух, ветер и др; находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой.
Так, наша задача состоит в том, чтобы дать экологическое воспитание и образование дошкольникам. Это воспитание, как нам представляется, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.
« МОРЕ В БЕДЕ»
Программные задачи:
Формировать представление о море, разном его состоянии, об обитателях моря. Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности человека ( от нефти, мусора - портится вода, погибают морские животные.
Развиваем у детей: воображение, логику, мышление,
танцевальные движения.
Материал:
Глобус, или физическая карта мира, иллюстрации ( море в разном состоянии); предметы морского происхождения ( ракушки, камни, водоросли –морская капуста, возможны панцири кого – либо.
Демонстрационный материал «Морские животные».
Музыка для мало подвижной игры ( на усмотрение воспитателя).
Иллюстрации с загрязненными водами и гибелью животных.
Предварительная работа:
- показ иллюстраций с изображением морских животных;
- их зарисовка;
- дидактические игры морской тематики; лото;
- разучивание стихов «Кит» Т. Керстен , «Морской стишок» Л. Улановой; « Дельфины» Н. Матюх и В. Сибирцев ; «Догоняшки» Н. Булганиной; «Морю живётся несладко на свете»М. Генина.
- загадывание и отгадывание загадок;
- мало подвижные игры; «Море волнуется раз».
- чтение рассказа В. Танасийчука «От чего погибли киты?»; «Нефть в море»;
- подвижные игры.
.
Ход занятия
Воспитатель: давайте посмотрим на карту – поищем моря и океаны. Обратите внимание: водное пространство изображено голубым и синим цветом. На нашей планете Земля, воды больше, чем суши. Море – это громадное водное пространство, а океан - еще больше.
Ребята, кто может сказать: море всегда одинаковое или разное?
Ответы детей: – разное, бушующее, волнующее, спокойное.
Воспитатель: море бывает разное. В солнечный день оно спокойное, искрится, сине – зеленого цвета. И мы говорим, что на море штиль. Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю бегут белые барашки – волны.
В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. Купаться в такую погоду нельзя. Но, действительно, опасным море бывает во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие суда (корабли).
Дети читают стихотворения:
«Догоняшки»
С шумом пенные барашки
Мчатся к берегу за мной.
Я играю в "догоняшки"
С развеселою волной!
Я на берег выбегаю -
А волна в обратный путь,
За собою увлекая,
Не желая отдохнуть.
Я опять за ней, вприпрыжку,
А потом она за мной.
Позову еще мальчишку
Погоняться за волной!!
Целый день я этим занят.
Как считаете, друзья,
Кто быстрей из нас устанет, -
Море синее иль я???
(Наталья Булганина)
«Морю живётся несладко на свете»
Морю живётся несладко на свете,
Морю достались нелёгкие дети.
Ветры, что дуют из разных сторон
К морю слетаются все на поклон.
Долго не виделись милые братцы.
Как же за них ему не волноваться?
Слишком уж ветрены эти сыны!
Море взволновано до глубины.
Слишком порывисты, неугомонны!
В сильном волнении море солёное.
Встретились и разлетелись опять
Счастья шального по свету искать.
-Счастье – не птица, догонишь не вскоре.
Может, найдут. - Успокоилось море.
( Михаил Генин)
Воспитатель: ребята, давайте рассмотрим, какие моря изображены на карте
голубым цветом. Их очень много – это Охотское море, Азовское море, море Лаптевых, Баренцево море, Средиземное море, Коралловое море, Красное море, Чукотское море, Чёрное море и т. д.
А кто - нибудь из вас побывал на море? И на каком?
Ответы детей: разнообразны;
мы летали с мамой в Геленджик на Черное море.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему море называется Черным?
Ответы детей: - разнообразные.
- потому что там черные акулы плавают и море загрязняют;
- во время шторма море темнеет и становится черным;
- с кораблей бросают в море разный мусор и оно становится грязным, и потом чернеет.
Воспитатель: очень давно в море разворачивались ожесточенные морские сражения, пираты грабили и топили корабли. Потому оно и называется Черным, то есть страшным, опасным.
