Распространение педагогического опыта в городском образовательном пространстве города Дзержинска в рамках панорамы практик по теме "Становление ценностей ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО"
статья (подготовительная группа)
Семинар для воспитателей
старших и подготовительных к школе групп:
«Становление ценностей ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО»
Тема:
«Проведение комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактики программы:
«Разговор о здоровье и правильном питании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_vospitateley.docx | 73.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №109»
Новаторский взгляд на традиционные приемы организации образовательной деятельности в ДОО, возрождение традиций.
Семинар для воспитателей
старших и подготовительных к школе групп:
«Становление ценностей ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО»
Тема:
«Проведение комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактики программы:
«Разговор о здоровье и правильном питании»
Выполнила воспитатель
высшей квалификационной категории
Черныш Вера Николаевна
606019, Нижегородская область
г. Дзержинск ул. Пирогова-21а
Тел:(8313)22-16-44
Эл.почта: ds109@uddudzr.ru
Дзержинск 2019г.
Содержание
1.Актуальность темы………………………………………
2. Описание системы работы ……………………………………………
3. Анализ результатов опыта работы.. …………………………………….
4. Библиографический список………….………………………………...
Актуальность темы
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно- правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья ….., воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.
Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и т.д.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно – образовательную среду детского сада до сих пор существует. Это связано с тем, что при профессиональной подготовке педагогов поверхностно изучается вопрос формирования валеологической культуры дошкольников. Кроме того, педагоги ограничиваются в работе традиционными методами и формами работы с детьми, не решаясь внедрять в практику современные оздоровительные технологии.
Проблема
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и не для кого ни секрет, что основной компонент данных качеств – здоровье. Так и есть: сегодня эта тема интересует практически всех. Особое внимание уделяется правильному питанию, уже давно подмечено, что с изменением режима и качества питания меняются даже физиологические параметры человека. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства, в то самое время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создается основа для его гармоничного развития. Но как быть, если ребенок принципиально отказывается от полезных продуктов, отдавая предпочтение различным вредным лакомствам? К сожалению, опрос семей воспитанников показал, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы), далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Да еще стараясь угодить своему чаду, покупают современные «чудо- продукты», иногда просто не задумываясь о вреде, который наносят данные продукты растущему организму. Некоторые молодые родители просто ленятся что-то приготовить – гораздо проще – купил, что приглянулось ребенку, открыл – и готово. А ведь именно в семье закладываются основы здоровья.
Исходя из этого, представляю опыт моей работы по проведению комплексных занятий по развитию речи и ФЦКМ с использованием дидактики программы:«Разговор о здоровье и правильном питании».
Мы все знаем, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого. На протяжении многих лет проблема правильного питания продолжает оставаться актуальной. Сегодня эта проблема должна интересовать практически всех. Заинтересовала она и меня.
Для решения этой проблемы, мной была выбрана программа «Разговор о здоровье и правильном питании», разработанная специалистами института возрастной физиологии РАО.
Работая по программе «Разговор о здоровье и правильном питании», я сделала вывод, что изучение данной программы необходимо, так как она интересна и полезна для детей. Дает им возможность не только узнать что-то новое, но и самим принять активное участие в заботе о своем здоровье, давать советы родителям по подбору полезных продуктов питания, сознательно выбрать наиболее полезные продукты и соблюдать основные правила рационального питания.
Начиная свою работу по этой теме, я провела педагогическую диагностику по Ю.А.Афонькиной по становлению ценностей здорового образа жизни.
По итогам диагностики «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Стадия формирования–50%;
Стадия становления–40%;
Точка роста -10%.
Анализируя итоги диагностики «на конец учебного года» выявлены следующие результаты:
Стадия формирования–80%
Стадия становления –18%;
Точка роста-2%.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Внедрению программы «Разговор о здоровье и правильном питании» в условиях нашего ДОУ способствовало заключение договора с ЭБЦ на основе которого детский сад получает
бесплатные тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» часть 1.На основе тетрадей,
- методического пособия М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой, А.Г.Макеевой «Разговор о здоровье и правильном питании»
и методических пособий по программе «От рождения до школы»:
- О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»;
- О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;
- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»;
Составила перспективный план комплексных занятий по развитию речи и ФЦКМ.
