Система использования муз. ритмических и дыхательных упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.
статья по теме

маврычева галина геннадьевна

Актуальность проблемы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания очевидна. Ведь лечить болезнь всегда труднее, чем её предупредить. А согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, нередко и головными болями. Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы, а стопа – это фундамент, опора нашего тела. При плоскостопии исчезает амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений.

 

 

Заболевания дыхательной системы усиливают  акцентуации хар-ра и тревожность детей на 5-11%. Для таких детей характерен сниженный темп в работе, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность, колебания внимания. У них не сформировано межполушарное взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_isp_upr.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Система использования муз. ритмических и дыхательных упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Актуальность проблемы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания очевидна. Ведь лечить болезнь всегда труднее, чем её предупредить. А согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, нередко и головными болями. Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы, а стопа – это фундамент, опора нашего тела. При плоскостопии исчезает амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений.

Заболевания дыхательной системы усиливают  акцентуации хар-ра и тревожность детей на 5-11%. Для таких детей характерен сниженный темп в работе, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность, колебания внимания. У них не сформировано межполушарное взаимодействие.

Для реализации задач по использованию этой системы, я разделила свою работу на несколько этапов:

1. информационно-аналитический

2. диагностический

3. разработка системы упражнений

4. анализ работы и перспектива.

Изучив разнообразную методическую, медицинскую и педагогическую литературу, я выяснила, что при начинающихся отклонениях в работе организма эффективнее всего – лечебная гимнастика, массаж, плавание, закаливание, физические упражнения и т.д. Но поскольку музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы д/с, я вывела для себя задачи, совпадающие с задачами для всех этих оздоровительных форм работы.

Задачи профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата:

воспитать осознанное отношение детей к фиксации правильного положения тела

укреплять мышцы, совершенствовать двигательные навыки  

совершенствовать координацию движений

развивать лёгкость, изящество, грациозность движений

развитие творческих способностей, воспитание интереса к муз.ритм. движениям.

Задачи для профилактики заболеваний органов дыхания:

повышать общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям

развивать дыхательную мускулатуру, улучшать вентиляцию и кровообращение в лёгких

отработать механизм физиологически правильного дыхания.

Для успешной реализации поставленных задач, я включила систему разработанных

упражнений в различные виды деятельности и формы работы. Это – музыкальные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки.

Изучив медицинские карты детей, я обнаружила следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

 сутуловатость                    

 вялая осанка

 крыловидные лопатки

 круглая спина

 плоскостопие

Так как программа Камертон не рассчитана на детей с такими нарушениями, передо мной встала задача разработать систему, в которую бы входили дыхательные и муз.-ритмические упражнения, реализующие главную цель – укрепление физического и психического здоровья детей.

Моя система работы над музыкально-ритмическими движениями основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», где выделяются 3 этапа развития:

1. Освоение разнообразных видов  движений с опорой на способность к подражанию.

2. Развитие умения самостоятельно исполнять выученные ранее движения, по-своему их комбинировать.

3. Подведение к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

Особое внимание обращаю на правильность и выразительность движений.

Основные приёмы, которые я использую при разучивании движений:

1. показ

2. словесная интерпретация образа (острые карандашики, весёлые клоуны – ходьба с разведёнными в стороны носками и т.д.)

3. образная оценка (какая у Арины стройная ёлочка, что-то карандашики затупились и т.д.).

Большое значение придаю выполнению движений детьми без напряжения, свободно и естественно. Систему упражнений выстраиваю по принципу от простому к сложному.

Вообще, как средство предупреждения и устранения дефектов осанки муз. ритмические движения, наверное, предпочтительнее детьми всех остальных форм работы. Почему?

 

Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.

 Формированию правильной осанки также способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Идеальный вариант занятий ритмикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении.

Регулярно включаю во все формы работы кинезиологические упражнения, ведь кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья как раз через определённые двигательные упражнения.

Мы работаем с детьми, развитие головного мозга которых находится на 2 этапе, когда происходит  разворачивание нервных сетей в правом полушарии. Девочки до 7 лет, мальчики до 8,5 как бы правополушарные. Происходит формирование таких функций, как чувствование и управление собственным телом, мелкая моторика, пространственная координация. Следовательно, обучение и развитие детей должны идти целостным способом, через образы и схемы. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Поэтому и в своё занятие я включаю именно образные движения, преследуя сразу несколько целей и выполняя несколько задач.

Например, движения современных танцев, чарльстон, твист, поочерёдное разведение коленей и т.д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.

Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в бальных танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.

Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.

Таким образом, хотя профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и должна быть комплексной, музыкально ритмические движения в этом комплексе по мнению специалистов занимают далеко не последнее место, благодаря музыке. Ведь именно в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Дыхание.

