проект "Взаимодействие педагога и родителя" по теме: "Ваш ребенок идет в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
данный материал будет интересен как психологам, так и педагогам по вопросу подготовки детей к обучению в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Взаимодействие педагога и родителя»
на тему:
«Ваш ребенок идет в школу»
Подготовили:
Педагог-психолог:
МБДОУ «ДСКВ №98»
Аникина С.В.
Братск 2012
Проект: «Взаимодействие педагога и родителя»
Цель:
Заинтересовать родителей в общении с педагогическим коллективом дошкольного учреждения, используя новые формы работы с родителями.
2. Познакомить родителей с психологическими компонентами готовности детей к школе.
Описание проекта
Семья – это тыл за спиной ребенка. А что такое крепкий тыл, наверно можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребенок опоры, поддержки, понимания, и конечно, любовь. Тут перед педагогами и родителями встают не простые, но выполнимые задачи, чтобы ребенок хорошо учился, да и еще при этом был бодр, весел и здоров – поможем ему. Ребенок должен приспособиться к новому школьному режиму, совсем не такому как в детском саду или дома. Его будут окружать множество новых людей: учителей, учеников – как не затеряться в этом море, как остаться самим собой и находить с окружающими общий язык.
В проекте рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Предоставлен разнообразный практический материал (тесты, опросники, доклады, фильмы, консультативный материал) использование которого поможет педагогам по-новому сотрудничать с семьей.
Постановка проблемы
Новые тенденции в дошкольном и начальном образовании требуют более эффективного взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника объединить усилия для полноценной подготовки детей к школе.
2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Расширять и углублять представления у родителей о формировании предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной группы.
Сроки реализации сентябрь - октябрь
Тип проекта информационно-практико ориентированный
3. Актуальность проекта
Важной областью работы является установление партнерских отношений с родителями.
В качестве приемов, способствующих этому, может выступить предлагаемая детьми дошкольного возраста и родителями проектная деятельность, инициатором которой является ребенок и взрослый. Выполнение таких проектов должно сопровождаться презентацией, имеющей социальную значимость и для ребенка и для родителей.
В этом случае дошкольное учреждение сближается со своим социальным окружением и начинает играть роль образовательного центра. Использование данного проекта поможет заинтересовать родителей в общении с педагогами дошкольного учреждения. Решить наиболее актуальную проблему готовности детей к школе через разнообразные формы работы с родителями.
4. План реализации проекта
Способы реализации | Цель | Сроки |
1. Постановка целей и задач проекта | Формулировка проблемы | Сентябрь 1н |
2. Изучение литературы, подбор методического и практического материала | Поиск эффективных способов реализации проекта | Сентябрь 2н |
3. Диагностика психологической готовности детей к школе. | Уровень развития различных психических процессов у детей, проанализировать степень сформированности тех или навыков. | Сентябрь – октябрь |
4. Экскурсия в школу | Знакомство детей со школой, формирование положительного отношения | Сентябрь 3н |
5. консультация с педагогами по результатам диагностики | Анализ результатов психологической готовности детей к школе. Рекомендации педагогам | Октябрь 3н |
4. Беседа с родителями «Готовность детей к школе» | Выявление наиболее важных аспектов, касающихся проблемы готовности детей к школьному обучению | Октябрь 2н |
5. Анкетирование родителей «Готовы ли вы отдавать ребенка в школу» | Определить психологическую готовность самих родителей к поступлению ребенка в школу | Октябрь 2н |
6. Занятия детей подготовительной группы с учителем начальных классов | Формирование положительного отношения к школе, углубление знаний о школе | Октябрь 2н |
6. Выставка рисунков «Я школьник» (совместно с родителями и детьми) | Продолжать сформировать положительное отношение к школе. Объединить творчество родителей и детей. | Октябрь 1н |
7. Родительское собрание с участием учителя начальных классов | Познакомить родителей с программами обучения детей в начальной школе Помощь родителям в выборе развивающей программы для обучения своего ребенка | Октябрь 1н |
7. Презентация «Почтового ящика» | Стимулировать интерес родителей к взаимодействию с педагогами. | Октябрь 1н |
8. Изготовление коллективного макета «Моя школа» | Развивать положительное отношение к школе, стремление занять социальное положение - стать школьником | Октябрь 2н |
9. Создание фильма с интервью детей «Что я думаю о школе» | Принятие детьми важности школьного обучения, уважение учителей и товарищей по школе. Систематизация имеющихся у детей знаний | Октябрь 3н |
10. стендовая форма Консультация психолога для родителей «Психологическая готовность детей к школе» | Познакомить родителей с компонентами психологической готовности к школе. | Октябрь 1н |
11. Папка-передвижка «Экспресс ответы на вопросы родителей» | Внедрение новой формы взаимодействия педагогов с родителями. | Октябрь 2н |
12. Презентация открытого родительского собрания | заинтересовать родителей в общении с педагогическим коллективом дошкольного учреждения, используя новые формы работы | 9 ноября |
Конспект собрания
1. Добрый вечер уважаемые родители хотим вас по благодарить за то, что вы сумели уделить нам время и пришли на встречу. Тема нашего собрания: «Мы – родители будущего школьника». На собрании принимают участие мы (воспитатели) и педагог-психолог.
