картотека упражнений по развитию мелкой и общей моторики
материал (средняя группа) по теме
в картотеке расписаны пальчиковые упражнения и упражнения для координации речи с движением по лексическим темам для средней группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_motorika_vospit.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Овощи
В огород пойдем, урожай соберём
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный!
Щавеля нарвём немножко
И вернемся по дорожке.
Засолка капусты
Мы капусту режем,
Мы морковку трем.
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Дождик
Дождик- кап! Дождик- кап!
То сильней, то тише.
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше.
Непослушный какой!
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам,
И в тепле погрейся!
Дождик
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои открыли,
От дождя себя укрыли.
(координация речи с движением)
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
(«таскают»)
(«копают»)
(«срезают»)
(показывают круг руками)
(«рвут» 3 раза)
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
(пальчиковая гимнастика)
Движения кистями вниз-вверх.
Движения кулаков к себе и от себя.
Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.
Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.
(пальчиковая гимнастика)
Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Грозят пальцем.
Машут ладонями.
Манят пальчиками.
Протирают ладони друг об дружку.
(координация речи с движением)
Прыжки на носочках, руки на поясе.
Бег на месте.
Развести руки в стороны.
Руки полукругом над головой.
Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для кота.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для улитки.
Эта долька - для чижа.
Эта долька – для бобра.
Ну, а волку кожура.
Ежик
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень груши он любил,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл
Компот.
Будем мы варить компот,
фруктов нужно много.
Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(пальчиковая гимнастика)
Сложить из пальцев круг.
Показать все пальцы, затем – один.
Поочередно разгибать пальчики из кулака, начиная с большого.
Протянуть руки вперед ладонями вверх.
(координация речи с движением)
(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)
(Идут по кругу, руки за спину.)
(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемую грушу.)
(пальчиковая гимнастика)
Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем левой руки «мешают».
«крошат»
Ребром ладони «рубят»
«Отжимают»
«Кладут»
Варят и мешают.
Девочки и мальчики
Раз, два, прыгай мячик
Раз, два и мы поскачем
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Дружат наши дети
Дружат наши дети,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Игрушки
У Антошки есть игрушки.
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Мяч
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо с мячом играть.
(координация речи с движением)
(имитация ударов мяча)
(прыжки на ногах)
(пальчиковая гимнастика)
Пальцы правой руки по очереди постукивают по тем же пальцам левой руки, начиная с большого.
(пальчиковая гимнастика)
Поочередно сгибаем пальчики в кулак, начиная с большого.
(координация речи с движением)
4 прыжка на носочках, руки на поясе.
По 2 взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.
5 прыжков на носочках, руки на поясе.
По 2 взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.
Кошка
Маленькая кошка
Села у окошка.
Хвостиком играет,
Мышку поджидает
Кошка
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка наверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Корова
Ходит-бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного.
Корова
«Му-му-му! - мычит корова.
- Забодаю Катю с Вовой.
Вы не пьете молоко?
Убегайте далеко!»
(пальчиковая гимнастика)
Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.
(координация речи с движением)
Руки развести в стороны.
Имитация мягкой, грациозной походки кошки.
Запрокинуть голову, посмотреть вверх.
Опустить голову, посмотреть вниз.
Повернуть голову к левому плечу.
Повернуть голову к правому плечу. Соответствующие движения и мимика.
Сесть на свои места.
(пальчиковая гимнастика)
Делают «шаги» двумя пальцами по столу.
Делают «рога» и качают головой.
Сжимают и разжимают пальцы рук.
Руки ковшиком.
(пальчиковая гимнастика)
Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.
Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево.
Руки на пояс, делают сердитое лицо. Имитация бега на месте..
Это я
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – «бух» в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми, братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз — подбросим.
Два — поймаем.
Три — уроним.
И... сломаем.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(координация речи с движением)
Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.
Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.
Левой рукой - на нос, правой -на рот.
Левую ладошку - на спину, правую - на живот.
Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.