Перспективный план комплексных занятий по развитию речи и ФЦКМ с использование рабочей тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» часть I
Подготовительная к школе группа
«Таблица 1»
№ | Месяц | Методическое пособие | Тема | Рабочая тетрадь «Разговор о здоровье и правильном питании» М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова |
1 | Сентябрь | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Дружная семья» стр.29 | «Здравствуй, дорогой друг» стр.2 |
2 | Сентябрь | О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | «Дары осени» стр.33 | «Овощи, ягоды и фрукты-витаминные продукты» стр.58 |
3 | Октябрь | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Как хорошо у нас в саду» стр.33 | «На вкус и цвет товарищей нет» стр.46 |
4 | Октябрь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос» стр.32 | «Плох обед, если хлеба нет» стр.34 |
5 | Октябрь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Русские народные сказки «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» стр. 30 | Удивительные превращения пирожка» стр.14 |
6 | Ноябрь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» стр.41 | «Время есть булочки» стр.40 |
7 | Ноябрь | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Школа» стр.36 | «Кто жить умеет по часам» стр.22 |
8 | Декабрь | В.В.Гербова«Развитие речи в детском саду» | Работа с иллюстрированными изданиями сказок «Каша из топора» стр. 45 | «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной» стр.30 |
9 | Январь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | «Новогодние встречи» стр.54 | «Веселые старты» стр.44 |
10 | Февраль | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Работа по сюжетной картине стр.59 | «Вместе весело гулять» стр.26 |
11 | Февраль | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Защитники Родины» стр.46 | «Если хочешь быть здоров» стр.4 |
12 | Февраль | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» стр.60 | «Что помогает быть сильным и ловким» стр.54 |
13 | Март | О.А.Соломенникова «Ознакомлениес природой в детском саду» | «Всемирный день водных ресурсов» стр. 61 | «Как утолить жажду»стр.50 |
14 | Март | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Знатоки» стр. 47 | «Мой дневник» стр.68 |
15 | Апрель | О.А.Соломенникова «Ознакомлениес природой в детском саду» | «Международный день Земли» стр.65 | «Праздник здоровья» стр.64 |
16 | Апрель | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | «Сочиняем сказку про Золушку» стр.72 | «Пора ужинать» стр.42 |
17 | Май | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «К дедушке на ферму» стр.56 | «Самые полезные продукты» стр.8 |
Работу в тетрадях включала как часть в ОД по ФЦКР и Развитию речи в соответствии с темой.
Курс программы рассчитан на 17 занятий.
Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. Такие задания вызывают огромный интерес у детей. При их выполнении ребята много рисуют, разукрашивают, разгадывают кроссворды, выполняют увлекательные задания, которые способствуют развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания. Особую радость детям приносит творческая и исследовательская работа, которая поощряется яркими и забавными наклейками, расположенными в рабочей тетради.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета и др.
Работа в тетрадях проводится во 2 части ОД. 1 частью является работа по ФЦКМ или развитию речи по теме, перекликающейся с темой из рабочей тетради.
Основная форма работы с детьми по работе в тетрадях - фронтальная – это работа со всеми детьми группы.
Так же - индивидуальная работа, которая большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания.
Детям очень нравится работать по рабочим тетрадям, отвечающим всем современным гигиеническим и эстетическим требованиям. Например, по теме: «Самые полезные продукты», дети, используя стикеры, «наполняли корзины» полезными продуктами, затем, обсуждая выполненное задание, сравнивали результаты своей работы с результатами других детей. Дополняли продуктовые «корзины» фруктами и овощами, формируя правильное представление о полезных продуктах.
Тема: «Из чего варят каши», не только расширила представления детей о названиях круп и злаков, из которых приготовлены каши, но и стала подготовкой совместного с родителями чаепития «Мы знаем и любим полезные блюда».
Тема «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» раскрыла творческие способности детей. Была оформлена выставка рисунков детей: «Что значит для меня правильное питание», собраны загадки о ягодах, фруктах, овощах, картинки и фотографии, рецепты варенья и других блюд, которые можно приготовить из самых витаминных продуктов.
Работая в тетрадях «Разговор о здоровье и правильном питании», обращаю большое внимание на посадку детей за столами, слежу за осанкой детей. Глубокая посадка- ребенок занимает всю поверхность сидения. Спина находится в постоянном контакте со спинкой стула. Угол в коленном и тазобедренном суставах 90 градусов. Ступни ног устойчиво стоят на полу. Обязательно и необходимо правильно держать карандаш во время выполнения заданий, обращаю внимание на то, как лежит тетрадь под каким наклоном. Обе руки лежат параллельно на поверхности стола. Карандаш держим тремя пальцами: большим, средним и указательным. Если пишешь правой рукой- нижний левый угол тетради должен быть напротив середины груди. Если пишешь левой рукой- нижний правый угол тетради должен быть напротив середины груди.
- Для того чтоб дети не забывали эти правила в группе имеется плакат о том как правильно сидеть, как держать карандаш левше и правше, как положить тетрадь левше и правше.
Работая в тетрадях, идет большое напряжение на глаза, чтобы снять усталость и напряжение, я использую в своей работе тренажер Базарного В.Ф.
- Тренажер способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение.