2. Выступление детей (частушки о школе)
3. вступительное слово психолога. «Ваш ребенок идет в школу»
Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени, но самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и в тоже время огорчающий вас, он перейдет очередной рубеж – станет школьником, а вы – родителями ученика. Школа. Это новая ступенька в жизни вашего ребенка и всей вашей семьи. И малыш, и вы приобретаете новый статус.
вопрос к родителям: Как вы думаете, Чем важен этот момент для ребенка и его дальнейшей судьбы? (вопрос к родителям). Много вопросов возникает у нас как у родителей в этот период: Чем отличаются этапы дошкольного и школьного детства? Когда и в какую школу лучше отдавать свое дитя? И, наконец, как к этому нужно готовиться? Готовы ли вы к этим переменам? Хорошо ли представляете себе, что значит – подготовить ребенка к новому этапу его жизни – к школе? Знаете ли вы, что такое школьная готовность? Остановимся подробнее на этом вопросе.
Ведь зачастую мы принимаем за подготовку к школе обучение ребенка письму, чтению, счету. Страшно гордимся, когда он складывает буквы (не звуки) в слоги и слова. И совершенно не задумываемся о том, что готовность к школьному обучению – это совершенно другое.
Что же такое школьная готовность? (или как еще говорят, психологическая готовность к школе).
вопрос родителям: Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться?
Деловая игра «Психологические компоненты готовности к школе»
Предлагаем вам определить компоненты готовности к школе. Мы решили сравнить подготовку детей к школе с деревом. Посмотрите и скажите, что самое важное в дереве? Что, по вашему мнению, является фундаментом, опорой дерева (корни). Чтобы дерево росло и развивалось, необходим мощный ствол, выдерживающий крону. У каждого на столе лежат листочки, на которых написаны, составляющие готовности к школе. Ваша задача подумать и разместить эти компоненты на дереве, так как вы считаете. Аргументировав свой выбор. Обсуждение полученного, подведение итогов. Каждый по-своему прав, но специалисты выделяют несколько аспектов школьной готовности:
Интеллектуальная готовность - способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координации. Способность самостоятельно принимать решения, сформированность интеллектуальных умений, развитие памяти и внимания, логического мышления и связной речи.
Эмоциональная готовность – умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Важная составляющая школьной готовности – произвольность поведения – ствол нашего дерева. Что же означает это понятие? Действовать согласно правилам и требованиям, а не сиюминутным желаниям, сознательно подчинять свои действия правилу
Социальная готовность - подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение общаться, т.е. подчинять свое поведение законам детских групп. Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. Главное положительное отношение к школе.
Физическая готовность – развитие ребенка, соответствующее его возрасту. Достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый ребенок.
Вывод: Поэтому психологическая готовность ребенка к школе – это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала маленького человека.
Педагогические ситуации. Уважаемые родители, давайте на примерах посмотрим как мы родители в реальной жизни готовим детей к самостоятельной жизни.
А) Мама Светы с вечера собирает пакет в бассейн. Света спрашивает у мамы: «А ты мне шапочку купальную положила, а мыло, а мочалку?»
- да, отвечает мама.
В бассейне Света достала из пакета вещи, а полотенца не оказалось. Воспитатель спрашивает у Светы: «А где полотенце?»
- мама забыла положить – отвечает Света.
Как бы вы поступили на месте Светиной мамы в данной ситуации.