Ладони на бедра, два раза топают ногами.
Правой ладонью проводят по лбу.
(пальчиковая гимнастика)
Сгибаем пальчики в кулак, начиная с большого.
Обращаемся к мизинчику.
Выпрямить все пальчики.
(координация речи с движением)
Хлопают в ладоши.
«Лепят», меняя положение ладоней. Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
Грозят пальчиком.
Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.
Приседают, ловят воображаемый снежок.
Встают, роняют воображаемый снежок. Топают.
(пальчиковая гимнастика)
Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.
Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках.
Зимняя прогулка
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Я надену шапку,
Я надену шарфик
И еще платок.
А крошки-рукавички
На ручки натяну.
Звери
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.
Елочка
Маленькой елочке холодно зимой.
Из лесу елочку взяли мы домой.
Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых!
Бусы повесили, встали в хоровод,
Весело, весело встретим Новый год.
Веселые зайчата
Ну-ка, дружно все присели,
Друг на друга поглядели
И похлопали в ладошки:
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайцев на макушке?
Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок
Поскакали все в лесок.
(пальчиковая гимнастика)
Потирают ладони друг об дружку.
Шагают указательным и средним пальцами
Загните мизинец левой руки указательным пальцем правой.
Загните безымянный палец.
Загните средний палец.
Загните указательный палец.
Загните большой палец.
(координация речи с движением)
Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку.
Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.
(координация речи с движением)
Идут по кругу.
Идут в круг.
Руками делают фонари
Взявшись за руки, идут по кругу.
Хлопают в ладоши.
(координация речи с движением)
Стоят по кругу, приседают на корточки.
Глядят друг на друга.
Хлопают в ладоши.
Ставят руки на голову, словно ушки.
Прыгают на месте.
Елочка
Не коли нас, елочка,
Веточкой мохнатой,
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Зайцы
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка второй
Мама
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать ,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
(пальчиковая гимнастика)
Грозят пальчиком.
Пальцы рук растопырены и машут кистями рук.
Ладони отодвигают от себя «ветки».
(пальчиковая гимнастика)
Загибают по очереди пальцы, начиная с большого.
Вращать кисть, пальцы в стороны
(пальчиковая гимнастика)
Правая рука-«зайчик», средний и указательный пальцы - ушки,
ладонь левой руки вертикально вверх с растопыренными пальцами.
Те же движения, руки меняются.
(координация речи с движением)
Изображают руками сердце и подносят его к груди
Далее движения по тексту
Кто живет у нас в квартире
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре.
Будем мы сейчас считать –
Раз, два, три, четыре, пять!
Мама, папа, брат, сестра -
Сосчитаю всех едва!
Самый главный - это я,
Вот и вся моя семья!
(координация речи с движением)
Шагают на месте.
Хлопают в ладоши.
Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Прикладывают руки к груди.
Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз.
Каша
Эта каша для Любаши,
Пар над кашей поднялся.
Где же каша?
Нету! Вся!
Сорока-белобока
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Помощник
Посуду моет наш Антошка.
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран.
Посуда
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс.
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, «рисуя» руками круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. Легли, вытянулись.
Он посуду нам принес.
(координация речи с движением)
Держат перед собой руки, сложенные ковшиком.
Тянутся руками вверх.
Пожимают плечами.
Отрицательно качают головой, а потом
машут рукой.
(пальчиковая гимнастика)
Указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой.
Ребенок правой рукой загибает по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Большой палец поднимается вверх.
(пальчиковая гимнастика)
Потираем ладошки друг о друга –«моем посуду».
Разгибаем пальчики из кулака, начиная с мизинца.
Выполняем имитирующее движение.
(координация речи с движением)
Дети надули животик, одну руку поставили
на пояс, другую изогнули.
Приседают, руки на поясе.
Кружатся, рисуя руками круг.
Потягиваются, поднятые вверх руки смыкают над головой.
Вытягивают руки вперед.
Сапожки
Вот они, сапожки.
Этот — с левой ножки.