Поскольку Дзержинск является неблагополучной экологической зоной, неудивительно, что такое количество детей находится на учёте у специалистов врачей-лоров.

Это ………………………………

Правильное дыхание необходимо для здоровья ребёнка также как и правильное питание.

Нет более живого выражения самой жизни, чем слово, потому что голос является выразительным проявлением дыхания, а дыхание есть сама жизнь. Для того, чтобы музыкальный инструмент звучал прекрасно, его необходимо настроить, - для того, чтобы человеческий голос звучал гармонично, с ним нужно сделать тоже самое.

Настройка человеческого голоса – это выработка (обеспечение) координации в работе речедвигательного анализатора, который является грандиозно сложным и, вместе с тем, до изящества целесообразным устройством. Он состоит из трёх систем: резонаторной (ротовой резонатор, глоточный резонатор, носоглоточный резонатор); генераторная (голосовые связки, порождающие так называемый первичный звук гортани и ответственные за гласные звуки и звонкие согласные, а также шумовой генератор, порождающий прочие согласные); энергетическая система с её воздухоносными путями и механизмами «внешнего дыхания» (поперечнополосатые мышцы: межреберные, диафрагма).

Недочёт (сбой) в работе любой из систем, естественно, сказывается на качестве звучания голоса и на речи в целом. Все три системы управляются сигналами из Центральной Нервной Системы (ЦНС) и работают в тесном взаимодействии.

Именно поэтому в вокальной школе возникли и используются идеи  комплексного воздействия на голосообразующие и речевые органы. Триединая взаимосвязь:

1.      Осанка – 2. Дыхание – 3. Голос.

Голос звучит беспрепятственно, объемно и ровно только при правильном дыхании. Верное дыхание, в свою очередь, обеспечивается правильной осанкой.

Люди с хорошей осанкой чаще всего имеют правильное, объёмное или диафрагмально-реберное дыхание, которое выгодно отличается от других типов дыхания в обеспечении звучания голоса. Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но во многом и отличается от обычного дыхания. Вот главное, чем отличается певческое дыхание от обычного

  *    Обычное дыхание непроизвольно, а певческое – осознанный, регулируемый процесс.

   *   Количество вдыхаемого воздуха неравномерно в зависимости от певческих задач.

   *   Для воспроизведения звука требуется создание значительного давления воздуха под голосовыми складками и, следовательно, в полости грудной клетки. В связи с этим работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса (певческая установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

У детей прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей.   Здесь важны упражнения на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

   Очень полезны упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики вокального педагога Стрельниковой. “Накачивание насоса” – акцентирование внимания на физических движениях (приседания, наклоны) снимает мышечный зажим органов дыхания.

Помимо дых. упр. для постановки голоса я использую в своей работе кинезиологические дых. упр. и дых. гимнастику йогов.

Вдыхаем левой ноздрёй, выдыхая через правую (стабилизация психики).

Выдыхаем, открываем глаза, вдыхаем, закрываем глаза. Моргаем.

Раскройте пальцы левой руки, нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем прав. руки. При нажатии – выдох, при ослаблении усилия – вдох.

Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать с ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о)

Надуваем левую щёку, потом правую, выпускаем воздух.

Зевота (разрядка).

 Кинезиологические упражнения  укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений

У йогов выработана своя система дыхания. Есть упр. специально для развития голоса. Они вообще известны своими удивительными голосами, которые всегда сильны, чисты и звучны и обладают замечательной способностью быть слышными на огромных расстояниях. Йоги практикуют особую форму дыхательных упражнений, в результате которых их голоса делаются мягкими, глубокими и получают удивительную способность достигать гораздо дальше голоса обыкновенного человека, не делаясь в то же время грубыми или жесткими.

1) Вдохнуть полное дыхание очень медленно, но сильно, через ноздри, стараясь вдыхать как можно дольше.

2) Задержать дыхание на несколько секунд.

3) Выдохнуть воздух очень сильно одним дыханием через широко открытый рот.

4) Успокоить легкие очистительным дыханием.

А вот очистительное дыхание йогов, действием которого объясняется удивительная сила и крепость легких, встречаемая у йогов. Йоги, обыкновенно, заканчивают свои дыхательные упражнения этим очистительным дыханием.

Очистительное дыхание проветривает и очищает легкие, возбуждает все их клеточки и повышает общее здоровье всего организма, освежая всю систему.

1) Вдохнуть полное дыхание.

2) Удержать дыхание на нисколько секунд.

3) Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.

Вообще кроме выше названных,  я использую лишь пять  любимых упражнений йогов для развития мускулов грудной клетки, их связок, воздушных клеточек и пр. Эти упражнения очень просты, и действие их необыкновенно сильно.

