Физкультурно-оздоровительная программа «Радуга здоровья»
рабочая программа

Анастасия Евгеньевна Прашмут

Физкультурно-оздоровительная программа «Радуга здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizk._ozdorov.docx65.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Вязьмы Смоленской области

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 г. Вязьмы Смоленской области

От « 31» августа 2017г

Протокол №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом  

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9

 г. Вязьмы Смоленской области

№ 62 от  01.09.2017года

Физкультурно-оздоровительная программа

«Радуга здоровья»

№п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

5

1.1.2.

Принципы и подходы к реализации программы

5

1.1.3.

Основные направления в реализации программы

6

1.2.

Планируемые результаты реализации программы

6

II

Содержательный раздел

2.1.

Основные направления работы с детьми

6

2.2.

Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в своей работе педагогами ДОУ

7

2.3.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

11

2.3.1.

Полноценное питание

12

2.3.2.

Система эффективного закаливания

12

2.3.3.

Организация рациональной двигательной активности

12

2.3.4.

Создание условий организации оздоровительных режимов для детей

14

2.3.5.

Создание представлений о здоровом образе жизни

14

2.3.6.

Лечебно-профилактическая работа

15

2.4.

Психологическое сопровождение

16

2.5.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

16

2.6.

Работа с педагогами

18

2.7.

Взаимодействие с семьёй

19

2.8.

Летняя оздоровительная работа

21

III

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

22

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

25

I.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

   Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны. О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения.
Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года); и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с дошкольными учреждениями. Контингент воспитанников современных дошкольных учреждений. В настоящее время в детский сад приходят дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья как

физического так и психического. 

   Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей. Основными причинами «проблемного» поведения детей могут считаться следующие: несформированность основных культурно-гигиенических навыков, умения общаться как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. 
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников имеющихся медицинских, психологических и педагогических проблем. 
В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.
  Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию в детском саду комплексно-целевой программы «Радуга здоровья».Она разработана по основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО и с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Основанием для разработки программы послужили следующие нормативные документы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

6. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140

7. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 г. Вязьмы Смоленской области.

Основой для разработки  образовательной программы ДОУ (далее-Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС ДО). В соответствии с его требованиями программа включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Программа «Радуга здоровья» призвана объединить педагогический персонал, специалистов детского сада и медицинский персонал, закреплённый за ДОУ в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада.

1.1.1.Цели программы

1.Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду

2.Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада.

3.Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.

Задачи:

 - Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада;

- Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей
- Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий; 
- Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду во взаимодействии с педагогическим коллективом, медицинским персоналом и родителями;

- Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
- Соблюдение валеологических требований на  занятиях  ООД, в режиме дня;

- Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;

- Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья;
- Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.

1.1.2. Основные принципы программы:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

-систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

1.1.3. Основные направления в реализации программы

  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Организация работы с детьми;
  • Медицинское сопровождение;
  • Психологическое сопровождение;
  • Оздоровительная работа с педагогами;
  • Укрепление материально-технической базы;
  • Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

1.2.Планируемые результаты реализации программы

  • у детей:
  • осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
  • снижен уровень заболеваемости детей;
  • повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность».
  • у педагогов:
  • осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми.
  • у родителей:
  • необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

II Содержательный раздел

2.1.Основные направления работы с детьми.

Образовательная область

Цель

Задачи

Здоровье

 Охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья

 -  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая

культура

 Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

- развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Безопасность

 Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. 

- формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

2.2.Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в своей работе педагогами ДОУ

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

2. Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

3. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

4. Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

5. Игровой час во вторую половину дня

 Для всех возрастных групп, в игровых зонах.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

6. Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

7. Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

8. Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

9. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

10. Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

11. Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

12. Логоритмика

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

12. Физкультурное занятие

1-2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15 мин., средний возраст - 20 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

13. Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

14. Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

15. Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

16. Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

17. Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

3. Коррекционные технологии

18. Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 20-30 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек,

19. Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

20. Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

21. Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

22. Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

23. Логоритмика

1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию, ежедневно в ходе организованной образовательной деятельности

24. Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами речи либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

2.3.Физкультурно-оздоровительная работа.

