Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию "Мир-прекрасное творенье".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию "Мир-прекрасное творенье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию. | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотая рыбка»
д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области,
393460.тел. (07558) 4-16-89
Перспективное планирование
по духовно – нравственному
воспитанию детей
«Мир - прекрасное творенье».
Группа общеразвивающей направленности
детей 6-7 лет «Бусинки».
Составила: воспитатель Подъяблонская Е.А.
2012-2013 уч. год.
Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи:
Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать духовно – нравственные чувства;
Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
Воспитывать любовь к родной природе.
Развивающие задачи:
Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Тема | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
«Культура поведения» | Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста) | Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости, Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте». Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание». Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | *«Что летом родится, - зимой пригодится». * «Восенушка - осень – сноп последний косим». * «Хлеб – всему голова». «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете. Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля». |
«Положительные моральные качества» | Дружеские взаимоотношения. | Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь». Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища». |
«Этические представления» | Дружба, товарищество. | |
«Семейная принадлежность» | Моя семья. | Рассматривание семейных фотографий. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Подарки любимым». |
«Гражданская принадлежность» | *Моя улица, домашний адрес. *1 сентября – День знаний. *27 сентября- День воспитателя детского сада. | Экскурсия по улице. Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения. Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». Проводы в школу выпускников детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Беседа о труде воспитателя. |
«Духовно-нравственные чувства» | Бог-творец мира, нашего общего дома. | Беседа: «Бог – творец мира, нашего общего дома». |
Октябрь | ||
«Культура поведения» | «Телефонный этикет» Формирование форм словесной вежливости | Беседа «Правила разговора по телефону». Чтение: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён». Дидактические игры: «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | «Град на Вороне-реке». «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит». «Злое истребление» «Тамбов-град» | Рассказ воспитателя об истории города Уварово. Рассматривание открыток «Уварово». Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием. Рассказ об истории создания Тамбова. |
«Положительные моральные качества» | «Забота о малышах и пожилых людях». День пожилого человека. | Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей». Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!». |
«Этические представления» | «Доброта и забота» | Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке». Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям» |
«Семейная принадлежность» | «Работа моих родителей» | Встреча с родителями (рассказ о профессиях). Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы». Чтение: С. Михалков «А что у вас?». Дидактическая игра «Угадай профессию». |
«Гражданская принадлежность» | «Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники». | Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий. Фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Храм» | Рассказ преподавателя воскресной школы о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме. |
Ноябрь | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах» | Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо». |
«У истоков русской народной культуры» | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Синичкин день». «Где живёт перо Жар-птицы?» «Золотая хохлома». | Экскурсия по историческим местам города Уварово. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.). |
«Положительные моральные качества» | «Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость» | Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай». Чтение: А. Барто «Вовка- добрая душа». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного». |
«Этические представления» | «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания». | Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи». |
«Семейная принадлежность» | «Моя родословная». | Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа (с родителями). Беседа «Моя родословная». Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
«Гражданская принадлежность» | «Столица нашей Родины – Москва». | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Храм Божий» | Рассматривание иллюстраций «Храм Божий». |
Декабрь | ||
«Культура поведения» | «Словесные формы выражения благодарности» | Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения. |
«У истоков русской народной культуры» | «Зима – не лето,- в шубу одето». «Светит, да не греет». «Пришёл мороз – береги ухо да нос». «Снегурочка – внучка Деда Мороза». | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок». Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». |
«Положительные моральные качества» | «Формирование чувств заботы и любви к близким людям». | Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья». |
«Этические представления» | «Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим». | Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын». |
«Семейная принадлежность» | «Семейные традиции». | Рассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа: «Традиции вашей семьи» Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник» |
«Гражданская принадлежность» | «Новый год в России и других странах». | Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Новогодний карнавал». | Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал». |
Январь | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах». | Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу). |
«У истоков русской народной культуры» | «Пришла Коляда накануне Рождества». «Зимние Узоры». «Гжель прекрасная». | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле. |
«Положительные моральные качества» | «Скромность». | Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение р.н.с. «Заяц – хваста». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день». |
«Этические представления» | «Скромность- положительная черта характера». | |
