Экологический проект
методическая разработка (средняя группа) по теме

Тареева  Ольга  Васильевна

"В царстве комнатных растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_carstve_komnatnyh_rasteniy.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Участники: воспитатель,  дети среднего дошкольного возраста.

Сроки проведения: 2 недели.

Проблема: что мы знаем о комнатных растениях и для чего они нужны.

Актуальность: воспитание бережного отношения к комнатным  растениям.

Гипотеза: формирование экологического знания о комнатных растениях может быть обеспечено в результате заинтересованности детей в процессе разных видов деятельности.

Цель:

Ознакомление детей с разными видами комнатных растений.

Формирование бережного отношения к комнатным растениям.

Формирование начал экологической культуры.

Развитие интереса к миру природы.

Задачи:

Развитие потребности в приобретении новых знаний о растениях.

Формирование познавательных и конструктивных умений: наблюдать, сравнивать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).

- организация исследования в рамках проекта.

- творческая познавательная деятельность детей.

- анкетирование родителей.

- оформление наглядного материала.

Анкета для родителей.

Ф.И.О ……………………………………………………………………………………

Ф.И ребенка…………………………………………………………………………….

Обращает ли ребенок внимание на комнатные растения: подходит, наблюдает, интересуется, задает вопросы, участвует в уходе за ним, проявляет равнодушие   (нужное подчеркните).

Любуетесь ли Вы с ребенком своими растениями?..................................Как часто?.........................................

Посмотрите свои растения, в каком состоянии они находятся. Все ли растения здоровые и сильные или же есть слабые и хилые?.........................................................................................................................................................................

Назовите внешние признаки благополучия растения?....................................................................................................................................................................

Какие наблюдения за растениями Вы проводите с ребенком?........................................................................................................................................

Учите ли Вы ребенка понимать состояние растений, «сочувствовать»  и помогать им ?............................................................................................

Ухаживая за растениями, что вы делаете вместе с ребенком?..........................................................................................................................................

Смотрите ли Вы с ребенком телевизионные передачи о природе? Какие?....................................................................................................................

Читаете ли Вы книги и журналы о растениях?..............................................................................................................................

Рисует ли ребенок с натуры комнатные растения?.......

Конспекты занятий

"Комнатные растения "

Программное содержание:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
2. Учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признаки внешнего вида.
3. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений.
4. Воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения.
Словарная работа: стебель, вьющийся, свисающий, прямой, края листьев, мохнатые.
Оборудование: комнатные растения 4-5 видов, лейки,  салфетки, таз.

Ход занятия

Организационный момент. Подойдет ко мне тот, кто назовет любое комнатное растение (дети называют). Молодцы! Ребята, все мы  любим цветы, но  знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы  и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите пожалуйста, как называются   растения, которые растут в комнате?  Конечно комнатные. Дети на дворе весна, но еще очень холодно.  Все живое пробуждается ото сна. Представьте, что мы с вами в ботаническом саду, где очень уютно, красиво и много растений. Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспоминаем название цветов (герань, традесканция, бегония, папоротник, декабрист).
Ребята, что же общего у всех этих растений? (стебель, лист, цветок, корень) т.е. общее строение, можно сказать одним словом. А что разного? (окраска, форма листьев) Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков.
Но вы наверное немного устали и я предлагаю вам  сесть на стульчики и рассмотреть растения.
А теперь рассмотрим герань зональную. Напоминает герань кустик. У этого растения прямой стебель.  У этого растения прямой стебель. Листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета и розовые и белые и бордовые. Собраны в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильную поливку.
А вот и традесканция. На что она похожа? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у неё? У традесканции не один стебель, а их очень много, и они свисают с краев горшка. Значить это растение  вьющееся. На стеблях есть листочки, зеленого цвета, гладкие, сочные, овальной формы. Размножается  традесканция черенками-стебельками.
А сейчас предлагаю вам игу "Магазин цветов". Я буду исполнять роль продавца, а вы покупатели. Дети описывают цветок. Я называю что это за растение и продаю.
Игра с мячом - "Назови ласково"
стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелюшка, корень – корешок .
А теперь игра "Один-много"
стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка - лейки, горшок - горшки, корень - корни.


Много говорим о комнатных  растениях. А ведь они будут красивыми, здоровыми, если за ними будет хороший уход. А для этого нужно растения поливать, чтобы оно не засохло. Поливать надо аккуратно. А какой водой нужно поливать? только комнатной температуры. А что еще нужно для жизни и роста растениям? Да, рыхлить. А еще нужно мыть и брызгать листочки. А еще нужно цветы пересаживать или посадить новые.
Итог занятия в форме беседы с детьми. О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось и т.д.