Формы и методы

Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

  • щадящий режим (адаптационный период);
  • гибкий режим.

2.

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурно-оздоровительные занятия;
  • подвижные и динамические игры;
  • спортивные игры;
  • пешие прогулки (походы, экскурсии).

3.

Гигиенические и водные процедуры

  • умывание;
  • мытье рук;
  • обеспечение чистоты среды;
  • занятия с водой (центр вода и песок);

4.

Свето-воздушные ванны

  • проветривание помещений;
  • сон при открытых фрамугах;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5.

Активный отдых

  • развлечения, праздники;
  • игры-забавы;
  • дни здоровья.

6.

Арома- и фитотерапия

  • ароматизация помещений;
  • витаминизация напитков.

7.

Диетотерапия

  • рациональное питание.

8.

Светотерапия

  • обеспечение светового режима.

9.

Музтерапия

  • музыкальное сопровождение режимных моментов;
  • музыкальное оформление фона занятий;
  • музыкально-театральная деятельность.

10.

Спецзакаливание

  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • стопотерапия;
  • игровой массаж.

11.

Пропаганда здорового образа жизни

  • экологичекое воспитание;
  • периодическая печать;
  • курс бесед;
  • специальные занятия.

2.3.1 Полноценное питание.

1.

Принципы организации питания:

  • выполнение режима питания;
  • гигиена приёма пищи;
  • ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
  • эстетика организации питания (сервировка);
  • индивидуальный подход к детям во время питания;
  • правильность расстановки мебели.

2.3.2. Система эффективного закаливания.

1.

Основные факторы закаливания

  • закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

2.

Комплекс закаливающих мероприятий

  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • правильная организация прогулки и её длительности;
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
  • облегченная одежда для детей в детском саду;
  • дыхательная и корригирующая гимнастика после сна;

3.

     Методы оздоровления:

  • ходьба по дорожке здоровья;
  • дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
  • релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).

2.3.3.  Организация рациональной двигательной активности.

   Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

1.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду

  • физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
  • сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

2.

Формы организации физического воспитания

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке;
  • туризм (прогулки – походы);
  • дозированная ходьба;
  • оздоровительный бег;
  • физкультминутки;
  • физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
  • утренняя гимнастика;
  • индивидуальная работа с детьми.

3.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач

  • традиционные;
  • игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  • сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.;
  • тематические занятия;
  • занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
  • занятия – походы;
  • занятия в форме оздоровительного бега;
  • музыкальные путешествия – тесная интеграция  музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам;
  • Занятия на «экологической тропе»;

2.3.4. Создание условий организации оздоровительных

режимов для детей.

  • Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (пятиразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
  • Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
  • Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
  • Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

 

2.3.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.

 

     Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется

по следующим направлениям:

  • привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
  • обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

 

     Для осуществления вышеназванных задач  в детском саду созданы необходимые условия:

 

  • сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку;
  • отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания; сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе;
  • развивающая предметно-пространственная среда организована с учётом потребностей и интересов детей, а также ФГОС ДО; педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
  • в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;
  • эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальные руководители и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «масленица», «веселые старты», «папа, мама, я – спортивная семья» и др.;
  •   снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка, а также за счёт интеграции образовательных областей;
  • появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр;
  • большая роль в псикоррекционной работе отводится  музыкотерапии, прежде всего, классической, пескотерапии, цветотерапии, сказкотерапии, которые могут оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).

2.3.6.  Лечебно-профилактическая  работа.

Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Она включает в себя:

  •  физкультурные занятия босиком;      
  • подвижные игры и физические упражнения на улице;
  • хождение на лыжах;
  • дыхательная гимнастика после сна;
  • спортивные игры и соревнования;
  • пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.