«Семейная принадлежность» | «Наш детский сад – большая семья». | Рассматривание фотографий из архива детского сада. Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года». Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада. |
«Гражданская принадлежность» | «Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей. | Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса. Беседа «Мы живём в России». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Рождественские праздники». «Крещение». | Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Театрализованная постановка «Рождественская ёлка». |
Февраль | ||
«Культура поведения» | «Формирование культуры разговора, спора». | Беседа «Вежливость в разговоре». Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | «Дело мастера боится». «Живёт в народе песня». «На героя и слава бежит». «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Беседа о русской народной песне. Рассказ воспитателя о русских богатырях. Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. |
«Положительные моральные качества» | «Рыцарское отношение к девочкам». | Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины». Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка» |
«Этические представления» | «Скромность и зазнайство». | Рассказ воспитателя. Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». |
«Семейная принадлежность» | «Забота и внимание» | Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры. Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших». Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие». |
«Гражданская принадлежность» | «Государственные символы России: флаг, герб, гимн». «День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность». | Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг». Целевые прогулки к памятникам героям войны. Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм». Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Защитники отечества». | Встречи с воинами Российской армии. |
Март | ||
«Культура поведения» | «Гостевой этикет». | Беседа «Гости в дом – радость в нём». Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом». Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями». |
«У истоков русской народной культуры» | «Сердце матери лучше солнца греет». «Русская матрёшка». «Поэзия народного костюма». «Грач на горе- весна на дворе» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц. Рассказ о матрёшке. Рассказ о народном костюме. Беседа о русских обычаях встречи весны. |
«Положительные моральные качества» | «Оценка своих поступков». | Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«Этические представления» | «Честность и лживость». | Беседа «Правда и ложь». Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?». |
«Семейная принадлежность» | «Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство. | Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени». |
«Гражданская принадлежность» | «Международный женский день» | Беседы о маме. Утренник, посвящённый женскому празднику. Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам. |
«Духовно-нравственные чувства» | «Прощёное воскресение». | Рассказ воспитателя. Беседа «Что означают наши христианские времена». |
Апрель. | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах». | Беседа «Как мы ведём себя на улице». Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине». |
«У истоков русской народной культуры» | «Шутку шутить – людей насмешить». «Путешествие на златогривой чудо –тройке». «Красная горка». | Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница». Рассказ воспитателя о мастерах Палеха. Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». |
«Положительные моральные качества» | «Справедливость и доброжелательность» | Беседа «Справедливость – хорошее качество человека». Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу». Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть». |
«Этические представления» | «Справедливость». | |
«Семейная принадлежность» | «Конвенция о правах ребёнка». | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы и наши права». |
«Гражданская принадлежность» | «День космонавтики: первый полёт человека в космос». | Рассматривание портретов, иллюстраций. Беседа «Мы первые в космосе». Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Православные праздники». | Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе. |
Май. | ||
«Культура поведения» | «Культура поведения на природе». | Рассматривание Красной книги Тамбовской области. Экологические акции: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка выезжающим на природу». |
«У истоков русской народной культуры» | «Человек без Родины, что соловей без песни». «Край родной, навек любимый». Прощание с «избой». | Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов. Экскурсия в музей «Русская изба» Беседа о русской избе и национальной кухне. |
«Положительные моральные качества» | «Культура других народов». | Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций по теме. |
«Этические представления» | «Трудолюбие и лень» | Беседа «Труд человека портит, а лень кормит». Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой». |
«Семейная принадлежность» | «15 мая – Международный день семьи». | Беседа о семье. Рассматривание семейных фотоальбомов. |
«Гражданская принадлежность» | «День Победы». | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев». Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Правила христианской жизни». | Рассказ преподавателя воскресной школы. |
Список используемой литературы:
Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по духовно - нравственному воспитанию.
План по духовно -нравственному воспитанию включает в себя праздники по народному календарю. Это и праздник Осенины, и Куриные именины, и Пасха, и Рождество, и Вербное воскресение и Маслени...
Перспективный план по духовно – нравственному воспитанию детей 2-ой мл. гр. развития. (Сеньтябрь с 19-23)
Перспективный план по духовно – нравственному воспитанию детей 2-ой мл. гр. развития. (Сеньтябрь с 19-23)...
Перспективный план по духовно - нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе
В плане представлен систематизированный по сезонам материал по духовно - нравственному воспитанию детей с ТНР (подготовительная группа)...
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию (Подготовительная группа)...
Перспективный план по духовно - нравственному воспитанию
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...
Перспективный план по духовно – нравственному воспитанию.
Перспективный план по духовно – нравственному воспитанию....
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе
Перспективное планирование в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию...
Комментарии
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию.
Материал для планирования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.