Занятие «Ознакомление с комнатными растениями»

Программное содержание. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений. Познакомить детей с новым для них растением — бальзамином, дать его бытовое название (огонек). Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.

Подготовка к занятию. Отобрать растения для рассматривания; одни поставить на стол, другие на окна. Бальзамин в начале занятия убран.

Ход занятия. Дети стоят возле стола.Педагог просит их ответить на вопросы: «Что стоит на моем столе? Как называются эти комнатные растения? Какова их величина? Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки? Какие они и сколько их?» Затем показывает фикус и просит рассмотреть его; спрашивает у детей, какого он размера. Дети отвечают: «Большой, похож на дерево». Отвечая на вопросы педагога, они устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно-зеленого цвета.

«Что можно еще сказать о листе? — спрашивает воспитатель, приглашая ребят потрогать листок.— Какой он на ощупь? Правильно, лист гладкий, блестящий».

После этого подводят итог: что сказал о растении каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.

Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.

Далее рассматривают огонек. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дети, посмотрите на это новое растение. Оно называется огонек . Вы видите, что у него много маленьких красных цветочков и поэтому его назвали огонек. Посмотрите на него внимательно и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают огонек, описывают его.) Нравится вам огонек? Он остается у нас в группе. Какое место мы найдем для него? Правильно, огонек будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним огонек и другое растение — дружную семейку. Похожи они? Чем они не похожи? Какие они по размеру? Какие у них листья?»

Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими дает возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения.

В конце занятия проводится дидактическая игра. Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет водить: он отвернется, а мы спрячем какое-нибудь растение. Он должен узнать, какое растение мы убрали. (Игра повторяется 3—4 раза, каждый раз — новый водящий.) Теперь поиграем по-другому: пока водящий не смотрит, мы переставим растения на столе, а он должен будет узнать, что изменилось. (Игра также повторяется несколько раз.)»

В конце занятия воспитатель дает оценку работы, дети ставят небольшие растения на свои места.

Занятие « Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».

Программное содержание. Сформировать у детей представление о потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать; другие - с плотными, толстыми листьями, стеблями - засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев — это приспособленность засухоустойчивых растении к запасанию воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге.

Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.

Материал. Два растения — типичные представители влаголюбивой и засухоустойчивей групп (например, бальзамин и алое, традесканция и агава, циперус и красуля и др.

 

Ход занятия

-Сначала воспитатель обращает внимание детей на то, что в помещении много красивых комнатных растений, которые благодаря заботе хорошо себя чувствуют. В беседе дети вспоминают, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли, называют их общие потребности в воде, свете, тепле, питательной почве.

Далее воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что комнатные растения имеют разную потребность в воде: одним нужно ее много, другим — поменьше, третьим — совсем мало. Это потому, что все они родом из разных мест. Некоторые растения у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.

Есть растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения, которые живут в этих местax привыкли терпеть засуху и приспособились запасать воду — накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые, сочные листья, покрытые плотной кожицей.

Затем воспитатель ставит перед детьми два растения: алоэ и бальзамин. Спрашивает у детей названия растений. Предлагает их рассмотреть и рассказать про них: описать сначала одно, потом другое. Следит, чтобы дети назвали все особенности стеблей, листьев. Когда описание кончится, задает такие вопросы: какое из этих двух растений может запасать воду? Какое не может? Как узнали, что алоэ запасает влагу? Почему решили, что бальзамин не делает запасов? Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному? Как по- разному?

В последней части занятия дети обходят групповое помещение, рассматривают растения, находят среди них засухоустойчивые и влаголюбивые, решают, как их надо поливать.

Занятие  «Как поливать растение»

Цель:

Закрепить знание структуры трудового процесса.

Обучить детей практическим навыкам поливки.

Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

Предварительная работа

Система опытов по ознакомлению с потребностями растений (почвенное питание, свет, тепло, влага).

Ход занятия

1. Появляется обезьянка, которая решила навестить детей и посоветоваться с ними. Она достает комнатное растение фиалку, которому не хватает влаги: листья опущены, земля сухая. Обезьянка не понимает, что произошло с растением. Дети объясняют, что растение необходимо полить. Обезьянка не знает, как это делается, потому что в Африке растения на улице поливает дождик.

2. Воспитатель предлагает детям рассказать обезьянке, что необходимо приготовить для поливки, используя модели трудового процесса. Затем дети приносят необходимое оборудование.