2.4. Психологическое сопровождение

Система работы:

  • Психологическая диагностика:
    — стартовая;
    — итоговая.

(ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, тестовая беседа С.А. Банкова обследования степени психосоциальной зрелости позволит выявить детей, вероятно имеющих какие-либо особенности развития мотивационной и познавательной сфер);

  • Анализ адаптации детей к условиям ДОУ (наблюдение, анкетирование педагогов, родителей, составление таблицы адаптации);
  • Выявление детей группы риска (анализ диагнозов в медицинских картах ребёнка);
  • Составление программ психолого-педагогического сопровождения;
  • Занятия с детьми из группы риска (игровые развивающие занятия);
  • Изучение психологического состояния педагогов (Анкеты, тесты);
  • Анкеты, тесты (семинары-практикумы, тренинги, консультации);
  •  Разработка рекомендаций по сохранению психологического здоровья детей и взрослых (памятки, буклеты, стенды).

2.5. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны:  

-нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;  

- нарушение дыхания и голосообразования;

  нарушение общей и мелкой моторики;

  расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

  повышенная утомляемость;

  заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);  

-неустойчивость внимания;

-расстройство памяти (особенно слуховой).

   Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:  сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи;  нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;  коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;  успешная социализация детей с дефектами речи.

   Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии

Технологии

Формы и приёмы

Технологии становления и стимулирования здоровья

динамические паузы, физкультминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз

Коррекционные технологии

сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия

Технологии обучения здоровому образу жизни

(проблемно - игровые ме- тодики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого и физического развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, представлений о необходимости заботы о своем здоровье. В практической деятельности  применяются следующие здоровьесберегающие компоненты:

            Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

Дыхательная гимнастика – стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы.

 Элементы ароматерапии – снимают напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект),

Цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае голубой (облако) - успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие, подавляет воспалительные процессы, оказывает благотворное воздействие при нервных расстройствах, усталости, бессоннице – оказывает успокаивающее действие на НС, приводя человека в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию).

Использование музыки – элементы музыкотерапии.

Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Релаксирующие упражнения, снимающие напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата.

Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.

Кинестетические и кинезиологические упражнения развивают сенсорику, помогут активизировать различные отделы коры головного мозга. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

2.6. Работа с педагогами.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  • актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
  • просветительная работа по направлениям программы «Здоровый малыш» и т.д.;
  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в  физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
  4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
  5. Разработка и внедрение   педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
  6. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
  7. Пропаганда здорового образа жизни.
  8. Обучение дошкольников здоровому образу жизни,  проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:

  1. Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
  2. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов  пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
  3. Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
  4. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
  5. Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
  6.  Беседы, валеологические занятия.

Оздоровительная работа с педагогами:

1. Тренинг и психогимнастика.

2. Аудиовизуальная релаксация.

3.Профилактика эмоционального «выгорания», профессиональных «выгораний».

4. Пропаганда здорового образа жизни.

2.7. Взаимодействие с семьей.

 

     Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

     Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
  • Обязательная полная информированность  родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
  • Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
  • Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

        Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

     1. Просветительское

     2. Культурно - досуговое

3.Психофизическое

Просветительское направление

  • Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
  • Собеседование (сбор информации)
  • Анкетирование, тесты, опросы
  • Беседы        
  • Встречи со специалистами
  • Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
  • Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
  • Круглый стол
  • Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
  • Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.

Культурно - досуговое направление

  • Дни открытых дверей.
  • Совместные праздники и развлечения.
  • Организация вечеров вопросов и ответов.

Психофизическое направление.

  • Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
  • Спортивные соревнования.
  • Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми
  • Открытые занятия педагога – психолога с часто болеющими детьми
  • Тренинги, семинары – практикумы.

 Взаимодействие с родителями по вопросу изучения  удовлетворенности  родителей качеством предоставляемых  образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.

 Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической  и социальной составляющих здоровья.

2.8.   Летняя оздоровительная работа.

Формы организации оздоровительной работы:

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
  • физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);
  • туризм (походы, экскурсии);
  • физкультурные досуги и развлечения;
  •  утренняя гимнастика на воздухе;
  • витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

III Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

В ДОУ имеется:

- 11групповых помещений с приёмными и туалетными комнатами;

- музыкальный зал;

- физкультурный зал;

- кабинет педагога-психолога;

-кабинет учителя-логопеда;

- кабинет заведующего;

- методический кабинет;

- медицинский кабинет;

- игровые площадки  для прогулок;

- спортивная площадка.

   Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям ФГОС ДО, СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования.

Медико-социальное обеспечение

   Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм, режима дня и качества питания.

   Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками централизованно.

   В МБДОУ имеется пищеблок, оснащенный современным техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников.                                        

    Максимальное разнообразие рациона питания, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания – соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 2 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет.                                                                        

   Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье.   Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне МБДОУ  дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью для родителей ежедневно предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего вывешиваются в группах ежедневный рацион питания (меню).  

   В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.  

Методическое обеспечение

Образовательная  область  «Физическая развитие»

Название пособия

Автор

Издательство,

год издания

Коли

чество

1

Организация деятельности детей на прогулке в 1 младшей группе

З.И.Самойлова

Волгоград. «Учитель»,2013

1

2

Формирование представлений о здоровом образе жизни

И.М.Новикова

Мозаика-синтез,2010

1

3

Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни

М.Ф.Литвинова

М; Линка-пресс,2005

1

4

Здоровый дошкольник

Антонов Ю.Е.

М, Аркти, 2001

1

5

Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Л.И. Пензулаева

Владос, Москва 2001

1

6

Физическое воспитание в детском саду

Э.Я. Степаненкова

Мозаика-Синтез, Москва 2006

1

7

Азбука питания

Н.А. Таргонская

Москва «Линка-пресс» 2002

1

8

Оздоровительно-развивающая программа  

« Здравствуй»

М.Л. Лазарев

Москва 2004, «Мнемозина»

1

9

Вкусная сказка или как накормить ребенка

Н. Малюткина

Санкт-Петербург, «Каро» 2003

1

10

-Физкультурные занятия в детском саду.3-7 лет.

Л.И Пензулаева

Москва , 2012 год.

1

11

- Нетрадиционные занятия физкультурой в Доу.  

Н. С Голицына

Москва, 2006 год.

1

12

- Фольклорно-физкультурные занятия  и досуги с детьми 3-7 лет.

М. Асташина

Волгоград,

Издательство»

Учитель»2012

1

13

- Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

О. Н Моргунова

Воронеж, 2007 год.

1

14

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Л.В Гаврючина-

Москва, Творческий центр «Сфера»2007 год

1

15

Сценарии оздоровительных досугов для детей

М. Ю Картушина-

. Москва,  «Сфера»2009 год

3

16

- Физическая культура дошкольников..

Л. А Глазырина

Москва,  «Владос» 2001 год

4

17

Физкультурные праздники в детском саду.

В. Н Щебеко, И. Н Ермак-

Москва,  « Просвещение» 2001 год

1

18

Оздоровительный семейный досуг с детьми  дошкольного возраста.

Н. И Бочарова-

Москва. Аркти 2003

1

19

Как сделать осанку красивой, а походку легкой .

Е. А Бабенкова-

Москва, Творческий центр» Сфера»2008 год

1

20

Утренняя гимнастика  для детей 2-7 лет.

 А Г. Прохорова

Москва,  Айрис Пресс  2010 год

1

21

Кроха, физическое воспитание и развитие детей раннего возраста,

И.П. Кочетова

Москва,

 « Просвещение» 2008 год

1

22

Физические упражнения и подвижные игры

В.С. Кузнецов. Г.А.Колодницкий

Москва. Издательство «НЦ ЭНАС»2005 год

1

23

Физкультурные праздники в детском саду

В.Н.Шебеко.

