«Море бывает в беде»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya-_konspekt_zanyatiya.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Море бывает в беде».
Цель:
- познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портятся вода, гибнут морские животные;
- дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях.
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, музыка.
Материал: глобус, репродукции картин И. К. Айвазовского и других художников (море в разных состояниях). Предметы морского происхождения (ракушки, камни, панцири крабов и пр.). Картины, фотографии с изображением морских животных. Рассказы «Нефть и море», «Отчего погибли киты» из книги «Экология в картинках» Танасийчук В.Н. Принадлежности для рисования.
Содержание:
1. Воспитатель показывает на глобусе моря и океаны, подчеркивает, что на планете Земля больше воды, чем суши. Просит детей, которые бывали на море, рассказать о нем. Затем рассказывает сам: «Море - это громадное водное пространство. Если на катере отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть и плыть - все равно будет вода, вода. Такое море большое, а океан еще больше!
Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине - зеленого цвета - такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда ни посмотришь - всюду по сине-зеленому полю бегут белые волны - барашки.
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море выглядит сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо - черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает), а выйти сам на берег он не сможет - волны снова и снова бросают его в море.
И уже совсем опасным и страшным бывает море во время шторма - сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди, коляски с детьми - все, кто не успел убежать подальше от моря, окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма.
2.Закроем глаза и послушаем шум моря. (Включить запись шума моря).
3.Просмотр репродукций картин И. К. Айвазовского.
Он очень много написал картин о море, потому - что любил море.
Затем рассмотреть картины с изображением морских обитателей, предметы морского происхождения.
4.Затем воспитатель сообщает детям, что многие моря сейчас находятся в опасности - люди их здорово загрязнили. Показать на глобусе Балтийское, Черное, Северное, Белое и другие моря, которые омывают Россию. Часто случаются аварии - в море выливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты - все, что им не нужно. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут.
5.Чтение рассказов: «Нефть и море», «Отчего погибли киты».
После прочтения провести беседу с вопросами, чтобы уточнить, как дети поняли содержание текстов.
6.Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам.
7.Итог: дети рассказывают, что они изобразили на своем рисунке, и почему именно этот эпизод больше запомнился?
Нефть в море
Плыл по морю огромный корабль. Он вёз в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.
Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара - он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Вёсла ударяли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой чёрной плёнкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитателей моря.
Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам - ловили, отмывали в тёплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мёртвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли - они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше.
Закрылись на берегу курорты и гостиницы - никто не хотел купаться в грязной воде. Нечего стало ловить рыбакам. Во всём мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло всё прибрежное сообщество морских растений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы. Эта катастрофа ещё раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно её вылечить.
Отчего погибли киты
Но разве только катастрофы вредят природе? Очень часто для неё бывает опасным и то, что кажется нам безвредным. Как ты думаешь, опасны ли для неё прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.
Сидел я как-то на большом пляже. На берегу играли два мальчика. Они отыскивали брошенные полиэтиленовые пакеты, надували их и пускали по ветру в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, а потом медленно тонули.
Прошло несколько месяцев, и я прочёл в газетах о беде, случившейся у далёких берегов. Там стали гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскали причину смерти. Думаешь, они погибли от какой-нибудь страшной болезни? Ничего подобного. Они просто задохнулись, потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами или просто кусками полиэтилена, которые принесло морское течение. И я подумал - а ведь это могли быть и те пакеты, которые пускали по воде мальчики на пляже.
По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Но вредят они с каждым годом всё сильнее. Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. Никогда не плавали по морям такие огромные корабли. Да и столько людей, как сейчас, не было раньше на Земле.
Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озёра, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. Для этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область « Безопасность» Тема: «Огонь наш друг, но не всегда – бывает от него беда»
конспект непосредственно образовательной деятельности на тему " огонь наш друг, но не всегда бывает от него беда"...
"Вода бывает в беде"
В зимние месяцы и в мае на занятиях, экскурсиях, в повседневной деятельности (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы), на прогулках, в экспериментальной деятельности раскрывается те...
«Огонь - наш друг, но не всегда; бывает от него беда».
Часто причиной пожаров становятся детские шалости со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями и т.д. Поэтому в нашем детском саду уделяется особое внимание...
Конспект НОД "Море бывает в беде" в области ."Познание" - средняя группа.
Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море:от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные....
Конспект НОД познавательного цикла «Вода бывает в беде».
Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах. Дать детям представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загря...
"Огонь наш друг, но не всегда-бывает от него беда"
Конспект внекласного мероприятия по ОБЖ....
"Огонь наш друг, но не всегда-бывает от него беда"
Конспект внекласного мероприятия по ОБЖ....