Инновационный проект "Семейная гостиная"
презентация к уроку по теме
Инновационный проект "Семейная гостинная". Работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семейнная гостинная | 141.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Что, Где, Когда» Исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 «Ласточка». В исследование принимали участие12 детей старшего дошкольного возраста.
Проект Кратковременный длился 1 год
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Актуальность проекта
Практическая значимость проекта Проект заключается в том, что разработанные мной авторские дидактический игры, влияющие на развитие лексико-грамматического строя речи, могут представлять интерес для педагогических работников: логопедов, воспитателей - работающих с детьми дошкольного возраста.
Педагогическая идея проекта Заключается в предположение о том, что коррекция общего недоразвития речи будет более эффективна при условии учета: ведущего вида деятельности; строении лексики и законах грамматического структурирования; характера проявлений лексико-грамматических нарушений; индивидуальных речевых и психических особенностей детей с общим недоразвитием речи.
Теоретическая база проекта Анализ работ отечественных (А.С. Выготский , А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев , А.А. Люблинская , С. А. Рубенштейн Д.П. Эльконин ) специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих различные нарушения речи, показали, что в настоящее время проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов. В то же время, некоторые аспекты этой проблемы требуют дополнительного изучения; проблеме применения игры в логопедической работе посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими разработано и предложено для применения достаточно много игровых приемов по преодолению нарушений в развитии лексики, грамматики, фонетики.
Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Анализ работ специалистов, посвященных проблеме преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников, а также проведенная работа подтвердили особую актуальность проблемы. Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Технология проекта В начале учебного года для выявления уровня речевого развития детей я провела диагностики устной речи по тестовой методике Т.А. Фотековой , данные которой позволили выявить первоначальный уровень развития лексико-грамматического строя речи, у каждого он был различен.
Обследование лексико-грамматического строя речи дошкольников Обследование статической и динамической координации артикуляционных движений. Обследование звукопроизношения. Исследование звуко-слоговой структуры. Состояние фонематического восприятия Исследование грамматического строя речи . Исследование словаря и навыков словообразования.
При проведении обработки результатов обследования лексико-грамматического строя речи дошкольников была составлена сводная таблица: Уровни сформированности Высокий Средний Низкий Воспроизведение лексико-грамматических конструкций - 3(25%) 9(75%) Понимание лексико-грамматических констукций 4(33,3%) 5(41,6%) 3(25%) Грамматический строй речи Словарь и словообразование 7(58,3%) 1(8,3%) 4(33,3%)
Результаты диагностики Высокий уровень развития грамматического строя речи никто из детей не показал, на среднем уровне - 4 человек, что составило 33,3%, на уровне ниже среднего - 2 человека – 16,7% и 6 детей показали низкий уровень развития, что составило 50%.
Инновация проекта Дети испытывали трудности в образовании прилагательных, образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. Сложным были задания на уровень обобщений, «скажи наоборот» и «название детенышей животных». При исследовании состояния грамматического строя речи дети допускали такие ошибки как искажение смысла и структуры предложений, нарушали порядок слов в предложении, пропускали или заменяли слова в употреблении предложных конструкций с предлогами. Сложным было задание на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. На основании полученных данных логопедического обследования основное внимание было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, мною были РАЗРАБОТАНЫ И СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ АВТОРСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ , которые могут быть использованы в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня по формированию у них грамматического строя речи.
Задачи для развития лексико-грамматической стороны речи дошкольников научить самостоятельному образованию новых форм слова; научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные); формировать навыки связной речи.
Всю работу я разделила на два раздела, это - работа над словом и работа над предложением.
Так при работе над словом, мы формировали предметную отнесенность слова (т.е. связь наименования с предметом), на ее основе формировали обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов). Формировали понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.). Формирование обобщающей функции слова строилась на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. В этой работе по выделению признаков предметов, мы учили сравнивать предметы между собой, делать вывод о сходстве или несходстве предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.
При работе над простым предложением, основной акцент мы делали на составление предложений и определение количества слов. Предложение мы составляли с опорой на картинку и давали его схему. На индивидуальных занятиях дети учились не только определять количество слов и их порядок в предложении, но и ставить к каждому слову вопросы «кто?» И «что делает?». Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением в процессе обучения дети должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.
Работая над предлогами в предложениях, основной задачей было: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Дети с нарушениями речи, опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Поэтому в своей работе, я старалась так организовать игры, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог.
Параллельно с работой по развитию лексико-грамматического строя речи нами проводилась работа по развитию у детей высших психических процессов: памяти, внимания, мышления. Практически на всех этапах фронтальных занятий нашей целью было развитие этих функций.
Результаты проекта В результате проведенной работы были отмечено , что произошло повышение уровня изменения состояния лексико-грамматического строя речи. Данные, полученные в конце года, говорят о том, что уровень развития лексико-грамматического строя повысился. Состояние словаря и состояние грамматического строя речи детей улучшилось. Так высокий уровень показали 5 человек, что составило 41,6% и остальные 7 человек – 58,4% - показали уровень выше среднего, низкий уровень никто из детей не показал. Это свидетельствует о том, что состояние лексико-грамматического строя речи улучшилось на 50%. В целом, результаты работы отразили достаточно высокий уровень изменения состояния лексико-грамматического строя речи детей после применения игровых средств.
Заключение проекта Данный опыт показал, что создание оптимальных условий применения игровых средств, представленных здесь , для преодоления лексико-грамматического недоразвития позволяет находить новые пути и методы его исправления, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте. Использование предложенными мной и серией игр и упражнений в коррекционной работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Данные в этой работе рекомендации по использованию игры, как метода логопедической работы, в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими лексико-грамматическое недоразвитие, прошли практическую проверку, которая подтвердила их эффективность. Что свидетельствует о том, что педагогическая идея опыта подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная форма взаимодействия педагогов ДОУ с семьями раннего возраста "Творческие гостиные для малышей"
Творческое взаимодействие: педагог - ребенок - родитель...
Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»
Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...
Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».
В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....
«СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ» КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В этой статье представлен материал о нашей работе сродителями в рамках "Семейной гостиной"....
«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр».
Педагогический проект на тему:«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр»....
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»...
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкального воспитания детей в дошкольном образовательном учрежденииВ своей работе музыкального руководителя я ставлю основные задачи. Развитие ребё...