Н.Н.Ермак

Москва «Просвещение»

2001год

1

24

Диагностика культуры здоровья дошкольников

В.А.Деркунская

Москва. Педагогическое общество России 2006 год

1

25

Подвижные игры, эстафеты и аттракционы

Л.Фатеева

Ярославль. Академия Развития 2007 год

1

26

 Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет

Е.Н.Вареник

Москва Творческий центр «Сфера» 2009 год

1

27

Физкультурные занятия в детском саду

Л.И.Пензуаева

Москва. Издательств»Мозаика-Синтез»2010 год

4

28

Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Е.Н.Борисова

Волгоград, Панорама 2007 год

1

29

Беседы о здоровье

Т.А.Шорыгина

Москва «  Сфера»2010 год

1

30

Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников

О.В.Козырева

Москва «Просвещение»

2007 год

1

31

Здоровый малыш

З.И.Береснева

Москва « Сфера»2005 год

32

Учимся правильно питаться

Ю.П. Климович

Волгоград, «Учитель» 2007

1

Психологическое сопровождение

Название пособия

Автор

Издательство,

год издания

Коли

чество

1

Тестирование  детей

В.Богомолов

Москва, «Феникс», 2004

1

2

Психологическая диагностика готовности к обучению  детей  5-7 лет

Ю.А.Афонькина

Волгоград. «Учитель»,2013

1

3

Коррекционно-развивающие занятия

С.В.Лесина

Волгоград. «Учитель»,2013

1

4

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего

дошкольного возраста

Е.А.Алябьева

Москва 2004

1

5

Психологические тесты для лидера коллектива

А.И.Щебетенко

Москва2005

1

6

Детская психология в вопросах и ответах

Б.С.Волков

Москва 2002

1

7

Коррекционно-развивающие занятия вДОУ

Н.В.Микляева

Москва 2008

1

8

Мир глазами младенца

Б.А.Баркин

Москва 2003

1

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды.

 При создании развивающей предметно-пространственной  среды учитываются принципы, определенные  во ФГОС дошкольного образования:

- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

- трансформируемости: данный принцип тесно связан с  полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

- доступности:  среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы условия:

          - в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

- в группах имеется спортивное оборудование, массажные коврики для профилактики плоскостопия, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли и другое; 

        - имеются разные виды картотек:  подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами;  для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

-  зона «Мир игры» с такими пособиями, как сухой бассейн, мягкие модули из различных материалов, стеллаж с мягкими игрушками, которые дети самостоятельно могут выбрать на занятие. Игровая зона перетекает в сенсорную, где размещены такие пособия: как кресло «груша», «яблоко», подушки, мат,  светильник «Фонтан света», аром лампа и др. Сенсорная комната в нашем детском саду представляет собой комнату, как для релаксации, так и для стимуляции активности детей. Звуковое оформление комнаты предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ «Здоровый малыш»

В проекте в сжатом виде представленны основные моменты физкультурно – оздоровительной работы ДОУ, а также приложения по работе с родителями....

Физкультурно-оздоровительный досуг «Волшебный цветок здоровья» (с участием детей старшей группы и родителей)

Мероприятие с участием родителей. Посвященное ко Дню Защитника Отечества....

Семейный физкультурно- оздоровительный клуб выходного дня "Здоровые дети в здоровой семье"

ПоложениеНастоящее положение регламентирует правовой статус семейного     физкультурно-оздоровительного клуба выходного дня  «Здоровые дети в здоровой семье» (дале...

Программа "Семейный физкультурно- оздоровительный клуб выходного дня "Здоровые дети в здоровой семье"

Формирование осознанного отношения родителей к организации здорового образа жизни ребёнка в семье, средствами физической культуры, через гармонизацию детско-родительских отношений и  привлечение ...