Планирование для дошколят.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Модифицированная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.
Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основной целью обучения по данной модифицированной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Задачи курса:
- Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
- Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развития грамматического строя речи.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
Содержание государственной программы рассчитано на 1 год обучения: 2 занятия в неделю, 60 занятий за год.
Составителем модифицированной программы материал творчески переработан: исключен раздел «Работа по развитию мелкой моторики руки» и увеличено количество часов на прохождение программного материала до 64 занятий, так как занятия в студии дошкольной подготовки «Малышок» продолжаются 32 недели.
Содержание модифицированной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 64 занятия за год.
Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).
Тематический план
обучения по курсу «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Лексическая и грамматическая работа | 10 |
Развитие связной речи | 14 |
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха | 25 |
Обучение звуко-слоговому анализу | 15 |
Итого: | 64 |
Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
- Лексическая и грамматическая работа (10 часов):
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи (14 часов):
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (25 часов):
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу (15 часов):
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
В результате работы по программе курса дети должны:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Список литературы:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
- Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 (7) лет (ч. 3, 4).
Календарно-тематическое
планирование курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Звуки и буквы. Понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука. | 1 | |
2 | Слова. Звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова. | 1 | |
3 | Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением. | 1 | |
4 | Звук [О]. Обучение ответам на вопросы. | 1 | |
5 | Звук [Э]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». | 1 | |
6 | Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. | 1 | |
7 | Звук [Ы]. Выделение звука конце и середине слова. | 1 | |
8 | Звуки [И] - [Ы]. Изменение слов путём замены звука. | 1 | |
9 | Звук [У]. Конструирование словосочетаний и предложений. | 1 | |
10 | Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков. | 1 | |
11 | Звук [М]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1 | |
12 | Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [М']. | 1 | |
13 | Звук [Н]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки. | 1 | |
14 | Звук [Н']. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений. | 1 | |
15 | Звук [П]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. | 1 | |
16 | Звук [П']. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | |
17 | Звук [Т]. Составление рассказа-описания. | 1 | |
18 | Звук [Т']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. | 1 | |
19 | Звук [К]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков. | 1 | |
20 | Звук [К']. Выделение в слове твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. | 1 | |
21 | Звук [Х]. Наблюдение над многозначными словами в речи. | 1 | |
22 | Звук [Х']. Определение положения звука в слове. | 1 | |
23 | Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Обогащение словарного запаса детей. | 1 | |
24 | Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. | 1 | |
25 | Звук [Ф']. Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава. | 1 | |
26 | Звук [Й']. Определение положения звука в слове. | 1 | |
27 | Двойные звуки. Звук [Й'О]. Соотнесение букв и звуков. | 1 | |
28 | Звуки [Й'У]. Звуковой анализ слогов и слов. | 1 | |
29 | Звуки [Й'А]. Звуковой анализ слогов и слов. | 1 | |
30 | Звуки [Й'Э]. Подробный пересказ текста по зрительной опоре. | 1 | |
31 | Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Соотнесение букв и звуков. | 1 | |
32 | Звук [Л]. Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов. | 1 | |
33 | Звук [Л']. Изменение слов путём добавления, исключения звуков. | 1 | |
34 | Звуки [Л] - [Й']. Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова. | 1 | |
35 | Звуки [В] и [В']. Обучение диалоговой речи. | 1 | |
36 | Звонкие и глухие согласные. Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']. | 1 | |
37 | Звук [Ч']. Обучение составлению предложений, конструированию словосочетаний. | 1 | |
38 | Звук [Щ']. Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов. | 1 | |
39 | Звуки [Ч'] - [Щ']. Составление рассказа по серии картинок. | 1 | |
40 | Звуки [Б] и [Б']. Составление прямых и обратных слогов. | 1 | |
41 | Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Выделение в слове твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. | 1 | |
42 | Звуки [Д] и [Д']. Составление слова из изученных звуков и слогов. | 1 | |
43 | Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Классификация звуков: звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные. | 1 | |
44 | Звук [С]. Участие в диалоге. | 1 | |
45 | Звук [С']. Употребление новых слов в речи. | 1 | |
46 | Звук [Ц]. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. | 1 | |
47 | Звуки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч']. Обучение подробному пересказу текста. | 1 | |
48 | Звуки [Г] и [Г']. Составление слов на заданное количество слогов. | 1 | |
49 | Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. Звуковой анализ состава слогов и слов. | 1 | |
50 | Звук [З]. Восстановление нарушенной последовательности слогов в структуре слова. Составление слогов и слов. | 1 | |
51 | Звук [З']. Конструирование словосочетаний. Многозначные слова. | 1 | |
52 | Классификация звуков: свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С']. | 1 | |
53 | Звук [Ш]. Звуковой анализ состава слогов и слов. | 1 | |
54 | Звуки [Ш] - [С], [Ш] - [Щ']. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов. | 1 | |
55 | Звук [Ж]. Расширение словарного запаса. | 1 | |
56 | Классификация звуков: шипящие согласные звуки [Ж] - [З], [Ж] - [Ш]. | 1 | |
57 | Звук [Р]. Обучение составлению рассказа по серии картинок. | 1 | |
58 | Звук [Р']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. | 1 | |
59 | Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов. | 1 | |
60 | Подробный пересказ текста по зрительной опоре. | 1 | |
61 | Обучение составлению рассказа по картинке, по серии картинок. | 1 | |
62 | Обучение составлению рассказа-описания, творческих рассказов. | 1 | |
63 | Обучение ответам на вопросы, диалогической речи. | 1 | |
64 | Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная азбука дошколят"
Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...
Занимательные опыты для дошколят
Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...
Фитбол-гимнастика для дошколят
Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...
Что приносит Новый год? Новогодние ритмические загадки для дошколят
Презентация предназначена для работы над развитием ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель - усвоение ритмических групп в размере 4\4. В данной ритмической игре можно выдели...
Презентации "Этикет для дошколят", Лепбук "Этикет для дошколят", "Что такое ТРИЗ?", "Русская изба"
Этикет в ДОУ....
Консультация для заботливых родителей и непоседливых дошколят « Снежные забавы или чем занять дошколят на зимней прогулке»
Материал поможет взрослым научить своих непосед правильно падать во время зимней прогулки,находить себе игры и занятия по душе Ведь что может быть веселей зимней прогулки?...
Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "конструкторское бюро для дошколят"
Календарно-тематическое планирование...