Вывод: родители довольно часто берут на себя все обязанности, даже посильные ребенку, не надеясь на него. Говорят «ты не сможешь, еще не умеешь, не так сделаешь». Тем самым мы подавляем инициативу у ребенка и развитие самостоятельности, т.е. социальной готовности. Необходимо развивать самостоятельность. Например: подготовить пакет в бассейн. Который вы можете потом проверить.
Б) девочка играет, а мама зовет ее заниматься. Приговаривая «будешь играть, ничему не научишься». Правильно ли поступила мама?
Ответы родителей.
Вывод: игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ребенок учиться всему только играя. Без желания и интереса ребенка смысла в занятиях не будет.
Просмотр фильма.
Вашему вниманию предлагается посмотреть фильм с участием детей в главной роли. Как незаметно, как быстро летит время. Вот только недавно, кажется, вы пришли в детский сад, и вот уже пришла пора подумать о том, что школьные годы не за горами. В дальнейшем мы планируем снимать кино с участием детей, группа у нас выпускная и год пролетит незаметно. Придет время с вами прощаться и хотелось бы оставить приятные воспоминания.
Подготовка детей к школе идет и на занятиях в детском саду.
Результаты диагностики готовности к школе.
Проведена психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению, по следующим параметрам:
Память – зрительная и слуховая
Внимание
Мышление
Речь
Произвольность поведения
Мотивация
Получены следующие результаты:
На начало года 41% детей не овладели достаточным уровнем развития познавательных процессов, необходимых для обучения в школе.
Необходимо обратить внимание на:
Желание учиться, знания и представление о школе, зачем надо ходить в школу. Умение детей сосредотачиваться, внимательно слушать, не отвлекаться.
Развитие памяти
Умение связно рассказывать по картинке.
Развитие мелкой моторики руки
Развитие физической выносливости
Вывод: Для того чтобы ваш ребенок успешно пошел в школу, благополучно учился необходимо заранее готовиться к этому. Совместно с ребенком выполнять различные игры и упражнения направленные на развитие всех компонентов школьной готовности.
Вручение медалей
Организуя конкурс рисунков «Я - школьник», изготовление макета «Моя школа», мы преследовали цель – объединить детей и родителей, но что греха таить мы родители заняты жизненными проблемами, на детей времени не хватает, очень приятно видеть ребенка с горящими глазами, когда он показывает всем совместную работу, которую сделал с родителями, наиболее активных родителей мы хотим наградить памятными медалями.
Уважаемые родители не забывайте про наш «Почтовый ящик». Свои вопросы можете адресовать специалистам детского сада. Ответы на вопросы будут опубликованы в форме папки-передвижки.
Подведение итогов
Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча, которая будет не последняя мы планируем и дальше собираться по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Мы хотим вам предложить памятки – рекомендации по подготовке детей к школе. Надеемся, что они будут вам полезны.
А сейчас мы попросим вас оценить с помощью пиктограмм наше собрание, насколько его тема вам была интересна, полезна.
Компоненты готовности к школе Компоненты готовности к школе
Внимание Внимание
Память Память
Мышление Мышление
Запас знаний Запас зананий
Широкий кругозор Широкий кругозор
Речь Речь
Чтение Чтение
Положительное отношение к школе Положительное отношение к школе
Произвольность поведения Произвольность поведения
Развитие моторики руки Развитие моторики руки
Умение общаться Умение общаться
Физическое здоровье Физическое здоровье
Счет до 100 и обратно Счет до 100 и обратно
Умение читать словами Умение читать словами
Умение писать Умение писать
Умение решать примеры Умение решать примеры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребенок идет в школу. Презентация
Презентация предназначена для родителей и педагогов подготовительной к школе группы....
«Университет для родителей» «Ребенок идет в школу». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.Задачи: • подготовить родителей и детей к новой с...
Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.
Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...
Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьны...
Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьны...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ»
ПЛАН:Вступительное слово (особенности возраста).Просмотр видео «Особенности 7 летнего ребенка»Как определить готовность к школе?Отношение с учителемЗаключениеЛитература...
Консультация для родителей Тема: «Ребенок идет в школу…А готов ли он?»
8 СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже инте...
Комментарии
Профилактика дисграфии
Дорогие коллеги! Большое спасибо за представленный материал.