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Гулять в сапожках мы пойдем.
Эта — с правой ножки.
Эта — с левой ножки.
Вот как хорошо!
Обувь
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Мебель
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Шкаф
Шкаф дремучий, шкаф из дуба.
В нем – костюмы, платья, шубы.
В нем – еноты, лисы, волки.
Белки там – на верхней полке.
И весь день в шкафу темно,
Как в лесу или в кино.
(координация речи с движением)
Стоят по кругу.
Выставляют вперед левую ногу.
Выставляют вперед правую ногу.
Прыгают на месте.
Шагают на месте.
Выставляют вперед правую ногу.
Выставляют вперед левую ногу.
Разводят руками.
(пальчиковая гимнастика)
Попеременно хлопают ладонями
и ударяют ладонями по коленям.
На каждое название загибают по
одному пальцу.
(координация речи с движением)
Хлопают в ладоши.
Прыгают на месте.
Повороты туловищем вправо, влево.
Поднимают руки вверх и потягиваются.
Трясут каждой ногой.
Приседают на корточки.
Кладут руки под левую, затем под правую щеку.
Хлопают в ладоши.
Прыгают на месте.
(пальчиковая гимнастика)
Сжимают и разжимают пальцы.
Поочередно загибают пальцы.
Закрывают руками глаза.
Открывают глаза.
Платье
Это платье для Наташки —
Красные горошки.
А на платье два кармашка,
Спрячем в них ладошки.
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю,
Я в нее не попадаю.
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять»
(координация речи с движением)
Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
«Рисуют» на животике два кармашка. Прикладывают обе ладошки к животику.
(пальчиковая гимнастика)
Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.
Шофер
Целый день шофер трудился,
Он устал, он запылился,
Он возил кирпич на стойку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
Свой огромный самосвал.
Шофер
Качу, лечу во весь опор.
Я сам – шофер,
Я сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
(пальчиковая гимнастика)
(Сжимают и разжимают пальцы.)
(Загибают пальцы рук поочередно.)
(Крутят воображаемый руль.)
(координация речи с движением)
(Бегут по кругу, крутят воображаемый руль.)
(Останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу.)
Весна пришла
Весна пришла красная,
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют,
Людям спать не дают.
Весна
По дорожке долго, долго,
Взявшись за руки, мы шли.
Усидеть весною дома
Мы с сестренкой не смогли.
Светит солнце ярко, ярко,
От цветов пестреет луг,
В небе радуга, как арка,
Из семи лучистых дуг.
Деревья
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Елочка
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
(пальчиковая гимнастика)
Вращайте кисти рук.
Четыре пальца плотно сжаты и хлопают по большому.
Сложить ладони и положить под щеку.
(координация речи с движением)
Идут по кругу, взявшись за руки.
Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук.
Хлопают в ладоши.
В воздухе рисуют радугу.
(координация речи с движением)
Слова дети сопровождают движениями по тексту
(пальчиковая гимнастика)
Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - «верхушка» елочки.
Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.
«Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз.
«Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом - сложенные вместе ладони.
Ладони сложены, пальцы расправлены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение моторики для развития рабенка. Игры и упражнения для развития тонкой и общей моторики.
В статье описаны различные игры и упражнения на развитие моторики ребенка. Приводятся примеры упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движе...
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики
Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к лексическим темам...
Картотека упражнений на развитие мелкой моторики
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше р...
Картотека упражнений для развития мелкой моторики
Веселые и забавные упражения в стихотворной форме помогут в развитии мелккой моторики а так же развиваем у ребёнка интелект и совершенствуем точность его движений....
Картотека упражнений для развития мелкой моторики
Всем известно, что развитие речи и развитие мелкой моторики неразрывно связано. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развита речь. В данной картотеке представлены эффективные упражнения дл...
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Т.А.Ткаченко
Упражнения направленны на развитие мелкой моторики....
Картотека "Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
В картотеке предлагается подборка упражнений на развитие мелкой и крупной моторики для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....