Иногда темы занятий перерастали в проект. Вот некоторые из них:
Тема «Время есть булочки» переросла в Проект «Полезный полдник». Совместно с родителями готовили пироги, точно соблюдая технологию от заготовки теста до жарки в печи. А пока подходило тесто проводили конкурсы и учились танцевать.
- «Что помогает быть сильными и ловкими».
Проект «Начнём здоровое утро. Утренняя гимнастика». Каждый ребёнок вместе с родителями разработал комплекс утренней гимнастики. Тренировался дома, а затем в группе проводил зарядку. Дети с удовольствием старались выполнять каждое движение.
- «Весёлые старты»
Проект «Мама и я- спортивная семья». Весело и задорно в спортивном зале прошли совместные соревнования.
В реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются сюжетно -ролевые игры.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают свой жизненный опыт и представление о здоровье и правильном питании.
Так же в группе имеются настольно-печатные игры: «Аскорбинка и ее друзья», «Витамины наши друзья», «Пирамида питания», «Живые витамины», «Знаки разрешающие и запрещающие» (разрешается употреблять полезные продукты, запрещается – не полезные для здоровья), «Полезные и вредные продукты» (результат – дети понимают, не всё вкусное полезно), «Разложи продукты по разноцветным тарелочкам» (детям предлагается разложить картинки по тарелочкам: на зелёную – полезные продукты, ежедневного рациона, на жёлтую – полезные продукты, присутствующие на столе не каждый день, на красную – не очень полезные для здоровья продукты (полезный продукт – друг здоровью, не полезный – враг здоровью), «Соедини продукт с витамином» (знания о пользе витаминосодержащих продуктов вызывает желание их употреблять) и другие.
Формирование у дошкольников основ культуры здорового питания также проводилось при использовании театрализованной деятельности. Старшие дошкольники инсценировали русскую народную сказку «Репка» для детей младшей группы.
В режимных моментах дети сервируют стол. Формируют представления о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.
В процессе реализации программы нужно помнить ещё об одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой воспитателем работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
Стали больше общаться на тему о правильном питании. Приняли участие в развлечении «Лучики здоровья», участвовали в разнообразных конкурсах.
Также мы являемся ежегодными участниками конкурса программы «Разговор о здоровье и правильном питании».
2 место в городском смотре – конкурсе образовательных организаций «Экология. Здоровье. Культура» номинация «Лучшая организация здоровьесберегающей деятельности»;
Призеры городского конкурса методических разработок педагогов как воспитательный и образовательный компонент реализации программы «Разговор о правильном питании»;
Призеры городского конкурса семейной фотографии «Вкусная картина» в рамках программы «Разговор о правильном питании».
Таким образом, программа «Разговор о правильном питании» способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению здоровья, рациональному питанию. Путешествуя по этой удивительной, сказочной стране под названием «Правильное питание» дети узнают много интересного, полезного, нужного для того, чтобы вырасти красивыми, сильными, здоровыми.
Библиографический список
1.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
2.Методического пособия М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой, А.Г.Макеевой «Разговор о здоровье и правильном питании»;
3.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.
4.Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.
5.Баранова М. Л., Копытина М.Г. Практический опыт здровьесберегающей деятельности в ДОУ. Москва, 2008.
6.Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М., Мозаика, 2005.
7.Бочкарев О.И. Система работы по формированию ЗОЖ. Волгоград, 2008
8.Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., ВЛАДОС, 2004.
9.Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996.
10.Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.
11.Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010
12.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»;
13.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;
14.О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»;
15.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва, Медицина, 1986
16.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010
17.Методических пособий по программе «От рождения до школы»;
18.Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009
19.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006
20.Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003
21.Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в ДОУ. М., Владос-пресс,2006
22.Шеврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. М., Просвещение, 1990
23.Яковлева Т.С., И.П. Лашнева. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М., Школьная пресса, 2007
24.Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении, Феникс, 2011
25. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г.Разговор о правильном питании.М. НЕСТЛЕ, ОЛМА – ПРЕСС, 2001.
26. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова.-М.: Олма- Пресс, 2007.
27.Программа «Разговор о правильном питании» .10 лет. Итоги и перспективы. А.Г.Макеева, М.: Олма Медиа Групп, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...
Проект "Всё дело в шляпке" в рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта.
Проект "Всё дело в шляпке". Целью данного проекта являлся ответ на вопрос:"Головной убор- это модно или необходимо?" Проект проходил в течение 3-х месяцев с января по март. Участни...
Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.
Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые занятия, мастер-классы
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые занятия, мастер-классы...
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации:лекции,открытые занятия,мастер -классы
Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой лучший урок"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21211105","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Приказ и план проведения открытых занятий педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций города Покачи в рамках педагогического марафона «Поделимся опытом» в 2022-2023 учебном год
Прика и план проведения открытых занятий педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций города Покачи в рамках педагогического марафона «Поделимся опытом» в 2022-2023 у...