Физкультминутка :
1. Как на море тишина,
Солнышко сияет,
Пляшет легкая волна,
Камушки катает.
(Сидя на ковре, поднять руки вверх, потянуться к солнышку, руками изобразить волны.)
2. Что-то ветер стал крепчать,
Волны выше поднимать,
И запенилась вода,
Знать, сердитая она.
(Движения руками над головой, ногами можно потоптаться по ковру (имитация воды).
3. Нагоняет ветер тучи,
И волна все круче, круче.
И рычит, и тяжко дышит,
И песок прибрежный лижет.
(Лежа на ковре, выполнять движения ногами и руками, как при плавании.)
4. Волны выросли, как дом,
И обрушились на берег.
Закрывайте окна, двери –
Начался на море шторм!
(Поднять руки вверх и потянуться на носочках, резко наклониться вниз).
Воспитатель: посмотрите на иллюстрации, что на них изображено?
Ответы детей: два моря.
Воспитатель: верно, два моря: светлое, чистое и серое, мрачное, грязное.
Воспитатель: вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?
Ответы детей: да, люди загрязняют. Они бросают в море бутылки, остатки пищи, палки, жестяные банки ……
Воспитатель: правильно, загрязнение воды происходит по тому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю и ко всем его обитателям. Иногда они уничтожают занесенных в Красную книгу рыб и морских животных. Фабрики и заводы сливают вредные отходы производства в реки, а реки несут их в море. В природе все взаимосвязано: если мы загрязним море, если его обитателям будет плохо, то плохо будет и нам. Сейчас люди начали понимать это и стараются сделать все возможное. Чтобы уберечь природу от гибели. Создано много организаций. Которые встают на защиту водных пространств и их обитателей. Занесены в Красную книгу исчезающие виды рыб. (Рассматривание иллюстраций рыб занесенных в Красную книгу). Некоторые виды рыб разводят в искусственных водоемах, а потом выпускают в море. Ученые берут пробы воды в разных местах, делают ее анализ: в зарослях и на чистом плесе, в местах с мягкой подводной растительностью; в глубоких водоемах — на различных глубинах; в реках.
Черное море нужно беречь и охранять, на его берегах и пляжах не следует оставлять мусор, фантики, пакеты и стекла – вода все это смывает в море, оно становится грязным. В нем не приятно купаться и плохо жить морским животным.
Воспитатель: ребята, а что бы вы хотели бы сделать для моря, что бы оно не страдало?
Ответы детей: плыть на подводной лодке и вылавливать весь мусор.
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Море волнуется раз….».
Развиваем у детей: воображение, логику, мышление,
танцевальные движения.
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри»
Правила игры:
в игре играют не больше 7-10 человек. Среди участников нужно выбрать начинающего игру, т.е. ведущего. Ведущий начинает: « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… морская фигура «замри». Все ребятишки должны замереть в образе какой-нибудь морской фигуры, будь то акула, морская звезда, осьминог. У кого на что фантазия хватит. Участники не должны двигаться. Дальше ведущий подходит к каждой фигуре и начинает по очереди их «включать». Фигура, которую он «включил» должна описать морского обитателя, которого он изображает при помощи движений. Все участники угадывают кого изображает участник. И так все детишки должны показать свои фигуры. Потом ведущий выбирает, какая ему фигура больше понравилась. Этот участник становится новым ведущим. И так продолжать. Все действия детей должны сопровождаться под весёлую музыку, так детям будет веселее…
Воспитатель: ребята, давайте вспомним с вами, какие морские животные обитают в море?
Ответы детей: киты, дельфины, морские черепахи, акулы…
(рассматривание иллюстраций)
Дети читают стихи:
«Кит»
Я сочувствую китам:
По соленым по волнам,
Кит плывет без передышки,
В глубине на дне морском
Кит себе построил дом,
Там и спит он без подушки,
А вокруг него - ракушки,
А над ним тот целый флот.
То кораблик проплывет.
- - -
Сели чайки на кита.