Проводится обсуждение, какую воду можно использовать для поливки. Обезьянка предлагает использовать воду из-под крана. Воспитатель выясняет с детьми можно ли поливать фиалку водой из-под крана: в банку наливается вода из-под крана, и воспитатель дает детям ее потрогать. Дети убеждаются, что вода холодная и мутная. Воспитатель подводит детей к выводу, что такой водой поливать фиалку нельзя. Дети приносят банку с водой, налитой в нее накануне. Далее воспитатель с детьми обсуждают, сколько воды требуется растению (надо смочить весь ком водой, пока она не появится на поддоне).

Воспитатель задает детям следующие вопросы:

                               -Почему надо смачивать всю землю?

                               -Чем растение забирает воду из почвы?

                               -Где у растения корни? (Корни пронизывают всю землю.)

                               -Куда нужно лить воду?

                               -Как правильно направлять струю?

                               -Почему нельзя лить воду под самый корень?

3. Дети под руководством воспитателя отбирают в уголке природы растения, которые необходимо долить, и поливают их.

Обезьянка «подходит» к каждому ребенку и задает вопросы:

                              -Как узнал, что надо полить?

                              -Куда больше лить воду?

                              -Сколько воды нужно?

Рисование.

«Фиалка и хлорофитум»

Задачи:

Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения.

Развивать чувство формы и цвета.

Учить передавать в рисунке части растения.

Закреплять умение рисовать кистью и красками.

Развивать эстетическое восприятие.

Предварительная работа:

Рассматривание растений.

Уточнение представлений о внешнем виде растений.

Беседа о растениях.

Загадки о комнатных растениях

Чтобы солнце сквозь стекло,
К нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку
В белую оборочку,
Не крючком плетеную —
Живую и зеленую. 
(Традесканция)

Лист с горбочком-желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.
(Алоэ)

Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая, лента васильковая.
Ножки, как точеные,
Туфли золоченые. 
(Фуксия)

Стоит мокрый Ванек,
В кудрях красный огонек.
(Бальзамин)

Щучий хвост,
В землю врос. 
(Сансевьера)

Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус)

Классификатор комнатных растений.

 

Бромелии

Бромелии представляют собой звездообразные розетки жестких, часто колючих листьев. Многочисленные невзрачные цветки образуются на дне углубления розетки. Во время цветения участки листьев окрашиваются в яркие цвета и представляют собой оригинальные украшения в течение 2 - 3 месяцев.

 


Декоративнолистные растения

Составляют неотъемлемую часть интерьера. Как правило, цветут мелкими и не декоративными цветками. Выращиваются из-за своих красивых листьев обычно зеленого цвета или других необычных расцветок: желтые, красные, некоторые растения имеют листья, меняющие цвет осенью. Формы листьев бывают: лопастные, рассеченные, линейные, овальные, и др. Большинство листовых пластинок имеют зубчатые края.

 


Декоративноцветущие растения

Эта наиболее обширная группа комнатных растений по праву считается наиболее ценной для выращивания в комнатах. Некоторые растения образуют ягоды и фрукты. Растения цветут в различные периоды года, некоторые - круглый год. Продолжительность цветения каждого вида колеблется от нескольких дней до нескольких месяцев. Среди множества цветущих растений встречаются однолетние, увядающие после первого цветения.

 


Кактусы и суккуленты

К этой группе относятся представители различных семейств, сходные по внешнему облику и биологическим особенностям. Суккуленты способны запасать влагу в своих органах, преимущественно наземных. Представители группы широко распространены в комнатной культуре. Популярны в связи с необыкновенной устойчивостью, неприхотливостью, компактностью и декоративным цветением. Эта группа обладает разнообразием форм, оригинальными цветками


, загадочным временем цветения (ночью).

 


Луковичные растения

Луковичные растения очень декоративны и находят самое широкое применение в весеннем оформлении цветников, парков, дают прекрасный материал для срезки, незаменимы для весенних букетов, цветочных корзин и композиций. Луковичные растения выделяются из группы цветочных из-за их особенных требований к выращиванию.

 


Папоротники

Эта группа растений обладает изящными декоративными листьями. Папоротники никогда не цветут, размножаются спорами, делением корневищ и выводковыми почками. Споры собраны в особых вместилищах - спорангиях - расположенных на нижней поверхности листьев.

 


Пальмы

Пальмы благодаря выносливости и высокой декоративности широко распространились в комнатной культуре. Иногда цветут, но их листья более декоративны. По форме листьев пальмы подразделяют на перистолистные, у которых лист по форме напоминает перо птиц, и вееролистные, напоминающие раскрытый веер.