 Задерживание дыхания

Это очень важное упражнение, которое имеет целью усилить и развить дыхательные мускулы, а вместе с тем и легкие. Частая практика этого упражнения неизбежно приведет к расширению грудной клетки. Йоги нашли, что временное задерживание дыхания после того, как легкие наполнены воздухом, приносит большую пользу не только дыхательным органам, но также органам пищеварения, нервной системы и всей крови. Они нашли, что временное задерживание дыхания очищает воздух, который остается в легких от прежних дыханий и содействует наилучшему поглощению кислорода кровью. Они знают также, что такое задержанное дыхание собирает из легких накопившиеся там отбросы и при выдыхании воздуха уносит их с собой, благодаря большой силе выдыхания. Эта сторона, т. е. очищений легких, быть может, самое важное в задерживаемом дыхании, и йоги рекомендуют это упражнение для лечения различных расстройств желудка, печени и для лечения болезней крови, точно так же они находят, что оно уничтожает дурной запах изо рта, который очень часто зависит просто от плохо вентилируемых легких.

1) Стать прямо.

2) Вдохнуть полное дыхание.

3) Задержать дыхание в груди, насколько возможно дольше.

4) С силой выдохнуть воздух через раскрытый рот.

5) Проделать очистительное дыхание.

 Возбуждение легочных клеточек

Это упражнение предназначено для того, чтобы возбуждать деятельность воздушных клеточек в легких. Но начинающий не должен злоупотреблять этим упражнением; вообще, это упражнение должно проделываться с большею осторожностью. После первых опытов некоторые могут заметить как бы легкое головокружение.

1) Стать прямо; держать руки по сторонам тела.

2) Вдохнуть воздух медленно и постепенно.

3) Выдыхая, медленно ударять по груди кончиками пальцев в разных местах.

4)  Задержать дыхание и ударять по груди ладонями рук.

5) Проделать очистительное дыхание.

  Упражнение на ходу

1) Идти с высоко поднятой головой, и со слегка вытянутым подбородком, держа плечи назад и обращая внимание на то, чтобы шаги были равной длины.

2) Вдохнуть полное дыхание, мысленно считая до восьми и делая в это время восемь шагов так, чтобы счет соответствовал шагам, и вдыхание было бы сделано как бы в восемь приемов, но без перерыва.

3) Медленно выдохнуть воздух через ноздри, таким же образом считая до восьми и делая в это время восемь шагов.

4) Задержать дыхание, продолжая идти и считая до восьми.

5) Повторять это упражнение до тех пор, пока вы почувствуете, что устали. Затем перестаньте на время и продолжайте, когда совсем отдохнете. Некоторые йоги варьируют это упражнение, задерживая дыхание и считая до четырех, и затем выдыхают, считая до восьми. Попробуйте этот способ, если он окажется для вас более легким и приятным, то держитесь его.

Детям нравится выполнять эти упражнения, они считают их игрой, и вместе с этим приносят неоценимую пользу для укрепления здоровья.

Анализ  литературы показал, что профилактика заболеваний органов дыхания и опорно-двигательного аппарата детей является важнейшей актуальной задачей. Психическое и физическое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой.

Оздоровительный эффект занятий музыкально-ритмическими движениями и специальными дыхательными упражнениями связан прежде всего с повышением возможностей организма, укреплением физического и психического здоровья.

Но включение этих упражнений  во все формы организации деятельности детей должно быть систематическим и регулярным, только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект. Задачи, поставленные мною в начале работы, выполнены, у детей создан интерес к выполняемой деятельности.

В перспективе рассчитываю на введение занятия ритмикой и на замену 2 раза в неделю обычной гимнастики, муз. ритмической. Планирую также провести беседы с родителями всех групп по данной проблеме на родительских собраниях в конце года.

                

муз.рук. МБДОУ №141

Маврычева Г.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение с элементами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата "Красная шапочка и серый волк"

Это развлечение я проводила с детьми старшей группы в начале учебного года. Роли исполняли дети этой же группы....

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Профилактика заболеваний  опорно-двигательного аппарата (ОДА)....

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли  активными и крепкими. ...

Меры по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников

Речь пойдет о профилактике искривления позвоночника у детей дошкольного возраста. В связи с тем, что родителям удобна позиция сидения ребенка за просмотром телевизора или другого гаджета, они не обращ...

Паспорт проекта «Решение оздоровительных задач через систему мер для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата в детском саду и семье»

Проект«Решение оздоровительных задач через систему мер для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата в детском саду и семье»...

Комплексы упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата для воспитателей с детьми

Комплексы упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата для воспитателей с детьми...


 

Комментарии

Горина Татьяна Ивановна

Очень интересная, содержательная и актуальная статья! Спасибо, Галина Геннадьевна, подняли важную проблему! Творческих успехов!
маврычева галина геннадьевна

Очень рада Вашему отзыву! Спасибо!