«В море — остров! Красота!»
Только чайкам невдомёк:
«И откуда островок?
Бьет на острове фонтан?»
Покачнулся великан,
Выдохнул: «Пока-пока!»
И не стало островка.
Т. Керстен
Воспитатель: молодцы. А еще на поверхности воды плавают прозрачные медузы, но перед штормом они уходят далеко в море. Еще дельфины подплывают довольно близко к берегу. Крабы живут в расщелинах скал и под камнями. А глубоко в море обитают скаты черноморская акула катран, морская коровка, морские коньки, ставрида, барабуля. На самом дне живут камбала и морские звезды. В густых зарослях водорослей – креветки и ракушки ( рассматривание иллюстраций).
Воспитатель: очень интересны названия некоторых морских рыб: морской конек, морская коровка – показ иллюстрированных картинок.
Воспитатель читает стихотворение:
«Морской стишок»
Морской конёк построил терем,
Но чтобы поселиться с ним,
Стать надо птицей или зверем –
И обязательно морским!
Морскою чайкой стать хотите?
А можно свинкою морской.
Морской капустой похрустите,
Запив её морской водой.
Кота и котика морского
Охотно примут в теремке.
А можно стать морской коровой,
Лежащей на морском песке.
В кого б вам лучше превратиться?
Хотите стать морским слоном,
Морской звездой, морской лисицей,
Игольчатым морским ежом?
А можно и одной иголкой –
Морскою рыбкою-иглой.
И только лишь морского волка
Не пустят в теремок морской!
Автор: Людмила Уланова
«Дельфин»
О дельфинах всем известно —
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
Автор: Наталья Матюх
«Дельфины»
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут дельфины.
Автор: Сибирцев Виталий
Воспитатель загадывает загадки:
Вы знакомы с Морячком
Ходит странно он бочком.
Пятернёй своей не слаб
Морячок – спешащий
(Краб)
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,.
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый
(Морж)
Обожает сон и лень
Неповоротливый (Тюлень)
Я морская Рыба -
Огромнейшая глыба.
Если я раскрою рот -
Пропадает целый флот.
(Кашалот.)
Папа прячет детвору
В сумке словно кенгуру.
Детвора сидит в брюшке
В удивительном мешке.
Папа скачет весь денёк
Это кто? (Морской Конёк)
Под водой растут Рога
Охраняют от врага.
За Рога и Рожки
Прячутся рыбёшки.
(Кораллы.)
Туч нагнал сердитый ветер.
Небо в тучах, нет просвета,
И разбушевалось море
Всем судам морским на горе.
Ночь настала прямо днём.
Как мы это назовём?
(шторм)
Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
(капитан)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
(Ответ: волны)
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?
(Ответ: море)
Воспитатель: ребята, а сейчас нарисуйте любое морское животное, которое вам больше всего понравилось.
В конце занятия воспитатель предлагает поделиться впечатлениями; рассказать, что особенно понравилось; какое море вызывает страх, а какое радость. Поощрить детей, что хорошо отвечали. Рассмотреть вместе с детьми рисунки и в группе организовать выставку. Спасибо за внимание. Если узнаете что нового о море, расскажите всем нам.
Предварительная работа
(Чтение рассказов В. Танасийчука)
«Нефть в море»
Плыл по морю огромный корaбль. Он вёз в трюмaх столько нефти, что ею можно было целую зиму отaпливaть большой город.
Бедa случилaсь перед рaссветом. Корaбль зaтрясся от удaрa - он нaскочил нa подводную скaлу. Послышaлись грохот, скрежет метaллa, испугaнные крики, a потом плеск воды, зaливaющей судно. Мaтросы спустили спaсaтельные шлюпки и отчaлили от гибнущего корaбля. Вёслa удaряли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пaхло не солью и водорослями, кaк обычно, a нефтью. Онa широко рaзлилaсь по воде. А утром пляжи и прибрежные скaлы были покрыты скользкой чёрной плёнкой.
Нaстaло стрaшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитaтелей моря.
