ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "БОС-ЗДОРОВЬЕ"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта,
выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому активно развернулась работа в этом направлении.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 30 Пушкинского района работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, гипервозбудимостью ,определяются парциальные нарушения речи. В ДОУ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная мероприятия с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий ГБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bos.docx | 529.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ГБДОУ «БОС-ЗДОРОВЬЕ»
Пояснительная записка
Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта,
выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому активно развернулась работа в этом направлении.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 30 Пушкинского района работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, гипервозбудимостью ,определяются парциальные нарушения речи. В ДОУ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная мероприятия с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий ГБДОУ№30.
Методологической основой рабочей программы "БОС-здоровье" является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.
Это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.
Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.
"БОС - Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Цель рабочей программы "БОС-Здоровье": сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс метода биологической обратной связи.
Задачи программы:
-оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; -----использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
- регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
- сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);
- использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников ГБДОУ;
- воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
- повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии " БОС-Здоровье".
Компьютерные программы серии «Бос-здоровья» также предназначены для обучения детей различным образовательным предметам с использованием оздоровительного диафрагмального дыхания («Здоровая Азбука»; «Здоровый окружающий мир»; «Здоровая математика»).
Рабочая программа "БОС-здоровье" ориентирована на группы детей компенсирующей направленности от 5 до 7 лет и рассчитана на два года обучения.
Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях.
Тематическое планирование теоретических занятий.
тема | Цель и задачи |
1.Что такое воздух. *Зачем мы дышим * Как дышит человек | Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ. Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох - углекислый газ; |
2. Что такое сердце. *Сердце и легкие- друзья *Дыхание животом | Показать взаимосвязь работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем человека. Обучение технике дыхания животом. Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса; Показать связь частоты дыхания и величины пульса; Знакомство с диафрагмальным типом дыхания; Обучение технике расслабления; |
3. Знакомство с прибором ПБС (Побосик). | Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС). Формирование понятий «измерение», «прибор». Объяснить назначение прибора БОС (ПОБОСИК) и его датчиков; Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС; |
4. Паспорт Здоровья. *Кто сколько живет *Полезное питание *Двигательная активность *Закаливание, режим дня | Сформировать понятие «паспорт здоровья». Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте); Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье»; Объяснить каким образом по оценке за урок «БОС-Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек ( напряжение, стресс, предболезнь, болезнь); Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им ребенок может пользоваться в любых сложных ситуациях; |
5. Да здравствует хорошее настроение. *Коварный стресс *Давайте жить дружно | Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека. Объяснить , почему человек, подверженный стрессу, может заболеть; Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни; Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней; |
6. Умеем управлять собой. | Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека. Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга. Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным; |
7. Что мы узнали? | Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков. Закрепление знаний детей о ЗОЖ; Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека; Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека; Закрепление навыка дыхания животом; |
ФОРМА КОНТРОЛЯ:
1-ЭТАП
К концу учебного года освоение основными навыками самоконтроля выполнения заданий предлагаемых педагогом.
2-ЭТАП
Включение полученных навыков в повседневную жизнь, повысить уровень здоровья, по средствам развития диафрагмального- релаксационного дыхания.
Планируемые результаты по программе «БОС-здоровье» за год обучения.
Уметь | Знать |
1.Пременять в повседневной жизни правила здорового образа жизни.
| Основные понятия о здоровом образе жизни.
|
2. Работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.
| Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания. |
3.Активизировать и систематизировать диафрагмально – релаксационное дыхание. | О диафрагмально-релаксационном дыхании. |
4. Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни. | Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально-релаксационного дыхания. |
Содержание программы «БОС-здоровье»
Рабочая программа "БОС-здоровье" предполагает сотрудничество с педагогами ГБДОУ и родителями по коррекции и развитию здоровья детей, поэтому структуру оздоровительного курса дополняют занятия по ЗОЖ (проводят воспитатели ), постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях.
Длительность занятий по системе « БОС-Здоровье» : 9-15 минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического); количество тренингов (оздоровительного курса) - не более 2 раз за учебный год.
Автором настоящей рабочей программы разработана специфическая методика проведения практических индивидуальных и групповых занятий в кабинете БОС - "Здоровье".
Данная методика предполагает три этапа:
этапы | содержание |
1 этап-предварительный | -На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия; -далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений. - Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку; -педагог включает прибор «ПБС»; |
2 этап- собственно оздоровительный | Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут).: Вводная часть. Задачи: повторение правил кабинета «БОС – Здоровье» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут). Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут). Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения; совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья |
3 этап - итоговый | Подведение итогов работы ребенка на занятии. |
К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРД могут быть достигнуты следующие результаты:
Увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
улучшение речи и т.д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа оснащена комплектом пособий для дошкольников «Будь здоров малыш»
-«Букварь здоровья» Л.В. Баль, В.В. Ветрова М.6 ЭКСМО, 1995г.
-«Здоровье на 5+» А. Сметанкин СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.
-«Будь здоров малыш» А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Рмодин СПБ БИОСВЯЗЬ 2008г.
-«Дыхание по Сметанкину» А. Сметанкин СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.
-пособие «Здоровая Математика» серии «Учимся и оздоравливаемся». А.Сметанкин,
С. Сметанкина СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.
-пособие «Здоровая Азбука» серии «Учимся и оздоравливаемся»
А. Сметанкин, С. Сметанкина СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ
1.Заключение договора с родителями ( согласие на проведение занятий «БОС-Здоровья» с их детьми);
2. тихое помещение;
3.наличие компьютеров, приборов и программного обеспечения БОС;
4.Желание ребенка;
5. удобная и свободная одежда на ребенке;
6.занятия проводятся либо до приема пищи, либо после приема пищи через 40минут ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительная программа ДОУ "Солнышко твоего здоровья"
Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно-профилактической работы с часто длительно болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья.Данная концепция является ...
оздоровительная программа "К здоровью вместе!"
Программа разработана с целью привлечения педагогов, воспитанников и их родителей к формированию навыков здорового образа жизни в повседневности. Большое внимание в программе уделяется организации пра...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа группы оздоровительной направленности на 2015 – 2020 годы
Физкультурно-оздоровительная программагруппы оздоровительной направленностина 2015 – 2020 годы...
Физкультурно-оздоровительная программа «Радуга здоровья»
Физкультурно-оздоровительная программа «Радуга здоровья»...
Отчёт о выполнении оздоровительной программы «К здоровью вместе» за 2021-2022 учебный год
Отчёт о выполнении оздоровительной программы «К здоровью вместе» за 2021-2022 учебный годЗдоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития...
Обзор адаптированной программы физкультурно- оздоровительной направленности «В здоровом теле – здоровый дух» для воспитанников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
Обзор адаптированной программы физкультурно- оздоровительной направленности «В здоровом теле – здоровый дух» для воспитанников 5-7 лет с ограниченными возможн...
Комментарии
Оздоровительная программа с
Оздоровительная программа с применением метода биологически обратной связи.