Планирование для дошколят.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Наумова Наталья Сергеевна

Программа и планирования для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterson.rar67.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Модифицированная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.

Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основной целью обучения по данной модифицированной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Задачи курса:

  1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
  3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  6. Развития грамматического строя речи.
  7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

Содержание государственной программы рассчитано на 1 год обучения: 2 занятия в неделю, 60 занятий за год.

Составителем модифицированной программы материал творчески переработан: исключен раздел «Работа по развитию мелкой моторики руки» и увеличено количество часов на прохождение программного материала до 64 занятий, так как занятия в студии дошкольной подготовки «Малышок»  продолжаются 32 недели.

Содержание модифицированной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 64 занятия за год.

Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

Тематический план

обучения по курсу «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Лексическая и грамматическая работа

10

Развитие связной речи

14

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

25

Обучение звуко-слоговому анализу

15

Итого:

64

Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»

 (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

  1. Лексическая и грамматическая работа (10 часов):

-  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи (14 часов):

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (25 часов):

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (15 часов):

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

В результате работы по программе курса дети должны:

- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

- отвечать на вопросы педагога;

- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять звук в начале слова;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и называть буквы русского алфавита;

- соединять звуки в слоги.

    Список литературы:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 (7) лет (ч. 3, 4).

Календарно-тематическое

планирование курса «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

1

Звуки и буквы. Понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука.

1

2

Слова. Звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

1

3

Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением.

1

4

Звук [О]. Обучение ответам на вопросы.

1

5

Звук [Э]. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

1

6

Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

1

7

Звук [Ы]. Выделение звука конце и середине слова.

1

8

Звуки [И] - [Ы]. Изменение слов путём замены звука.

1

9

Звук [У]. Конструирование словосочетаний и предложений.

1

10

Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков.

1

11

Звук [М]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.  

1

12

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [М'].

1

13

Звук [Н]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки.

1

14

Звук [Н']. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений.

1

15

Звук [П]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

1

16

Звук [П']. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных звуков.

1

17

Звук [Т]. Составление рассказа-описания.

1

18

Звук [Т']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

1

19

Звук [К]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков.

1

20

Звук [К']. Выделение в слове твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

1

21

Звук [Х]. Наблюдение над многозначными словами в речи.

1

22

Звук [Х']. Определение положения звука в слове.

1

23

Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Обогащение словарного запаса детей.

1

24

Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

1

25

Звук [Ф']. Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

1

26

Звук [Й']. Определение положения звука в слове.

1

27

Двойные звуки. Звук [Й'О]. Соотнесение букв и звуков.

1

28

Звуки [Й'У]. Звуковой анализ слогов и слов.

1

29

Звуки [Й'А]. Звуковой анализ слогов и слов.

1

30

Звуки [Й'Э]. Подробный пересказ текста по зрительной опоре.

1

31

Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Соотнесение букв и звуков.

1

32

Звук [Л]. Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов.

1

33

Звук [Л']. Изменение слов путём добавления, исключения звуков.

1

34

Звуки [Л] - [Й']. Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова.

1

35

Звуки [В] и [В']. Обучение диалоговой речи.

1

36

Звонкие и глухие согласные. Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф'].

1

37

Звук [Ч']. Обучение составлению предложений, конструированию словосочетаний.

1

38

Звук [Щ']. Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов.

1

39

Звуки [Ч'] - [Щ']. Составление рассказа по серии картинок.

1

40

Звуки [Б] и [Б']. Составление прямых и обратных слогов.

1

41

Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Выделение в слове твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

1

42

Звуки [Д] и [Д']. Составление слова из изученных звуков и слогов.

1

43

Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Классификация звуков: звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.

1

44

Звук [С]. Участие в диалоге.

1

45

Звук [С']. Употребление новых слов в речи.

1

46

Звук [Ц]. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

1

47

Звуки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч']. Обучение подробному пересказу текста.

1

48

Звуки [Г] и [Г']. Составление слов на заданное количество слогов.

1

49

Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. Звуковой анализ состава слогов и слов.

1

50

Звук [З]. Восстановление нарушенной последовательности слогов в структуре слова. Составление слогов и слов.

1

51

Звук [З']. Конструирование словосочетаний. Многозначные слова.

1

52

Классификация звуков: свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С'].

1

53

Звук [Ш]. Звуковой анализ состава слогов и слов.

1

54

Звуки [Ш] - [С], [Ш] - [Щ']. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов.

1

55

Звук [Ж]. Расширение словарного запаса.

1

56

Классификация звуков: шипящие согласные звуки [Ж] - [З], [Ж] - [Ш].

1

57

Звук [Р]. Обучение составлению рассказа по серии картинок.

1

58

Звук [Р']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

1

59

Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов.

1

60

Подробный пересказ текста по зрительной опоре.

1

61

Обучение составлению рассказа по картинке, по серии картинок.

1

62

Обучение составлению рассказа-описания, творческих рассказов.

1

63

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи.

1

64

Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Занимательные опыты для дошколят

Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...

Фитбол-гимнастика для дошколят

Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...

Что приносит Новый год? Новогодние ритмические загадки для дошколят

Презентация предназначена для работы над развитием ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель - усвоение ритмических групп в размере 4\4. В данной ритмической игре можно выдели...

Консультация для заботливых родителей и непоседливых дошколят « Снежные забавы или чем занять дошколят на зимней прогулке»

Материал поможет взрослым научить своих непосед правильно падать во время  зимней прогулки,находить себе игры и занятия по душе Ведь что может быть веселей  зимней прогулки?...