Первыми пострaдaли птицы. Чaйки, гaгaры, утки сaдились в воду, не подозревaя об опaсности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивaлa им перья. Люди пытaлись помочь птицaм - ловили, отмывaли в тёплой воде со стирaльным порошком. Но спaсти удaлось несколько сотен, a погибли десятки тысяч. Повсюду, кудa ни взглянуть, лежaли мёртвые птицы.
Потом нaстaлa очередь мелководных рaкушек - мидий, устриц. Они стaли зaдыхaться, потому что нефть не пропускaлa в воду кислород. Зaтем погибли водоросли - они тоже не могли жить в отрaвленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подaльше.
Зaкрылись нa берегу курорты и гостиницы - никто не хотел купaться в грязной воде. Нечего стaло ловить рыбaкaм. Во всём мире гaзеты писaли о том, что из-зa гибели одного-единственного корaбля побережье пострaдaло от стрaшной кaтaстрофы. Не простой кaтaстрофы, a ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло всё прибрежное сообщество морских рaстений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берегa очистятся от нефти и в чистой морской воде сновa будут жить водоросли, рaкушки и рыбы. Этa кaтaстрофa ещё рaз зaстaвилa людей зaдумaться о том, кaк легко рaнить природу и кaк трудно её вылечить.
«Отчего погибли киты»
Но рaзве только кaтaстрофы вредят природе? Очень чaсто для неё бывaет опaсным и то, что кaжется нaм безвредным. Кaк ты думaешь, опaсны ли для неё прозрaчные пaкеты из полиэтиленa? Те сaмые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.
Сидел я кaк-то нa большом пляже. Нa берегу игрaли двa мaльчикa. Они отыскивaли брошенные полиэтиленовые пaкеты, нaдувaли их и пускaли по ветру в море. Снaчaлa пaкеты плыли, кaк корaблики с рaздутыми пaрусaми, a потом медленно тонули.
Прошло несколько месяцев, и я прочёл в гaзетaх о беде, случившейся у дaлёких берегов. Тaм стaли гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскaли причину смерти. Думaешь, они погибли от кaкой-нибудь стрaшной болезни? Ничего подобного. Они просто зaдохнулись, потому что их дыхaтельные отверстия были зaбиты полиэтиленовыми пaкетaми или просто кускaми полиэтиленa, которые принесло морское течение. И я подумaл - a ведь это могли быть и те пaкеты, которые пускaли по воде мaльчики нa пляже.
По-рaзному вредят природе дым зaводов, рaзлитaя в море нефть, брошенный в лесу или нa пляже мусор. Но вредят они с кaждым годом всё сильнее. Ведь не было рaньше тaких мощных зaводов, кaк теперь. Никогдa не плaвaли по морям тaкие огромные корaбли. Дa и столько людей, кaк сейчaс, не было рaньше нa Земле.
же делaть, чтобы нaшa Земля стaновилaсь не грязнее, a чище? Чтобы остaлись нa ней лесa и степи, реки и озёрa, чтобы жили нa ней рядом с нaми рыбы и стрекозы, бaбочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросaх нaши городa.
Нaдо, нaчинaя любое дело, снaчaлa обдумaть и рaссчитaть его тaк, чтобы оно не нaнесло вредa природе. Для этого нужно знaть и соблюдaть строгие прaвилa нaуки экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Море бывает в беде" в области ."Познание" - средняя группа.
Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море:от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные....
Конспект НОД "Ой беда беда, беда - Мишку выручать пора!"
Конспект занятия разработан для детей младшего возраста...
«Море бывает в беде»
Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста....
Море в беде
Презентация к конспекту "Море в беде"....
Открытое занятие в подготовительной группе « Море и морские обитатели в беде».
Занятие " Море и морские обитатели в беде" проводилось в рамках проекта " Вода-это жизнь". На данном занятии была затронута такая проблема всего человечества, как загрязнение ...
Конспект занятия "Море в беде"
Экологическое воспитание...
НОД "Море в беде....."
Главная задача привлечь внимание старших дошкольников к проблеме загрязнения морей бытовым мусором....