Основные проблемы воспитания детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
статья
Данная статья затрагивает основные проблемы воспитания в интегрированном детском саду детей с ООП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные проблемы воспитания детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
В настоящее время проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране встаёт весьма остро. С каждым годом на свет появляется всё больше детей с различными отклонениями в развитии, а это значит, что им необходимо дать качественное образование и воспитание, что бы они стали полноценными членами общества в будущем. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) - отмечают Е.Л.Гончарова и О.И.Кукушкина – это вновь возникший, и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии’ и конкретизирующие их специальные термины как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности человека.
Границы между нормальным и особым ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия, например, ребенок, не знающий русского языка.
Под особыми образовательными потребностями понимают потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения образовательных (общеобразовательных) программ, формирования и развития навыков жизненной компетенции (социального адаптирования).
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с особыми образовательными потребностями относятся:
- Дети с нарушением речи (алалия, дислалия, дисфония, заикание и т.д);
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания;
- Дети с эмоционально-волевыми нарушениями и детским аутизмом (неконтактные дети);
- Дети с синдромом Дауна и умственно отсталостью;
- Дети с нарушением поведения и общения (с девиантным и деликвидным поведением) ;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
России применяются три основных подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
— дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
— интегрированное обучение детей в специальных группах (классах) в общеобразовательных учреждениях;
— инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в группах (классах) вместе с обычными детьми.
Для детей с особыми потребностями должны быть созданы следующие основные условия.
В настоящее время в России начинают активно складываться модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но происходить это должно не стихийно, а при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.
Основные проблемы, возникающие при воспитании детей с ООП в ДОУ.
1.Регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
2. Специально подготовленные для работы с «особыми» детьми педагоги и специалисты (логопеды, дефектологи, тьютеры, психологи, массажисты и пр.). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в ОУ должны быть созданы для всех без исключения детей.
3. Материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, массажный кабинет, спортивный зал и пр.)
4. Адаптированные образовательные программы;
5. Составленные специалистами, педагогами и родителями индивидуальные планы занятий;
6. Психологическая и физическая безопасность окружающих (при работе с аутистами и детьми с девиантным и деликвидным поведением);
7. Необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми каждой определенной категории (с нарушением зрения и слуха, ДЦП).
8.Психолого-педагогическое сопровождение специалистом
(тьютором).
Тьютор (от англ.tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с особенностями развития в образовательную и социальную среду.
Тьюторское сопровождение-это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Программа индивидуального сопровождения ребенка, представляет собой комплекс мероприятий: коррекция познавательной сферы, логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка, психологическое сопровождение, оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа, коррекция физического развития, коррекционно - развивающая работа воспитателей, музыкально – коррекционная работа, коррекционно-развивающая деятельность родителей. Именно здесь и требуется помощь тьютора, который и скоординирует эту работу в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Сопровождение детей с ООП мы рассматриваем как крайне необходимый и обоснованный вид помощи ребенку, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.
В наше время пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, — то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. Именно таким островком и должен стать для него детский сад. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его завтрашние победы и поражения.
Список литературы.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
- Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в новых формах дошкольного образования // Коррекционная педагогика. – 2010 - №5(41).
- Доклад «Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения» Филипова Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Цель. Формировать у детей интерес к явлениям природы.Коррекционно-образовательные задачи: - учить различать и называть стебель, листья, цветок. Показать, что для роста растения нужны земля, вода...
«Неблагоприятные формы поведения родителей в семье при воспитании детей с особыми образовательными потребностями»
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно - воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребёнка становится смысловым ...
«О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с отклонениями в развитии на с...
Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...
«Особенности семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
Появление ребенка в каждой семье – это, прежде всего, новый виток в ее развитии, становлении и формировании. Родители с нетерпением ждут прибавления, и долгожданный ребенок появляется в доме, чт...
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...