ПАМЯТКА

Растения, снижающие общее содержание микробных клеток в воздухе помещений.

Растения-фильтры, поглощающие вредные газы из воздуха.

Вид, семейство

Способность к поглощению


1


Циссус

антарктический


Частично нейтрализует некоторые газообразные углеводороды из газовоздушной  среды в помещении


2


Хлорофитум

хохлатый


Поглощает и полностью нейтрализует значительное количество газообразных углеводородов из воздушной среды помещений

Роль комнатных растений в работе с детьми

Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.

Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение. Однако хотя интерьерное озеленение и приобретает массовый характер, оно не всегда бывает успешным. Ассортимент видов часто подбирается неграмотно и носит случайный характер, поэтому растения в условиях, не соответствующих их природе, быстро теряют свою декоративность или гибнут.

Композиция из тропических растений высоко декоративные и долговременно функционирующие композиции можно создать, лишь учитывая специфику интерьеров различного функционального назначения (архитектурные особенности, микроклиматический режим, цели и задачи оформления), подбирая для них соответствующие виды растений и оптимальные формы их размещения.

Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный).

При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые растения рядом с детьми - это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов и т.д. В зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких растений.

Советы по уходу за комнатными растениями

-Каждому комнатному растению нужен индивидуальный уход. Нельзя, например, в одном и том же режиме поливать кактусы и ампельные фикусы. Это может закончиться очень печально.

-Для растения очень важна гигиена. Чтобы растение было ухоженным, а опавшие листья или цветки не вызывали плесневения и гниения, надо вовремя удалять желтеющие листья и увядшие цветы.

-Растения надо вовремя пересаживать. Если вы заметили, что требуются более частые поливы и корни начали вылезать из дренажных отверстий, то надо вытащить растение из горшка вместе с земляным комом и посмотреть, если он весь оплетен корнями, то растение надо пересадить (см. пересадка растений), если же на поверхности только несколько корешков или их нет, то растение не пересаживают. После осмотра кома надо поместить его обратно в горшок.

-Вовремя принимайте меры лечения. Будте внимательнее. Болезнь надо вовремя заметить и вылечить растение. Чем раньше вы начнете лечение, тем легче будет вашему растению. Иногда можно проводить профилактику болезни, но меньшими дозами. Не ставьте больные растения рядом с другими, даже если вы думаете, что они не заражаются, и даже если они сами чем-то больны. Несколько инфекций сразу не сделают растению лучше.

-Некоторым растениям требуется период покоя. Соблюдайте его. Если вы нарушите покой растения (например начнете его интенсивно подкармливать), то оно может заболеть.

-У растения должно быть постоянное место. Нельзя переставлять его с места на место и из комнаты в комнату очень часто. Каждое перемещение - это небольшой, но шок для растения.

-Растениям нужен свежий воздух, но не сквозняк! Очень опасны сквозняки поздней осенью и зимой. Летом же многие растения можно выносить на балкон.

-Листья растений накапливают пыль, она закрывает поры, и растению трудно дышать. Большие листья, как у фикуса каучуконосного, монстеры, каллы, хлорофитума надо иногда протирать влажной мягкой тряпочкой или салфеткой, а растения с маленькими листьями можно просто опрыснуть или помыть под душем.

Эти несложные правила по уходу за комнатными растениями помогут вам получить больше радости от здоровых и хорошо ухоженных растений.

Что означает цвет цветков?

Цвет играл и играет большую роль в терапии. Цвета оказывают влияние на настроение и могут лечить. Мы инстинктивно выбираем, покупая одежду или предметы обстановки, те цвета, которые соответствуют нашему душевному состоянию. Мы, люди, обладаем способностью видеть цвета и различать их.

Цвет, выражаясь физическим языком, это свет различной частоты.

Свет - не что иное, как колебания энергии. Поэтому цвет является донором энергетики растения, которая предлагается нам в столь привлекательной форме. В зависимости от окраски цветков растений энергетические колебания воздействуют на различные сферы нашей жизни.

 

БЕЛЫЙ

 

Чистота, ясность, связь с высшими силами.

 

ЖЕЛТЫЙ

 

Гнев, ревность, зависть, ненависть, влюбленность, счастье, радость.

 

ОРАНЖЕВЫЙ

 

    Чувственность.

 

КРАСНЫЙ

 

Агрессия, активность, связь с землей.

 

СИНИЙ

 

Интеллект, творческие способности.

 

ЛИЛОВЫЙ

 

Духовность, этические ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....