Педагог- психолог ДОУ как координатор взаимодействия семьи и детского сада
статья на тему
Социально – психологическая служба дошкольного образовательного учреждения является одним из структурных подразделений ДОУ и создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи детям, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Она содействует охране прав личности и гармонизации социальной сферы ДОУ.
Социально – психологическая служба предназначена для координации усилий специалистов ДОУ в обеспечении прогрессивного психического развития детей, развития их способностей, склонностей, профилактике возможных отклонений в процессе получения образования.
Социально – психологическая служба ДОУ функционирует как целостная система практического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog-_psiholog_dou_kak_koordinator_vzaimodeystviya_semi_i_detskogo_sada.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог- психолог ДОУ как координатор взаимодействия семьи и детского сада
Коноплицкая О.В.
Социально – психологическая служба дошкольного образовательного учреждения является одним из структурных подразделений ДОУ и создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи детям, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Она содействует охране прав личности и гармонизации социальной сферы ДОУ.
Социально – психологическая служба предназначена для координации усилий специалистов ДОУ в обеспечении прогрессивного психического развития детей, развития их способностей, склонностей, профилактике возможных отклонений в процессе получения образования.
Социально – психологическая служба ДОУ функционирует как целостная система практического направления, одним из видов деятельности которой является:
Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также педагог- психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей, посещающих учреждение, не может осуществляться без психолого-педагогического просвещения родителей, так как традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: "С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь".
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Педагогу-психологу важно учитывать односторонность взгляда родителей на ребенка. Они наблюдают ребенка только в семье, а в детском саду он может проявляться по-другому, иногда совсем не похоже на домашнее поведение. Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг детей общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для ДОУ. У психолога, к примеру, может присутствовать излишне теоретизированное представление о путях развития ребенка. Кроме того, им недостает знаний о проявлениях ребенка вне сада. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать более эффективную его поддержку. Исходя из этого, можно выделить задачи работы с родителями:
Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям и детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ в обеспечении всестороннего гармоничного развития;
Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
Проведение комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в психофизическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы:
Первый — обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психологическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. А, как известно, страх изменений у современных россиян и так выражен достаточно сильно. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с психологом, у него есть на это причины.
Второй — это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и дает им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении психолога различные чувства. Если родитель испытывает в отношении психолога негативные чувства, это не означает, что он конченый человек.
Третий — необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Как уже говорилось, большинство родителей не знают ничего о роли психолога и его возможностях. Поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг психолог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать его. Мотивирование необходимо еще и потому, что взаимодействие с психологом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому у них мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к психологу — это означает, что его неправильно позвали.
Опираясь на рассмотренные принципы, необходимо начинать работу, используя знакомые родителям формы, то есть методы, в которых от них потребуется минимальная активность. А затем по мере появления доверия включать методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы. Тогда «лесенку» методов можно представить следующим образом.
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.
2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.
Неоспоримым фактом является то, что сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия психологической службы и педагогического коллектива ДОУ должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений.
Интенсивный образ жизни - та реальность, которую никто не мог отрицать или игнорировать. Современные люди вынуждены постоянно адаптироваться, подстраиваться под новые условия жизни, ее требования, осваивать все новую и новую информацию. Детство превращается в остров. Постепенно общение между отцами и детьми, дедами и внуками будет сведено к минимуму. Дети все больше времени проводят в обществе, в различных учреждениях, а это уже не старое “семейное детство”. Социализация в семье замещается “уличной социализацией”. Ученые констатируют уменьшение традиционной детской субкультуры, так как вследствие урбанизации сужается поле детской игры и освоение жизненного пространства. Все раньше дети попадают в сообщества ровесников. Родителями поощряется самостоятельность, субъективность детей. А государство рассчитывает на внутренний потенциал семьи, однако семья не в состоянии сама выполнять эту задачу.
Государственная политика в области семьи должна опираться на специалистов, работающих непосредственно с семьей, острая потребность в которых сейчас проявляется как никогда. Поэтому каждый воспитатель, педагог, психолог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.
Список литературы:
1. Берн, Э. Родительское программирование. - Л., 1992. С. 175-183.
2.Дядюнова, И.А. Взаимодействия семьи и образовательного учреждения (детский сад, начальная школа) в процессе социализации дошкольника. - М., 2004.С.32.
3. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
4. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001. С. 110-115.
5.Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения ("Семейное воспитание ребенка и его значение" ) - М., 1951. С. 215-216.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА
Фамилия Коноплицкая
Имя Ольга
Отчество Валентиновна
Ученая степень, звание __________________
Должность педагог- психолог
Организация МДОУ детский сад № 383 городского округа Самара
Телефон (сотовый) 8927-207-69-84
E-mail: mdou383samara@mail.ru
Форма участия (очная, очная+статья, заочная) очная +статья
Название статьи Педагог- психолог ДОУ как координатор взаимодействия семьи и детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада»
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный ...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада
Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...
2021 год, Экспресс-опрос для педагогов "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"
2021 год, Экспресс-опрос для педагогов "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"...